Компрессорная станция для транспортировки нефтяного газа

 

Изобретение позволяет повысить надежность за счет применения абсорбционной холодильной машины 10 для утилизации тепла выхлопных газов газотурбинного привода 3. Нефтяной газ охлаждают в испарителе 13, устраняют из него влагу в сепараторе 1 и сжимают в компрессоре 2, пропуская через газоохладители 5 и 6 и концевые сепараторы 7 и 8. Машина 10 снабжена абсорбером 11, кипятильником-генератором (КГ) 12, испарителем 13 и конденсатором 14. Тепло в КГ 12 поступает от теплообменника-утилизатора 15, установленного в выхлопной шахте 4. Станция снабжена блоком утилизации тепла 16 с тремя теплообменниками 17, 18 и 19, которые подключены соответственно к конденсатору 14,абсорберу 11 и утилизационному теплообменнику 20. 1 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 04 В 41/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фк

С

О

> (21) 4792219/06 (22) 19.02.90 (46) 15.06.92. Бюл. ¹ 22 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (72) В.П.Парафейн и к, Ю.С. Бухолдин, А.Б.Братков, О,В.Калашников и В.И.Кобзистый (53) 625.515 (088.8) (56) Динков В,А., Грищенко А.И., Васильев

Ю,Н. и др. Повышение эффективности использования газа на:-.Омпрессорных станциях, M. Машиностроение, 1976, с, 118 — 127.

Станция компрессорная для транспорта нефтяного газа КС-6,3-ЦГТП/4-76. Расчеты

09.0000,000 PP., Ñõåìà пневмогидравлическая принципиальная компрессорной станции для транспорта нефтяного газа.

09.0000,000.СЗ. Сумы, 1983.

„, Я2„, 1740774 А1 (54) КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ДЛЯ

ТРАНСПОРТА ГАЗА (57) Изобретение позволяет повысить надежность за счет применения абсорбционной холодильной машины 10 для утилизации тепла выхлопных газов газотурбинного привода 3.

Нефтяной газ охлаждают в испарителе 13, устраняют из него влагу в сепараторе 1 и сжимают в компрессоре 2, пропуская через газоохладители 5 и 6 и концевые сепараторы 7 и 8. Машина 10 снабжена абсорбером

11, кипятильником-генератором (КГ) 12, испарителем 13 и конденсатором 14. Тепло в

КГ 12 поступает от теплообменника-утилизатора 15, установленного в выхлопной шахте 4. Станция снабжена блоком утилизации тепла 16 с тремя теплообменниками 17, 18 и 19, которые подключены соответственно к конденсатору 14, абсорберу 11 и утилизационному теплообменнику 20. 1 ил.

1740774

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в конструкциях компрессорных станций, применяющихся для сбора, транспортировки, обратной закачки нефтяного газа с целью интенсификации добычи нефти или утилизации газа, а также его переработки.

Известна конструкция компрессорной установки для транспорта природного газа на основе применения газомотокомпрессора с утилизационной холодильной машиной, используемой для охлаждения наддувочного воздуха в приводной части газомоторного компрессора, а также для охлаждения масла в маслосистеме комп рессорной установки. Комп рессорная установка имеет в своем составе теплообменник, заполненный антифризом, в который помещены змеевики для охлаждающей воды, а также для хладагента холодильной машины, Холодильная машина является абсорбционным холодильным агрегатом, в котором источником тепла для осуществления холодильного цикла является газовый подогревател ь.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к предлагаемой конструкции компрессорной станции является конструкция компрессорной станции, содержащая компрессорный агрегат с газотурбинным приводом авиационного типа, теплообменное и сепарационное оборудование с системой отвода и сбора конденсата, абсорбционную систему осушки с системой регенерации жидкого сорбента, а также систему отопления отдельных блоков-контейнеров оборудования станции.

В такой компрессорной станции компримирование нефтяного аза в диапазоне значений молекулярных весов 17,5 — 29,0 осуществляется применением смени.- х проточек частей, что создает дополнительные трудности в производстве из-за большого разнообразия элементов проточной части и невозможности обеспечить унификацию компрессоров для газовой и нефтяной промышленности.

Кроме того, сепарационное оборудование, трубная обвязка и арматура системы сбора конденсата выбираются исходя из максимального количества конденсата, выделяющегося в процессе компримирования тежелого нефтяного газа, что приводит к увеличению металлоемкости изготавливаемого оборудования в том случае если станция работает на более легком нефтяном газе.

Существенным является также то, что доля утилизирован ного тепла выхлопных га-!

