Способ стабилизации положения кузова транспортного средства

 

Изобретение относится к стабилизации положения различных объектов, размещаемых на подвижном опорном основании, например подрессорных частей транспортных средств. Сущность изобретения заключается в том, что измеряют деформацию каждой упругой опоры при движении опорного основания и в зависимости от направления его движения пропорционально деформации изменяют жесткость соответствующих опор. при уменьшении расстояния между кузовом и опорным основанием жесткость опор уменьшают, при увеличении - жесткость опор увеличивают, обеспечивая таким образом постоянство реакций опор. 2 ил.

Изобретение относится к стабилизации положения различных объектов, размещаемых на подвижном опорном основании, например, подрессорных частей транспортных средств.

Известен способ стабилизации положения судна при боковой качке, заключающийся в вытеснении жидкого балласта из креновой емкости одного борта в креновую емкость другого с помощью сжатого воздуха [1] . В этом случае вращающий момент выталкивающих сил воды уравновешивается противоположно направленным моментом сил тяжести балластной жидкости.

Недостатком такого способа стабилизации положения твердого тела на упругом и подвижном опорном основании является его большая инерционность.

Известны способы стабилизации положения кузова транспортного средства, размещенного на подвижном основании, заключающиеся в применении виброизоляции [2] .

Действие виброизоляции сводится к ослаблению связей между опорным основанием и стабилизируемым объектом за счет применения упругих опор и рассеиванию энергии колебаний за счет применения демпферов, при этом уменьшаются динамические воздействия, передаваемые стабилизируемому объекту как силового, так и кинематического характера.

Существенными недостатками этих способов являются наличие перемещений стабилизируемого объекта при любых упругодеформирующих характеристиках его связей с опорным основанием, значительная зависимость этих перемещений от частоты колебаний опорного основания или импульса силы его ударного воздействия на стабилизируемый объект.

Известны способы стабилизации положения надрессорных частей транспортных средств, кораблей при боковой качке, артиллерийских установок на транспортных средствах, летательных аппаратов и т. п. , заключающиеся в применении гироскопов, оси которых жестко связаны со стабилизируемым телом [3] .

Поскольку оси гироскопов на основании свойства устойчивости сохраняют неизменное угловое положение в инерциальной системе отсчета, несмотря на действие внешних сил, то они удерживают стабилизируемое тело от угловых колебаний.

Недостатками таких способов являются невозможность стабилизации кузова при его перемещениях параллельно самому себе, высокая конструктивная сложность реализации и небольшие стабилизирующие моменты.

Наиболее близким к изобретению являются способы стабилизации положения кузова транспортного средства, размещенного на подвижном основании, заключающиеся в применении виброизоляции с регулируемыми характеристиками жесткости связей между опорным основанием и стабилизируемым объектом [4] .

В этом случае благодаря изменению частоты собственных колебаний твердого тела за счет изменения жесткости упругих опор значительно снижается зависимость перемещений стабилизируемого объекта от частоты колебаний опорного основания и импульса силы его ударного воздействия. Однако полностью или практически полностью исключить перемещения стабилизируемого объекта эти способы не позволяют.

Цель изобретения - исключение кинематического возбуждения колебаний кузова транспортного средства, размещенного на подвижном опорном основании, за счет целенаправленного регулирования жесткости упругих опор.

Это достигается тем, что измеряют деформацию каждой упругой опоры при движении опорного основания и в зависимости от направления его движения пропорционально деформации изменяют жесткость соответствующих опор: при уменьшении расстояния между кузовом и опорным основанием жесткость опор уменьшают, при увеличении - увеличивают, обеспечивая таким образом постоянство реакций опор.

В исходном положении кузов транспортного средства располагается на упругих опорах, реакции связи которых образуют равновесную систему сил и моментов относительно опорного основания и центра масс стабилизируемого объекта. В результате объект находится в состоянии покоя. При этом величина реакции каждой упругой опоры определяется формулой Rio= Cio Xio, где i - номер опоры; Cio - номинальная жесткость i-ой опоры; Xio - статическая деформация i-ой опоры под действием веса тела.

При движении опорного основания изменяются деформации опор на величину Хiд, и следовательно их реакции: Riд= Сio( Xio+ Хiд ) , где Хiд- динамическая составляющая деформации i-ой опоры.

На фиг. 1 показана эпюра сил и моментов опоры; на фиг. 2 - кузов транспортного средства.

В результате нарушается равновесие сил и моментов и кузов приходит в движение (фиг. 1а, в, д, ж). Если бы в процессе движения опорного основания реакции опор поддерживались постоянными, то кузов по-прежнему находился бы в состоянии покоя. Постоянство реакций упругих опор кузова транспортного средства на подвижном основании можно обеспечить путем изменения их жесткостей С в зависимости от деформаций Xi (фиг. 1б, г. е. з) в соответствии со следующими соотношениями: Rio= Cio Xio; Riд= (Cio- Ciд) ( Xio+ Xiд); Rio= Riд Cio Xio= (Cio-Ciд)( Xio+ Xiд); Ciд= C , где Rio - статическая реакция i-ой опоры;
Cio - номинальная жесткость i-ой опоры;
Xio - статическая деформация i-ой опоры под действием веса кузова;
Xiд - динамическая составляющая деформации i-ой опоры;
Ciд - изменение жесткости i-ой опоры в зависимости от ее дополнительной составляющей деформации при движении опорного основания.

Кузов транспортного средства (объект стабилизации) 1 размещается на электродинамических упругих опорах 2, содержащих цилиндрическую пружину 3 с подключенным к ней источником 4 тока, регулируемый резистор 5, размещенный внутри пружины, подключенный к источнику тока таким образом, что при сжатии пружины 3 его сопротивление току увеличивается, а при растяжении - уменьшается, усилитель-преобразователь 6, установленный последовательно между источником тока и пружиной, связанный с резистором 5, имеющий разные коэффициенты усиления при уменьшении и увеличении силы тока на входе и обеспечивающий такую силу ока в пружине, которая необходимая для достижения ее требуемой жесткости, электрические связи 7.

Жесткость С электродинамической упругой опоры 2 складывается из двух составляющих: постоянной механической и переменной электромагнитной Сэм. Электромагнитная составляющая жесткости Сэм пропорционально зависит от силы тока в витках пружины 3. Это дает возможность изменять общую жесткость С пружины 3 в пределах о Смин= См до Смакс= Смэммакс, где Сэммакс - максимальное значение электромагнитной жесткости, определяемое максимально допустимой силой тока в витках пружины 3.

Устройство, реализующее способ стабилизации положения кузова транспортного средства на упругих опорах при движении опорного основания, работает следующим образом.

При сжатии опоры 2 увеличивается сопротивление резистора 5, уменьшается сила тока на входе в усилитель-преобразователь 6, в котором обеспечивается такое уменьшение силы тока в витках пружины 3, при котором изменение электромагнитной жесткости пружины приведет к уменьшению ее общей жесткости до заданной величины. В результате реакция опоры 2 остается постоянной.

При растяжении опоры уменьшается сопротивление резистора 5, увеличивается сила тока на входе в усилитель-преобразователь 6, в котором обеспечивается такое увеличение силы тока в витках пружины 3, при котором изменение электромагнитной жесткости пружины приведет к увеличению ее общей жесткости до заданной величины. В результате реакции опоры 2 остается постоянной.

Таким образом, при линейных и угловых перемещениях опорного основания реакции упругих опор остаются постоянными и благодаря этому стабилизируемый кузов транспортного средства сохраняет состояние покоя. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 215057, кл. В 63 В 29/00, 1968.

2. Вибрация в технике. Справочник, том 6, М. : Машиностроение, 1981, с. 34.

3. Вайнберг Д. В. и др. Механические колебания и их роль в технике, М. : Наука, 1965, с. 158-161.

4. Ильинский В. С. Защита аппаратов от динамических воздействий. М. : Энергия, 1970, с. 269-270.


Формула изобретения

СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, включающий регулирование жесткости упругих опор, расположенных на подвижном опорном основании по длине кузова, отличающийся тем, что, с целью исключения кинематического возбуждения колебаний, измеряют усилие деформаций каждой опоры при движении опорного основания и в зависимости от направления его движения пропорционально усилию деформации изменяют жесткость соответствующих опор, при этом при уменьшении расстояния между кузовом и опорным основанием жесткость опор уменьшают, а при увеличении расстояния жесткость опор увеличивают.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам механизации сельскохозяйственных работ в условиях горного и пересеченного рельефа местности, а именно к колесным крутосклонным тракторам

Изобретение относится к системам автоматической стабилизации остова сельскохозяйственных и дорожностроительных машин, работающих на склонах и в горных условиях

Изобретение относится к подвескам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к конструкциям амортизаторов подвески управляемых колес

Изобретение относится к подвескам транспортных средств, в частности к системам их амортизации

Изобретение относится к подвескам транспортных средств , в частности, к пневматическим подвескам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению .

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности безрельсовых

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к стабилизаторам поперечной устойчивости транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению, как к легковым автомобилям, так и грузовым

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к средствам стабилизации поперечной устойчивости транспортных средств

Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подвескам транспортных средств

Изобретение относится к стабилизации положения различных объектов, размещаемых на подвижном опорном основании, например, подрессорных частей транспортных средств

Изобретение относится к конструкции тандемных колес. Машина содержит участок рамы, основное звено, стабилизирующее звено, первую и вторую монтажные опоры. Основное и стабилизирующее звенья шарнирно соединены с участком рамы. В основном звене выполнено отверстие опоры рамы. Отверстие опоры рамы имеет центральную точку опоры, расположенную в первом вертикальном положении и первом горизонтальном положении относительно участка рамы. Первая и вторая монтажные опоры шарнирно соединены с основным и стабилизирующим звеньями. Первая монтажная опора содержит первое отверстие, выполненное в первой монтажной опоре и имеющее центральную точку, расположенную во втором вертикальном положении и втором горизонтальном положении относительно участка рамы. Вторая монтажная опора содержит второе отверстие, выполненное во второй монтажной опоре и имеющее дополнительную центральную точку, расположенную в третьем вертикальном положении и третьем горизонтальном положении относительно участка рамы. Основное звено, стабилизирующее звено, первая монтажная опора и вторая монтажная опора образуют четырехзвенную конструкцию, предназначенную для передачи несбалансированных нагрузок крутящих моментов от первой и второй монтажных опор к участку рамы. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик машины. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх