Зубчатое люфтовыбирающее колесо

 

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации. Зубчатое люфтовыбирающее колесо содержит ступицу 3. двазубчатых венца 2 и 5. один из которых жестко связан со ступицей 3, а другой установлен на ней с возможностью вращения, промежуточный элемент 4 и упругие элементы 7. Промежуточный элемент 4 выполнен в виде сбалансированной детали, установленной на ступице 3 с возможностью вращения, при этом он с помощью упругих элементов 7 соединен с зубчатым венцом 5, а на зубчатом венце 2 установлены элементы жесткой фиксации этого венца с промежуточным элементом 4. Кроме того в зубчатом венце 5 предусмотрена возможность установки съемного элемента, а упругие элементы жесткой фиксации расположены симметрймно оси вращения. 4 ил. .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl}s F 16 Н 55/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

0 (21) 4746016/28 (22) 03.10.89 (46) 23.02.92. Бюл. М 7 (71} Научно-производственное объединение

"Старт" (72) В.И.Фалдин, А;В.Веригин, Л.А.Скобелкин и Ю.М.Чивилев (53) 621.833 (088.8). (56) Авторское свидетельство СССР

М 1240990, кл. F 16 Н 55/18, 1984 (прототип}. (54) ЗУБЧАТОЕ ЛЮФТОВЫБИРАЮЩЕЕ

КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации. Зубчатое люфтовыбирающее колесо содержит ступицу 3, два

„.,5U 1714260 А1 зубчатых венца 2 и 5, один из которых жестко связан со ступицей 3, а другой установлен на ней с возможностью вращения. промежуточный элемен г 4 и упругие элементы 7. Промежуточный элемент 4 выполнен в виде сбалансированной детали, установленной на ступице 3 с возможностью вращения, при этом он с помощью упругих элементов 7 соединен с зубчатым венцом 5, а на зубчатом венце 2 установле; ны элементы жесткой фиксации этого венца с промежуточным элементом 4. Кроме того в зубчатом венце 5 предусмотрена возможность установки съемного элемента, а упругие элементы жесткой фиксации расположены симметрично оси вращения.

4 ил.

1714260

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к беззазорным зубчатым передачам.

Известно устройство, содержащее ступицу, два зубчатых венца, установленных с возможностью окружного смещения друг относительно друга, промежуточный (дополнительный) элемент, выполненный в виде зубчатого венца и установленный с возможностью поворота относительно них, элементы жесткой фиксации в виде эксцентричных пальцев, равноудаленных от оси вращения, и съемные нажимные элементы

s виде гаек, которые навинчены на резьбовые концы осей эксцентричных пальцев.

Для приведения устройства в рабочее состояние необходимо в заводских условиях с помощью эксцентричных пальцев сместить по окружности зубчатые венцы и дополнительный элемент таким образом„ чтобы совместить их зубья и затем с помощью съемных нажимных элементов (гаек) зажать пакет зубчатых дисков в осевом направлении.

В процессе эксплуатации устройства зубья зубчатых венцов изнашиваются. Для компенсации износа и устранения образовавшегося бокового зазора между зубьями устройства и сопряженного с ним зубчатого колеса устройство снимают с вала, а пакет зубчатых венцов разъединяют путем ослабления затяжки гаек, затем с помощью эксцентричных пальцев поворачивают зубчатые венцы относительно друг друга на величину угла. обеспечивающего компенсацию износа. Гайками осуществляют фиксацию в этом положении и вновь устанавливают на вал.

Недостатком известного зубчатого колеса является то, что для. устранения бокового зазора между зубьями устройства и сопряженного с ним зубчатого колеса, который возникает в процессе эксплуатации, необходимо производить частичную или полную разборку передачи, чтобы снять зубчатое колесо с вала. А это связано с большой потерей времени и требует наличия специального инструмента для разборки и сборки, особенно если колесо установлено на валу с натягами. Ввиду того, что устранеwe износа зубьев колеса производится вне зацепления с сопряженным колесом, зубья которого также подвержены износу, сборщику очень сложно уловить величину этого .износа для разворота зубчатых венцов, а это дополнительно ведет к увеличению времени настройки и применению специальной измерительной оснастки.

Целью изобретения является повышение удобства сборки и эксплуатации при

5 зубчатых передачах с большими окружными

10 скоростями за счет сбалансированности

55 сохранении сбалансированности деталей устройства, что позволит быстро без применения оснастки устранять боковой зазор в заводских условиях при сборке изделия и обеспечить компенсацию износа зубьев а процессе эксплуатации без демонтажа зубчатого колеса, при этом сохраняется возможность использования устройства в масс всех его элементов.

