Подшипниковый узел

 

Использование электромашиностроение . Сущность изобретения, подшипниковый узел содержит размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск Фланцевая крышка выполнена с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска. Кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью ограниченного осевого перемещения. Кольцевой выступ может быть выполнен из антифрикционного материала 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л F 16 С 33/66

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4832820/27 (22) 23.04,90 (46) 23.07,92. Бюл, N 27 (71) Филиал Всесоюзного научно-исследовательского института электромашиностроения по крупным электрическим машинам (72) В.А.Макагон и И.Ф.Ясинский (56) Перель Л.Я, Подшипники качения. Спра-. вочник. M., 1983, с, 29, сйс. 16. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ У3ЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Использование: электромашйностроение. Сущность изобретения; подшипниковый узел содержйт размещенный в корпусе

Изобретение отйосится к электромашйностроению и может быть использовано в конструкциях подшипниковых узлов электрических машин, в которых применены подшипники качения с пластичной смазкой, .!

Известен подшипниковый узел, содержащий размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, а также фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относйтельно диска клапана, а также камеру прйема отработавшей смазки. Недостатком такого узла является то обстоятельство, что в процессе эксплуатации электрической машины возможны отказы подшипниковых узлов при касаниях вращающегося с валом диска о торцовую поверхность неподвижного кольцевого выступа фланцевой крышки из... БЫ,, 1749569 А1

2 и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, Фланцевая крышка выполнена с кольцевым центрирувщим выступом, направ- ленным к валу и размещенным" между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительнб диска. Кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а крышка выполнена с цилиндрическим стуйенчатым отверстием для размещения кольцевого вы- . ступа с возможностью ограниченного осе-вого перемещения. Кольцевой выступ может быть выполнен из антифрикционного материала. 2 ил, ф

1 за небольших регламентированных. нормами зазоров между ними.

Цель изобретения — повышение надежности подшипниковых узлов электрической ,! машины. :,. - : а

Это достигается тем, что в подшипниковом узле, содержащем размещенный в кор- Д . пусе и на валу подшийник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленнйй на у валу диск, а также фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между "О торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска клапана, а также камеру приема смазки, кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью- ограниченного осевого перемещени, при зт ом кольцевой выступ выполйен из антифрикционного ма.,териала, например латуни.

1749569

15

25

35

На фиг, 1 схематически изображен предлагаемый подшипниковый узел электрической машины с клапаном для сброса пластичной смазки, проДольный разрез; на фиг. 2 — вариант выполнения подшипникового узла с двумя подшипниками качения.

Стрелками показано движение смазки в подшипниковых узлах.

Подшипниковый узел (см, фиг. 1) электрической машины состоит из вала 1, подшипника качения 2, рядом с внутренним кольцом 3 которого установлен диск 4, обхватывэемый фланцевой крышкой 5 с кольцевым центрирующим выступом 6, йэправленным к валу 1 и размещенным между торцами наружного кольца 7 подшипника 2 и диска 4, В нижней части фланцевой крышки 5 выполнена камера 8 для приема избытка и отработавшей смазки.

Кольцевой выступ 6 выполнен в виде кольца, а крышка 5 выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием 9, в котором размещен с возможностью ограниченного осевого перемещения кольцевой выступ 10.

Неподвижная чаСть 11 кольцевого центрирующего выступа 6 выполнена с упором в наружное кольцо 7 подшипника 2. Подшипниковый узел (см. фиг. 2) электрической машины может содержать два подшипника качения, один из которых несет радиальную нагрузку, а другой — осевую. В этом случае диск 4 клапана для сброса смазки устанавлйвается на валу 1 между внутренними обоймами 3 подшипника качения. Камера 8 для приема избытка и отработавшей смазки выполняется общей для двух подшипников увеличенного объема. Преимущество такого расйоложения клапана заключается в том, что смазывание подшипников качения выполняется дискретно, а продукты износа каждого из подшипников не оказывают отрицательного воздействия на работоспособность друг друга.

Узел электрической машины работает следующим образом, Заполнение подшипникового узла определенным количеством пластичной смазки производится с помощью прессмасленки и направляется в подшипник качения по каналам, выполненным во фланцевой крышке 5, подшипниковом щите, внутренней крышке и далее распределяется через зазоры между сепаратором, телами качения и кольцами подшипника 2, Вытесненная из подшипника качения пластичная смазка не скапливается в свободном объеме, образованном поверхностями кольцевого центрирующего выступа 6 и диска 4, а выбрасывается последним под действием центробежных сил через регламентирован.ный нормами зазор в камеру 8 для приема смазки, Воэможность ограниченного перемещения кольцевого выступа 10 в осевом и тангенциальном направлениях позволяет значительно снизить износ торцовых поверхностей клапана за счет проскальзывания подвижной части кольцевого выступа относительно диска, стабилизации зазора между ними, а также за счет использования в паре трения материала, обладающего антифрикционными свойствами. Кроме того, ограниченное перемещение выступа 10 приводит к повышению эффективности работы клапана и повышению надежности работы подшипникового узла в процессе эксплуатации. Выполнение крышки с цилиндрическим ступенчатым отверстием меньшего диаметра, чем диаметр наружного кольца подшипника упрощает монтаж и демонтаж подшипникового узла в процессе производства и эксплуатации электрической машины.

Формула изобретения

1, Подшипниковый узел, содержащий размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска клапана, а также камеру приема смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, кольцевой выступ выполнен в виде кольца. а крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью ограниченного осевого перемещения.

2.Узел поп.1, отличающийся тем, что кольцевой выступ выполнен из антифрикционного материала..

1749569

Составитель В.А,Макагон

Техред M.Ìîðãåíòàë . Корректор М.Пожо

Редактор Г.Бельская

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2580 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах вертикальных валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роликоподшипниках

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в лодшипниковых узлах двигателей внутреннего сгорания и зубчатых редукторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах, функционирующих в среде рабочих продуктов с малой вязкостью

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к узлам трения для работы в экологически чистых средах, например в устройствах вакуумных технологических установок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройствам подшипников, содержащим систему смазки, и может быть использовано в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам с подшипниками качения с консистентной смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях опор

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способу и устройству для удаления регулируемо подаваемого к подшипнику скольжения смазочного средства
Наверх