Подшипник скольжения

 

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 19/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4268627/27 (22) 30.03.87 (46) 23.04.93. Бюл. ¹ 15 (71) Саратовский политехнический институт (72) А.С.Денисов, А.Т.Кулаков и В.Е.Неустроев

Ъ (56) Исавнин Г.С. и др. Подшипники скольжения автомобильных двигателей. Обзор

НИИАвтопром. Серия "Автомобильные двигатели и топливная аппаратура", 1969, с, 16-19, Изобретение относится к подшипникам скольжения и предназначено для применения в кривошипно-шатунных механизмах двигателей внутреннего сгорания и может найти применение в шатунных и коренных подшипниках двигателей с воспламенением от сжатия (дизельных), Целью изобретения является повышение надежности и долговечности работы двигателя путем обеспечения стабильности геометрии вкладышей в процессе работы.

На фиг. 1 изображен подшипник двигателя внутреннего сгорания в сборе (прототип); на фиг. 2 — фрагмент А подшипника по фиг. 1; на фиг. 3 — схема размещения вкладыша в постели (прототип): на фиг. 4 и 5— варианты выполнения контактирующей площадки на вкладыше, вид сбоку; на фиг. 6 и 7 — то же, вид по стрелке Б и В на фиг. 4 и

5 соответственно.

Предлагаемый подшипник скольжения представляет собой два биметаллических вкладыша (фиг. 1), имеющих стальную основу 1 с нанесенным на нее антифрикционным

„„Я „„1810640 А1 (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: в кривошипно-шатунных механизмах двигателей внутреннего сгорания. Сущность: в подшипнике скольжения два биметаллических вкладыша охватывают шейку вала коленчатого вала путем стыка в диаметральной плоскости. Площади стыков вкладышей меньше площади поперечного сечения вкладыша на 69 — 717. Это обеспечивает стабильность геометрии вкладышей в процессе работы. 7 ил. слоем 2, которые, охватывая шейку коленчатого вала 3, контактируют между собой. На фиг, 2 изображена в увеличенном масштабе часть фиг. 1, обозначенная индексом "А". На этой фигуре можно видеть, что в месте взаимного контакта вкладыши уменьшаются по толщине за счет выполнения скосов 4. Такой же скос 4, выполненный на торце одного из вкладышей, показан на фиг, 4. На фиг. 6 видно, что за счет выполнения скоса 4 площадь контакта взаимодействующих между собой вкладышей меньше площади поперечного сечения вкладыша (совокупное сечение основы 1 и энтифрикционного слоя 2).

Площадка, по которой контактируют между собой вкладыши, выделена на фиг, 6 штриховкой. На фиг. 5 и 7 показан один из вариантов уменьшения площади контакта между вкладышами. Из этих фигур видно, что уменьшение площади контакта можно выполнить не только за счет скосов, но также и за счет ступенчатого выполнения площади контакта.

Вкладыш работает следующим образом.

1810640

При нагревании вкладышей подшипника их взаимодействие происходит по площади контакта, которая меньше поперечного сечения каждого вкладыша примерно на

30% (69-71 ф, от площади поперечного сечения). Зта величина установлена экспериментально, В результате снижения площадки контакта предел текучести материала вкладышей в месте их контакта наступает раньше, чем формоизменения вкладышей, 3а счет усадки уменьшенного сечения вкладыша в зоне площадки контакта происходит снижение напряжений по остальным сечениям вкладыша.

Долговечность работы предлагаемого подшипника была проверена на заводе двигателей КамАЗ в процессе длительных стенAoBblx испытаний и в условиях рядовой 3Ксплуатации пяти опытных двигателей.

Формула изобретения

Подшипник скольжения двигателя внутреннего сгорания, содержащий охватывающие шейку коленчатого вала двигателя два биметаллических стыкующихся между собой в диаметральной плоскости вкладыша, площадь стыка каждого из которых меньше площади поперечного сечения вкладыша, о т— л ича ющийс ятем, что, с целью повышения надежности и долговечности работы двигателя путем обеспечения стабильности преимущественно с воспламенением от

15 сжатия геометрии вкладышей в процессе работы, площадь стыка каждого вкладыша равна 69 — 71, от площади поперечного сечения вкладыша.

1810640

1Â10640

Составитель В, Неустроев

Техред М,Моргентал Корректор Н, Гунько

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 I

Заказ 1434 Тираж Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ. СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения - повышенной быстроходности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электровакуумной и химической отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упругим шариковым однорядным подшипникам, предназначенным преимущественнодля генераторов волн валковых редукторов числа оборотов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях, где применяют его аналоги

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям и способам изготовления подшипников качения, в частности радиальных и упорных шарикоподшипников. Способ повышения маслоемкости радиального или упорного шарикоподшипника заключается в том, что на тороидальных дорожках его колец создают регулярный микрорельеф, полученный виброобкатыванием или виброрезанием, при котором инструменту сообщают движения подачи и осцилляции по криволинейной поверхности тора. Регулярный микрорельеф создают в виде дискретных серповидных микролунок при вращении кольца и осцилляции инструмента вдоль оси у радиального шарикоподшипника или перпендикулярно оси у упорного шарикоподшипника при отсутствии движения подачи, при этом инструмент устанавливают в среднем положении его осцилляции до соприкосновения с поверхностью беговой тороидальной дорожки кольца. При создании полностью регулярного микрорельефа инструмент углубляют в поверхность тороидальной дорожки кольца в среднем положении его осцилляции, а при обработке выполняют условие i ≥ π d / 2 2 r h , где i - число циклов осцилляции резца за один оборот кольца, d - диаметр беговой тороидальной дорожки кольца в среднем сечении, r - радиус вершины резца или деформирующего наконечника, h - величина углубления инструмента. Технический результат: упрощение технологии изготовления маслоемких радиальных и упорных шарикоподшипников и повышение их эксплуатационных свойств. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к производству всех изделий, в которых ставится задача увеличения ресурса работы радиальных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности при изготовлении радиальных шарикоподшипников с большим ресурсом работы. В шарикоподшипнике поочередно устанавливаются шарики двух групп, из которых первая с натягом фиксируется между кольцами шарикоподшипника, а вторая группа с меньшим диаметром является пружинящими, фиксирующими элементами шариков первой группы. Свобода перемещения шариков второй группы и гарантированные зазоры между шариками снижают трение скольжения в шарикоподшипнике. Каждая из кольцевых канавок шарикоподшипника разделена на три примыкающие друг к другу канавки, имеющие разное назначение. Между первыми канавками обеих колец шарикоподшипника зафиксированы с натягом шарики первой группы. Форма первых канавок, их ширина и расположение выбраны такими, чтобы трение скольжения было малым при допустимых контактных давлениях в зонах контакта. Назначение вторых канавок в том, чтобы исключить контакты в зонах с большим трением скольжения. Третьи канавки являются упорами и препятствуют перемещению шариков первой группы в направлении оси шарикоподшипника. При сборке шарикоподшипника перемещение подвижного кольца в направлении оси шарикоподшипника производится до тех пор, пока результирующие силы сжатия каждого шарика первой группы не будут перпендикулярны оси шарикоподшипника и противоположно направлены, а зазоры между шариками первой группы и третьими кольцевыми канавками не будут сведены до минимума. 1 ил.

Изобретение относится к производству всех изделий, в которых известны основные направления действия радиальных нагрузок на шарикоподшипники, определяющие ресурсы работы шарикоподшипников и изделий. Шарикоподшипник радиальный включает внутреннее кольцо (7), наружное неподвижное кольцо (6), шарики большего диаметра (1, 2, 3) и шарики меньшего диаметра (4, 5), которые соответственно поочередно расположены в кольцевых канавках. На торце неподвижного кольца (6) фиксировано направление радиальной нагрузки (P), действующей на шарикоподшипник, при котором жесткость неподвижного кольца (6) при контакте с шариком (1) в направлении действия радиальной нагрузки (P) уменьшена максимум в cosВ раз, где В - центральный угол между шариками большего диаметра (1, 2, 3), жесткость неподвижного кольца (6) уменьшена за счет выполнения занижения (8) на цилиндрической поверхности неподвижного кольца (6), тем самым перераспределив контактные давления в шариках, и при котором увеличена площадь пятна контакта шарика (1) с неподвижным кольцом (6) в направлении (P) за счет увеличения длины линии (Б) контакта шарика (1) с неподвижным кольцом (6). Технический результат: увеличение ресурса работы шарикоподшипника в изделии. 2 ил.
Наверх