Устройство для осевой фиксации

 

Использование: в машиностроении для осевой фиксации деталей на валах и в отверстиях корпусов. Сущность изобретения: устройство осевой фиксации включает стопорное разрезное кольцо 3, на торцах которого расположены выступы 5. Стопорное кольцо установлено на посадочную поверхность 7 кольцевой канавки 4, выполненной на цилиндрической поверхности базовой детали 1 (валу или корпусе). При этом выступы кольца взаимодействуют с цилиндрической поверхностью 6, находящейся за кольцевой канавкой. Цилиндрическая поверхность выполнена эксцентрично посадочной поверхности кольцевой канавки. При демонтаже стопорного разрезного кольца его поворачивают на 180°, при этом благодаря эксцентриситету выступы 5, взаимодействуя с цилиндрической поверхностью базовой детали, упруго деформируют кольцо, выводя его из канавки на цилиндрическую поверхность, откуда оно легко снимается. 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для осевой фиксации деталей на валах и в отверстиях корпусов.

Известно устройство для осевой фиксации деталей типа вал-втулка, содержащее стопорное разрезное кольцо, установленное на посадочную поверхность кольцевой канавки, выполненной на цилиндрической поверхности одной из соединяемых деталей, при этом на торцах концов кольца расположены выступы, взаимодействующие с цилиндрической поверхностью, находящейся за кольцевой канавкой.

Недостатком известного устройства является неудобство демонтажа и повышенная при этом вероятность поломки стопорного кольца.

Целью изобретения является повышение удобства демонтажа соединения за счет простоты и удобства демонтажа стопорного кольца.

С этой целью в заявленном устройстве (по сравнению с известным) цилиндрическая поверхность, находящаяся за кольцевой канавкой, выполнена эксцентрично посадочной поверхности кольцевой канавки.

На фиг. 1 изображено устройство осевой фиксации шестерни на валу; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - стопорное кольцо (фиг.1) в положении расфиксации; на фиг.4 - устройство осевой фиксации подшипника в корпусе; на фиг.5 - вид по стрелке Б на фиг.4; на фиг.6 - стопорное кольцо (фиг.4) в положении расфиксации.

Устройство для осевой фиксации деталей содержит базовую деталь 1 (вал или корпус), фиксируемую деталь 2 (например, шестерня и подшипник), стопорное разрезное кольцо 3, установленное в канавке 4, выполненной на цилиндрической поверхности базовой детали 1. На концах стопорного кольца 3 расположены выступы 5, взаимодействующие с цилиндрической поверхностью 6, находящейся за кольцевой канавкой 4. Стопорное разрезное кольцо установлено в кольцевой канавке на ее посадочной поверхности 7. При этом цилиндрическая поверхность 6, находящаяся за кольцевой канавкой, выполнена эксцентрично посадочной поверхности 7 кольцевой канавки. Выступы кольца могут быть сформированы различными технологическими приемами, обеспечивающими экономичность изготовления кольца, например, контактной сваркой, точным литьем, спеканием кольца из порошка.

Устройство собирается и разбирается следующим образом.

Фиксируемую деталь 2, шестерню или подшипник, устанавливают соответственно на вал или в корпус, которые являются базовыми деталями 1. Затем в необходимом угловом положении, соответствующем расположению концов стопорного кольца в положении фиксации (фиг.1,2), которое может быть отмечено риской на базовой детали, стопорное кольцо 3 с помощью заходных фасок на базовой детали надевают с минимальной деформацией на цилиндрическую поверхность последней и, продвигая по ней, устанавливают в канавку 4, обеспечивая тем самым осевое стопорение шестерни или подшипника. Кольцо может быть установлено на базовую деталь не только в определенном, но и в любом угловом положении, однако, после посадки в канавку, потребуется его разворот в положение фиксации (фиг.1, 4), что более трудоемко по сравнению с первым вариантом.

В положении фиксации выступы 5 стопорного кольца 3 выходят за посадочную поверхность 7 кольцевой канавки и контактируют с цилиндрической поверхностью 6, находящейся за кольцевой канавкой, базовой детали.

Для демонтажа стопорного пружинного кольца, последнее поворачивают относительно риски на 180о. При этом, благодаря эксцентриситету "е", выступы 5, взаимодействуя с цилиндрической поверхностью 6 базовой детали 1, упруго деформируют кольцо 3 с минимально необходимой для разборки деформацией, выводя его из канавки 4 на цилиндрическую поверхность базовой детали 1, откуда оно легко снимается. Съем кольца может осуществляться и самой фиксируемой деталью, которая при ее снятии передвигает стопорное кольцо по цилиндрической поверхности базовой детали, чем повышается удобство его демонтажа.

Величину эксцентриситета "е" и размер "h" от оси базовой детали до места контакта выступов 5 с цилиндрической поверхностью 6 базовой детали 1 в положении фиксации выбирают таким образом, чтобы наряду с надежностью стопорения, во время демонтажа обеспечить полный выход стопорного пружинного кольца из канавки на цилиндрическую поверхность базовой детали и одновременно с этим добиться оптимальной упругой деформации стопорного кольца, исключающей его поломку. Для различного рода соединений, отличающихся размерами, усилиями стопорения и т.д., выбирают соответствующие им величины эксцентриситета "е" и размера "h". Разворот кольца осуществляют инструментом (отверткой), вставленным в зазор стопорного кольца, а предпочтительно - это делать щипцами, причем в последнем случае губки щипцов вставляют во второе по ходу вращения отверстие в выступе кольца, поскольку в этом случае предотвращается заедание острых кромок кольца о цилиндрическую поверхность базовой детали. Следует также отметить, что при работе соединения, благодаря имеющемуся эксцентриситету "е", стопорное пружинное кольцо имеет тенденцию к самоустановке в положение его наименьшей деформации, соответствующей положению фиксации (фиг.1,4), что повышает надежность стопорения.

Применение предлагаемого изобретения позволяет обеспечить простоту и удобство демонтажа с одновременной минимальной деформацией стопорного пружинного кольца, исключающей его поломку, что, в конечном счете ведет к улучшению условий эксплуатации оборудования, в котором применено данное соединение, повышает ремонтопригодность.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСЕВОЙ ФИКСАЦИИ деталей типа вал - втулка, содержащее стопорное разрезное кольцо, установленное на посадочную поверхность кольцевой канавки, выполненной на цилиндрической поверхности одной из соединенных деталей, при этом на торцах концов кольца расположены выступы, взаимодействующие с цилиндрической поверхностью, находящейся за кольцевой канавкой, отличающееся тем, что цилиндрическая поверхность, находящаяся за кольцевой канавкой, выполнена эксцентрично посадочной поверхности кольцевой канавки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для соединения цилиндрических деталей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным устройствам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к безрезьбовым соединениям деталей машин и предназначено для крепления маховиков и рукояток на валах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным механизмам

Изобретение относится к области машиностроения, к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано для спуска вставного погружного насоса в скважину

Изобретение относится к области машиностроения, к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано для спуска вставного погружного насоса в скважину

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к соединительным устройствам, обеспечивающим соединение и разъединение двух деталей без доступа к стыку

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано в узлах для механической фиксации разъемных частей
Наверх