Зубчатое колесо беззазорной передачи

 

Изобретение относится к области машинои приборостроения и может быть использовано в реверсивных делительных механизмах и кинематических цепях следящих систем приборов. Цель изобретения расширение эксплуатационных возможностей зубчатого колеса беззазорной передачи . Зубчатое колесо состоит из ступицы, установленных на ней с возможностью поворота первого и второго зубчатых венцов, расположенного на торце колеса упругого элемента в виде трехплечей плоской пружины с центральным и симметричными боковыми плечами и соединенных с соответствующими зубчатыми венцами первого и второго пальцев. Второй палец установлен с зазором на первом зубчатом венце Конец центрального плеча упругого элемента закреплен на ступице, а концы боковых плеч, выполненных перпендикулярными к радиусам колеса проведены через центы пальцев , связаны с пальцами и расположены на зубчатом венце. 3 ил. СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 55/18

)И !. )

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4807955/28 (22) 30.03.90 (46) 30.11.92, Бюл. /Ф 44 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) В.Т. Павлище и В.Л. Павлюков (56) Зубчатые передачи. Справочник./Под ред. Е.Г. Гинзбурга. Л.: Машиностроение, 1980, с. 228, рис. 7.4б, Авторское свидетельство СССР

М 815277, кл. F 16 Н 55/18, 1979, (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО БЕЗЗАЗОРНОЙ

ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к области машино- и приборостроения и может быть использовано в реверсивных делительных механизмах и кинематических цепях следящих систем приборов, Цель иэобретения—

Изобретение относится к области машино- и приборостроения и может быть использовано в приводных реверсивных устройствах точных делительных механизмов и в кинематических цепях следящих систем приборов.

Известны конструкции зубчатых колес беззазорных передач, содержащие два зубчатых венца, которые взаимно подвижны и подпружинены упругим элементом в окружном направлении, причем один из зубчатых венцов жестко соединен со ступицей колеса. Такие зубчатые колеса компенсируют боковой зазор в зацеплении, но могут использоваться только в нереверсивных зубчатых передачах, т,е. при передаче нагрузки в одном направлении, когда нагрузка передается через зубчатый венец, жестко,. « Ы„„1778412 А1 расширение эксплуатационных возможностей зубчатого колеса беззаэорной передачи. Зубчатое колесо состоит из ступицы, установленных на ней с возможностью поворота первого и второго зубчатых венцов, расположенного на торце колеса упругого элемента в виде трехплечей плоской пружины с центральным и симметричными боковыми плечами и соединенных с соответствующими зубчатыми венцами первого и второго пальцев. Второй палец установлен с зазором на первом зубчатом венце.

Конец центрального плеча упругого элемента закреплен на ступице, а концы боковых плеч, выполненных перпендикулярными к радиусам колеса проведены через центы пальцев, связаны с пальцами и расположены на зубчатом венце. 3 ил.

1

1 3 соединенный со ступицей колеса. При передаче нагрузки в противоположном направлении через второй подпружиненный «р зубчатый венец происходит деформация уп. ругого элемента и теряется точность передачи вращательного движения, т.е, в зацеплении проявляется упругий люфт.

Наиболее близким по конструкции к заявленному решению является зубчатое колесо, в котором имеется ступица, установ- з ленные на ступице с возможностью поворота первый зубчатый венец и закрепленный на ступице второй зубчатый венец, расположенная на торце колеса в виде части поверхности усеченного конуса листовая пружина, два конца которой связаны посредством соответственно первого и второго пальцев с первым и вторым зубчатыми

1778412 венцами. Листовая пружина обеспечивает поворот первого зубчатого венца по отношению к второму и соответственно выборку зазоров в зацеплении данного зубчатого колеса со спаренным с ним колесом, Известное зубчатое колесо имеет ограниченные эксплуатационные возможности, поскольку оно может использоваться в кинематических цепях точных механизмов, передающих вращение и нагрузку только в одном направлении через зубчатый венец, закрепленный на ступице, При вращении в противоположном направлении нагрузка передается через установленный на ступице с возможностью поворота зубчатый венец и листовую пружину, что неизбежно приведет к ее деформации и проявлению упругого люфта в зацеплении при изменении величины нагрузки на колесо. Следовательно, известное зубчатое колесо может использоваться только в нереверсивных беэзазорных передачах, Целью изобретения является расширение эксплуатационных воэможностей зубчатого колеса путем обеспечения возможности его использования в беэзазорных реверсивных передачах.

Поставленная цель достигается тем, что в зубчатом колесе беэзаэорной передачи, содержащем ступицу, установленные на ней с возможностью поворота первый зубчатый венец и второй зубчатый венец, расположенный на торце колеса упругий элемент, два конца которого связаны соответственно посредством первого и второго пальцев с первым и вторым зубчатыми венцами, согласно изобретению, второй зубчатый венец установле:i на ступице с возможностью IloBopoT3, второй палец установлен на первом зубчатом венце с зазором, а упругий элемент выполнен в виде трехплечей плоской пружины с центральным и симметричными боковыми плечами, концы которых связаны с пальцами, центральное плечо упомянутой пружины закреплено на ступице, а боковые плечи выполнены перпендикулярными к радиусам колеса, проведенным через центры пальцев, и расположены на зубчатом венце.

На фиг. 1 изображено зубчатое колесо беззазорной передачи, вид с торца; на фиг, 2 — сечение А — А на фиг 1; на фиг. 3 — сечение

Б-Б на фиг, 1, Зубчатое колесо безэазорной передачи состоит из ступицы 1, на которой размещены с воэможностью поворота относительно ступицы первый зубчатый венец 2 и второй зубчатый венец 3. На торце колеса расположена трехплечая плоская пружина 4, имеющая радиально сориентированное по отношению к колесу центральное плечо 5 и два симметричных к центральному боковых плеча 6 и 7. На зубчатых венцах неподвижно закреплены первый палец 8 и второй палец

9 так, что их торцы располагаются с одной стороны зубчатого колеса, причем второй палец относительно первого зубчатого венца установлен с зазором. Боковые плечи 6 и

7 плоской пружины 4 располагаются перпендикулярно к радиусам зубчатого колеса, проведенным через центры пальцев 8 и 9 (фиг. 1), а концы боковых плеч соединены с

10 сти, параллельно смещенной плоскости соединения концов боковых плеч 6 и 7 с пальцами 8 и 9. Такое крепление концов плеч плоской пружины 4 обеспечивает ее предварительное напряжение и соответственно подпружинивание (за счет уменьшения расстояния между концами боковых плеч) зубчатых венцов 2 и 3 в окружном направлении для выборки зазоров в зацеплении со спаренным зубчатым колесом, 20

Зубчатое колесо беззаэорной передачи работает следующим образом.

Взаимно подпружиненные плоской пружиной 4 зубчатые венцы 2 и 3 выбирают зазоры в зацеплении со спаренным колесом передачи и передают вращение посредством пальцев и самой пружины 4 к ступице 1 колеса.

При этом, если в передаче вращения и нагрузки участвует первый зубчатый венец

2 (одно направление вращения), то в дальнейшем связанный с ним палец 8, взаимодействуя с боковым плечом 6 пружины 4, 30

35 приводит во вращение ступицу 1 посредством жестко закрепленного на ней центрального плеча 5. Если в передаче вращения участвует второй зубчатый венец 3 (противо40 положное направление вращения), то связанный с ним палец 9 взаимодействует с боковым плечом 7 пружины 4 и вращает посредством центрального плеча 5 ступицу

1. В обоих случаях боковые плечи 6 и 7 пружины 4 находятся под деформацией растяжения. Это достигается тем. что боковые

55 плечи пружины направлены перпендикулярно к радиусам колеса, проведенным через центры пальцев 8 и 9.

Изменение зазоров в зацеплении зубчатого колеса беээаэорной передачи приводит к изменению деформации центрального плеча 5 пружины 4 в направлении, перпендикулярном ее плоскости и соответственно к изменению расстояния между эакгепленными к пальцам 8 и 9 концов боковых плеч

6 и 7, При этом зубчатые венцы 2 и 3 посто пальцами 8 и 9, Конец центрального плеча 5 неподвижно закреплен винтами 10 на сту15 пице посредством прокладки 11 в плоско1778412 янно находятся в подпружиненном состоянии и обеспечивают полную выборку зазоров в зацеплении. Такое подпружинивание зубчатых венцов достигается за счет того, что плоскость крепления центрального плеча 5 пружины 4 параллельно смещена плоскости соединения концов боковых плеч 6 и

7 с пальцами 8 и 9.

Передача вращательного движения и нагрузки в двух направлениях при реверсировании от зубчатых венцов 2 и 3 к ступице

1 с полной выборкой зазоров и устранением люфта в зацеплении осуществляется путем нагружения пружины 4 непосредственно в ее плоскости, Поскольку податливость такой прух<ины при нагружении в ее плоскости на несколько порядков ниже, чем податливость в направлении, перпендикулярном к плоскости пружины, то при передаче рабочих нагрузок ее возможная пренебрежимо малая деформация не повлияет на точность вращательного движения при реверсировании. формула изобретения

Зубчатое колесо беэзазорной передачи, содержащее ступицу, установленные на ней с возможностью поворота первый зубчатый

5 венец и второй зубчатый венец, расположенный на торце колеса упругий элемент, два конца которого связаны соответственно посредством первого и второго пальцев с первым и вторым зубчатыми венцами, о т10 л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, второй зубчатый венец установлен на ступице с возможностью поворота, второй палец установлен на первом зубчатом венце с за15 эором, а упругий элемент выполнен в виде трехплечей плоской пружины с центральным и симметричным боковыми плечами, концы которых связаны с пальцами, центральное плечо упомянутой пружины закреп20 лено на ступице, а боковые плечи выполнены перпендикулярными к радиусам колеса, проведенным через центры пальцев и расположены на зубчатом венце.

1778412

Составитель В,Павлище

Техред М.Моргентал Корректор M.Ïåòðîâà

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4177 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Зубчатое колесо беззазорной передачи Зубчатое колесо беззазорной передачи Зубчатое колесо беззазорной передачи Зубчатое колесо беззазорной передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отсчетно-силовых зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , кбезлюфтовым передачам

Изобретение относится к реечным передачам

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в приводных системах , например, радиотелескопов и антенных устройств, к которым предъявляется требование отсутствия люфта
Наверх