Зубчатая передача

 

Изобретение относится к передачам с изменяемым передаточным отношением, устанавливаемым на транспортных средствах . Передача содержит параллельные ведущий 1 и ведомый 2 полые валы, в дисках 3 и 4которых смонтированы зубчатые сектора 5и 6, перемещающиеся в радиальных пазах дисков 3 и 4 и находящиеся в зацеплении с внутренними зубьями венцов 7 и 8, зацепляющихся, кроме того, друг с другом внешними зубьями. Вылет секторов 5 и 6 относительно осей валов 1 и 2 изменяется

СОЮЗ СОВЕТСКИХ сОциАлистических

РЕСПУБЛИК и 9) (13) (я)5 Е 16 Н 29/04, 9/24

ГОСУДАРСТВЕННЪ|Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ"

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4866299/28 (22) 17.09.90 (46) 23.11.92, Бюл. N 43 (71) Могилевский машиностроительный институт и Научно-технический кооператив

"Наука" (72) А.M.Äàíüêoâ, H.È,Ðîãà÷åâñêèé и В.В.Геращенко (56) Авторское свидетельство СССР г в 1458633, кл. F 16 Н 29/04. 1988, Авторское свидетельство СССР

М 1518608, кл. F 16 Н 29/04, F 16 Н 9/24, 1988 г. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к передачам с изменяемым передаточным отношением, устанавливаемым на транспортных средствах. Передача содержит параллельные ведущий 1 и ведомый 2 полые валы, в дисках 3 и

4 которых смонтированы зубчатые сектора

5 и 6, перемещающиеся в радиальных пазах дисков 3 и 4 и находящиеся в зацеплении с внутренними зубьями венцов 7 и 8, зацепляющихся, кроме того, друг с другом внешними зубьями, Вылет секторов 5 и 6 относительно осей валов 1 и 2 изменяется

1776905

20

40 синхронно, но в противофазе с помощью передачи, состоящей из зубчатых колес 26 и

27, сообщающих вращение управляющим валам 19, которые в свою очередь передают вращение через смонтированные в полостях валов 1 и 2 управляющие и замыкающие дифференциалы гайками 13 и 14, образующим кинематические пары с ходоными винтами 9 и 10, Один из управляющих валов 19 через редуктор 34 связан кинематически с электродвигателем 32 поИзобретение относится к передачам с изменяемым передаточным отношением, Известна зубчатая передача, содержащая устройство для одновременного радиального перемещения зубчатых секторов, выполненное в виде соответствующих числу секторов кинематических пар винт-гайка, винты которых жестко скреплены с секторами, а гайки установлены в стенках полых валов с возможностью вращения, и двух установленных на соответствующих валах кинематически связанных между собой дифференциальных зубчатых механизмов для независимого от вращения валов привода соответствующих гаек.

Недостатком этой зубчатой передачи является ее низкая эффективность, что обуславливается отсутствием информации о ее нагрузке, причем изменение передаточного отношения передачи производится вручную вращением маховичка, вследствие чего перемещение винтов вдоль своих осей может не соответствовать изменению нагрузки на передачу.

Целью изобретения является повышение эффективности зубчатой передачи путем учета влияния величины нагрузки на величину передаточного отношения.

Указанная цель достигается тем. что зубчатая передача снабжена системой автоматического регулирования передаточного отношения в зависимости от нагрузки. выполненной в виде электродвигателя постоянного тока с независимым регулируемым источником питания, соединенного с осью маховичка, электромашинного усилителя. соединенного с электродвигателем постоянного тока и трансформатора тока, у которого первичная обмотка включена в цепь одной из фаз электродвигателя, а вторичная обмотка связана с обмоткой управления электромашинного усилителя.

Наличие в зубчатой передаче системы автоматического регулирования передаточстоянного тока. имеющим независимый регулирующий источник питания обмотки возбуждения и электрически связанный с электромагнитным усилителем, обмотка управления которого через дифференцирующую цепь 38 и выпрямитель 37 соединена с вторичной обмоткой 36 трансформатора тока 29, имеющего первичную обмотку, включенную в одну из фаз цепи питания приводного электродвигателя 28. 6 ил. ного отношения в зависимости от нагрузки позволяет посредством трансформатора тока получить информацию о нагрузке передачи и в соответствии с этой информацией посредством электромашинного усилителя и обмоткой управления и электродвигателя постоянного тока, вал которого соединен муфтой и редуктором с валом маховичка, автоматически изменять вращением вала маховичка передаточное отношение передачи и тем самым учесть влияние величины нагрузки на величину передаточного отношения, что повысит эффективность зубчатой передачи.

На фиг.1 изображена общая схема зубчатой передачи; на фиг.2 — график изменения выходного напряжения выпрямителя; на фиг,3 — график изменения тока в обмотке управления электромашинного усилителя; на фиг.4 — график изменения выходного напряжения электромашинного усилителя; на фиг,5 — график изменения угловой скорости ротора электродвигателя; на фиг.6 — график угла поворота маховичка.

Зубчатая передача содержит (фиг.1) параллельные ведущий 1 и ведомый 2 полые валы, на которых закреплены пары дисков 3 и 4 с радиальными пазами. В последних равномерно по окружности валов 1 и 2 с возможностью одновременного радиального перемещения установлены зубчатые сектора 5 и 6. Сектора 5 ведущего вала 1 кинематически связаны с секторами 6 ведомого вала 2 с помощью зубчатых элементов в виде двух охватывающих соответственно сектора 5 вала 1 и сектора 6 вала 2 колец 7 и 8. Кольца 7 и 8 имеют внутренние для . взаимодействия с секторами 5 и 6 и наружные для взаимодействия друг с другом зубья. Устройство для одновременного радиального перемещения секторов 5 и 6 выполнено в виде соответствующих числу секторов 5 и 6 кинематических пар винт-гайка, винты 9 и 10 которых жестко скреплены

1776905

50

55 с секторами 5 и 6, а гайки 11 и 12 установлены в радиальных отверстиях в стенках валов

1 и 2 с возможностью вращения, и двух установленных на соответствующих валах 1 и 2 кинематически связанных между собой дифференциальных зубчатых механизмов для независимого от вращения валов 1 и 2 привода гаек 11 и 12, На гайках 11 и 12 выполнены конические зубчатые венцы 13 и

14 для взаимодействия с соответствующими дифференциальными зубчатыми механизмами. Каждый из последних состоит из размещенного в полости соответствующего вала (1,2) на подшипнике 15 конического зубчатого колеса 16, связанного с ним посредством центральных зубчатых колес 17 и

18 вспомогательного вала 19, сателлитов 20 и 21, водила 22 и пары дополнительных центральных зубчатых колес 23, 24, Колесо 23 жестко связано с соответствующим валом (1,2), а колесо 24 — с корпусом 25 передачи.

Кинематическая связь дифферен циал ьн ых механизмов обеспечивается зацеплением установленных на соответствующих вспомогательных валах 19 зубчатых колес 26 и

27. Ведущий вал 1 приводится во вращение электродвигателем 28, Передача снабжена системой автоматического регулирования передаточного отношения в зависимости от нагрузки, включающей в себя трансформатор тока 29, первичная обмотка которого включена в цепь одной из фаз электродвигателя 28, электромашинный усилитель 30 с обмоткой 31 управления, электродвигатель

32 постоянного тока, получающий питание от электромашинного усилителя 30, вал.которого соединен посредством муфты 33 и редуктора 34 с осью маховичка 35, при этом обмотка 31 управления электромашинного усилителя 30 подключена ко вторичной обмотке 36 трансформатора тока 29 посредством последовательно соединенных выпрямителя 37 и дифференцирующей цепи 38, а обмотка 39 возбуждения электродвигателя 32 постоянного тока имеет независимый регулируемый источник 40 питания.

Зубчатая передача работает следующим образом.

Вращение вала электродвигателя 28 передается ведущему валу 1 и установленным в пазах дисков 3 зубчатым сектором 5. зубья которых зацепляясь с внутренними зубьями кольца 7, сообщают ему вращение, Зацеплением соответствующих наружных зубьев вращение передается от кольца 7 кольцу 8.

/Зубья кольца 8, зацепляясь с зубьями зубчатых секторов 6, установленных на ведомом валу 2, сообщают последнему вращение. Передаточное отношение передачи

35 определяется отношением радиусов вращения секторов 5 и 6 и изменяется с изменением величины этих радиусов, В работающей передаче это осуществляется следующим образом. Благодаря наличию в каждом дифференциальном механизме управляющего (состоящего из зубчатых колес 17 и 18 и сателлита 20) и замыкающего (состоящего из сателлита 21 и зубчатых колес 23 и 24 и определяющего закон движения зубчатых колес 17 и 18 и сателлита

20) дифференциалов, валы 19 неподвижны. При повороте оси маховичка 35 одному из валов 19 сообщается вращательное движение. тогда другой вал 19 благодаря наличию передачи из колес 26 и 27 получает вращение в противоположном направлении. Движение валов.19 не зависит от движения валов 1 и 2. Вращение валов 19 в противоположных направлениях передается зубчатым колесам 16, а от них — гайкам 11 и 12;, Винты 9 и 10 поступательно перемещаются вдоль своих осей в противоположных направлениях. Вылет зубчатых секторов 5 и 6, установленных на валах

1 и 2, изменяется на одну и ту же величину, но в противоположных направлениях, что и обеспечивает изменение, передаточного числа передачи в процессе работы, Поворот оси маховичка посредствой системы автоматического регулирования передаточного отношения в зависимости от нагрузки происходит следующим образом.

Выходной сигнал от источника 40 питания подается на обмотку 30 возбуждения электродвигателя 32 постоянного тока. Выходное напряжение, пропорциональное нагрузке, формируется на выходе выпрямителя 37 (изображено на фиг,2). Посредством дифференцирующей цепи 38 это напряжение дифференцируется и подается на обмотку 31 управления электромашинного усилителя

30. Ток в обмотке 31 управления усилителя

ЗО, пропорциональный производной от сигнала нагрузки, показан на фиг.3, Выходное напряжение электромашинного усилителя

ЗО, являющееся напряжением питания электродвигателя 32 постоянного тока, изменяется пропорционально току в обмотке 31 управления электромашинного усилителя

30 (фиг.4). Угловая скорость электродвигателя 32 постоянного тока пропорциональна его напряжению питания (фиг,5). Угол поворота вала маховичка 35 пропорционален интегралу от.угловой скорости электродвигателя 32 постоя нного тока и изменяется в соответствии с изменением нагрузки, При увеличении нагрузки на выходе выпрямителя 37 напряжение увеличивается ат точки

"а" к точке "б" (фиг,2). На выходе дифферен1776905 цирующей цепи 38 появляется положительный сигнал (между точками "а1" и "61", фиг.3), поэтому выходное напря>кение электромашинного усилителя 30 имеет положительную полярность (точки "а2" и "62", фиг,4), электродвигатель 32 постоянного тока, вращаясь, увеличивает угол поворота маховичка 35 (от точки "а4" до точки "64", фиг.б), При уменьшении нагрузки напряжение на выходе выпрямителя 37 снижается (от точки "б" до точки "в", фиг.2), на выходе дифференцирующей.цепи 38 имеется отрицательный сигнал (от точки "61" до точки

"в1", фиг.3), выходное напря>кение электромашинного усилителя 30 имеет отрицательную полярность (точки "62" и "в2", фиг.4), электродвигатель 32 постоянного тока вращается в противоположную сторону, уменьшая угол поворота маховичка 35 (от точки

"64" до точки "в4", фиг,б).

Если производная выходного напряжения выпрямителя 37 равна нулю (в точках

"61" и "в1", фиг.3), то выходное напря>кение электромашинного усилителя 30 равно нулю (точки "62" и "в2", фиг,4), электродвигатель 32 неподвижен (точки "63" и вЗ", фиг.5), угол поворота не изменяется.

Таким образом, угол поворота маховичка изменяется с учетом нагрузки на передачу, поэтому изменяется с учетом нагрузки и передаточное отношение передачи. что повышает эффективность ее работы.

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая корпус, установленный в нем электродвигатель постоянного тока, параллельные ведущий и ведомые полые валы, две пары дисков с радиальными пазами, каждая из которых закреплена на соответствующем полом валу, зубчатые секторы, установленные на дисках равномерно по окружности, с возможностью одновременного радиального перемещения, зубчатые элементы в виде двух охватывающих зубчатые секторы колец, имеющих внутренние зубья, находящиеся в зацеплении с секторами, наружные зубья, образующие зацепление колец друг с

5 другом, и обеспечивающих кинематическую связь зубчатых секторов ведущего и ведомого валов, устройство для одновременного радиального перемещения секторов, выполненное в виде соответствующих числу

10 секторов кинематических пар винт-гайка, винты которых жестко скреплены с секторами, а гайки установлены в стенках полых валов с возможностью вращения вокруг своих осей, два установленных на соответ15 ствующих валах, кинематически связанных между собой дифференциальных зубчатых механизма для независимого от вращения валов привода соответствующих гаек, каждый из дифференциальных зубчатых

20. механизмов состоит из размещенного в полости соответствующего вала конического зубчатого колеса, центральных зубчатых колес, вспомогательного вала, связанного центральными зубчатыми коле25 сами с коническим зубчатым колесом, сателлитов, водила и пары дополнительных центральных. зубчатых колес, и маховичок для вращения вспомогательного вала, о тл ича ющая ся тем,что,сцельюповыше30 ния эффективности зубчатой передачи путем учета влияния величины нагрузки на величину передаточного отношения, она снабжена системой автоматического регулирования передаточного отношения в за35 висимости от нагрузки, выполненной в виде электродвигателя постоянного тока с независимым регулируемым источником питания. соединенного с осью маховичка, электромашинного усилителя, соединенно40 го с электродвигателем постоянного тока, и трансформатора тока, у которого первичная обмотка включена в цепь одной из.фаз электродвигателя, а вторичная обмотка связана с обмоткой управления электромашинного

45 усилителя, 1776905 а, Составитель А. Даньков

Редактор Т. Иванова Техред М.Моргентал Корректор Н. Тупица

Заказ 4111 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для многоступенчатого регулирования скорости привода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента передач различных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента привода транспортных, строительных сельскохозяйственных и т.п

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов станков и различных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента привода различных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, к передачам с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в качестве элемента приводов станков, строительных дорожных , сельскохозяйственных и т

Вириатор // 1359527
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в качестве элемента передач транспортных средств

Вариатор // 1772492

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для регулипования скорости привода например, 8 сельскохозяйственных машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения барабана в конвейерах различных технологических линий

Изобретение относится к машиностроению , передачам с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым вариаторам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для транспортировки деталей при сборочных работах

Изобретение относится к машиностроению , а именно к импульсным вариаторам скорости, можег быть использовано для регулирования скорости машин и механизмов и является усовершенствованием вариатора по а.с

Изобретение относится к машиностроению , а именно к передачам для бесступенчатого регулирования скорости, и может быть использовано в зерновых сеялках и машинах для внесения удобрений

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к передачам для бесступенчатого регулирования скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в вариторах для бесступенчатого регулирования чисел оборотов выходного вала
Наверх