Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: устройство содержит по меньшей мере три емкостных накопителя 6-8, которые подключены к аккумуляторной батарее 1 через тиристорные коммутаторы 17-19. Стартер 2 подключен к емкостным накопителям 6-8 через тиристорные коммутаторы 14-16. Блок 9 опорного напряжения, три блока сравнения 10-12 и дешифратор 13 управляют работой тиристорных коммутаторов. При пуске двигателя накопители 6-8 поочередно отдают энергию . Во время разряда одного накопителя энергии аккумуляторная батарея 1 подзаряжает другие. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я>.5 F 02 N 11/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ф о

С)

Д

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ

1 (21) 4775441(06 . (22) 29.12.89 (46) 07..07.92; Бюл, М 25 (72) B.H.Ñêàëüñêèé, Н.Ф.Баксаляр и С,К.Боровков (53) 621.43-573{038.8) (56) Авторское свидетельство СССР

M 1455030, кл. F 02- N 11/08, f98?. .(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКАДВИГАТЕЛЯ .В НУТР Е Н Н ЕГО С ГОРАН ИЯ

- (57) Сущность изобретения: устройство со-. держит. по меньшей мере три емкостных на„„5lJ „,> 1746045 А1 копителя 6 — 8, которые подключены к аккумуляторной батарее 1 через тиристорные коммутаторы 17- f9, Стартер 2 подключен к емкостным накопителям 6 — 8. через тиристорные коммутаторы 14=16; Блок 9 опорного напряжения, три блока сравнения 10-12 и дешифратор 13 управляют работой тиристорных коммутаторов. При пуске двигателя накопители 6-8 поочередно отдают энергию, Во время разряда-одного накопителя энергии аккумуляторная батарея 1 подзаряжает другие. 2 ил, 1746045

Изобретение о-.носится к пусковым устройствам двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано на передвижных и стационарных установках, где применяются двигатели внутреннего сгора- 5 ния.

Известны устройства, в которых пуск

ДВС осуществляется непосредственно от энергии аккумуляторных батарей (АБ).

Недостатком таких устройств является 10 низкая надежность пуска вследствие повышения вязкости масла в двигателе при низких температурах, понижения плотности электролита при разряде АБ, недостаточного крутящего момента на валу электростар- 15 тера из-за относительно высокого внутреннего сопротивления АБ, ведущего к ограничению пускового тока. Кроме того, эти устройства требуют значительной емкости АБ, что ведет к повышенному расходу 20 таких дефицитных материалов, как свинец.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому следует считать систему электростартерного пускодвигателя, содержащую АБ, отрицательным полюсом 25 соединенную со стартером, выполненным в виде электрической машины постоянного тока, параллельно соединенное с АБ устройство управления пуском с тяговым реле. имеющим замыкающие контакты, емкост- 30 ные накопители энергии. Однако известная система рассчитана лишь на подачу нескольких кратковременных (доли секунды) импульсов напряжения для прокрутки стартером коленчатого вала двигателя. Причем 35 количество импульсов равно количеству емкостных накопителей энергии. Повторная подача импульсов возможна лишь при отключении стартера на время, необходимое для заряда емкостн ых накопителей, что сни- 40 жает надежность и эффективность пуска.

Увеличение времени подачи напряжения для запуска необходимо в условиях низких температур, а также для двигателей с износившейся цилиндропоршневой группой. В 45 подобных условиях для надежного пуска необходима подача (до 10 с) таких импульсов напряжения.