55 зов газотурбинной установки за счет подогрева жидкости, используемой для отопления блоков-контейнеров компрессорной станции также составляет незначительную величину, так что в целом эффективность применения приводных газотурбинных установок остается весьма низкой, Кроме того, в составе компрессорной станции имеется абсорбционная система осушки, которая сушит газ до точки росы (-10) — (-20) С перед подачей его в трубопровод для закачки в скважины или транспортировки по трубопроводам.

Система осушки довольно сложна по конструкции, имеет значительную металлоемкость и требует квалифицированного обслуживания в период эксплуатации.

Целью изобретения является повышение надежности, Поставленная цель достигается тем, что в компрессорной станции для транспорта газа, содержащей центробежный компрессор, подключенный к газотурбинному приводу, имеющему выхлопную шахту, подключенный к входу компрессора входной сепаратор и отопительную систему, станция дополнительно содержит блок утилизации тепла с тремя теплообменниками, абсорбционную холодильную машину, снабженную абсорбером, кипятильником-генератором, испарителем и конденсатором, и два утилизационных теплообменника, установленные в выхлопной шахте, при этом испаритель подключен к магистрали нефтяного газа перед входным сепаратором, испаритель-генератор подключен к первому по ходу потока газов утилизационному теплообменнику, конденсатор — к первому теплообменнику блока утилизации, абсорбер— к второму теплообменнику, а отопительная система — последовательно к третьему теплообменнику и к второму утилизационному теплообменнику, На чертеже представлена принципиальная схема станции в блочно-комплектном исполнении, Компрессорная станция содержит входной сепаратор 1, центробежный компрессор 2, газотурбинный привод 3, имеющий выхлопную шахту 4, газоохладители 5 и 6, промежуточный и концевой сепараторы 7 и

8, систему 9 отопления. Станция содержит также абсорбционную холодильную машину (АХМ) 10, установленную перед сепаратором 1, снабженную абсорбером 11, кипятильником-генератором 12, испарителем 13 и конденсатором 14. Кипятильник-генератор 12 с помощью труб проводов подключен к теплообменнику-утилизатору

15, установленному в выхлопной шахте 4, 1740774

55 испаритель 13 подключен к магистрали нефтяного газа перед входным сепаратором 1.

Станция включает блок 16 утилизации тепла с тремя теплообменниками 17, 18 и 19, при этом конденсатор 14 подключен к теплообменнику 17, абсорбер 11 подключен к теплообменнику 18, а отопительная система 9 последовательно подключена к утилизационному теплообменнику 20, установленному в выхлопной шахте 4, и теплообменнику

19 блока 16 утилизации тепла. Для циркуляции рабочих сред по трубопроводам, обеспечивающим работу AXM 10 и системы 9 отопления в составе станции имеются насосы 21 — 25, а для поддержания тепловых режимов холодильного цикла АХМ 10— аппараты воздушного охлаждения 26 и 27.

Компрессорная станция работает следующим образом.

Газ поступает по трубопроводу в АХМ

10, где охлаждается до температуры, при которой обеспечивается выпадение в виде жидкой фракции тяжелых углеводородов, а также воды, которые в сепараторе 1 отделяются от технологического газа и отводят в. дренажную систему станции.

После обработки газа в АХМ 10 его молекулярный вес уменьшается до такого значения, при котором обеспечивается высокоэффективный процесс компримирования в центробежном компрессоре, что осуществляется в цилиндрах низкого и высокого давления компрессора 2 с охлаждением технологического газа . в газоохладителях 5 и 6, и с отделением жидкости в сепараторах 7 и 8. Характеристики и режимы работы газоохладителей 5 и 6 сепараторов 7 и 8 определяются составом газа и режимами работы АХМ 10 и цилиндрами компрессора 2, Благодаря охлаждению технологического газа осушка газа на выходе не требуется. Газ с выхода компрессорной станции направляется в технслогический трубопровод для распределения потребителям.

Работа абсорбционной холодильной машины 10 обеспечивается за счет утилизации тепла выхлопных газов приводной ГТУ

3. В связи с этим испаритель-генератор 12

АХМ подключен системой трубопроводов к утилизационному теплообменнику 15, установленному в выхлопной шахте 4. Циркуляция теплоносителя обеспечивается насосом

35.

Испарившийся хладагент поступает в конденсатор 14. Конденсация паров хладагента обеспечивается за счет подвода охлаждающей жидкости, избыточное тепло которой за счет наличия теплообменника 17 используется для подогрева теплоносителя, 5

35 заполняющего блок 16 утилизации. Сконцентрированный холодильный агент, пройдя регулирующий вентиль, обеспечивает охлаждение транспортируемого газа в испарителе 13.

Отвод тепла, выделяющегося в процессе абсорбции при работе АХМ 10. осуществляется рабочей средой, циркулирующий с помощью насоса 22 по трубопроводам через утилизационный теплообменник 18.

