Подшипниковый узел

 

Использование: в машиностроении. Сущность: подшипниковый узел содержит смонтированный в корпусе и на цапфе вала подшипник качения., расположенные со стороны одного из торцов подшипника распорное кольцо и крышку, средство затяжки подшипника качения и упорный подшипник . Средство затяжки выполнено в виде установленной соосно валу на упорном подшипнике качения шайбы с шарнирно закрепленными на ней криволинейными двуплечими рычагами, свободным концом упирающимися в торец распорного кольца, а в промежутке между свободным концом и шарнирно подсоединенным к шайбе опирающимся на кольцевой бурт на поверхности крышки с выпуклой опорной поверхностью. Проекция плеча на плоскость крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки больше проекции от опоры на бурт до шарнирного соединения с шайбой. В результате этого обеспечения самозатягивание основного подшипника качения действием требуемой по величине осевой силы без заклинивания тел качения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

s F 16 С 25/06 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) I b -.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4917610/27 (22) 11;03,91 (46) 15.01,93, Бюл. ¹ 2 (71) Днепропетровский горный институт им.

Артема (72) В.ВЛу1йшин (56) Авторское свидетельство СССР

N 898147, кл. F 16 С 25/06, 05.03,80. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Использование: в машиностроении.

Сущность: подшипниковый узел содержит смонтированный в корпусе и на цапфе вала . подшипник качения, расположенные со стороны одного из торцов подшипника распорное кольцо и крышку, средство затяжки подшипника качения и упорный подшипник. Средство затяжки выполнено в виде

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам с регулировкой, компенсирующей зазор.или износ.

Известен подшипниковый узел, содержащий смонтированный в корпусе вал с подшипником качения, расположенную со стороны одного из торцов подшипника крышку, коническое распорное кольцо, размещенное между торцами и поверхностью крышки, и промежуточную втулку с конической внутренней поверхностью.

Недостатком известного устройства яв. ляется высокая эффективность регулирования зазора вследствие необходимости проверки состояния затяжки подшипникового узла. обеспечивающей требуемую надежность.

ÄÄ5UÄÄ 1788354 А1 установленной соосно валу на упорном подшипнике качения шайбы с шарнирно закрепленными на ней криволинейными двуплечими рычагами, свободным концом упирающимися в торец распорного кольца. а в промежутке между свободным концом и шарнирно подсоединенным к шайбе опирающимся на кольцевой бурт на поверхности крышки с выпуклой опорной поверхностью.

Проекция плеча на плоскость крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки больше проекции от опоры на бурт до шарнирного соединения с шайбой, В результате этого обеспечения самозатягивание основного подшипника качения действием требуемой по величине осевой силы без заклинивания тел качения. 2 ил.

Известен также подшипниковый узел, д содер>кащий смонтированный в корпусе вал с подшипником качения; расположенную со стороны одного из торцов подшипника крышку. коническое распорное кольцо..раз- ОО мещенное между торцами подшипника и . Ь крышки, и промежуточной втулки, при этом (Л подшипниковый узел снабжен установлен- фь, ным на валудополнительным подшипником с промежуточной втулкой, на наружной поверхности которой в гнездах установлены клиновидные иголки, острые концы которых расположены между крышкой и распорным кольцом, Этот подшипниковый узел вследствие установки клиновидных игл под углом к оси действия осевой силы позволяет реализовать только часть ее, вызывает значительные силы трения между клиновидной

1788354 выполнены крышки 5, у которых соответст- 50 вующее длинам плеч рычага положение занимает выпуклый бурт 6. На стадии проектирования определяют осевуюсилу F и потребную силу, прикладываемую к распорному кольцу 11, а затем из уравнения моментов вычисляют длины проекций плеч и положения.выпуклого бурта на крышке.

Устройство работает следующим образом иглой и коническим распорным кольцом, что снижает надежность и эффективность работы узла.

