Устройство для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок

 

Использование: устройства для шумоглушения и нейтрализации потока выхлопных газов. Сущность изобретения: в разъеме корпуса между верхней и нижней частями установлена перфорированная перегородка , в отверстиях которой размещены перекрывающие их дисковые газовые клапаны, органы перекрытия сливных отверстий выполнены в виде тарельчатых клапанов , каждый дисковый газовый клапан установлен на общем штоке с одним из тарельчатых клапанов, магистраль подачи газов подключена к корпусу ниже перфорированной горизонтальной перегородки , а перфорированные распределители жидкое™ выполнены в виде чашеобразных элементов, каждый из которых выполнен охватывающим общий шток клапанов и установлен в виде ограничителя их перемещения. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 -F 01 Й 3/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ И (21) 4840653/06 (22) 18.06.90 (46).15,05.93. Бюл. N 18 (71) Уфимский авиационный институт им

Серго Орджоникидзе (72) В.X.Àõìàäèåâ (56) Патент Франции М 1550580, кл. F 01 NЗ/04,,опубл,,1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШУМОГЛУШЕНИЯ

И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ

ЭНЕРГОУСТАНОВОК (57) Использование: устройства для шумоглушения и нейтрализации IloToKG выхлопных газов. Сущность изобретения: в разъеме корпуса между верхней и нижней

Изобретение относится к машиностроению,.в частности к испытанию и эксплуатации энергоуста ново к, а именно к устройствам для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок.

Целью изобретения является повышение эффективности.

На фиг.1 показано предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг.2 — устройство в рабочем положении.

Устройство содержит разъемный кор.пус 1, связанный с магистралями подачи 2 и отвода 3 выхлопных газов и разделенный на нижнюю 4 и верхнюю 5 части. Нижняя часть

4 корпуса сообщена со сливной емкостью 6, а в верхней части 5 размещено днище 7, образующее со стенками корпуса бак 8 для нейтрализующей жидкости и выполненное со сливными отверстиями 9. Б днище 7 установлены органы перекрытия 10 сливных отверстий 9, а под днищем установлены перфорированные распределители 11 жидкости, Емкость 6 с баком 8 связана через

„„ Ц„„1815355 A 1 частями установлена перфорированная перегородка, в отверстиях которой размещены перекрывающие их дисковые газовые клапаны, органы перекрытия сливных отверстий выполнены в виде тарельчатых клапанов, каждый дисковый газовый клапан установлен на общем штоке с одним из тарсльчатых клапанов, магистраль подачи газов подключена к корпусу ниже перфорированной горизонтальной перегородки, а перфорированные распределители жидкости выполнены в виде чашеобразных элементов, каждый из которых выполнен охватывающим общий шток клапанов и установлен в виде ограничителя их перемещения. 5 з.п. ф-лы, 2 ил. магистраль 12, снабженную запорным элементом 13, фильтром 14 и насосом 15 с приводом-электродвигателем 16. В сливной емкости 6 вмонтирован сигнализатар уровня жидкости 17 (например, штатный датчик уровня жидкости ДУЖЕ-200М)В разъеме корпуса 1 между его верхней 5 и нижней 4 частями жестко установлена перфорированная перегородка 18, в отверстиях которой размещены перекрывающие их дисковые газовые клапаны 19. Органы перекрытия 10 сливных отверстий 9 выполнены в виде тарельчатых клапанов. Каждый дисковый га-,. зовый клапан 19 размещен на общем штоке

20 с одним из тарельчатых клапанов 10. Магистоаль 2 подачи газов подключена к корпусу ниже перфорированной горизонтальной, перегородки 18. Перфорированные распределители жидкости 11 выполнены в виде чашеобразных элементов, каждый из которых выполнен охватывающим шток 20 клапанов 10 и 19 и установлен в виде ограничителя их перемещения, а так1815355

55 родство клапаиы 10 и тр иакодвтсв в вакры- ко же подпру кинен. Штоки 20, соединяющие клапаны 10 и 19, выполнены из двух частей, связанных между собой через телескопическое соединение 21 для обеспечения независимого друг от друга герметичного закрытия клапанов. При этом закрытие клапана 19 возможно как одновременно, так и до закрытия клапана 10(после прекращения подачи выхлопных газов в устройство продолжается орошение газов жидкостью для снижения давления и температуры газов).

