Способ защиты ленточного конвейера от аварийного буксования

 

Область применения - автоматизация конвейерного транспорта. Цель - повышение надежности за счет исключения ложных срабатываний. Измеряют скорость скольжения ленты относитель .э поверхности приводного барабана, задают допустимое значение величины работы сил трения, формируют сигнал, пропорциональный силам трения в очаге буксования, путем умножения его на сигнал скорости скольжения получают величину мощности сил трения в очаге буксования, из которой вычитают один сигнал, пропорциональный мощности потерь в окружающую среду, а другой, пропорциональный мощности, выносимой из очага буксования движущейся лентой, путем интегрирования результирующего сигнала получают величину работы сил трения, поглощенной в очаге буксования, последнюю сравнивают с допустимым значением и в случае его превышения вырабатывают сигнал на отключение привода конвейера. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 65 G 43/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ! .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯК АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4741711/03 (22) 02,10.89 (46) 07.12,92. Бюл. N 45 (71) Донецкий политехнический институт и

Производственное объединение "Азовмаш" (72) В.И.Чикалов, Е.B.Êîë÷åâ, О.В,Писковатская, В.Д.Саблин и В.М,Макаров (56) Авторское свидетельство СССР

N 1027116, кл. В 65 G 43/04, 1981. (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА 0Т АВАРИЙНОГО БУКСОВАНИЯ (57) Область применения — автоматизация конвейерного транспорта. Цель — повышение надежности за счет исключения ложных срабатываний. Измеряют скорость скольжения ленты относитель,,o поверхности приводного барабана, задают допустимое

Изобретение относится к средствам автоматизации конвейерного транспорта и может быть использовано для автоматической защиты ленточных конвейеров от аварийного буксования.

Известен способ контроля пробуксовки ленты конвейера, реализованный в устройстве, согласно которому измеряют температуру обечайки приводного барабана, сравнивают ее с допустимым значением и, если она превышает его, вырабатывают команду на отключение привода конвейера.

К недостаткам этого способа следует отнести неудовлетворительную точность определения момента достижения критической ситуации, при которой необходимо осуществлять отключение привода.

Это объясняется значительное инерционностью тепловых процессов, вследствие чего

Ы2 1779659 Al значение величины работы сил трения, формируют сигнал, пропорциональный силам трения в очаге буксования, путем умножения его на сигнал скорости скольжения получают величину мощности сил трения в очаге буксования, из которой вычитают один сигнал, пропорциональный мощности потерь в окружающую среду, а другой, пропорциональный мощности, выносимой из очага буксования движущейся лентой, путем интегрирования результирующего сигнала получают величину работы сил трения, поглощенной в очаге буксования, послед. нюю сравнивают с допустимым значением и в случае его превышения вырабатывают сигнал на отключение привода конвейера. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. при интенсивном выделении тепла в зоне буксования информация от температурных датчиков существенно запаздывает относительно фактического состояния контролируемого объекта. Кроме того, этот метод оказывается весьма сложным при его реализации, так как требует размещения первичных датчиков температуры на вращающемся приводном барабане и обеспечении надежной передачи информации от них к неподвижному приемнику, установленному на ставе конвейера.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ, реализованный в устройстве для измерения величины проскальзывания ленты конвейера, согласно которому осуществляют измерение скорости скольжения ленты конвейера относительно поверхности приводного барабана и

1779659

10 сравнивают ее с лоро овым значение,:::о достижении которого формируют сигнал на отключение привода конвейера.

Этому способу присущ такой существенный недостаток, как односторонняя оценка процесса буксования только по величине скорости скольжения беэ учета энерго-силовых факторов, от которых в значительной мере зависит интенсивность нагрева и износа ленты и футеровки барабана, Это приводит к неадекватной оценке ситуации, возникающей при буксовании. С одной стороны, при кратковременных пробуксовках в период пуска защита, построенная на этом принципе, может выдавать сигнал на отключение привода конвейера раньше, чем этого требует фактическое состояние параметров процесса. С другой стороны, может иметь место и обратное явление, когда при большой нагрузке на конвейер возникает длительный режим буксования, но скорость скольжения ленты при этом не достигает установленного порогового значения. В этих условиях такая защита не срабатывает, а износ оборудования (ленты и футеровки барабана) превосходит допустимые границы.

Указанные недостатки существенно снижают надежность системы защиты конвейера от аварийного буксования, построенной на основе рассмотренного способа.

Цель изобретения — повышение надежности защиты за счет исключения ложных преждевременных срабатываний в период пуска при одновременном повышении ее чувствительности к длительным пробуксовкам под нагрузкой с малыми величинами скорости скольжения ленты. относительно поверхности приводного барабана.

Цель достигается за счет того, что данный способ предусматривает измерение скорости скольжения ленты относительно поверхности приводного барабана и. кроме того, в отличие от известных способов защиты, одновременно формируютдополнительный сигнал, пропорциональный силам трения в очаге буксования. Путем умножения его на сигнал скорости скольжения получают величину мощности сил трения в очаге буксования, из которой вычитают один сигнал, пропорциональный мощности потерь вокружающую среду,,а другой,,пропорциональный мощности, выносимой из очага буксования движущейся лентой. ПуTGM интегрирования результирующего сигнала получают величину работы сил трения, поглощенную в очаге буксования, последнюю сравнивают с допустимым значением и в случае его превышения вырабатывают сигнал на отключение привода конвейера.

Дополнительное ы.:и- ":,а да,-,"нас о.-::соба заключается в том, что сигнал, пропорциональный мощности, выносимой из очага буксования движущейся лентой, формируют путем перемножения сигналов, пропорциональных скорости движения ленты конвейера и количеству энергии, поглощенной в очаге буксования.

В основе изобретения лежит уравнение энергетического баланса для очага буксования, которое для бесконечно малого ромежутка времени dt записывается в виде

P>dt= C dA+ ddt+ yAm, dt, (1) где PT — мощность сил трения в очаге буксования;

С вЂ” коэффициент поглощения энергии барабаном и лентой;

А — энергия, поглощаемая в зоне буксования;

Р- коэффициент рассеяния энергии;

N — скорость ленты, приведенная к вращательному движению барабана; — коэффициент поглощения энергии лентой, Переходя к нормальной форме Коши, из выражения (1) получаем дифференциальное уравнение — — — (Рт PA yA жл)

dA 1

dt С решение которого позволяет определить величину энергии сил трения А, поглощенную в очаге буксования. Сравнивая ее с допустимым значением Адоп, в случае превышения заданного уровня вырабатывают команду на отключение привода конвейера.

Сигнал, пропорциональный мощности сил трения, в очаге буксования формируют на основе зависимости

Рт = т б W» где Рт- сила трения на поверхности приводного барабана при буксовании;

Ro — радиус барабана;

Nc» — приведенная к вращательному движению скорость скольжения ленты относительно поверхности приводного барабана.

На фиг.1 показана принципиальная схема устройства защиты ленточного конвейера от аварийного буксования, реализующая данный способ; на фиг.2 — принципиальная схема задатчика интенсивности с дополнительным выходом.

Устройство защиты ленточного конвейера от аварийного буксования содержит регулируемый электропривод 1, включающий в себя приводной электродвигатель 2 конвейера с системой 3 управления, причем электродвигатель 2 подключен к силовому выходу системы 3 управления. К управляю1779659

50 щему входу регулируемого электропр.,вода

1 основным выходом подключен задатчик 4 интенсивности, имеющий дополнительный выход. Входящие в состав устройства датчики скорости ленты 5 и скорости барабана 6 выходами подключены к блоку 7 измерения скорости скольжения ленты. Введенный в состав устройства датчик 8 момента электродвигателя подключен выходом к одному из входов первого сумматора 9, другой вход которого соединен с промежуточным выходом задатчика 4 интенсивности, а на третий вход подан сигнал коррекции. Выход первого сумматора 9 подключен к первому входу первого перемножителя 10, который вторым входом соединен с выходом блока 7 измерения скорости скольжения ленты. Выход первого перемножителя 10 связан с первым входом второго сумматора 11, второй вход которого подключен к выходу второго перемножителя 12, входы которого связаны с выходами датчика 5 скорости ленты и интегратора 13, входом подключенного к выходу второго сумматора 11, Третий вход второго сумматора 11 соединен с выходом интегратора 13, к которому подключен пороговый элемент 14.

Устройство защиты ленточного конвейера от аварийного буксования работает следующим образом.

В процессе пуска или работы конвейера источником механической энергии является регулируемый электропривод 1, состоящий из электродвигателя 2,; системы 3 управления, при этом выходные сигналы датчиков скорости ленты 5 и барабана 6 непрерывно поступают на входы блока 7 измерения скорости скольжения ленты, на выходе которого формируется напряжение, пропорциональное разности сигналов от датчиков скорости. При отсутствии буксования оно равно нулю. В то же время с помощью датчика 8 момента непрерывно измеряется момент приводного электродвигателя 2 конвейера. Выходное напряжение датчика 8 момента подается на первый вход первого сумматора 9, г а промежуточном выходе задатчика 4 интенсивности напряжение, пропорциональное динамическому моменту электродвигателя, формируется только в периоды пуска и торможения конвейера. Будучи поданным на второй вход первого сумматора 9, оно в, период пуска уменьшает выходное напряжение последнего на величину, пропорциональную динамическому моменту, позволяя получить сигнал, пропорциональный статическому моменту. Благодаря поступающему на третий вход первого сумматора 9 напряжению коррекции, пропорциональному моменту холостого хода привода барабана, окончательно на выходе этого сумматора получается сигнал, пропорциональный моменту, приложенному к приводному барабану со стороны ленты. При возникновении пробуксовки этот момент определяется силами трения между лентой и барабаном.

На входы первого перемножителя 10 поступают выходные напряжения первого сумматора 9 и блока измерения скорости скольжения ленты. В нормальном режиме работы при отсутствии буксования последнее равно нулю, поэтому и выходное напряжение первого перемножителя 10 также равно нулю. В этих условиях последовательно включенные второй сумматор 11 и интегратор 13 оказываются охваченными двумя цепочками отрицательной обратной связи.

Одна из них образована связью, непосредственно передающей сигнал с выхода интегратора 13 на третий вход второго сумматора

11, а другая осуществляется через второй перемножитель 12. Поэтому при отсутствии буксования выходное напряжение интегратора 13 стремится к нулю, Это приводит к тому, что пороговый элемент 14 находится в исходном состоянии и выдает сигнал, разрешающий работу приводного электродвигателя 2 конвейера, При возникновении буксования на выходе блока 7 измерения скорости скольжения появляется сигнал, отличный от нуля, в результате чего на выходе первого перемножителя 10 формируется напряжение, пропорциональное мощности буксования, Будучи поданным через второй сумматор 11 на вход интегратора 13, оно вызывает рост его выходного напряжения, характеризующего количество энергии, накапливающейся в зоне буксования. Однако темп ее накопления и конечное установившееся значение зависят не только от величины мощности буксования, но и от потерь энергии в окружа ощую среду, что воспроизводится в устройстве путем подачи части сигнала с выхода интегратора 13 по цепи отрицательной обратной связи непосредственно на третий вход второго сумматора 11.

Кроме того, часть энергии. выделившейся в зоне буксования, уносится движущейся конвейерной лентой. Этот процесс воспроизводится с помощью передачи части выходного сигнала интегратора 13 через перемножитель 12 на второй вход второго сумматора

11. Благодаря тому, что на второй вход перемножителя 12 подается напряжение, пропорциональное скорости движения ленты, интенсивность действия этой связи напрямую связана с этим параметром. Так, при неподвижной конвейерной ленте эта связь

1779659 оказывается отключенной и защита срабатывает быстрей. Наоборот, по мере роста скорости. движения ленты происходит как бы загрубление защиты, так как при этом условия в зоне буксования облегчаются.

На фиг.2 показана принципиальная схема задатчика интенсивности с дополнительным выходом. Это обычная общепринятая схема, состоящая из усилителя-ограничителя 15 и интегрирующего усилителя 16. В этой схеме темп изменения основного выходного напряжения задатчика интенсивности. снимаемого с выхода интегратора 16, зависит от уровня выходного напряжения усилителя-ограничителя 15. Значит, ускорение конвейера оказывается пропорциональным величине этого напряжения. А так как момент динамический для электропривода конвейера определяется выражением

dN6

Мдин где f - момент инерции электропривода конвейера, приведенный к барабану, то оказывается возможным использовать выходное напряжение усилителя-ограничителя 15 в качестве сигнала, пропорционального динамическому моменту. Этому способствует тот фактор, что при буксовании момент инерции электропривода конвейера всегда остается величиной постоянной, не зависящей от загрузки конвейера, поскольку в этом режиме нарушается жесткая связь между лентой и барабаном..

Формула изобретения

1. Способ защиты ленточного конвейера от аварийного буксования. включающий измерение скорости скольжения ленты от5 носительно поверхности приводного барабана, отличающийся тем. что. с целью повышения надежности за счет исключения ложных срабатываний, задают величину допустимого значения работы сил трения, до10 полнительно . формируют сигнал, пропорциональный силам трения в очаге буксования., путем умножения его на сигнал скорости скольжения получают величину мощности сил трения в очаге буксования, из

15 которой вычитают один сигнал, пропорцио нальный мощности потерь в окружающую среду, и второй — пропорциональный мощности, выносимой из очага буксования дви>кущейся лентой, путем интегрирования

20 результирующего сигнала получают величину работы сил трения, поглощенной в очаге буксования, последнюю сравнивают с допустимым значением и в случае его превышения вырабатывают сигнал на отключение

25 привода конвейера.

?, Способ по п.1, отличающийся тем, что сигнал, пропорциональный мощности, выносимой из очага буксования движу30 щейся лентой, формируют путем перемножения сигналов, пропорциональных скорости движения ленты конвейера, и. количеству энергии, поглощенной в очаге буксования, Составитель В. Чикалов

Редактор С, Кулакова Техред М.Моргентал Корректор М. Максимишинец

Заказ 4415 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ защиты ленточного конвейера от аварийного буксования Способ защиты ленточного конвейера от аварийного буксования Способ защиты ленточного конвейера от аварийного буксования Способ защиты ленточного конвейера от аварийного буксования Способ защиты ленточного конвейера от аварийного буксования 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизации конвейерного транспорта

Изобретение относится к автоматизации конвейерного транспорта и может быть использовано для технической диагностики работоспособности ленточных конвейеров, предназначенных для перемещения сыпучих грузов

Изобретение относится к автоматизации конвейерного транспорта и м.б.использовано для технической диагностики транспортирующих машин непрерывного действия, предназначенных для перемещения сыпучих материалов в различных областях производства

Изобретение относится к автоматизации конвейерного транспорта

Изобретение относится к промышленному транспорту и позволяет повысить надежность работы элеватора

Изобретение относится к автоматизации и контролю ленточных конвейеров и может быть использовано для контроля скорости и пробуксовки ленты конвейера относительно ведущего барабана (ПИ)

Изобретение относится к автоматизации конвейерного транспорта и позволяет повысить точность контроля скорости ленты конвейера (СЛК) и проскальзывания

Изобретение относится к автоматизации конвейерного транспорта и позволяет повысить оперативность и надежность контроля работоспособности ленточного конвейера

Изобретение относится к автоматизации конвейерного транспорта и предназначено для контроля проскальзывания и скорости лент транспортирующих машин непрерывного действия для перемещения сыпучих материалов в различных областях производства

Изобретение относится к конвейерному транспорту, преимущественно к ленточным конвейерам, в частности, к температурному устройству контроля пробуксовки ленты на приводном барабане

Изобретение относится к конвейерному транспорту и может быть использовано во всех отраслях промышленности, эксплуатирующих ленточные конвейеры

Изобретение относится к конвейерному транспорту и предназначено для торможения электропривода наклонного конвейера, работающего в двигательном режиме

Изобретение относится к контролю скорости тяговых органов машин и механизмов, в частности скорости движения шахтных ленточных конвейеров
Наверх