Опора скольжения

 

Использование: в прецизионных приводных устройствах. Сущность изобретения: опора скольжения содержит цапфу вала, корпус и два кольцевых торовидных опорных участка, а на поверхности цапфы выполнены винтовые канавки, каждый торовидный кольцевой участок выполнен с радиусом образующей в определенном интервале, который выбирается с учетом максимальной нагрузки на кромке корпуса, опорной длины корпуса, коэффициентов, характеризующих контактную жесткость цапфы и корпуса, модуля упругости корпуса, минимального относительного зазора в опоре, минимального радиального зазора в опоре и общей длины опоры. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 27/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4797891 /27 (22) 02,03.90 (46) 30.10.92.Áþë.N 40 (71) Таллиннский политехнический институт (72) M.È.Tàìðå (56) Авторское свидетельство СССР 1ч

372360, кл. F 16 С 27/02, 1970, (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: в прецизионных приводных устройствах. Сущность изобретения: опора скольжения содержит цапфу вала, корпус и два кольцевых торовидных

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано в прецизионных приводных устройствах, Известна опора скольжения, содержащая установленную в корпусе и обхватывающую цапфу вала втулку, обхватывающую цапфу поверхность, которая выполнена криволинейной, Однако изготовление такой опоры с высокой точностью геометрических размеров ее является сложным.

Известна также опора скольжения, содержащая втулку и цапфу вала с косыми канавками на рабочей поверхности.

Однако в опоре, где одна из рабочих поверхностей имеет канавки, в переходных скоростях вращения возникает повышенный износ.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой опоре является выбранная в качестве прототипа опора, содержащая вкладыш и цапфу вала, причем цапфа имеет два кольцевых опорных участка, образованных посредством тонкостенной консольно закрепленной на валу втулки, „„Я „„1772442 А1 опорных участка, а на поверхности цапфы выполнены винтовые канавки, каждый торо-. видный кольцевой участок выполнен с радиусом образующей в определенном интервале, который выбирается с учетом максимальной нагрузки на кромке корпуса, опорной длины корпуса, коэффициентов, характеризующих контактную жесткость цапфы и корпуса, модуля упругости корпуса, мйнимального относительного зазора в опоре, минимального радиального зазора в опоре и общей длины опоры, 1 з.п.ф-лы, 2 ил.!

Недостатком известной опоры является концентрация контактных давлений у внеш- Б них кромок сопряжения, сложность изготовления длинного однородного упругого тонкостенного элемента, расположенного концентрично с цапфой, в качестве упругого элемента. .Г

Целью изобретения является увеличение коэффициента полезного действия путем уменьшения сил трения.

Это достигается тем., что в известной опоре, содержащей корпус с цилиндрическим отверстием и установленную в нем цапфу вала с двумя опорными кольцевыми участками, наружная поверхность каждого Д опорного кольцевого участка выполнена торовидной, Радиус образующей торовидного участка выполнен в следующем интервале;

0,61 1,4 0,61 2,3 . . FMBKC J Cp

0,02, „- „„1 (Кт 0,13

Ч7 Л Е1

3.13 1,13 0,13 0,37

1.13 0,015 1,3

Рмакс + Со где Йт — радиус образующей торы;

1772442

Г4акс — максимальная нагрузка на кромке корпуса;

1 — опорная длина корпуса, опоры;

С0 — упругая постоянная; и —.суммарный приведенный коэффициент Пуассона корпуса и цапфы;

Š— модуль упругости корпуса, V- минимальный относительный зазор в опоре;

А — минимальный радиальный зазор в опоре;

1 — общая длина опоры.

На поверхности цапфы по обе стороны от каждого опорного участка могут быть выполнены винтовые канавки равного ц ага, направленные к опорному кольцевому участку всторону,,противоположную вращению цапфы вала.

На фиг.1 представлейа схема опоры с опорными кольцевыми участками, на фиг,2 — схема опоры с опорными кольцевыми участками и винтовыми канавками.

Опора скольжения содержит цапфу 1 вала, размещенного в корпусе 2 с цилинд" рическим отверстием. Цапфа вала имеет два кольцевых опорных участка 3, наружные поверхности которых выполнены торовидными, радиус образующей которых выполнен в интервале, указанном в формуле (1), где

С>- упругая постоянная опоры, определяемая соотношением

С6=(1 -p 1)+(1 2 )Е1/Е2; ,и> и и2 — коэффициенты Пуассона соответственно материала корпуса и цапфы; .

Е> и Ег — модули упругости соответственно корпуса и цапфы; и — суммарный приведенный коэффици- ент Пуассона корпуса и цапфы, определяемый соотношениями при Е1/Е2<0,1 п=0,16,и1+0,55; при 10> Е1! Ev»,1 п=0,07{1-! g Е1/Eg)u>+0,20(1+kg Е1/Е2),и2+0,51; при E /Е >10 п=0,41,и >+0,45. На поверхности цапфы могут быть выполнены винтовые канавки 4, а зазор между цапфой и корпусом заполнено смазочным веществом 5.

Опора работает следующим образом. При действии несимметричной нагрузки цапфа 1 поворачивается в пределах зазора на угол у. Образуются две контактные зоны между цапфой 1 и корпусом 2 в противоположных краях последнего, Поверхность торовидного опорного, кольцевого участка 3 цапфы 1 в зоне контакта относительно гладкая, без резких изменений радиуса кривизны поверхности. Так распределение контактных давлений по оси корпуса тоже. объясняется тем, что изменение площади контакта между опорным участком и корпу10 сом 2 при изменении угла наклона у цапфы

25 контактирования, которое производится численными методами. Трение меньше при более равномерном распределении давле30

40 гладкое, беэ концентрации напряжений, Тем создаются благоприятные условия для образования микроклиньев в граничном смазочном слое и устраняется опасность разрыва этого слоя.

Применение торовой поверхности, ограничивающей опорный кольцевой участок, 1 в пределах зазора в процессе работы опоры минимальное именно при торовом опорном участке. Изменения площади контакта не происходит, если опорный кольцевой участок ограничен шаровой поверхностью, которая является одной разновидностью торы.

Однако применение шаровой поверхности части не обеспечивает достаточно малых контактных давлений. Определение контактных давлений при непараллельности осей или при отклонении от цилиндричности цапфы сводится к решению интегро-дифференциального уравнения ния и при меньших средних давлениях, так, при других равных условиях для уменьшения трения должно соблюдаться условие ср < 4:р где с(р — среднее давление в опоре с торовидным кольцевым участком, сг р — среднее давление в опоре с непараллельными осями цапфы и цилиндрического отверстия корпуса.

Из этого вытекает условие для нижнего предела радиуса образующей торы R>. Если длина контактной зоны по направлению оси цилиндрического отверстия корпуса достаточно большая, а длина корпуса малая, то кромка корпуса пересекает контактную зону. Из намеченного, обстоятельства вытекает второе условие, ограничивающее сверху радиус образующей торы Вт. l1o этому условию внешние кромки корпуса должны быть вне контактных зон.

Выбор диаметра цилиндрической части цапфы d производится по условию б<2 ®/Чг-1 /1+1), которое вытекает из требования, чтобы цилиндрическая часть цапфы не касалась корпуса в торцах его при максимальном наклоне цапфы. С другой стороны, минимальный диаметр цапфы ограничен условием прочности. Участки опоры с увеличенными зазорами являются местами для сбора час1772442

1 1з оол макс г Ср

Фиг.2

Составитель М.Тамре

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор М.Андрюшенко

Заказ 3828 Тираж

ВНИИПИ Гос

Подписное осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 тиц износа и тем препятствуют увеличению трения.

Формула изобретения

1; Опора скольжения, содержащая корпус с цилиндрическим отверстием и уста- 5 новленную в нем цапфу вала с двумя опорными кольцевыми участками, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью увеличения КПД за счет уменьшения сил трения, наружная поверхность каждого опорного кольцевого 10 участка выполнена торовидной с радиусом образующей В в следующем интервале:

0,á1 1.4 0,61 2,3 макс Cp

002, „, < Вт 013

q з.1з i,1з о.1з о.зт

1 Л где Емакс — максимальная нагрузка на кромке корпуса;

l — опорная длина корпуса;

Cp — упругая постоянная опоры;

n — суммарный приведенный коэффициент Пуассона корпуса и цапфы;

Е1 — модуль упругости корпуса;

V — минимальный относительный зазор в опоре;

Л вЂ” минимальный радиальный зазор в опоре;

L — общая длина опоры.

2. Опора по и. 1 о тл и ч аю щ а я с я тем, что на поверхности цапфы по обе стороны от каждого опорного участка выполнены винтовые канавки равного шага, направленные K опорному кольцевому участку -в сторону; противоположную вращению цапфы вала.

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к изготовлению лепестковых газодинамических опор для высокооборотных турбомашин
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в радиальных опорах с газовой смазкой
Наверх