Указанная цель достигается тем, что зубчатое люфтовыбирающее колесо, содержащее ступицу, установленные на ней с возможностью окружного смещения друг относительно друга даа зубчатых венца, промежуточный элемент, выполненный в аиде сбалансированной детали и установленный с возможностью поворота относительно зубчатых венцов, элемент жесткой фиксации одного из зубчатых венцов с промежуточнгям элементом и съемный нажим-, ной . элемент, снабжено упругими элементами для связи промежуточного элемента с одним из зубчатых венцов, промежуточный элемент выполнен в виде зубчатого колеса, на одном из зубчатых венцов выполнено сквозное цилиндрическое отверстие, съемный нажимной элемент выполнен в аиде зубчатого венца, закрепленного на пс луоси, установленной в сквозном отверстии, а упругие элементы расположены симметрично оси вращения.

На фиг. 1 показано устройство, общий вид, разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг, 1; на фиг. 3 — заводка пружин с помощью ключа и съемного нажимного зубчатого колеса; на фиг, 4 — вариант жесткой фиксации зубчатого венца с промежуточным элементом, На валу 1 жестко закреплен зубчатый венец 2 со ступицей 3, на которой установлены с возможностью углового перемещения промежуточный злеммент 4, выполненный в виде зубчатого колеса, и люфтовыбирающий зубчатый венец 5, осевое перемещение которых ограничено кольцом 6. Промежуточный элемент 4 с помощью упругого элемента 7. выполненного в виде пружины растяжения. соединен с зубчатым венцом 2. В промежуточном элементе 4 выполнено резьбовое отверстие 8, а в зубчатом венце 5 по дуге окружности раскопирован паз 9 под зажимной винт 10, который установлен в резьбоаое отверстие

8, на зубчатом венце 5 предусмотрено отверстие 11 для установки в нем съемного нажимного элеме та, выполненного а виде зубчатого колеса 12 с цилиндрической частью 13, вставляемой в отверстие 11. и хвостовой частью под ключ 15, Упругие

1714260 элементы 7 и раскопированные под них пазы 16, элементы жесткой фиксации, включа- ющие отверстия 8, пазы 9 и винты 10, а также отверстия выполнены симметрично оси вращения, что обеспечивает сбалансированность конструкций зубчатого колеса.

Сопряженное колесо 17 находится в одновременном зацеплении с зубчатыми венцами 2 и5.

Устройство работает следующим образом.

Перед взведением пружин, связывающих зубчатый венец 2 с промежуточным элементом 4, винты 10, ввернутые в резьбовые отверстия 8, расстопаривают, что обеспечивает их свободное перемещение в пазах 9 зубчатого венца 5 и перемещение промежуточного элемента 4 относительно зубчатого венца 5, находящегося одновременно с зубчатым венцом 2 в зацеплении с сопряженным колесом 18. Взведение пружин между зубчатым венцом 5 и промежуточным элементом 4 осуществляется вращением зубчатого колеса 12; сопряженного с промежуточным элементом 4, установленного цилиндрической частью 13 в отверстие 11 зубчатого венца 5, ключом 15 через хвастовик 14. После растяжения пружин нв заданную длину, соответствующую определенному натягу в зацеплении составного зубчатого колеса с сопряженным колесом 17, зубчатый венец 5 и промежуточный элемент фиксируются относительно друг друга затяжкой венцов 10, эа счет упругой деформации пружин создается крутящий момент, разворачивающий зубчатый венец .

5 относительно зубчатого венца 3 на вели5 чину бокового зазора между зубьями составного зубчатого колеса и колеса 17, сопряженного с ним. Зазор в передаче ликвидируется. Регулировка натяга происходит без разборки передачи.

10 Формула изобретения

Зубчатое люфтовыбирающее колесо, содержащее Ступицу, установленные на ней с возможностью окружного смещения друг относительно друга два зубчатых венца, 15 промежуточный элемент, выполненный в виде сбалансированной детали и установленный с возможностью поворота относительно зубчатых венцов, элементы жесткой фиксации одного из зубчатых венцов с про20 межуточным элементом и съемный зажимной элемент. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, устройство снабжено упругими элемен. тами для связи промежуточного элемента с

25 одним из зубчатых венцов, промежуточный элемент выполнен в виде зубчатого колеса. на одном из зубчатых венцов выполнено сквозное цилиндрическое отверстие, съемный нажимной элемент выполнен в виде

30 зубчатого венца, закрепленного на полуоси, установленной в сквозном отверстии. а упругие элементы расположены симметрично оси вращения.

Составитель В.Фалдин

Редактор М.йнкович Техред ММоргентал Корректор С.Шевкун

Заказ 677 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

333035, Москва, Ж 35, Раувская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 193

Зубчатое люфтовыбирающее колесо Зубчатое люфтовыбирающее колесо Зубчатое люфтовыбирающее колесо Зубчатое люфтовыбирающее колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , кбезлюфтовым передачам

Изобретение относится к реечным передачам

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам с регулируемым зазором в зацеплении

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с полимерными колесами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к области машиностроения
Наверх