Доохлаждение рабочих жидкостей при необходимости осуществляется в ABO 26 и

27.

Система отопления станции 9 с помощью трубопровода подключена к утилизационному теплообменнику 19, в котором осуществляется предварительный подогрев теплоносителя. По трубопроводу теплоноситель системы 9 отопления подается в утилизационный теплообменник 20, установленный в выхлопной шахте ГТУ 4, в котором осуществляется нагрев теплоносителя до требуемой температуры, а затем он подается в систему 9 отопления станции.

Таким образом, предложенная конструкция компрессорной станции для транспорта нефтяного газа позволяет обеспечить эффективную работу станции при изменении состава газа в широком диапазоне молекулярных весов углеводородной смеси, повысить производительность станции при уменьшении энергозатрат и отказаться от осушки технологического газа в специальной системе осушки перед подачей его потребител ю.

Формула изобретения

Компрессорная станция для транспортировки нефтяного газа, содержащая центробежный компрессор, подключенный к газотурбин ном) приводу, имеющему выхлопную шахту, подключенный к входу компрессора входной сепаратор и отопительную систему, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, станция дополнительно содержит блок утилизации тепла с тремя теплообменниками, абсорбцион ную холодильную машину, снабженную абсорбером, кипятильником-генератором, испарителем и конденсатором, и два утилизационных теплообменника, установленных s выхлопной шахте, при этом испаритель подключен к магистрали нефтяного газа перед входным сепаратором, кипятильник-генератор подключен к первому по ходу потока газа утилизационному теплообменнику, конденсатор — к первому теплообменнику, а отопительная система — последовательно к третьему теплообменнику и к второму утилизационному теплообменнику,

Компрессорная станция для транспортировки нефтяного газа Компрессорная станция для транспортировки нефтяного газа Компрессорная станция для транспортировки нефтяного газа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пневматическим системам управления тормозами транспортных средств и позволяет повысить точность регулирования Рабочир поло сти (П) 5 поршневого механизма 2 открытия впускных клапанов (К) 3 компрессора 4 сообщены с ресивером (Р) 1 при помощи пневмолинии 6

Изобретение относится к компрессоростроению и позволяет повысить эксплуатационную надежность путем контроля гидравлического сопротивления адсорбера В линии (Л) 3 нагнетания, соединенной с компрессором (К) 1, установлены теплообменник 4, электромагнитный отсечной вентиль(ОВ)5, адсорбер (А) 6 с электромагнитным дренажным вентилем (ДВ) 7 и обратный клапан (ОК) 8

Изобретение относится к вакуумной технике и позволяет повысить достоверность экспериментальных результатов, получаемых на установке

Ресивер // 1511462
Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в составе холодильных машин

Изобретение относится к компрессоростроению и позволяет повысить надежность установки

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в АГНКС

Изобретение относится к области пневматической техники, преимущественно к системам подготовки сжатого воздуха на транспортных средствах

Изобретение относится к области пневматической техники, преимущественно к системам подготовки сжатого воздуха на транспортных средствах и в стационарных установках

Изобретение относится к машиностроению

Ресивер // 2042051
Изобретение относится к аппаратам вакуумной техники и может быть применено в любой отрасли народного хозяйства при отделении твердых частиц от жидкости, в частности, при обезвоживании концентрата металлургической промышленности, т

Изобретение относится к управлению компрессорными установками, эксплуатируемыми в различных отраслях народного хозяйства, находящихся в климатических условиях с длительным воздействием отрицательных температур, и особенно для шахтных предприятий горной промышленности

Изобретение относится к способам компрессии газов и предназначено для получения выгоды от экономии потребляемой энергии компрессорами циклического принципа действия, поршневыми, диафрагменными, ротационными и другими, рабочий цикл которых основан на сжатии рабочего тела в рабочей камере с использованием газораспределения (клапанов впуска и выпуска)

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Компрессорная система включает в себя приводимый в действие от электродвигателя через приводной вал компрессор, резервуар для сжатого воздуха. Электродвигатель выполнен с возможностью настройки посредством регулировочного устройства, по меньшей мере, с одной частотой вращения, в пределах от максимальной частоты вращения до минимальной частоты вращения. В расположенном по ходу потока от компрессора, проводящем сжатый воздух трубопроводе расположен датчик давления для определения давления для регулировочного устройства. Исполнительный орган для непрерывного воздействия на частоту вращения электродвигателя расположен между устройством подачи электроэнергии и электродвигателем. Настройка исполнительного органа осуществляется в соответствии с сенсорным устройством, включающим в себя датчик для регистрации внешнего граничного условия рельсового транспортного средства, через регулировочное устройство. Достигается повышение эффективности компрессорной системы и понижение шума при ее работе. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх