Быстросоединяемая муфта

 

Сущность изобретения: запорная втулка выполнена с торцовым шлицем и двумя диаметрально располаженными на внутренней поверхности сегментными ребрами, смещенными относительно торца наружной полумуфты. На наружной поверхности внутренней полумуфты выполнены кольцевые выступы, между к-рыми выполнена кольцевая канавка, ширина к-рой больше ширины сегментных ребер, и дополнительная коль- . цевая канавка. На ближайшем к свободному концу полумуфты выступе по всей его ширине выполнены диаметрально противоположные лыскй, pacctbsTHvie между к-рыми меньше расстояния между сегментными ребрами . Фиксатор выполнен в виде фасонной витой пружины, наименьший виток к-рой размещен в дополнительной канавке, наибольший виток соединен концевым участком с внутренней полумуфтой и образует в среДней части петлю, выступающую за пределы втулки по наружному диаметру с возможностью размещения ее в торцовом шлице. 2 з.п.ф-лы, 11 ил. in С

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5! )5 F 16 1 37/28

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4905431/29 (22) 28.01.91 (46) 07.06.93. Бюл, N 21 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А.В.Лапин, 6,И.горевой, И.Н.Парфенов и Л.С.Шпак (56) Заявка ФРГ № 2715395, кл. F 16 L37/28.

1978.

Патент США ¹ 4676326, кл. 137/614, . 1987. (54) БЫСТРОСОЕДИНЯЕМАЯ МУФТА (57) Сущность изобретения: запорная втулка выполнена с торцовым шлицем и двумя диаметрально расположенными на внутренней поверхности сегментными ребрами, смещенными относительно торца наружной

Изобретение относится к конструкциям стыковых соединений гидромагистралей высокого давления и касается быстросоединяемых муфт, служащих для периодического отключения отдельных ветвей гидросистем беэ слива рабочей жидкости, при этом соединение и разобщение производится вручную без применения специального инструмента.

Цель изобретения — уменьшение габаритов быстросоединяемой муфты и повышение удобства ее обслуживания.

Для решения указанной задачи в быстросоединяемой муфте, состоящей из наружной и внутренней полумуфт с запорными клапанами, запорной втулки и фиксатора, запорная втулка выполнена с торцевым

„„Я2„„1820140 А1 полумуфты, На наружной поверхности внутренней полумуфты выполнены кольцевые выступы. между к-рыми выполнена кольцевая канавка, ширина к-рой больше ширины сегментных ребер, и дополнительная коль, цевая канавка. На ближайшем к свободному концу полумуфты выступе по всей его ширине выполнены диаметрально противоположные лыски, расстояние между к-рыми меньше расстояния между сегментными ребрами. Фиксатор выполнен в виде фасонной витой пружины, наименьший виток к-рай размещен в дополнительной канавке, наибольший виток соединен концевым участком с внутренней полумуфтой и образует в среДней части петлю, выступающую за пределы втулки по наружному диаметру с возможностью размещения ее s торцовом шлице. 2 з.п.ф-лы, 11 ил. шлицем и двумя диаметрально расположенными на ее внутренней поверхности сегментными ребрами, смещенными относительно

° а ей торца наружной полумуфты, а на наружной поверхности внутренней полумуфты выполнены дополнительная кольцевая канавка и С кольцевые выступы, между которыми выполнена кольцевая канавка, ширина которой больше ширины сегментных ребер, д причем, на ближайшем к свободному концу полумуфты кольцевом выступе по всей его ширине выполнены диаметрально противоположные лыски, расстояние между которыми меньше расстояния между упомянутыми сегментными ребрами, а фиксатор выполнен в виде фасонной витой пружины, наименьший виток которой размещен в

1820140 дополнительной кольцевой канавке. а наибольший виток соединен своим концевым участком с внутренней полумуфтой и.образует в средней части петлю, выступающую за пределы запорной втулки по наружному 5 диаметру с возможностью размещения.ее в торцевом шлице, В кольцевом выступе между дополнительной канавкой.и торцем внутренней полумуфты, обращенным к штуцеру, может 10 быть выполнено радиальное отверстие, в

:котором, может быть размещен. концевой участок наибольшего витка фасонйой пружины, выполненный в виде крюка.

Муфта. может быть снабжена проволочной шпонкой, а.на запорной втулке и наружной г1олумуфте могут. быть выполнены кольцевые канавки; образующие друг с другом полость, в которой может. быть размещена упомянутая шпонка, фиксцрующая от 20 осевых. перемещений запорную втулку, установленнуЮ на наружной полумуфте с возможностью проворота.

При выполнении запорной втулки с сегментными ребрами, внутренней полумуфты — с ль!сками на кольцевом выступе, взаимодействующем с упомянутыми ребрами, а фиксатора — в виде фасонной витой пружины с петлей на большем:витке, конструкция муфты получается компактной; при этом для 30 соединения полумуфты достаточно -вставить внутреннюю полумуфту.внутрь наружной полумуфты до упора, расположив предварительно лыски кольцевого выступа на внутренней полумуфте напротив сег- 35 ментных ребер, и повернуть запорную втулку. на угол 90О. при котором петля на большем витке фасонной пружины под. действием упругих сил заскакивает в шлиц на торце запорной втулки, препятствуя ее 40 самопроизвольному. повороту и соответственно разъединению полумуфт. При этом сегментные ребра входят в зацепление с упомянутым кольцевым выступом. на. внутрейней полумуфте. Для. разъединения полу- 45 муфт достаточно пальцем руки вывести . .: петлю на большом витке фасонной пружины из шлица и повернуть этой же рукой запор-. .ную втулку на угол 90, при котрром сегмен-. тные ребра этой втулки располагаются 50 напротив лысок.и тогда под действием пружин запорных клапанов внутренняя полумуфта выходит из наружной полумуфты. разобщая гидромагистрали.

На фигЛ изображена быстросоединяе- 55 мая муфта, продольный разрез; на фиг,2— отдельно внутренняя полумуфта; на фиг.3 и 4 — отдельно фасонная витая пружина, используемая в качестве фиксатора (вид в плане и вид сбоку); на фиг.5 — разрез A-А на фиг.1; на фиг.6 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.7 — быстросоединяемая муфта в аксонометрии в разобщенном положении; на фиг.8 и 9 — муфта в.собранном виде, когда внутренняя полумуфта вставлена до упора в наружную,при этом лыски внутренней полумуфты совмещены с сегментными ребрами запорной втулки (вид с торца и вид сбоку): на фиг.10 — разрез В-В на фиг,1 (когда лыски внутренней полумуфты совмещены с.сегментными ребрами запорной втулки); на фиг.11 —.то же, когда сегментные ребра запорной втулки вошли в зацепление с кольцевым выступом внутренней полу.муфты..

Быстросоединяемая муфта состоит иэ наружной и внутренней полумуфт соответственно 1 и 2. В полумуфтах расположены запорные клапаны 3; поджатые в сторону седел 4 и 5 пружинами 6, закрывающие проход для жидкости при разъединении полумуфт.

Каждый из клапанов 3 имеет конусную часть 7, взаимодействующую с седлом, упор

8 для взаимодействия клапанов между со.бой при соединении полумуфт 1 и 2 и хвостовик 9, подвижно установленный в направляющую втулку 10, имеющую ребра

11, образующие окна 12 для свободного прохода рабочей. жидкости. Направляющие втулки 10 с ребрами 11 установлены в расточках штуцеров 13 и взаимодействуют с пружинами 6, которые охватывают. втулки

10 и в свою очередь-охватываются обтекателями 14. Между торцами обтекателя 14 и конусной части 7 клапана 3 зажато кольцо

15 специального Г-образного сечения из эластичного упругого материала, которое при посадке. клапанов 3 на седла обеспечивает герметичность полумуфт 1 и 2 как при высоком, так и при низком давлении.

Резьбовое соединение штуцеров 12 с корпусами полумуфт 1 и 2 герметизируется уплотнительными кольцами 16, а соединение полумуфт между собой — комплектом уплотнительных элементов 17.

С наружной полумуфтой 1 связана запорная. втулка 18, охватывающая эту полу-муфту..Запорная втулка 18 соединена с наружной полумуфтой 1 с помощью проволочной шпонки 19, расположенной с зазорами в. полости, образованной кольцевыми . канавками, выполненными на наружной поверхности полумуфты 1 и внутри запорной втулки 18. Проволочная шпонка 19 вставляется (эабйвается) в указанную полость че. рез тангенциально расположенное отверстие 20, выполненное s запорной втулке. Благодаря такому соединению обеспечивается возможность поворота запорной

t UZU1 4V втулки18относительнонаружной полумуф- ro пружины 6. воздействуя на клапаны 3, ты и одновременно ее фиксация от осевых расталкивают (перемещают) полумуфты 1 и перемещений. Запорная втулка 18 выполне- 2 в разные стороны до посадки клапанов на на с двумя диаметрально расположенными соответствующие седла 4 и 5 и герметиэанаеевнутреннейповерхностисегментными 5 циирассоединенныхполумуфт.Дляокончаребрами21, отстоящими отторца наружной тельного разъединения необходимо полумуфты и служащими для сцепления по- выдернуть. внутреннюю полумуфту из налумуфт. Внутренняя полумуфта 2 имеет на ружной(фиг.2 и 7). наружной поверхности кольцевую канавку При соединении полумуфт необходимо

22, ширина которой больше ширины сег- 10 совместить лыски.25 кольцевого выступа 23 ментных ребер 21-. Канавка 22 расположена. с сегментными ребрами 21 .(фиг.7), после между кольцевыми выступами 23 и 24. при чего вставить внутреннюю полумуфту 2 до этом в кольцевом выступе 23. расположен- упора кольцевого выступа 23 в торец наружном ближе к свободному. концу внутренней- ной полумуфты 1 (фиг.9). При:этом лыски 25 полумуфты 2, т.е. к ее концу, обращенному 15 занимают положение относительно ребер кдругойполумуфте1 послесоединения по- 21, изображенное на фиг.10, а фасонная лумуфт, по всей ширине выступа 23 с диа- пружина. 26 деформируегся в осевом на- . метрально противоположных сторон правлении (растягивается) под действйем выполнены лыски 25. Расстояние между лы- торца запорной втулки 18, Это положение сками 25 меньше расстояния между сегмен- 20 изображено иа фиг.8 и 9. тными ребрами 21. В этот момент клапаны 3 полумуфт 1 и 2

Муфта снабжена фиксатором, выпол- упорами 8 взаимодействуют друг сдругом, ненным.в виде фасонной витой пружины 26, отрываются от седел 4 и 5, Освобо кдая csoимеющей меньший виток 27. расположен- бодный проход рабочей жидкости внутри ный в дополнительной кольцевой канавке 25 муфты, а уг лотнительные элементй 17 гер. 28, выполненной на наружной поверхности метиэируют внутреннюв полость муфты, внутренней полумуфты 2, и больший виток . При последующем,noaopоте эай0рной атул. 29, опоясывающий:кольцевой выступ- ЗО. ки.18 на 90 . сегментные ребра 21 входят в

Этот кольцевой выступ 30 расположен меж- зацепление с кольцеейм выступом.23 (это ду дополнительной кольцевой канавкой 28 30: положение изображено на. фиг.11), а петля и торцем внутренней полумуфты, обращен- .:32 фасонной пружиныЩ йбддействием упным к штуцеру 13, причем диаметр кольце- ругих.сив сжимается и эаскзкйвает в шлиц вого выступа 30 выполнен больше 33,фимсируяполумуфтыотвзеймногосамоописанного диаметра шестигранника шту- .. произвольного. AGBDpoÔÅ. и расцепления цера 13. Концевой участок болырего витка 35 вследствие взаимодействия крючка 31 фа29 фасонной пружины 26 выполнен в виде: сонной пружины 26 с радиальным отверсти-. крючка 31, входящего в радиальное..отвер-:. ем, выполненным в кольЦевом вйступе 30 стие, выполненное в кольцевом выступе 30. полумуфты 2;:Собранная муфта изображена

В средней части больший виток 29 фасон- на фиг.1. ной пружины 26 имеет отогнутый участок в. 40 Предлагаемая муф"га обладает мини. виде петли 32, выступающей за наружный . мальным внутренйим сопротивлением бладиаметр запорной втулки 18, а на торце этой . годаря специальной конфигурации упора 8 втулки выполнен шлиц 33 для размещения: и введению обтекателя 4, что обеспечивает упомянутойпетли32 после соединения по- плавное течение рабочей жидкости без лумуфт.: 45 дросселирования и турбулизации потока в

Штуцеры 13 служат для подсоединения полости пружин 6,.а направляющие втулки муфты в качестве промежуточного элемента 10 исключают радиальное смещение клапагидролинии, затяжка их производится с по- нов 3 в собрайной муфта. При этом констмощью лысок 34 и 35 на корпусах наружной рукция сцепляющего элемента полумуфт в

1 и внутренней 2 полумуфт соответственно. 50 виде поворотной запорной втулки с сегменМуфта может устанавливаться между тными ребрами, входящими взацеплениес рукавами высокого давления или между ру- имеющим лыски кольцевым выступом внуткавом и жестким трубопроводом. -. ренней полумуфты, обеспечивает миниПри рассоединении муфты необходимо мальные габариты муфты по длине и нажать пальцем руки выступающую петлю 55 диаметру и снижение трудоемкости изго 32 фиксатора {фасонной пружины 26), выво- товления по сравнению с известными анадя ее эа пределы шлица 33, и повернуть логами. запорную втулку 18 на 900. При этом коль- Конструкция механизма сцепления в цевой выступ 23 выходит из зацепления с сочетаниисфиксаторомввидевитойфасонсегментными ребрами 21 (фиг,10). после че- ной пружины, зафиксированной в осевом и

1820140 радиальном направлении на внутренней полумуфте и взаимодействующей со шпицем на торце запорной втулки, позволяет легко производить процесс соединения — разьединения полумуфт и обеспечивать высокую надежность за счет исключения возможности самопроизвольного разьединения полумуфт.

Формула изобретения

1. Быстросоединяемая муфта, состоящая из наружной и внутренней полумуфт с эапорными клапанами, запорной втулки и фиксатора, отличающаяся тем, что запорная втулка выполнена с торцевым шлицем и двумя диаметрально расположенными на ее внутренней поверхности сегментными ребрами, смещенными относительно торца наружной полумуфты, а на наружной поверхности внутренней полумуфты выполнены кольцевые выступы, между которыми выполнена кольцевая канавка, ширина которой больше ширины сегментных ребер, и дополнительная кольцевая канавка,причем на ближайшем к свободному концу полумуфты кольцевом выступе по всей его ширине выполнены диаметрально противоположные лыски. расстояние между которыми меньше расстояния между упомянутыми сегментными ребрами, а фиксатор выполнен в виде фасонной витой пружины, наименьший виток которой размещен в до5 полнительной кольцевой канавке, а наибольший виток соединен своим концевым участком с внутренней полумуфтой и образует в средней части петлю, выступающую за пределы запорной втулки по наружному

10 диаметру с воэможностью размещения ее в торцевом шлице.

2; Муфта по п1, отличающаяся тем, что в кольцевом выступе между дополнительной кольцевой канавкой и торцем

15 внутренней полумуфты, обращенным к штуцеру, выполнено радиальное отверстие, в котором размещен концевой участок наибольшего витка фасонной пружины, выполненный в виде крюка.

20 3. Муфта по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что она снабжена проволочной шпонкой, а на запорной втулке и наружной полумуфте выполнены кольцевые канавки, образующие друг с другом полость, в кото25:рой размещена упомянутая шпонка, фиксирующая от осевых перемещений запорную втулку, установленную на наружной полумуфте с возможностью проворота.

1820140

1820140 бЪ/, У

Составитель

Техред M,Moðãåíòàë Корректор H.t ypbко

Редактор

Заказ 2019 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Быстросоединяемая муфта Быстросоединяемая муфта Быстросоединяемая муфта Быстросоединяемая муфта Быстросоединяемая муфта Быстросоединяемая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и касается трубопроводной техники

Изобретение относится к машиностроению и касается гидравлических устройств станков и сельхозагрегатов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в гидросистемах транспортных машин Цель изобретения - повышение экономичности и уменьшение габаритных размеров Устройство содержит втулку, соединяющую два полуразъема, в корпусах каждого из которых смонтированы подпружиненные клапаны

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано в микробиологической промышленности для надежного и герметичного соединения пневмогидравлических систем биологических комплексов или в других специфических условиях, абсолютно исключающих, например, загрязнение окружающей среды

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к устройствам, обеспечивающим разделение межблочных пневмогидромагистралей, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении
Наверх