Устройство для управления приводом передвижения крановой тележки с гибкой подвеской груза

 

Использование: в области машиностроения , а именно в системах управления электроприводом грузоподъемных кранов. Сущность изобретения: устройство содержит задатчик скорости, задатчик интенсивности разгона тележки, сумматор, блок сравнения, датчик скорости тележки, исполнительный блок, датчик углового отклонения , блок умножения, масштабный блок, блок извлечения квадратного корня, датчик длины подвеса, механизм подъема. 1-3- 4-5-7-15, 7-6-5, 15-14-13-11-12-4, 8-11. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 66 С 13/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4902491/11 (22) 14.01.91 (46) 07.03.93. Бюл. Ф 9 (71) Украинский государственный проектный,и проектно-конструкторский институт

"Тяжп ромэлектропроект" (72) В,И.Холодный (56) Авторское свидетельство СССР

М 1564103, кл. В 66 С 13/18, 1990. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ПРИВОДОМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КРАНОВОЙ.ТЕЛЕЖКИ С ГИБКОЙ ПОДВЕСКОЙ

ГРУЗА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам управления электроприводом грузоподъемных кранов, Изобретение может быть использовано при разработке злектроприводов механизмов передвижения тележек и мостов перегрузочных и монтажных кранов, к эксплуатационным показателям (точность работы, производительность, энергопотребление), которых предъявляются повышенные требования.

Цель изобретения — упрощение устройства и повышение его надежности.

Для осуществления этой цели устройство для управления приводом передвижения крановой тележки с гибкой подвеской груза, содержащее блок сравнения, к выходу кото, рого подключен исполнительный блок, сумматор, блок умножения, датчик длины подвеса. датчик углового отклонения подвеса, выход которого подключен к одному из входов блока умножения, и датчик скорости тележки, связанный с одним из входов бло. Ы 1799844 А1 (57) Использование: в области машиностроения, а именно в системах управления электроприводом грузоподъемных кранов.

Сущность изобретения; устройство содержит задатчик скорости, задатчик интенсивности разгона тележки, сумматор, блок сравнения, датчик скорости тележки, исполнительный блок, датчик углового отклонения, блок умножения, масштабный блок, блок извлечения квадратного корня, датчик длины подвеса, механизм подъема. 1 — 34 — 5 — 7 — 15, 7 — 6 — 5, 15 — 14 — 13 — 11 — 12 — 4, 8 — 11.

4 ил. ка сравнения, снабжено последовательно соединенными задатчиком скорости и задатчиком интенсивности разгона тележки, блоком извлечения квадратного корня и блоком масштабирования, выход которого соединен с одним из входов сумматора, а вход — с выходом блока умножения, второй вход которого подключен к выходу блока извлечения квадратного корня, вход которого связан с датчиком длины подвеса, а выход задатчика интенсивности разгона тележки подключен к второму входу сумматора, выход которого соединен со вторым входом блока сравнения.

Сущность изобретения и его отличительными признаками является введение задатчиков скорости и интенсивности разгона тележки, позволяющих оператору крана формировать любую тахограмму привода тележки и, следовательно, отрабатывать любую величину передвижения, а также применение блока извлечения квадратного корня и масштабного блока, соединенных

1799844

50, тележки. Масштабный блок 12 представляет собой усилитель с регулируемым коэффициентом усиления. Датчик 8 углового отклонения подвеса формирует сигнал, 55 пропорциональный синусу указанного угла, например, с помощью сельсина. Датчик 14 длины подвеса представляет собой, например, устройство, преобразующее угол поворота барабана лебедки механизма подьема указанным выше образом, позволяющих сформировать сигнал коррекции скорости тележки, исключающий колебания подвешенного груза.

На фиг. 1 приведена функциональная схема устройства: на фиг. 2 — структурная схема системы автоматического регулирования (CAP) скорости груза; на фиг, 3 логарифмические амплитудно-частотные характеристики (ЛАЧХ) CAP скорости груза; на фиг. 4 — кривые переходного процесса.

Устройство содержит задатчик 1 скорости тележки 2, подключенный к входу задатчика 3 интенсивности разгона тележки, выход которого соединен с вторым входом сумматора 4. Выход сумматора 4 подключен к второму входу блока 5 сравнения, первый вход которого связан с датчиком 6 скорости тележки, а выход подключен к входу исполнительного блока 7, выход которого связан с механизмом передвижения тележки. Датчик 8 углового отклонения подвеса 9, удерживающего груз 10, соединен с первым входом блока 11 умножения, выход которого через масштабный блок 12 подключен к первому входу сумматора 4, а второй вход соединен с выходом блока 13 извлечения квадратного корня, вход которого подключен к датчику 14 длины подвеса 9, связанному с механизмом подьема 15.