Диски и тарелки клапанов 19 и 10 выполнены пустотелыми для обеспечения их плавучести и всплываемости в жидкости, что способствует снижению гидравлического сопротивления устройства. Клапаны изготовлены из листовой стали путем сварки или из пластмассы. Нижняя сторона клапана 19, соприкасающаяся с горячими выхлопными газами, облицована углепластиками. Под каждым отверстием к нижней стенке перфорированной перегородки 18 прикреплен изогнутый козырек 22 для забора газа. Козырьки 22 ориентированы против потока выхлопных газов и обеспечивают более полное использование (утилизацию) энергии выхлопных газов для эффективного взаимодействия их с нейтрализующей жидкостью. устройство снабжено усилителем 23 и реле времени 24, а привод 16 насоса 15 соединен с сигнализатором уровня жидкости 17 при помощи обратной связи 25, причем усилитель 23 и реле времени 24 установлены в линии обратной связи 25. Обратная связь 25 служит для подачи сигнала на пуск и останов привода 16 и для предотвращения подь* ема уровня жидкости до уровня расположения магистрали подачи газов 2.

Сигналиэатор 17 размещен ниже уровня магистрали 2 по высоте корпуса 1, В корпусе 1 жестко установлена вертикальная перегородка 26, верхний срез 27 которой образует переливной порог, а нижний 28 размещен в сливной емкости 6. Нижний срез 28 перегородки 26 находится в жидкости с образованием гидравлического затвора для газов 29, что исключает попадание выхлопных газов в магистраль отвода 3 газов минуя рабочую зону между клапанами 10 и 19, а также служит для аварийного сброса выхлопных газов при их возможных догораниях и детонации в нижней части 4 корпуса 1. В магистрали отвода 3 газов установлена набивка 30 иэ стружек окиси железа Ге Оз, железно-марганцевых или железно-хромовых стружек для снижения капельного уно са жидкости, а также в качестве катализатора для окисления окиси углерода

СО. До поступления выхлопных газов в усттом положении под действием собственных сил веса, упругих сил пружин 31 в ограничителях перемещения 11 и под действием гидростатического давления столба жидкости

32 в баке 8. В верхней стенке бак 8 снабжен дренажным отверстием ЗЗ для стравливания воздуха при заполнении бака жидкостью и уровнемером 34 для контроля уровня жидкости. В нижней части корпус 1 снабжен

10 сборником 35 шлама (твердых конденсированных частиц, частиц сажи и других). В качестве нейтрализующей и охлаждающей жидкости 32 используется техническая вода или кислотные или щелочные растворы (на15 пример, известковые) в зависимости от состава вредных компонентов в выхлопных газах. Величина площади перегородки 18 выбирается из условия обеспечения величины скорости выхлопных газов в рабочей эо20 не над перегородкой 18 в пределах 2 — 3 м/с.

Величина суммарной площади поперечных сечений отверстий в днище 7 (под клапаны

10) выбирается из условия обеспечения от одного до трехкратного массового расхода орошаемой жидкости по отношению к массовому расходу выхлопных газов при номинальной газовой нагрузке через устройство.

Корпус 1 снабжен технологическими люками. Для обеспечения устойчивой работы ди30 сковые газовые клапаны 19 помещены внутри перфорированных направляющих патрубков 36, жестко закрепленных на перфорированной перегородке 18. Боковая стенка корпуса 1 с вертикальной перегород35 кой 26 образует сливную шахту 37 для жидкости при ее возможных переливах через срез 27. Нижняя 4 и верхняя 5 части корпуса

1 соединены с магистралью подачи жидкости 38 для заправки устройства жидкостью.

40 Для слива жидкости из устройства служит сборник шлама 35.

Работает устройство следующим образом.

До начала пуска выхлопных газов по магистрали 2 производится заполнение бака 8 по уровнемеру 33 нейтрализующей жидкостью 32, например, технической водой через магистраль подачи жидкости 38.

Жидкость открытием вентиля 13 заливается также и в слиьную емкость 6 до заполнения гидрозатвора 29, Затем вентили в магистрали 38 закрываются, Одновременно визуально контролируется герметичность технологических люков в корпусе 1. С началом работы энергоустановки выхлопные газы по магистрали 2 поступают в нижнюю часть 4 корпуса. Действие скоростного напора потока выхлопных газов изогнутыми эырьками 22 направляется в сторону дис1815355 ковых газовых клапанов 19. В полости под перегородкой 18 начинается рост величины давления газа. Сбросу газа по сливной шахте 37 в магистраль отвода газов 3 препятствует гидравлический затвор 29. С момента превышения суммарных сил давления газа на клапаны 19 и архимедовых сил клапанов

10 над суммарными силами сопротивления подъему клапанов 10 (силы веса, упругие силы пружин, гидростатическое давление жидкости) происходит одновременное. самооткрытие клапанов 10 и 19. Выхлопные газы через отверстия в перегородке 18 поступают в верхнюю часть 5 корпуса, где происходит орошение газов жидкостью в их противотоке. Жидкость 32 из бака 8 самотеком сливается в чашеобразные распределители 11, из которых мелкими струйками и каплями орошает равномерно поток выхлопных газов и, соприкасаясь с горячими газами, интенсивно испаряется. Неиспарившаяся часть жидкости скапливается над перегородкой 18, образуя слой жидкости для барботажа выхлопных газов. Часть жидкости черезотверстия в перегородке 18 проваливается в сливную емкость 6.

Постепенно уровень газожидкостной смеси над перегородкой 18 достигает переливного порога и излишки жидкости через.срез 27 переливаются по сливной шахте 37 в слйвную емкость 6. Уровень жидкости над перегородкой 18 с началом работы энергоустановки и поступления выхлопных газов повышается от нуля до уровня переливного порога. В начальный момент гидравлическое сопротивление устройства имеет минимальное значение, выход на рабочий режим (запуск) является более мягким по сравнению с прототипом. После выхода на режим основной работы происходит накопление и образование барботажного слоя жидкости над перегородкой 18. В барботажном слое происходит интенсивный тепломассообмен с подвижной границей между фазами, на границе фаз газ-.жидкость вокруг пузырьков газа захватываются твердые частицы, которые осаждаются в жидкости. Выхлопные газы

Охлаждаются, их объемный расход по величине уменьшается, происходит насыщение жидкости газом. Вредные компоненты выхлопных газов растворяются и нейтрализуются в жидкости. После прохождения барботажного слоя парогазовая смесь с каплями жидкости интенсивно орошается встречными струйками и каплями жидкости, равномерно истекающими от распределителей 11 ° Пар конденсируется, капли жидкости сливаются в более крупные жидкие образования и попадают обратно s зону барботажа. В рабочей зоне между перегородкой 18 и распределителями жидкости 11 обеспечивается максимальная величина суммарной поверхности контакта газовой и жидкой фаз благодаря реализации процессов барботирования газа через жидкость и противоточного взаимодействия парогазового потока с орошающими струйками и каплями жидкости. В результате повышается эффективность процессов охлаждения, шумоглушения, пламягашения, нейтрализации и очистки выхлопных газов в единице объема устройства. достигается компактность устройства, снижаются затраты энергии и материалов. После обработки в верхней части 5 корпуса выхлопные газы проходят через фильтр 30 и по магистрали 310

15 отводятся из устройства, При уменьшении нов 10 и 19 вниз. При этом уменьшается расход жидкости через клапаны 10 на орошение выхлопных газов. Наоборот, увеличе25 ние величины расхода выхлопных газов вызывает большее открытие взаимосвязанных клапанов 10 и 19 и соответствующее увеличение величины расхода жидкости иэ бака 8. Таким образом, в устройстве имеет

35 место саморегулирование расхода жидкости по изменению величины расхода (нагрузки) выхлопных газов и снижение величин пульсаций давления и затрат жидкости. При достижении уровня жидкости в сливной емкости 6 до месторасположения сигнализатора уровня жидкости 17 происходит его срабатывание (замыкание электрической цепи). Электрический сигнал усиливается усилителем 23 и подается для включения магнитных пускателей приводаэлектродвигателя 16 через реле времени 24.

Начинается перекачивание жидкости насосом 15 иэ емкости 6 в бак 8. Воздух иэ бака

8 вытесняется жидкостью через отверстие

33. Жидкость подвергается фильтрации or твердых частиц фильтром 14. Уровень жидкости в емкости 6 снижается. Через проме45 жуток времени, заложенный в реле времени

24, происходит останов привода 16 и насоса

15. В устройстве имеет место многократное использование жидкости по вышеописанной системе оборотного водоснабжения до степени загрязнения жидкости, соответствующей ПДК. Таким образом, в устройстве

55 достигается снижение энергозатрат также путем многократного использования жидкости внутри устройства. Твердые частицы (шлам), накапливающиеся на перегородке

18, смываются проваливающейся жидкостью в сливную емкость 6 и в сборник 35. С величины расхода выхлопных газов равно20 весие сил, действующих на клапаны 10 и 19, нарушается и происходит смещение клапа1815355

20

40 шениа, нейтрализации, очистки и утипиза. уст прекращением подачи выхлопных газов давление газа в нижней части 4 корпуса 1 снижается до атмосферного. Одновременно происходит самоэакрытие клапанов 19.

Ввиду наличия телескопических соединений 21 самозакрытие клапанов 10 происходит позже по времени, благодаря чему в устройстве продолжительность подачи жидкости на орошение газов по времени превышает продолжительность подачи выхлопных газов. После самозакрытия клапанов 10 продолжается истечение остатков жидкости из чашеобраэных распределителей 11 и орошение выхлопных газов, что способствует повышению безопасности работы устройства. При загрязнении жидкости до норм, превышающих или близких к

ПДК вредных компонентов, производится слив всей жидкости в емкость 6. Через сборник 35 сначала разгружают шлам в специальные герметичные сосуды, затем сливают сточные воды. Слив жидкости из бака 8 производится принудительным подъемом одного из клапанов 10, например, с помощью уровнемера 34. Фильтр 14 периодически очищается от твердых частиц. Конструкция устройства позволяет надежно и безопасно произвести шумоглушение и нейтрализацию Выхлопных гээоВ энерго !Стэновок со скачкообразным изменением Величины расхода газов, с частыми повторными пусками и остэновами энергоустановок. Пульсации давления газа и Вибрация конструкции устройства исключаются благодаря наличию подвижных клапанов 10 и 19„соединенных между собой с возможностью перемещения друг относительно друга (гелескопическое соединение).

Для изготовления устройства не требуется новых уникальных материалов и разработки новой технологии, Работа устройства производится в автоматизированном режиме.

- Отличительные признаки устройства существенны, обладают новизной и обеспечивают достижение положительного эффекта, указанного в цели. В настоящее Время неизвестно наличие технических решений, эквивалентных предлагаемому устройству.

В качестве базового объекта Выбран прототип. Ориентировочный ожидаемый экономический эффект от использования изобретения подсчитывается, основываясь на методике "Определение экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники изобретений и рационализаторских предложений" и ориентировочно составляет 100000 руб. в год эа счет повышения эффективности шумоглуции энергии выхлопных газов в единице объема устройства.

Внедрение устройства запланировано по хоздоговорному плану на заводе иАвангард" М0М.

Формула изобретения

1. Устройство для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок, содержащее разъемный корпус, связанный с магистралями подачи и отвода газов и разделенный на нижнюю и верхнюю части, иэ которых нижняя часть сообщена со сливной емкостью, имеющей сигнализатор уровня жидкости, а В верхней части размещена днище, образующее со стенками бак для нейтрализующей жидкости и выполненное со сливными отверстиями, органы перекрытия сливных отверстий в днище, перфорированные распределители жидкости, установленные под днищем, и магистраль, связывающую сливную емкость с баком и снабженную запорным элементом, фильтром и насосом с приводом, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности, в разъеме корпуса между верхней и нижней частями установлена перфорированная перегородка, в отверстиях которой размещены перекрывающие их дисковые газовые клапаны, органы перекрытия сливных отверстий выполнены В виде тарельчатых клапанов, каждый дисковый газовый клапан установлен на общем штоке с одним из тарельчатых клапанов, магистраль

35 подачи газов подключена к корпусу ниже перфорированной горизонтальной перегородки, а перфорированные распределители жидкости выполнены в аиде чашеобразных элементов, каждый иэ которых выполнен охватывэющим общий шток клапанов и установлен в виде ограничителя их перемещения.

2. Устройство по п.1, отл и ч а ю ще ес я тем, что общий шток клапанов выполнен из двух частей, связанных между собой через телескопическое соединение.

3. Устройство по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что диски и тарелки клапанов выполнены пустотелыми.

4. Устройство по пп.1-3, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что под каждым отверстием к нижней стенке перфорированной перегородки прикреплен изогнутый козырек для забора газа.

5. Устройство по пп.1-4, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что оно снабжено усилителем и реле времени, а привод насоса соединен с сигнализатором уровня при помощи обратной связи, причем усилитель и реле времени ановлены в последней.

1815355

6; устройство по пп.1-5, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью образования гидравлического затвора для газов, в корпусе установлена вертикальная перегородка, верхний срез которой образует переливной порог, а нижний размещен в сливной емкости, 1815355

Составитель В.Ахмадиев

I Техред М.Моргентал Корректор O.Kðàâöoâà

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1622 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок Устройство для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок Устройство для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок Устройство для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок Устройство для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок Устройство для шумоглушения и нейтрализации выхлопных газов энергоустановок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению, в частности к энергетическим устройствам транспортных средств, и повышает эффективность системы отопления, долговечность и надежность системы нейтрализации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в выхлопных системах двигателя внутреннего сгорания, снабженных устройством для очистки отработавших газов

Изобретение относится к пневматическим машинам, двигателям внутреннего сгорания, а также к другим энергетическим машинам, в которых выхлоп отработанного энергоносителя осуществляется в виде газообразных фракций

Изобретение относится к способам и устройствам для очистки газообразных продуктов сгорания, образующихся при сгорании топлив, таких как бензин или газойль

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам снижения токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способу очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, в частности дизельных двигателей, и к устройству для реализации способа

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для очистки отработавших газовых смесей, и может быть наиболее эффективно использовано для чистки выхлопного газа в двигателях внутреннего сгорания, имеющих выхлопную трубу, от различных вредных примесей, содержащих в составе канцерогенные полициклические углеводороды

Изобретение относится к аппаратам очистки мокрого типа, использующим центробежное рабочее колесо
Наверх