Цель изобретения — повышение надежности и обеспечение регулирования силы затяжки подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что в подшипниковом узле средство затяжки, выполнено в виде установленной соосно валу на упорном подшипнике качения шайбы с шарнирно закрепленными на ней криволинейными двуплечими рычагами, свободными концами упирающимися в торец распорного кольца. внутренний торец крышки выполнен с буртом, имеющим выпуклую опорную поверхность и расположенным в контакте с упомянутыми рычагами в зоне между их концами, при этом проекция плеча на плоскость крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки больше проекции плеча от опо.ры на бурт до шарнирного соединения.

На фиг. 1 пбказан подшипниковый узел, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг,.1.

Подшипниковый узел содержит смонтированный в корпусе 1 вал 2 с подшипником качения 3, в частности радиально-упорным, на шипе 4 вала расположенную с одного из торцов подшипника крышку 5, на внутреннем торце содержащую бурт 6 с выпуклой опорной поверхностью, средство затяжки s виде установленной соосно валу на упорном подшипнике качения 7 шайбы 8 с шарнирно закрепленными на ней шарнирами 9 криволинейными двуплечими рычагами 10, свободными концами упирающимися в торец распорного кольца 11, взаимодействующего с внешним кольцом подшипника 3.

Для удержания шайбы 8 на оси вала служит палец 12, входящий в направляющую 13, принадлежащую крышке 5. Криволинейный двуплечий рычаг выполняется с различными длинами плеч, проекции на плоскость крышки 5 которых равны Ii и 1, при этом проекция плеча на плоскость крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки (lz) больше проекции плеча от опоры на бурт до шарнирного соединения (11). В соответствии с этими параметрами

При действии осевой силы F осевому перемещению вала 2. насаженных íà нем деталей, например зубчатых колес и подшипников качения 3, препятствуют реакции между свободным концом криволинейных двуплечих рычагов 10 и распорного кольца

11, При этом эти реакции меньше осевой силы F, что не будет приводить по мере . износа колец подшипника 3 к его перезатягивэнию и возникновению сил, повышающих износ тел качения и кольца. При появлении зазора между тягами качения и внешним кольцом подшипника зазор будет автоматически выбираться перемещением распорного кольца 11 и внешнего кольца подшипника под действием реакций между концами криволинейных двуплечих рычагов и торцом распорного кольца.

Устройство обеспечивает самоэатягива-: ние радиально-упорного подшипника действием требуемой по величине осевой силы без заклинивания тел качения, .В устройстве благодаря постоянному силовому контакту между крышкой. криволинейными двуплечими рычагами, распорным кольцом и внешним кольцом подшипника устранена подвижность внеш- него кольца подшипника и тел качения, создается заранее устанавливаемая сила затяжки подшипника, исключающая заклинивание тел качения, что обеспечивает вы-сокую надежность подшипникового узла.

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий смонтированный в корпусе и на цапфе вала подшипник качения и расположенные со стороны одного из торцов подшипника рас- гюрное кольцо и крышку, а также средство затяжки подшипника качения и установленный на цапфе вала между подшипником качения и крышкой упорный подшипник качения, отличающийся тем, что. с целью повышения надежности и обеспечения регулирования силы затяжки подшипника. средство затяжки выполнено в виде установленной соосно валу на упорном подшипнике качения шайбы с шарнирно закрепленными на ней криволинейными двуплечими рычагами, свободными концами упирающимися в торец распорного кольца, внутренний торец крышки выполнен с . буртом, имеющим выпуклую опорную поверхность и расположенным в контакте с упомянутыми рычагами в зоне между их концами, при этом проекция плеча на плоскость крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки больше проекция плеча от опоры на бурт до шарнирного соединения, 1788354

Корректор О,Юрковецкая

Составитель Т.Хромова

Техред M.Ìîðãåíòàë

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ бб Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области станкостроению и предназначено для использования в многооперационных станках, имеющих широкий диапазон частот вращения шпинделя и крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах качения при повышенных скоростях вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях узлов высокоточного привода в машинах, работающих в условиях больших перепадов температур

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к многоступенчатым опорам качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам, состоящим из роликовых подшипников качения и служащим опорами валов

Изобретение относится к машиностроению и авиастроению и может быть использовано в опорах любых изделий, содержащих радиальные однорядные шарикоподшипники
Наверх