Целью изобретения является повышение надежности пуска двигателя внутренне- 50 го сгорания.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для пуска двигателя снабжено по меньшей мере тремя емкостными накопителями энергии (Е Н), дополнительным за- 55 . мыкающим контактом тягового реле, блоком опорного напряжения (БОН), входы которого подключены к АБ, дешифратором, шестью тиристорными коммутаторами (ГК), тремя блоками сравнения (БС), каждый из которых одним входом соединен с выходом блока опорного напряжения, а другим входом подключен к одному из накопителей энергии, а его выходы соединены с дешифратаром, При этом емкостные накопители энергии одним полюсом соединены с отрицательным полюсом АБ, вторым полюсом первый ЕН соединен с анодом первого и катодом четвертого ТК, второй ЕН соединен с анодом второго и.катодом пятого ТК, третий ЕН соединен с анодом третьего и катодом шестого ТК, катоды первого, второго и третьего ТК соединены через первый замыкающий контакт тягового реле с вторым выводом стартера, аноды четвертого, пятого и шестого ТК соединены с положительным полюсом АБ. Каждый из БС своим первым входом соединен с выходом блока опорного напряжения, вторым входом — соответственно с положительным полюсом одного из трехемкостных накопителей, а выходом — с дешифратором. Три тиристорные коммутатора включены между ЕН и стартером. При этом управляющие электроды всех ТК подключены к выходам дешифратора, первый вход которого через дополнительный замыкающий контакт тягового реле соединен с

АБ.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства; на фиг, 2 — графики, поясняющие ее работу.

Устройство для пуска ДВС содержит АБ

1, стартер 2, выполненный в виде электрической машины постоянного тока, устройство управления пуском, состоящее из тягового реле 3, имеющего замыкающий контакт 4 и дополнительный замыкающий контакт 5, три емкостных накопителя 6-8, например, на основе конденсаторных батарей, блок 9 опорного напряжения, выполненный, например, по схеме стабилизатора постоянного напряжения, блоки сравнения

10 — 12, выполненные, например, на основе триггера Шмитта, дешифратор (ДШ) 13, предназначенный для преобразования комбинаций входных сигналов, поступающих с выходом БС 10-12 и от АБ 1 в определенные комбинации сигналов, подаваемых с его шести выходов на управляющие электроды ТК

14-19, кнопки 20 пуска.

Блок 9 и устройство управления пуском, состоящее из тягового реле 3 и кнопки 20, подключены параллельно АБ 1. Одним полюсом ЕН 6-8 и стартер 2 подключены к отрицательному полюсу АБ 1. Вторым полюсом ЕН 6 соединен с анодом ТК 14 и катодом

ТК 17, ЕН T — с анодом ТК 15 и катодом ТК

18, а EH 8- с анодом ТК 16 и катодом ТК 19.

Катоды ТК 14-16 соединены через замыкающий контакт 4 тягового реле 3 с вторым

1746045 полюсом стартера 2. Аноды ТК 17 — 19 соединены с положительным полюсом АБ 1.

Каждый из БС своим первым входом соединен с выходом БОН 9, вторым входом — соответственно с вторым полюсом ЕН 6-8, а выходом — с ДШ 13. Управляющий электрод каждого из ТК подключен к одному из шести выходов ДШ 13, первый вход которого через замыкающий контакт 5 тягового реле 3 соединен с положительным полюсом

АБ 1.

Блоки сравнения 10-12 построены, например, на основе триггера Шмитта и имеют пороги срабатывания и отпускания, между которыми существует зона гистерезиса. При величине напряжения, подавае.мого на второй вход БС 10 — 12 и равного порогу срабатывания (отпускания), EC формируют на выходе нулевой (единичный) сигнал. Значения напряжений порогов отпускания (срабатывания) БС 10 — 12 и токов удержания тиристоров 14 — 19 выбраны так,. что напряжение порога отпускания (срабатывания) БС 10 — 12 равно напряжению на ЕН 6 — 8. При этом ток разряда (заряда) накопителей равен величине тока удержания ТК 14 — 16 (ТК 17 — 19) при разряде (заряде) ЕН 6 — 8.

Параметры элементов схемы устройства выбираются так, чтобы ток заряда I3, вре-. мя заряда Ь емкостного накопителя были связаны с током разряда lp и.временем разряда tp соотношениями

1з = (0,5 — 0,52)1р, тз (1,9 — 2,0)tp

В исходном положении при подключении устройства напряжение АБ 1 подается на БОН 9. При напряжениях íà EH 6 — 8, меньших напряжения порога срабатывания

БС 10-12, формируют на выходе единичный сигнал, ДШ 13 при разомкнутом контакте 5 и единичных сигналах на выходах от БС

10 — 12 формирует сигналы на открытие TK

17 — 19 и происходит заряд ЕН 6-8 от АБ 1 (ТК 14 — 16 при этом остаются закрытыми). В процессе заряда ЕН 6-8 напряжение на них. возрастает, достигая величины порога срабатывания БС 10 — 120 а ТК 17 — 19. при токе, проходящем через них и равном току удержания тиристоров, закрываются. БС 10-12 формируют на выходе нулевые сигналы, подаваемые на вход ДШ 13.

Для пуска двигателя замыкается кнопка

20 пуска. Срабаты вает тяговое реле 3, замыкающее свои контакты 4 и 5, которые соответственно подключают катоды ТК 14-16 к второму выводу стертера 2 и подают сигнал от АБ 1 на четвертый вход ДШ 13. Заряд и разряд ЕН 6-8 осуществляется открытием

ТК 14 — 19, подачей сигналов на их управлю35 рез TK 18 — заряд EH 7. С учетом выбранных параметров емкостных накопителей к моменту времени полного разряда ЕН 8 ЕН 6 заряжается, т.е. ток заряда, проходящий через TK 17, уменьшается до величины тока

40 удержания тиристора,- и ТК 17 закрывается, а напряжение на ЕН 6 достигает значения порога срабатывания БС 10, который формирует нулевой сигнал на выходе. Ток, проходящий через ТК 16, и напряжение на ЕН

45 8 при его разряде уменьшаются, достигая соответственно значений тока удержания тиристора ТК 16 и напряжения порога отпускания БС 12. TK 16 закрывается, БС 12 формирует на выходе единичный сигнал, ко50 торый подается на третий вход ДШ 13(заряд

ЕН 7 в этот момент времени продолжается), 4. ДШ 13 при единичных сигналах на его втором, третьем и четвертом входах формирует сигналы на открытие ТК 14 и 19. Через

ТК происходит разряд ЕН 6 на стартер 2, поддерживая его вращение., а через TK 19— заряд ЕН 8. С учетом выбранных параметров емкостных накопителей к моменту времени полного разряда ЕН 6 EH 7 заряжается, т,е. ток заряда, проходящий че5

30 щие электроды с выходом ДШ 13 в зависимости от комбинации сигналов íà его входе.

1. При нулевых сигналах на первых трех и единичном на четвертом входе ДШ 13 последний формирует сигнал на открытие ТК

14. Через последний происходит разряд ЕН

6 на стартер 2, в результате чего происходит его вращение. Ток, проходящий через ТК 14, и напряжение на EH 6 при его разряде уменьшаются, достигая соответственно значений тока удержания тиристора и напряжения порога отпускания БС 10, ТК 14 закрывается. БС 10 формирует на выходе единичный сигнал, который подается на первый вход дешифратора.

2, ДШ 13 при единичных сигналах на его первом и четвертом входах формирует сигналы на открытие ТК 15 и 17. Через ТК 15 происходит разряд EH 7 на стартер 2, поддерживая его вращение, а через ТК 17— заряд ЕН 6. Ток, проходящий через ТК 15, и напряжение на ЕН 7 при его разряде уменьшаются, достигая соответственно значений тока удержания тиристора ТК 15 и напряжения порога отпускания БС 11, ТК 15 закрывается, БС 11 формирует на выходе единичный сигнал, который подается на второй вход ДШ 13 (заряд ЕН 6 в .этот момейт времени продолжается).

3, Дешифратор13 при единичных сигналах на его первом, втором и четвертом входах формирует сигналы на открытие ТК 16 и

18. Через ТК 16 происходит разряд ЕН 8 на стартер 2, поддерживая его вращение, Че1746045 реэ ТК 18, уменьшается до величины тока удержания тиристора, и ТК 18 закрывается, а напряжение на ЕН 7 достигает значения порога срабатывания БС 11, который формирует нулевой сигнал на выходе. 5

Ток, проходящий через ТК 14, и напряжение на ЕН.6 при его разряде уменьшаются, достигая соответственно значений тока удержания тиристора ТК 14 и напряжения порога отпускания БС10, ТК14 закрывается. 10

БС 10 формирует на выходе единичный сигнал, который подается на первый вход ДШ

13 (заряд ЕН 8 в этот момент времени продолжается).

5. При единичных сигналах на первом, 15 третьем и четвертом входах ДШ 13 формируются.сигналы на открытие ГК 15 и 17.

Через ТК 15 происходит разряд EH 7 на стартер 2, поддерживая его вращение, а через ТК 17- заряд ЕН 6. С учетом выбранных 20 параметров емкостных накопителей к моменту времени полного разряда ЕН 7 EH 8 заряжается, т.е. ток заряда, проходящий через ТК 1S уменьшается до величины тока удержания тиристора, и ТК 19 закрывается, 25 а напряжение на ЕН 8 достигает значения порога срабатывания БС 12, который формирует нулевой сигнал на выходе.

Ток, проходящий через ТК 15, и напряжение на ЕН 7 при его разряде уменьшают- 30 ся, достигая соответственно значений тока удержания тиристора.ТК 15 и напряжения порога отпускания БС 11, ТК 15 закрывается. БС 11 формирует на выходе единичный сигнал, который подается на второй вход 35

ДШ 13 (заряд ЕН 6 в этот момент времени продолжается).

6. При единичных сигналах на первом, втором и четвертом входах ДШ 13 формируются сигналы на открытие ТК 16 и 18. Через 40

TK 16 происходит разряд ЕН 8 на стартер 2, . поддерживая его вращение, а через ТК 18— заряд EH 7. С учетом выбранных параметров емкостных накопителей к моменту времени полного разряда ЕН 8, ЕН 6 45 заряжается, т.е. ток заряда, проходящий через ТК 17, уменьшается до величины тока удержания тиристора, и ТК 17 закрывается, а напряжение íà EH 6 достигает значения порога срабатывания БС 10, который фор- 50 мирует нулевой сигнал на выходе.

Ток, проходящий через ТК 16, и напряжение на ЕН 8 при его разряде уменьшаются, достигая соответственно значений тока удержания тиристора ТК 16 и напряжения 55 порога отпускания БС 12. ТК 16 закрывается. БС 12 формирует на выходе единичный сигнал, который подается на третий вход

ДШ 13 (заряд ЕН 7 в этот момент продолжается).

Дальнейшая периодическая подача импульсов с ЕН 6-& на стартер 2 осуществляется в последовательности, приведенной в пп. 4-6.

Время пуска двигателя определяется длительностью замкнутого состояния кнопки 20, При размыкании последней тяговое реле 3 обесточивается и размыкает контакты 4 и 5 соответственно, прерывая цепь питания стартера 2 и снимая сигнал от AS 1 на четвертый вход ДШ 13. При этом емкостные накопители, находящиеся на заряде в момент размыкания кнопки 20. через соответствующие им тиристорные коммутаторы заряжаются до напряжения порога срабатывания соответствующих им блоков сравнения, которые формируют нулевые сигналы, подаваемые на вход ДШ 13.

При повторном пуске двигателя нажимается кнопка 20 пуска и схема устройства работает, как описано в пп. 1-6.

Емкость накопителей выбирается исходя из энергии, необходимой для электростартерного пуска двигателя в зависимости от его типа. В условиях пониженных температур, а также изношенности цилиндропоршневой группы двигателя повышение надежности пуска определяется возможностью непрерывной подачи импульсов с емкостных накопителей на стартер в течение времени, необходимого для запуска двигателя.

