Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Целью изобретения является расширение кинематического диапазона передач. Коробка передач содержит входной вал 2, промежуточные валы 4-7, выходной вал 8, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт 12-, 15,20, 22, 23 и 29. При включении пары муфт по одной из двух следующих комбинаций: 12, 15, 29 и 20, 22 и 23 обеспечиваются кинематическая связь входного и выходного валов и передача крутящего момента на последний , 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

27

Р 4

СО

О (лЭ .о

2У 2Р

Фиг. 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4893080/11 (22) 21.12.90 (46) 23.01.93. Бюл. и 3 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению (72) В.И.Страж, В.И.Силяков, П.M,Ãàðáåð, Г.А,Козлов и С.С.Какунин (56) Авторское свидетельство СССР

Rb 1207826, кл. В 60 К 17/08, 1986.

Кн. Волков Д.П. и др. Трансмиссия строительных и дорожных машин. — M. 1974, с,136, табл.13. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА а

„„5U„„1789363 А1 (я)5 В 60 К 17/08

t7

{57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств.

Целью изобретения является расширение кинематического диапазона передач, Коробка передач содержит входной вал 2, промежуточные валы 4 — 7, выходной вал 8, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт 12-, 15, 20, 22, 23 и 29. При включении пары муфт по одной из двух следующих комбинаций: 12, 15, 29 и 20, 22 и 23 обеспечиваются кинематическая связь входного и выходного валов и передача крутящего момента на последний, 1 з. и. ф-лы, 2 ил.

1789363

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств, Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.

Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и, как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.

Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикционной муфтой, третья шестерня кинематически связана с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, которая в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу. и девятая шестерня, свободно установленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и связана с ним четвертой фрикционной муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточном валу. одиннадцагая шестерня жестко закреплена на выходном валу и кинематически связана с тринадцатой шестернс:,;а; .-енной на четвертом промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту.

Недостатком данной коробки передач также является невозможность изменения передач в широком диапазоне, и поэтому, невозможность o"- рименения в трансмиссиях тяжелых машин.

Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно, расширение кинематического диапазона передач.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикционной муфтой, третья шестерня кинематически связан с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, которая в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу, и девятая шестерня, свободно установленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и, связана с ним четвертой фрикционной муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточном валу, одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу, а двенадцатая — на втором промежуточном валу и, кинематически связана с тринадцатой шестерней, установленной на четвертом промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту, снабжена пятнадцатой шестерней свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством шестой фрикцион ной муфты и кинематически связанную с четырнадцатой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, пятая фрикционная муфта связана с седьмой шестерней, установленной свободно на третьем промежуточном валу, с которым жестко связана шестая шестерня, а тринадцатая шестерня жестко связана с четвертым промежуточным валом.

Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия заявляемого технического решения критерию "Новизна".

Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому следует считать, что предложенное техниче1789363 ское решение соответствует критерию "Существенные отличия", При использовании объекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом, обеспечивается расширение функциональных возможностей коробки передач, что обуславливает соответствие предложения критерию изобретения "Положительный эффект".

На фиг.1 представлена схема гидромеханической коробки передач; на фиг.2 — гидравлическая схема управления муфтами сцепления коробок передач, Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3, первый, второй, третий и четвертый промежуточные валы 4 — 7.

Валы 2 — 7 установлены в корпусе параллельно в подшипниках 8, На входном валу 2 жестко закреплена первая шестерня 9, кинематически связанная со второй шестерней 10, жестко закрепленной на первом промежуточном валу 4, на котором свободно установлена третья шестерня 11, связанная с валом 4 посредством первой фрикционной муфты 12. Третья шестерня

11 кинематически соединена с четвертой шестерней 13, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. Шестерня 13 в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней 14, свободно установленной на входном валу 2 и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты 15, а также шестерня 13 кинематически связана с шестой шестерней 16, установленной жестко на третьем промежуточном валу 6, на котором установлена также седьмая шестерня 17, кинематически связанная с восьмой шестерней 18, жестко закрепленной на выходном валу 3 и девятая шестерня 19, свободно установленная на третьем промежуточном валу 6 и связанная с ним третьей фрикционной муфтой 20. Десятая шестерня

21 свободно установлена на четвертом промежуточном валу 7 и связана с ним четвертой фрикционной муфтой 22. Пятая фрикционная муфта 23 установлена на третьем промежуточном валу 6 для осуществления связи шестерни 17 с третьим промежуточным валом 6. Одиннадцатая шестерня 24 жестко закреплена на выходном валу 3 и кинематически связана с шестерней 19 и с шестерней 21. Двенадцатая шестерня 25 жестко закреплена на втором промежуточном валу 5 и кинематически связана с тринадцатой шестерней 26, закрепленной жестко на четвертом промежуточном валу 7. Четырнадцатая шестерня 27 жестко установлена на втором промежуточ5

55 ном валу 5 и кинематически связана с пятнадцатой шестерней 28, свободно установленной на первом промежуточном валу 4 и связанной с валом 4 посредством фрикционной муфты 29. Фрикционные муфты 12 и

29 являются муфтами включения первого или второго диапазонов, а муфта 15 — муфтой включения заднего хода.

Муфты 20, 22 и 23 являются муфтами включения передач.

Включение каждой из муфт осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос

30, всасывающая линия которого соединена с гидробаком 31, а нагнетательная —.с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 32 — 37, первые три из которых — 32, 33 и 34 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 12, 29 и

15, соответственно, а вторые три гидрораспределителя 35, 36 и 37 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 22, 20 и

23. соответственно.

Защита насоса 30 осуществляется посредством предохранительного клапана 38, установленного в напорной линии насоса

30.

Работа гидромеханической коробки передач осуществляется следующим образом.

Для включения первой передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 35 при этом происходит замыкание фрикционных муфт 12 и 22. В этом ".лучае крутящий момент от входного вала 27 передается через шестерни 9 и 10, муфту 12 на шестерню 11, связанную с шестерней 13, на второй промежуточный вал 5 и через шестерни 25 и 26, муфту 22, шестерни 21 и 24 на выходной вал 3.

При необходимости включения второй передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 37, при этом происходит замыкание фрикционных муфт 12 и

23. Крутящий момент до второго промежуточного вала 5 передается, как описано выше, а далее через шестерни 13 и 16, кинематически связанные между собой, подается на третий промежуточный вал 6, с которого через муфту 23. шестерни 17 и 18, подается на выходной вал 3.

Для включения третьей передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 36. В этом случае крутящий момент от третьего промежуточного вала 6 передается через муфту 20, шестерни 19 и 24 на выходной вал 3.

Для включения второго диапазона необходимо выключить гидрораспределитель

32 и включить гидрораспределитель 33. B этом случае муфта 12 размыкается, а замы1789363

55 кается муфта 29, посредством которой крутящий момент от первого промежуточного вала 4, через шестерни 28 и 27 передается на второй промежуточный вал 5 и дальнейшая передача момента на выходной вал 3 зависит от того, какая из муфт 22, 20 и 23 включена и происходит также, как описано выше.

Для включения задней передачи необходимо выключить гидрораспределители 32 и 33 и включить гидрораспределитель 34. В этом случае замыкается муфта 15 и крутящий момент входного вала 2, через муфту 15 передается непосредственно на второй

Формула изобретения

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором свободно ус овлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикционной муфтой, третья шестерня кинематически связана с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, котопя " ою очередь, кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу, и девятая шестерня, свободно установленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей промежуточный вал 5. При этом меняется направление вращения вала 5. Дальнейшая передача момента на выходной вал 3 аналогична описанному выше, в зависимости от

5 того, какая муфта 20, 22 и 23 включена. При этом обеспечивается получение трех скоростей для движения задним ходом, Технико-экономический эффект заключается в расширении кинематического диа10 пазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах.

20 фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и связана с ним четвертая фрикционной муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточ25 ном валу, одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу, а двенадцатая — на втором промежуточном валу и кинематически связана с тринадцатой шестерней, установленной на четвертом

30 промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена пятнадцатой шестерней, свобод35 но установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством шестой фрикционной муфты и .кинематически связанной с четырнадцатой шестерней, жестко закрепленной на втором промежу40 точном валу, пятая фрикционная муфта связана с седьмой шестерней, установленной свободно на третьем промежуточном валу, с которым жестко связана шестая шестерня, а тринадцатая шестерня жестко связана с

45 четвертым промежуточным валом.

1789363

Составитель В. Страж

Редактор Г. Бельская Техред M.Moðãåíòàë Корректор А. Мотыль

Заказ 3 9 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх