Разъемное соединение трубопроводов

 

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении. Разъемное соединение трубопроводов содержит стационарный и сменный корпуса с установленными в них клапанами, соединенные между собой шариковым замком. Шариковый замок состоит из корпуса шарикового замка, шариков, наружного кожуха, установленных на сменном корпусе, и кольцевой канавки, выполненной в стационарном корпусе. Корпус шарикового замка зафиксирован выступом от проворота в пазу стационарного корпуса. На сменном корпусе установлена гайка, соединенная с корпусом шарикового замка и имеющая возможность вращения относительно него. При вращении гайки сменный корпус перемещается вперед и назад без поворота вокруг оси благодаря фиксатору на наружной поверхности корпуса, который перемещается внутри продольного паза, выполненного в корпусе шарикового замка. Изобретение повышает надежность устройства. 3 ил.

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении.

Известно устройство для соединения трубопроводов, содержащее два стыкуемых корпуса с установленными в них и взаимодействующими друг с другом клапанами, один из которых установлен неподвижно относительно корпуса и охвачен подвижной подпружиненной втулкой с уплотнениями, а второй подпружинен и подвижен относительно второго корпуса (см. патент СССР N 1813287 Кл. E 16 L 37/28). Недостатком данной конструкции является невозможность быстрой расстыковки двух трубопроводов.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному решению является разъемное соединение трубопроводов, содержащее стационарный и сменный корпуса с установленными в них клапанами, соединенные между собой шариковым замком с наружным кожухом, расположенными на сменном корпусе (см. авт. св. N 1043412, кл. E 16 L 37/28).

Недостатком данной конструкции является необходимость преодолевать во время стыковки усилие сопротивления пружин клапанов, что в условиях невесомости создает сложности, связанные с ограничением усилия, прилагаемого космонавтом для стыковки.

Техническим результатом предлагаемой конструкции является: обеспечение небольшого усилия для космонавта, необходимого для соединения трубопроводов, и возможность быстрой расстыковки при возникновении аварийной ситуации.

Сущность изобретения заключается в том, то в разъемном соединении трубопроводов, содержащем стационарный и сменный корпуса с установленными в них клапанами, соединенные между собой шариковым замком с наружным кожухом, расположенными на сменном корпусе, установлена гайка с возможностью вращения относительно корпуса шарикового замка, на котором выполнен выступ, взаимодействующий с пазом, выполненным на стационарном корпусе, а на наружной поверхности сменного корпуса выполнена лунка с размещенным в ней фиксатором с возможностью осевого перемещения в продольном пазу корпуса шарикового замка.

На фиг. 1 изображен разрез общего вида устройства для соединения трубопроводов быстроразъемного (СТБ).

На фиг. 2 изображен стационарный корпус устройства СТБ.

На фиг. 3 изображен сменный корпус устройства СТБ.

Конструкция устройства для СТБ состоит из корпуса сменного 1, установленного в нем клапана 2 с пружиной 3, корпуса стационарного 4, установленных в нем подвижного клапана 5 с пружиной 6 и неподвижного клапана 7.

На сменном корпусе 1 установлены корпус шарикового замка 8 и гайка 9, которые соединены между собой подшипником 10, обеспечивающим вращение относительно друг друга. В корпусе шарикового замка 8 выполнен продольный паз 11, в котором перемещается фиксатор 12, расположенный в лунке 13 корпуса сменного 1, что позволяет корпусу сменному 1 перемещаться вдоль оси относительно корпуса шарикового замка 8.

Сменный 1 и стационарный 4 корпуса соединены между собой шариковым замком, который состоит из корпуса шарикового замка 8, шариков 14, которые опираются на кольцевую канавку 15 стационарного корпуса 4. Открытие и закрытие шарикового замка осуществляется осевым перемещением наружного кожуха 16 с пружиной 17. Фиксация хода кожуха осуществляется штифтом 18.

Фиксацией от проворота шарикового замка относительно корпуса стационарного 4 служит выступ 19 на корпусе шарикового замка 8, который входит в паз 20 корпуса стационарного 4.

Соединение трубопроводов осуществляется в два приема.

Первый - сменный 1 и стационарный 4 корпуса состыковывают с помощью шарикового замка. Для этого наружный кожух 16 перемещают назад, корпус шарикового замка 8 перемещают вдоль корпуса стационарного 4 до попадания шариков 14 в канавку 15 стационарного корпуса 4, выступ 19 входит в паз 20 стационарного корпуса. После этого отпускают кожух 16, пружиной 17 возвращают его в исходное положение и закрывают шариковый замок.

Второй - открытие магистрали трубопроводов.

Для этого вращением гайки 9 относительно неподвижного корпуса шарикового замка 8, который зафиксирован от проворота выступом 19 в пазу 20 корпуса стационарного 4, перемещают корпус сменный 1 внутрь корпуса стационарного 4. Движение корпуса сменного 1 происходит вдоль оси благодаря фиксатору 12, движущемуся вместе с корпусом в продольном пазу 11 корпуса шарикового замка 8.

Во время движения сменный корпус 1 перемещает вперед подвижный клапан 5 в стационарном корпусе 4, а неподвижный клапан 7 стационарного корпуса 4 перемещает клапан 2 в сменном корпусе 1 назад. Движение происходит до тех пор пока сменный корпус 1 не упрется в стык 21 корпуса стационарного 4.

Разъединение СТБ может быть быстрым. Для этого перемещают наружный кожух 16 назад, что позволяет шарикам 14 переместиться во время движения из кольцевой канавки 15 корпуса стационарного 4 вверх внутри корпуса шарикового замка 8. Не отпуская наружный кожух 16 продолжают движение руки назад вдоль оси стационарного корпуса 4, при этом усилие пружин 3 и 6, направленное на закрытие клапанов 2 и 5, действует в направлении движения руки космонавта, что облегчает его усилие и убыстряет расстыковку корпусов сменного 1 и стационарного 4 при аварийной ситуации.

Формула изобретения

Разъемное соединение трубопроводов, содержащее стационарный и сменный корпуса с установленными в них клапанами и соединенные между собой шариковым замком с наружным кожухом, расположенными на сменном корпусе, отличающееся тем, что на сменном корпусе установлена гайка с возможностью вращения относительно корпуса шарикового замка, на котором выполнен выступ, взаимодействующий с пазом, выполненным на стационарном корпусе, а на наружной поверхности сменного корпуса выполнена лунка с размещенным в ней фиксатором с возможностью осевого перемещения в продольном пазу корпуса шарикового замка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве устройства для быстроразъемного соединения трубопроводов

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано в микробиологической промышленности для надежного и герметичного соединения пневмогидравлических систем биологических комплексов или в других специфических условиях, абсолютно исключающих, например, загрязнение окружающей среды

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к устройствам, обеспечивающим разделение межблочных пневмогидромагистралей, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем, и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено преимущественно для систем вакуумирования

Изобретение относится к области химического и нефтяного машиностроения и может быть использовано, преимущественно, для установки на раздаточных шлангах топливозаправочных колонок на станциях по заправке автомобилей
Наверх