Подшипниковый узел

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения узел содержит установленные в корпусе и на валу радиалъно-упорные подшипники 2 и 3. Между их внутренними кольцами размещено упругое регулировочное средство 4. На валу 1 с торца внутреннего кольца одного из подшипников установлена регулировочная гайка 6 Между торцом гайки и торцом внутреннего кольца подшипника 3 расположен упругий элемент 5, который так же как и регулировочное средство 4 выполнен с переменной в радиальном направлении жесткостью, 1 з.п флы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)5 F 16 С 25/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕЙИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4650021/27 (22) 13.02.89 (46) 23.07,92. Бюл. ¹ 27 (71) Камский политехнический институт (72) Ю.И,Капустин (56) Дунаев П,Ф. Конструирование узлов и деталей машин. М,, Высшая школа, 1985,. с.

170, рис. 12б, (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Использование: машйностроение. Сущность изобретения: узел содержйт установлйн".

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в падшипни . ковых опорах главных передач автомобилей.

Известен подшипниковый узел главных передач автомобилей, собираемых с предварительным натягом, содержащий конические роликовые подшипники и регулятор натяга, состоящий из регулировочных колец; размещенных между обоймами, и резьбового соединения .

В известном подшипниковом узле преднатяг создаатся резьбовым соединением, а

: величина его зависит от размера регулировочных колец. Используемые регулировочные кольца и детали резьбовых соединений имеют повышенную жесткость. При износе подшипников и исчезновении преднатяга дополнительная нагрузка на кольца не ве- дет к существенному измейению их осевой деформации, поэтому не способствует сближению внутренних колец подшипников и, соответственно, повышению пробега подшипникового узла до образования зазора, Известны подшйпниковые узлы с регулировочными втулками, имеющими повыБЫ, 1749565А1

2 ные в корпусе и на валу радиально-упорные подшипники 2 и 3; Между их внутрйнними кольцами размещено упругое регулировочное средство 4, На валу 1 с торца внутрен- н его кольца:одйого из и"од шйпников установлена регулировочная гайка 6. Между торцом гайки и торцом внутреннего кольца подшипника 3 расположен упругий элемент

5; который так же как и регулировочное средство 4 выполнен с йеременной в радиальном йаправлении жесткостью, 1 з.п, фradii, 1 ил. шенную осевую пода гливость, При износе подшипников и уменьшении преднатяга повышение нагрузки на Втулку йе йриводит к существенной ее деформации из-за жестких упорных шайб и деталей резьбового соеди- . и нения. Недостатком этого узла является низкий ресурс et 0 появлеййя осевого зазора в подшипниках.

Цель изобретения — увеличение ресурса 4 работы до образования допустимого осево- фь го зазора., О (Я

Это достигается тем что в предлагаемом О,, подшипниковом узле, содержащем установленные в корпусе и на валу радиально-упорные подшипники; размещенной между их внутренними кольцами упругой регулировочное средство, а также установленную на валу с торца внутреннего кольца одного из подшипников регулировочйую гайку, между тор цами регулировочной гайки и внутреннего кольца подшипника выполнен упругий weмент, при этом упругое регулировочное средство и упругий элемент выполнены с переменной в радйальном направлении жес1749565 ткостью, Упругий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины.

В процессе эксплуатации происходит осевой износ подшипников, усилие преднатяга подшипников уменьшается, нагрузка на упругие регулировочные средства увеличивается. Вследствие этого упругие средства сжимаются, внутреннее кольцо подшипника смещается, компенсируя осевой износ подщипника и тем самым увеличивая ресурс узла до образования ocelot.o зазора.

На чертеже изображен подшипниковый узел, разрез.

Подшипниковый узел состоит из установленных в корпусе и на валу-шестерне 1 радиально-упорные подшипники 2 и 3, между внутренними обоймами которых установлены регулировочные средства 4, выполненные упругими с переменной жесткостью (например, в виде тарельчатой пружины). Подшипники 2 и 3 поджимаются упругим элементом

5, выполненным, например, в виде тарельчатой шайбы с переменной жесткостью, Жесткостные характеристики регулировочных средств 4 и элементы 5 имеют зону с пониженной жесткостью в.области осевых нагру зок, с оответствующей регламентному моменту затяжки гайки 6, При сборке предлагаемого подшипникового узла гайки 6 резьбового крепления закручивается определенным моментом, Усилие затяжки гайки 6 создает предварительный натяг подшипников 2 и 3 и обеспечивает сжатие регулировочных средств тарельчатых пружин 4. При этом осевые упругие деформации пружин 4 и упорной шайбы 5 достаточно велики. В эксплуатации происходит износ подшипников, уменьшаются их осевые. размеры. Это при5 водит к уменьшению предварительного на. тяга подшипников, Поскольку усилие затяжки гайки 6 остается неизменным, нагрузка на регулировочные средства 4 возрастает, что приводит к их дополнительной

10 осевой деформации и, соответственно, к некоторому перемещению внутреннего коль-ца подшипника 3, Этим достигается компенсация износа подшипников.

15 Формула изобретения

1. ПодшипникОвый узел, содержащий установленные в корпусе и на валу радиально-упорные подшипники, размещенное между их внутренними кольцами, упругое

20 регулировочное средство, а также установ-. ленную на валу с торца внутреннего кольца одного из подшипников регулировочную гайку, отличающийся тем,что,сцелью увеличения ресурса работы до образования

25 допустимого осевого зазора, он снабжен расположейным между торцами регулировочной гайки и внутреннего кольца подшипника упругим элементом, npin этом упругое регулировочное средство и упругий элемент

30 выполнены с переменной в радиальном на. правлении жесткостью.

2, Узел по и. 1, о тл и ч а ю щи и с я тем что упругий элемент выполнен в виде та

påëü÷àòoé пружины.

Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах качения при повышенных скоростях вращения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в прецизионных высокоскоростных роторных системах, в частности в шпинделях внутришлифовальных станков

Опора вала // 1418528
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях узлов высокоточного привода в машинах, работающих в условиях больших перепадов температур

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к многоступенчатым опорам качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам, состоящим из роликовых подшипников качения и служащим опорами валов

Изобретение относится к машиностроению и авиастроению и может быть использовано в опорах любых изделий, содержащих радиальные однорядные шарикоподшипники
Наверх