Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

Использование: транспортное машиностроение , трансмиссии транспортных средств. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал (2), промежуточные валы (4-7), выходной вал (3), связанные между собой посредством шестерен и пяти фрикционных муфт (11, 13, 19, 25, 26). При включении пары муфт по одной из двух комбинаций (11, 15 и 19, 25 и 26)обеспечивается кинематическая связь входного и выходного валов и передача крутящего момента на последний . 2 ил. 1. 8 4 13 S Ё

СОКЗЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

27

77 д

2

У (21) 4893240/11 (22) 21.12.90 (46) 23.01.93. Бюл. ¹ 3 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению (72) В.И.Страж, В.И.Силяков, П.М,Гарбер и

Г.А, Козлов (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1207826, кл. В 60 К 17/08, 1986.

Авторское свидетельство СССР

¹ 606749, кл, В 60 К 17/06, 1978.

Я2„, 1789364 А1 (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: транспортное машиностроение, трансмиссии транспортных средств, Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал (2), промежуточные валы (4 — 7), выходной вал (3), связанные между собой посредством шестерен и пяти фрикционных муфт (11, 13, 19, 25, 26). При включении пары муфт по одной из двух комбинаций (1 1, 15 и 19, 25 и 26) обеспечивается кинематическая связь входного и выходного валов и передача крутящего момента на послелний. 2 ил.

10 11

1789364

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к трансмиссиям транспортных средств, Известнэ гидромехэническая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, проме>куточные и входной валы с закрепленными нэ них шестернями и муфтами включения передач.

Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и, как следствие, невозмо>кность ее применения в тяжелых транспортных средствах.

Известна также гидромехэническая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, нэ последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной свободно на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно нэ втором промежуточном валу и связанной с ним посредством второй фрикцион ной муфты, причем на первом промежуточном валу установлена также четвертая шестерня, кинематически связанная с пятой шестерней, установленной на втором промежуточном валу, а на выходном валу жестко закреплены шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционные муфты, а также восьмую, девятую, десятую, одиннэдцэтую, двенадцатую и тринадцатую шестерни, Недостэтком такой коробки передач является невозMÎ>!(!!0(. i ь и.зl4ñã!ения передэч В широком диапазоне и поэтому невозможность ее применения в трансмиссиях тяжелых маш.

Цель изобретения — расширение кинематического диапазона передач.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллель в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной свободно на первом промежуточном валу и связэнной с ним посредством первой фрикцион ной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно на втором проме>куточном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, причем на первом промежуточном валу установлена также четвертая шестерня, кинематически связанная с пя5

55 той шестерней, установленной на втором промежуточном валу, а на выходном валу жестко закреплена шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционные муфты, а также восьмую, девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую шестерни, снабжена третьим и четвертым промежуточными валами, на третьем из которых свободно установлена восьмая шестерня, связанная с этим валом посредством третьей фрикционной муфты и кинематически связанная с шестой шестерней, и жестко закреплена девятая шестерня, кинематически связанная с десятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, а на четвертом промежуточном валу жестко закреплена одиннадцатая шестерня, кинематически связанная с пятой и четвертой шестернями, и свободно установлены двенадцатая и тринадцатэя шестерни, кинемэтически связанные с четвертым промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, причем двенэдцатая шестерня кинематически связана с шестой, тринадцатая — с седьмой шестерней, э первая, четвертая и пятая шестерни жестко закреплены нэ своих валах.

При использовании изобретения в народном хозяйстве обеспечивается расширение функциональных возможностей коробки передач.

Нэ фиг.1 представлeíà кинематическая схема гидромеханической коробки передач; на фиг.2 — гидравлическая схема управления фрикционными муфтами коробки передач, Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 входной вэл 2, выходной вэл 3, промежуточные валы 4 — 7, расположенные в корпусе 1 параллельно в подшипниках 8. Нэ входном валу 2 установлена первая шестерня 9, кинематически связанная с второй шестерней 10, установленной свободно нэ первом промежуточном валу 4 и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты 11, и с третьей шестерней 12, установленной свободно нэ втором промежуточном валу 5 и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты

13, На первом промежуточном валу 4 установлена так>ке четвертая шестерня 14, кинемэтически связанная с пятой шестерней 15, установленной на втором промежуточном валу 5. На выходном валу 3 жестко закреплены шестая 16 и седьмая 17 шестерни. На третьем промежуточном валу 6 свободно установлена восьмая шестерня 18, связанная с этим валом посредством третьей фрикци1789364

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выход- 50 ной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной свободно на первом промежуточном валу и связанной с 55 ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно на втбром промежуточном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, на первом промежуточном онной муфты 19 и кинематически связанная с шестой шестерней 16, и жестко закреплена девятая шестерня 20, кинематически связанная с десятой шестерней 21, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. На четвертом промежуточном валу 7 жестко закреплена одиннадцатая шестерня

22, кинематически связанная с пятой 15 и четвертой 14 шестернями, и свободно установлены двенадцатая 23 и тринадцатая 24 шестерни, кинематически связанные с четвертым промежуточным валом 7 посредством четвертой 25 и пятой 26 фрикционных муфт. Двенадцатая шестерня 23 кинематически связана с шестой 16, тринадцатая 24 — с седьмой шестерней 17, а первая 9, четвертая 14 и пятая 15 шестерни жестко закреплены на своих валах, Управление каждой из фрикционных муфт осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 27, всасывающая линия которого соединена с гидробаком 28, а нагнетательная — с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 29 — 33, первые два из которых (гидрораспределители

29 и 30) гидравлически соединены с фрикционными муфтами 11 и 13 соответственно, а три последующих (гидрораспределители

31 — 33) — с муфтами 19, 25 и 26 соответственно.

Защита насоса 27 осуществляется посредством предохранительного клапана 34, установленного в напорной линии насоса

27.

Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства осуществляется следующим образом.

Формула изобретения

Включением муфты 11 или 13 добиваются выбора направления движения транспортного средства, а включением одной из муфт 19, 25 или 26 — требуемой скорости движения, Пусть включена муфта 11. В этом случае крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9 и 10, муфту 11, первый промежуточный вал 4, шестерни 14 и 15 передается на второй промежуточный вал 5.

В случае включения муфты 13, осуществляемого гидрораспределителем 30, крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9, 12 и муфту 13 передается на второй промежуточный вал 5.

Дальнейший выбор требуемой частоты вращения выходного вала 3 производится включением одной из муфт 19, 25 или 26.

При включении муфты 19, осуществляемой гидрораспределителем 31, крутящий момент от второго промежуточного вала 5 передается через шестерни 21 и 20, муфту

19, шестерни 18 и 6 на выходной вал 3, При включении муфты 25 крутящий момент от второго промежуточного вала 5 передается через шестерни 15 и 22, муфту 25 и шестерни 23 и 16 на выходной вал 3.

При включении муфты 26 крутящий момент от второго промежуточного вала 5 передается через шестерни 15 и 22, шестерни

24 и 17 на выходной вал 3.

ТЕхнико-экономический эффект предложенного технического решения заключается в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах. валу установлена четвертая шестерня, кинематически связанная с пятой шестерней, установленной на втором промежуточном валу, на выходном валу жестко закреплены шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционную муфты и также девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую шестерни, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена третьим и четвертым промежуточными валами, на третьем из которых свободно установлена восьмая шестерня, связанная с этим валом посредством третьей фрикционной муфты и кинематиче1789364

Составитель В. Страж

Техред М.Моргентал Корректор С. Пекарь

Редактор Г. Бельская

Заказ 319 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 ски связанная с шестой шестерней, и жестко закреплена девятая шестерня, кинематически связанная с десятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, а на четвертом промежуточном валу жестко закреплена одиннадцатая шестерня, кинематически связанная с пятой и четвертой шестернями, и свободно установлены двенадцатая и тринадцатая шестерни, кинематически связанные с четвертым промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, причем двенад5 цатая шестерня кинематически связана с шестой, а тринадцатая — с седьмой шестерней, а первая, четвертая и пятая шестерни жестко закреплены на своих валах,

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх