Защитный шлем летчика

 

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения экипажа скоростного самолета при катапультировании, а именно к защитным шлемам летчика, предназначенным для пилотов скоростных самолетов. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем повышения надежности защиты от набегающего воздушного потока при катапультировании. Защитный шлем летчика содержит закрепленный на жесткой части смотровой щиток 4, установленный на оси кулачка 2 при помощи кронштейна 5 со штырем-фиксатором 6 и промежуточного элемента-упора 8, соединенных шарнирно как между собой, так и с кулачком 2, при этом запорная рукоятка 7, установленная на штыре-фиксаторе 6 кронштейна 5, выполнена с выступом-упором и используется при фиксации как распорка между кронштейном 5 и промежуточным элементом-упором 8, запирающая штырь-фиксатор 6 во впадине кулачка 2, кроме того, шарнир, соединяющий кронштейн 5 с промежуточным элементом-упором 8, расположен выше оси кулачка 2, что позволяет использовать воздействие воздушного потока и вертикальных перегрузок как силы, дополнительно запирающей штырь-фиксатор 6 во впадине кулачка 2. 4 ил.

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения экипажа самолета, а именно к защитным шлемам летчика, предназначенным для пилотов скоростных самолетов.

За прототип взят отечественный серийный защитный шлем летчика ЗШ-5, содержащий смотровой щиток, закрепленный на жесткой части шлема посредством левого и правого узлов крепления, состоящих из кронштейнов, закрепленных на смотровом щитке, кулачков, выполненных за одно целое с осями и закрепленных на жесткой части шлема, штырей-фиксаторов, винтовых цилиндрических пружин и запорной рукоятки.

Недостатком конструкции известного защитного шлема является недостаточная надежность фиксации правого кронштейна в нижнем положении, при относительно надежной фиксации левого кронштейна, набегающий воздушный поток при катапультировании бывает пульсирующим и неоднородным, т. е. штырь-фиксатор правого кронштейна, дополнительно подпружиненного, может иметь возвратно-поступательные колебания в пределах паза, т. е. может быть выведен из впадины правого кулачка. Фиксация смотрового щитка обеспечивается только штырем-фиксатором запорной рукоятки левого кронштейна, что недостаточно, так как подъемная сила воздушного потока поднимает правую сторону смотрового щитка, образуется широкая щель между щитком и кислородной маской, увеличивая парусность, что резко увеличивает подъемную силу, которая в итоге часто приводит к разрушению смотрового щитка.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем воздействия набегающего воздушного потока при катапультировании.

Цель достигается тем, что в защитном шлеме летчика, содержащем смотровой щиток, закрепленный на жесткой части шлема посредством левого и правого узлов крепления, состоящих из кронштейнов, закрепленных на смотровом щитке, кулачков, выполненных за одно целое с осями и закрепленных на жесткой части шлема, штырей-фиксаторов, винтовых цилиндрических пружин и запорной рукоятки, согласно изобретению, каждый узел крепления снабжен промежуточным элементом-упором, установленным шарнирно на кронштейне и на оси кулачка, запорная рукоятка выполнена с выступом-упором и установлена на штыре-фиксаторе, закрепленном на левом кронштейне, винтовые цилиндрические пружины установлены соответственно между запорной рукояткой и промежуточным элементом-упором левого узла крепления и между кронштейном и промежуточным элементом-упором правого узла крепления, при этом шарниры, соединяющие кронштейны с промежуточными элементами-упорами, расположены выше шарниров, соединяющих промежуточные элементы-упоры с осями кулачков.

На фиг. 1 показан вид шлема слева (винтовая цилиндрическая пружина не показана; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид шлема справа (винтовая цилиндрическая пружина не показана); на фиг. 4 - сечение Б-Б, фиг. 3.

Защитный шлем летчика содержит собственно шлем 1 с левым 2 и правым 3 кулачками, выполненными за одно целое с осями, смотровой щиток 4, левый кронштейн щитка 5 со штырем-фиксатором 6, запорной рукояткой 7, промежуточным элементом-упором 8, винтовой цилиндрической пружиной 9, правый кронштейн щитка 10, со штырем-фиксатором 11 с промежуточным элементом-упором 12 и винтовой цилиндрической пружиной 13.

Фиксация смотрового щитка 4 в нижнем (опущенном) положении осуществляется за счет того, что пружина 9, установленная между промежуточным элементом-упором 8 и запорной рукояткой 7, а также пружина 13, установленная между промежуточным элементом-упором 12 и кронштейном 10, поворачивают кронштейны 5, 10 вокруг второго шарнира, соединяющего кронштейны с промежуточными элементами. При этом штыри-фиксаторы 6, 11 задвигаются в нижние впадины кулачков 2, 3. Кроме того, запорная рукоятка 7, поворачиваемая пружиной 9 относительно кронштейна 5, становится враспор с промежуточным элементом-упором 8 и препятствует выходу штыря-фиксатора 6 из нижней впадины кулачка 2, а также препятствует выходу штыря-фиксатора 11 из нижней впадины кулачка 3, так как фиксаторы 6 и 11 связаны соединительным элементом смотровым щитком 4. Поворот смотрового щитка 4 возможен лишь только при сжатии навстречу друг другу лапок запорной рукоятки 7 и промежуточного элемента-упора 8, при этом запорная рукоятка 7, поворачиваясь относительно кронштейна 5, выходит из распорного положения. При дальнейшем повороте запорная рукоятка 7 упирается в кронштейн 5 и поворачивает его, при этом выводит штырь-фиксатор 6 из нижней впадины кулачка 2 соответственно и с правой стороны выводится штырь-фиксатор 11 из нижней впадины кулачка 3. Далее за сжатые лапки запорной рукоятки 7 и промежуточного элемента-упора 8 производят поворот смотрового щитка 4 в верхнее положение, отпускают лапки, штыри-фиксаторы 6, 11 заходят в верхние впадины кулачков 2, 3 и фиксируют смотровой щиток 4 в верхнем положении. (56) Авторское свидетельство СССР N 436522, кл. А 62 В 3/00.

Формула изобретения

ЗАЩИТНЫЙ ШЛЕМ ЛЕТЧИКА, содержащий смотровой щиток, закрепленный на жесткой части шлема посредством левого и правого узлов крепления, состоящих из кронштейнов, закрепленных на смотровом щитке, кулачков, выполненных за одно целое с осями и закрепленных на жесткой части шлема, штырей-фиксаторов, винтовых цилиндрических пружин и запорной рукоятки, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем повышения надежности защиты от набегающего воздушного потока при катапультировании, каждый узел крепления снабжен промежуточным элементом-упором, установленным шарнирно на кронштейне и на оси кулачка, запорная рукоятка выполнена с выступом-упором и установлена на штыре-фиксаторе, закрепленном на левом кронштейне, винтовые цилиндрические пружины установлены соответственно между запорной рукояткой и промежуточным элементом-упором левого узла крепления и между кронштейном и промежуточным элементом-упором правого узла крепления, при этом шарниры, соединяющие кронштейны с промежуточными элементами-упорами, расположены выше шарниров, соединяющих промежуточные элементы-упоры с осями кулачков.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам спасения экипажа самолета, а именно к защитным шлемам летчика, предназначенным для пилотов вертолетов и скоростных самолетов, оборудованных катапультными креслами, позволяющими производить покидание в автоматическом режиме

Изобретение относится к области авиационной медицине, а именно к средствам защиты человека от неблагоприятного воздействия факторов авиационного полета

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения экипажа самолета, а именно к защитным шлемам летчика, предназначенным для пилотов и операторов самолетов и вертолетов, оборудованных комплексами, включающими в себя различные типы нашлемных визирных устройств и другие нашлемные системы, требующие ориентировки и достаточной фиксации шлема на голове летчика (оператора)
Изобретение относится к летным и космическим костюмам

Изобретение относится к области авиационной и космической техники, а именно к высотным скафандрам, предназначенным для спасения летчиков и космонавтов при разгерметизации кабины летательного аппарата и для работы в открытом космосе

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к аварийно-спасательным скафандрам летчика и космонавта

Изобретение относится к аварийно-спасательному снаряжению, а именно к высотному авиационному или космическому скафандру мягкого типа

Изобретение относится к летным костюмам, а именно к защитным летным шлемам, предназначенным для экипажей легкомоторной, транспортной и дальней авиации
Изобретение относится к защитному спецснаряжению летчика, в частности к противоперегрузочным устройствам, и может быть использовано и в послеполетных профилактических костюмах космонавтов

Изобретение относится к шлему, например, пилотов военных самолетов, снабженных прибором ночного видения, с повышенной надежностью и улучшенной эргономикой

Изобретение относится к средствам защиты человека, например высотным компенсирующим жилетам, противоперегрузочным костюмам пилота, от неблагоприятного воздействия авиационного полета и другого скоростного перемещения и направлено на повышение их эффективности

Изобретение относится к космической технике, а именно к скафандрам, предназначенным для работы в открытом космосе

Изобретение относится к космической технике, а именно к скафандрам, предназначенным для работы на поверхности планет

Изобретение относится к средствам индивидуальной защиты, обеспечивающим нормальное кровообращение человека при воздействии перегрузок, возникающих на этапах спуска и посадки космического аппарата, эвакуационных мероприятий после приземления, а также в послеполетной реабилитации космонавта с целью профилактики ортостатической неустойчивости

Изобретение относится к защитной одежде, используемой на больших высотах
Изобретение относится к производству элементов полетной одежды для космонавта
Изобретение относится к производству элементов полетной одежды для космонавта
Изобретение относится к производству комплекта полетного костюма для космонавта

Изобретение относится к системе подачи кислорода пассажирам воздушного судна
Наверх