Подшипниковый узел

 

Использование: узлы трения, работающие-в абразивных средах. Сущность изобретения: в корпусе запрессована втулка из пропитанной твердой смазкой прессованной древесины с радиальным расположением волокон. Концентрично установлена дополнительная втулка из прессованной древесины с продольным расположением волокон. Дополнительная втулка жестко закреплена па полом металлическом сердечнике , установленном на валу с натягом. При работе подшипникового узла взаимодействуют внутренняя поверхность втулки с радиальным расположением волокон и наружная поверхность дополнительной втулки с продольным расположением волокон . Частицы абразива, попадающие в зону трения, внедряются во взаимодействующие поверхности втулок и трение происходит между слоями абразива в присутствии смазки . Вал при этом не изнашивается, повышается долговечность узла при работе в абразивной среде. 3 ил. k/ t

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Г 16 С 33/18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4934298/27 (22) 01.04.91 (46) 23.12.92. Бюл. № 47 (71) Воронежский лесотехнический институт (72) В;А.Шамаев, Г.К.Гаврилов и О.В.Шамаев (56) Авторское свидетельство СССР .

¹ 1636609, кл. Г 16 С 33/18, 1989, Семенов А.П. и др. Металло-фторопластовые подшипники. M.; Машиностроение, 1975, стр. 143.

Авторское свидетельство СССР № 926397, кл. F 16 С 33/12, 1979, (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Использование: узлы трения, работающие в абразивных средах. Сущность изобретения: в корпусе запрессована втулка из пропитанной твердой смазкой прессованной древесины с радиальным расположениИзобретение относится к машинострбению, в частности к узлам трения, работающим в абразивных средах.

Известен подшипник скольжения, содер>кащий полый металлический корпус, внутреннюю металлическую обойму и расположенный между ними вкладыш из прес.саванной древесины с радиальным располо>кением волокон, пропитанный антифрикционным веществом, Недостатком подшипника является низкая долговечность при работе в абразивной среде.

Наиболее близким из известных является подшипник скольжения, включающий Ы„„1783184 А1 ем волокон, Концентрично установлена дополнйтельная втулка йз прессованной древесины с продольным расположением волокон. Дополнительная втулка жестко закреплена иа полом металлическом сердечнике, установленном на" валу с нанятом. При работе подшипникового узла взаимодействуют внутренняя поверхность втулки с радиальным расположением волокон и наружная поверхность дополнительной втулки с продольным расположением волокой. Частицы абразива, попадающие в зону трения, внедряются во взаимодействующие поверхности втулок и трение происходит между слоями абразива в присутствии смазки. Вал при этом не изнашивается, повышается долговечность узла при работе в абразивной среде. 3 ил, втулку из пропйтанной антифрикцйонным веществом прессованной древесины с падиальным расположением волокон и охватывающий втулку металлический корпус.

Недостатком подшипника является недолговечность при работе в абразивной среде, т,к. частицы абразива, попадая в зону трения, внедряются во втулку из прессованной древесины, как имеющую меньшую твердость по сравнению с ме-.аллам и интенсивно изнашивают контртело (вал).

Твердость стали составляет HRC 50-60, прессованной древесины — до HRC 12 — 22.

Цель изобретения — повышение долговечности подшипникового узла.

1783184

Указанная цель достигается тем, что в подшипниковом узле, содержащем установленный на валу подшипник скольжения, включающий втулку из пропитанной антифрйкционным веществом прессованной древесины с радиальным расположением волокон и охватывающий втулку корпус, концентрично установлена дополнительная втулка из прессованной древесины с продольным расположением волокон, жестко закрепленная на полом металлическом ñåðдечнике, установленном на валу с натягом.

На фиг.1 изображен подшипниковый узел скольжения, разрез; на фиг.2 — разрез

А — А на фиг.1; на фиг.3 — фрагмент I подшипникового узла фиг,1 (увеличено).

Узел состоит из втулки 1, выполненной иэ пропитанной твердой смазкой прессованной древесины с радиальным расположением волокон, запрессованной в корпус

2, и установленную концентрично дополнительную втулку 3, выполненную из прессованной древесины с продольным расположением волокон, жестко закрепленную на полом металлическом сердечнике 4. Сердечник 4 устанавливается на валу 5 с натягом, Сбоку подшипник закрывается крышкой 6, Втулка 1 пропитывается твердой смазкой, например. суспензией дисульфида молибдена в церезине.

Отличительной особенностью подшипникового узла является то, что трение происходит между внутренней поверхностью втулки 1 и внешней поверхность1о втулки 3, . выполненных из прессованной древесины, т.к. втулка 1 жестко фиксирована в корпусе

2, а втулка 3 — на сердечнике 4.

Подшипник работает следующим образом. При попадании в зону трения между втулкой 1 и втулкой 3 абразивных частиц они внедряются в древесину обеих втулок, Твердость прессованной древесины вдоль волокон (на торец) равна HRC 20- 22,т,е. такой будет твердость поверхности втулки 1, Твердость прессованной древесины поперек волокон равна НЯС 14-16 и это будет твердость поверхности втулки 3. Вследствие этого частицы абразива (например, корунд) в первую очередь внедряются между волокнами дре5 весины дополнительной втулки 3 и лишь наиболее мелкие, диаметр которых соизмерим с размерами полостей клеток, внедряютСя в древесину втулки 1. Схематично это изображено на фиг.3. Таким образом, трение I1po10 исходит,не столько между- древесиной втулок 1 и 3, сколько между слоями абразива на поверхности этих втулок. Коэффициент сухого трения древесина — древесина и древесина — абразив довольно велик и равен

15 0,7-0,8. Для снижения коэффициента трения до 0,15-0,2 втулку 1 наполняют твердой смазкой.

В процессе эксплуатации подшипникового узла в абразивной среде по мере изно20 са происходит замещение внедренных частиц абразива новыми и равномерный износ контактирующих поверхностей втулок 1 и 3 в течение длительного времени. Вал при этом не изнашивается. Подшипниковый

25 узел данной конструкции может работать . практически в любых абразивных средах, и .. по сравнению с известным подшипником срок службы узла трения повышается s 3-5 раз, 30

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий установленный на валу подшипник скольжения, включающий втулку из пропитанной

35 антифрикционнйм веществом прессованной древесины с радиальным расположением волокон и охватывающий втулку корпус, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности при работе в аб40 разивной среде, подшипник содержит установленную концентрично дополнительную втулку из прессованной древесины с продольным расположением волокон, жестко закрепленную на полом металлическом сер45 дечнике, установленном на валу с натягом.

1783184 Й/Г. 5

Составитель В.Шамаев

Техред М.Моргентал Корректор С Патрушева

Редактор

Заказ 4500 Тираж ... . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор скольжения машин и механизмов, в том числе на транспортно-конвейерных линиях

Изобретение относится к способам производства подшипников скольжения

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для самосмазывающихся подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности к изготовлению изделий из модифицированной древесины, и может найти применение в мебельной промышленности, машиностроении, сельхозстроении как заменитель подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области создания антифрикционных материалов на основе прессованной древесины и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих кроме радиальных нагрузок осевые перемещения и динамические нагрузки
Наверх