Задатчик 1 скорости тележки представляет собой, например, командоаппарат, формирующий сигнал задания требуемой величины скорости тележки в виде напряжения, Задатчик 3 интенсивности разгона тележки формирует сигнал, линейно изменяющийся во времени до величины, заданной эадатчиком 1 скорости, и представляет собой, например, устройство, содержащее последовательно соединенные компаратор и интегратор, охваченные отрицательной обратной связью. Блок 5 сравнения представляет собой, например, пропорциональный регулятор скорости, вычисляющий рассогласование ме>кду заданным и фактическим значениями скорости тележки. Исполнительный блок 7 содержит, . например регулятор тока, тиристорный преобразователь, являющийся источником питания привода, и электродвигатель, соединенный с механизмом передви>кения

45 в сигнал, пропорциональный длине выпущенного каната, Для описания сущности работы устройства его следует рассматривать как систему автоматического регулирования скорости груза. В нее входит замкнутый контур регулирования скорости тележки, включающий в себя блок 5 сравнения, исполнительный блок 7, датчик 6 скорости тележки, который с достаточной степенью точности может быть представлен звеном второго порядка с передаточной функцией

V, ð

Р т,р +2(т р+1 (1)

Чт где Кс = — коэффициент усиления замкЧз» нутого контура регулирования скорости тележки;

VT — скорость тележки;

Чз» вЂ” сигнал задания скорости тележки;

Тс — постоянная времени замкнутого контура скорости телех<ки; (— коэффициент затухания.

Подвешенный груз представляет собой консервативное звено с передаточной функцией

gf (p) = 2, (2) т р T2Kp2+1 где Чг — скорость груза;

Т» — постоянная времени звена, равная периоду собственных колебаний груза и определяемая выражением (3)

g где! — длина подвеса;

g — ускорение свободного падения, Резонансная частота консервативного . звена определяется выражением Ф =

1 1 (4) т i/g

Ускорение груза в результате воздействия на него силы, возникающей при отклонении подвеса от вертикали, определяется вы рож. нием о Чг с,,с (5) где г. — угол отклонения подвеса от вертикали, При работе устройства на выходе масштабного блока 12 формируется сигнал коррекции скорости тележки в соответствии с выражением

V» = К sin a (6) где K» — коэффициент усиления масштабного блока 12.

Выражение (6) можно с учетом (3) и (5) записать в виде выражения

1799844 акис Кк Тк

dV, бт (7) из которого видно. что сигнал Чк пропорционален производной от скорости груза и периоду свободных колебаний груза. Этот сигнал подается на первый вход сумматора

4, где алгебраически суммируется с сигналом Ve задания скорости тележки, формируемым задатчиком 3 интенсивности разгона.

Таким образом, устройство представляет собой САР с обратной связью по производной от скорости груза (см.фиг, 2). Так как постоянная времени Т», как правило, значительно превышает величину Òc, можно пренебречь влиянием колебаний груза на скорость тележки и считать, что прямой канал регулирования скорости груза включает в себя последовательно соединенные замкнутый контур регулирования скорости тележки с передаточной функцией (1) и

К

0 ос = шр Ч—

Прямая ЛАЧХ 20 звена обратной связи проходит через точку с наклоном плюс 20 дБ/дек. консервативное звено с передаточной функцией (2), а цепь обратной связи содержит дифференцирующее звено с передаточной функцией

Woc(p) = - =- Тос Р, (8) уу ц P где Toc — постоянная времени дифференцирования, определяемая выражением

Т =К Т. (9)

ЛАЧХ 16 прямого канапэ регулирования (см.фиг. 3) имеет горизонтальный участок с коэффициентом усиления Кс и резонансный всплеск на частоте мр, Асимптотическая характеристика 17 на этой частоте имеет излом и далее следует с наклоном 40 дБ/дек.

Для определения коэффициента усиле-. ния К, масштабного блока, обеспечивающего апериодический характер изменения скорости груза, нэ фиг. 3 построена ЛАЧХ

18 звена второго порядка. имеющего декре- 40 мент затухания, равный /Я. Коэффициент усиления этого звена на частоте вр равен:

Ч

Чу (10) 45

Обратная ЛАЧХ 19 звена обратной связи, имеющая наклон минус 20 дБ/дек, проведена таким образом, чтобы ее коэффициент усиления нэ частоте ар также был равен величине Кс/ Vg. При этом ось и

1 50 эта ЛАЧХ пересекает в точке, соответству .ощей частоте Noc, определяемой выражением

Постоянная времени дифференцирования звена обратной связи определяется выражением т

Т которое с учетом (4) принимает вид.

Toc = — 1/ ° 2 (12)

Сравиивая 32) с (9} и учитывая (3), получим выражение для определения коэффициента усиления масштабного блока 12;

Кк= -@-. /2 (13)

На"фиг, 3 жирной линией показана результирующая ЛАЧХ замкнутой системы регулирования скорости груза.

Устройство работает следующим образом.

B исходном состоянии тележка и поднятый на некоторую высоту груз находятся в состоянии покоя. При этом длина подвеса равна величине I, э угол G отклонения подвеса от вертикали равен нулю, Для транспортировки груза по команде оператора крана на вход задатчика 3 интенсивности разгона с помощью задатчика 1 скорости подается сигнал задания требуемой скорости тележки. На выходе задатчика 3 сигнал

V> начинает линейно увеличиваться. При этом темп нарастания этого сигнала выбирается из условия отсутствия буксования тележки. Сигнал V3через сумматор4 проходит на второй вход блока 5 сравнения, являющийся входом САР скорости тележки. Под действием CAP. отрабатывающей задание по скорости, тележка начинает движение и ее фактическая скорость в этот момент пропорциональна сигналу задания V>.

При движении тележки из состояния покоя подвес, удерживающий груз, отклоняется от вертикали на некоторый угол а, в результате чего возникает сила, под действием которой груз также начинает движение. На выходе датчика 8 возникает сигнал, пропорциональный синусу угла а, а на выходе масштабного блока 12 формируется сигнал )/к в соответствии с выражением (6).

Этот сигнал подается на вход сумматора 4 со знаком, противоположным знаку сигнала

V, тем самым уменьшая результирующий сигнал задания скорости Чзк. Благодаря такому действию отрицательной обратной связи по ускорению груза, постоянная времени которой определена в соответствии с выражением (12), движение груза осуществляется плавно, без колебаний скорости как при разгоне (торможении), так и при транспортировке груза, При этом длина подвеса! может изменяться на любом этапе движе1799844

7 ния тележки, не оказывая влияния на качество переходного процесса, а величина перемещения и уровень скорости на этапе равномерного движения могут изменяться в широком диапазоне. На фиг. 4 приведены кривые изменения тока электродвигателя lg скорости V> тележки, скорости Vr и ускорения dV

Таким образом, благодаря перечисленным свойствам, область применения уст.ройства существенно расширяется, Кроме того, оно содержит незначительное количество датчиков и блоков, что упрощает его реализацию и повышает надежность в работе. Демпфирование колебаний груза при его транспортировке устраняет колебания тока электродвигателя, что снижает его нагрев.

Эти факторы улучшают эксплуатационные характеристики устройства и являются источником положительного эффекта, Формула изобретения

Устройство для управления приводом передвижения крановой тележки с гибкой

Г

Ь Йк

1

l

I

I

l подвеской груза, содержащее блок сравнения, к выходу которого подключен исполнительный блок, сумматор, блок умножения; датчик длины подвеса, датчик углового от5 клонения подвеса, выход которого подключен к одному из входов блока умножения, и датчик скорости тележки, связанный с одним из входов блока сравнения, от л и ч ающееся тем,что,сцелью

10 повышения надежности, оно снабжено последовательно соединенными задатчиком скорости и задатчиком интенсивности разгона тележки, блоком извлечения квадратного корня и блоком масштабирования, 15 выход которого соединен с одним из входов сумматора, а вход — с выходом блока умножения, второй вход которого подключен к выходу блока извлечения квадратного корня, вход которого связан с датчиком длины

20 подвеса, а выход задатчика интенсивности разгона тележки подключен к второму входу сумматора, выход которого соединен с вторым входом блока сравнения.

1799844

Составитель В, Холодный

Редактор С. Кулакова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор В. Петра ш

Заказ 1135 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", т, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для управления приводом передвижения крановой тележки с гибкой подвеской груза Устройство для управления приводом передвижения крановой тележки с гибкой подвеской груза Устройство для управления приводом передвижения крановой тележки с гибкой подвеской груза Устройство для управления приводом передвижения крановой тележки с гибкой подвеской груза Устройство для управления приводом передвижения крановой тележки с гибкой подвеской груза 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, а именно к устройствам для управления тележкой с гибким подвесом груза

Изобретение относится к устройствам для пассивного успокоения качаний груза на гибкой подвеске

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к автоматическому управлению тележки

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, а именно к способам управления грузовыми тележками с гибким подвесом груза

Изобретение относится к грузоподъемным машинам, в частности к устройствам для гашения колебаний грузов на подвесках кранов с обеспечением точной наводки груза при его установке на место

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения и может быть использовано при погрузочно-разгрузочных работах с использованием крана, имеющего грузозахватный орган

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно для уменьшения раскачивания груза на канате строительного крана

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к подъемно-транспортным машинам, а именно к автомобильным подъемникам, и касается способов контроля устройств безопасной эксплуатации автомобильных подъемников и вышек

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно для уменьшения раскачивания груза на канате строительного крана

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления и защиты грузоподъемных кранов

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к устройству для предотвращения раскачивания груза, подвешенного на грузовом канате

Изобретение относится к способу управления краном или аналогичным устройствам, который может быть использован, например, при управлении мостовым краном и в котором оператор крана подает заданные значения скорости от системы управления краном к его исполнительным органам в качестве сигналов управления, причем заданные значения скорости, поданные оператором, считывают в систему управления
Наверх