Подзаряд накопителей осуществляется токами, отдаваемыми АБ в зависимости от степени ее заряженности и температуры окружающей среды. Накопители при этом отдают ток, необходимый для вращения стартера. Обеспечение тока для создания необходимого крутящего момента на валу электростартера в течение любой требуемой продолжительности запуска создается последовательным разрядом трех накопителей небольшой емкости, что показано на фиг. 2.

Из графиков видно, что с учетом выбранных параметров элементов схемы, при работе устройства максимальное значение. суммарного тока заряда накопителя, находящегося на подзаряде, превышает не более чем на 15-20 величину максимального, значения тока заряда одного накопителя.

Ток заряда определяется по известному из курса электротехники выражению. Для осуществления пуска двигателя в течение требуемого времени пуска, например 5-10 с, суммарная емкость и массообъемные характеристики предлагаемого устройства значительно меньше, чем у системы с одним емкостным накопителем, рассчитанным на то же время.

1746045

1р. макс

6пакс.

Составитель С . Боровков

Редактор М . Стрельникова Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор C, . Черни

Заказ 2379 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Возможность пуска двигателя от устройства с емкостными накопителями позволяет также использовать АБ небольшой емкости, значительно меньшей, чем в случае, когда пуск осуществляется непосредст- 5 венно от АБ. Тем самым экономятся дефицитные материалы, например свинец, идущие на производство аккумуляторных батарей.

Формула изобретения 10

Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее аккумуляторную батарею, стартер, тяговое реле с замыкающим контактом, пусковой выключатель и емкостные накопители энергии, со- 15 единенные с аккумуляторной батареей, причем тяговое реле подключено к аккумуляторной батарее через пусковой выключатель, а контакттягового реле включен между емкостными накопителями энергии и стар- 20 тером, отличающееся тем,что,сцелью повышения надежности, оно снабжено по меньшей мере тремя накопителями энергии, тремя блоками сравнения, каждый из

25 которых имеет два входа, шестью коммутаторами с управляющими электродами, блоком опорного напряжения с двумя входами, дешифратором, имеющим по меньшей мере четыре входа и шесть выходов, тяговое реле выполнено с дополнительным замыкающим контактом, при этом три коммутатора включены между аккумуляторной батареей и накопителями энергии, а три другие включаены между накопителями энергии и стартером, управляющие электроды всех коммутаторов подключены к выходам дешифратора, первый вход которого через дополнительный замыкающий контакт тягового реле соединен с аккумуляторной батареей,.а остальные три входа соединены с выходами блоков сравнения, входы блока опорного напряжения подключены к аккумуляторной батарее, каждый блок сравнени.я одним из входов соединен с выходом блока опорного напряжения, а другим входом подключен к одному из накопителей энергии.

Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано на передвижных и стационарных установках, где применяются ДВС и где необходим их частый пуск

Изобретение относится к экономайзерам холостого хода двигателей внутреннего сгорания (ДВС), исключающим работу ДВС на холостом ходу при кратковременных остановках транспортного средства или при движении, когда коробка передач в нейтральном положении

Изобретение относится к двигателестроению, может быть использовано преимущественно в автомобилях и позволяет повысить надежность пуска путем обеспечения резервного ручного запуска

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания Целью изобретения является повышение надежности и экономичности устройства двуступенчатого включения стартера

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания, снабженных системой зажигания с транзисторным коммутатором

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано на передвижных и стационарных установках, работа которых сопровождается частыми пусками и остановками двигателя

Изобретение относится к системам электрического запуска двигателя и энергоснабжения потребителей объектов бронетанковой техники, преимущественно к основным танкам и объектам на их базе

Изобретение относится к электрооборудованию объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах электростартерного пуска и искрового зажигания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для внешнего запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для электростартерного запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, и может быть использовано в составе передвижных танкоремонтных мастерских

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам для облегчения пуска автомобильных двигателей внутреннего сгорания? и позволяет повысить надежность пуска двигателя в любых погодных условиях к увеличить срок службы устройства

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и предназначено для предпускового подогрева масла
Наверх