Устройство для эвакуации из аварийного подводного аппарата

 

Изобретение относится к спасательным средствам для эвакуации с потерпевшего аварию подводного аппарата, находящегося на предельной глубине. Цель изобретения: расширение эксплуатационных возможностей устройства путем обеспечения возможности эвакуации вооружения. В устройстве, содержащем установленную в посадочной нише корпуса аппарата с зазором цилиндрическую камеру 2, связанную с ним быстроразъемными креплениями и соединенную с тросом 20, намотанным на вьюшку 19, соосные переходные люки 12 и 16 расположены с двух сторон от камеры перпендикулярно продольной оси камеры и параллельно диаметральной плоскости аппарата. При этом в камере размещен трубопровод 10 с вентилем 11, посредством которого полость между камерой и корпусом сообщена с забортной водой. 7 ил.

Изобретение относится к спасательным средствам для эвакуации с потерпевшего аварию подводного аппарата, когда он достигает предельной глубины, и может быть использовано, в частности, для эвакуации любых экологически опасных объектов, экипажа, а также применимо к подводным лодкам. Изобретение позволяет эвакуировать экипаж, ядерные боеголовки вооружения, активную зону реактора. Если средство встроить в подводную лодку с одним назначением - спасти экипаж, то оно позволяет поднять всю подводную лодку практически с любой глубины.

Известно устройство для сообщения надводного судна с подводным аппаратом (подводной лодкой), которое осуществляется челночной подводной лодкой, которая крепится в донной части надводного судна и способна опускаться к подводной лодке на дно, стыковаться с ней и производить перегрузку эвакуируемых объектов с последующей доставкой этих объектов на судно. В частности, челнок может спасти экипаж подводной лодки.

Недостатками такого спасательного средства являются ограниченность погружения по глубине, кроме того, сама подводная лодка остается на глубине, а это недопустимо, так как ядерный реактор все равно разрушается (через год или через 1000 лет) и происходит экологическая катастрофа; сложность герметичной стыковки с подводной лодкой; для осуществления всех операций требуется много времени и подводная лодка, если она находится больше, чем на предельной глубине, может быть раздавлена.

Известно устройство для эвакуации из аварийного подводного аппарата, содержащее установленную в посадочной нише корпуса аппарата цилиндрическую камеру, связанную с ним быстроразъемными креплениями и соединенную с тросом. Трос крепится к подводному аппарату, а камера может совершать многоразовые челночные рейсы.

Основными недостатками известного устройства являются невозможность многоразового использования на глубине 1000 м, так как состыковка герметично на такой глубине практически невозможна; при излучении, например, от ядерного источника, вторично нельзя приблизиться к подводному аппарату.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей для обеспечения эвакуации не только экипажа, но и источника излучения, например вооружения.

Это достигается тем, что в нем камера установлена в посадочной нише с зазором и прикреплена к корпусу аппарата с помощью выполненного в ее верхней части фланца, а соосные люки расположены с двух сторон от камеры перпендикулярно продольной оси камеры и паралелльно диаметральной плоскости аппарата, при этом в камере размещен трубопровод с вентилем, посредством которых полость между камерой и корпусом сообщена с забортной водой.

На фиг.1 представлен подводный аппарат; на фиг.2 - узел I на фиг.1; на фиг. 3 - узел II, на фиг.2; на фиг.4 - узел III на фиг.2; на фиг.5 - разрез А-А на фиг.2 (в оболочке установлен захват); на фиг.6 - вид сверху на захват; на фиг.7 - общая схема подъема лодки.

Лодка 1 находится на грунте. Ее положение будет в связи со смещенным центром тяжести близко к нормальному в сечении, а сама лодка будет занимать положение, которое соответствует профилю грунта.

На фиг. 2 представлено схематичное изображение предлагаемого средства. Таких мест может быть несколько на лодке.

Средство содержит цилиндрическую камеру 2 с фланцем 3, котоpая опирается на верхнюю обшивку 4 лодки 1 и давлением воды, кроме крепления, удерживается герметично на обшивке 4. Герметизация камеры 2 осуществляется болтовым соедине- нием 5 с глухим отверстием во фланце (см. фиг.4).

Само уплотнение осуществляется тонкой металлической прокладкой 6 (медь, алюминий) и профилем зуб-паз 7. В нескольких местах фланец 3 приварен к обшивке 4 сваркой 8. Фланец 3 имеет крышку 9, которая уплотнена также, как и сам фланец 3, но не имеет сварки. Крышка 9 имеет кроме крепежных болтов отжимные болты (см. фиг.4). Через фланец 3 в камеру 2 проходит магистраль 10 к вентилю 11 и далее магистраль 10 идет за корпус камеры 2 в водную среду.

Камера 2 является проходной, имеет соосные переходные люки 12 на палубе 13 лодки. Люки 12 имеют крышки 14 (слева - открытые, справа - закрытые). Крышки 14 выполнены поворотными (их крепление в закрытом положении с герметизацией условно не показано). Особенность только в том, что крышки 14 поворотны и фланец их расположен снаружи для того, чтобы давление воды не нарушало герметичности стыков. Аналогично устроена и посадочная ниша 15, но она прикреплена к обшивке 4 корпуса. Соосные переходные люки 16 и их крышки 17 устроены аналогично как и в камере 2, но фланец расположен с внутренней стороны цилиндра и люки 16 утоплены таким образом, чтобы при закрытии крышки 17 внутри цилиндра не выступало ничего от крышки 17 и люка 16. В нижней части между дном камеры 2 и оболочкой 15 размещена емкость 18, внутри которой расположена поворотно вьюшка 19 с тросом 20. Один конец троса 20 закреплен на днище камеры 2, другой - на вьюшке 19. Емкость 18 в верхней части имеет втулку 21, которая расположена по оси посадочной ниши 15. Емкость 18 заполнена машинным маслом 22 для сохранения троса 20, вьюшки 19 и ее подшипников 23 в рабочем состоянии в течение длительного времени. В верхней части емкости 18, в зазоре между ней и дном камеры 2 находится взрывной заряд 24, который герметично закрыт и имеет подвод от источника 25 питания. Включение взрывного устройства осуществляется ключом 26. Посадочная ниша 15 в своей верхней части имеет несколько защелок 27, которые могут поворачиваться на оси 28 и удерживаются у упора 29 плоской пружиной 30. Защелки 27 могут заходить в вырез 31 захвата 32. Сам захват 32 имеет по центру отверстие 33. Захват 32 имеет в своей нижней части заходный конус 34 и сверху захват крепится к тросу 35, который соединен с лебедкой судна 36 - крана. Трос 35 оттянут в сторону роликом 37. Захват 31 имеет полость 38 для смещения центра тяжести.

Аварийная ситуация может быть следующей: неконтролируемое и неуправляемое погружение лодки на грунт, когда глубина погружения не превышает предельной (в этом случае все нижеописанные операции не требуют поспешности); неконтролируемое и неуправляемое погружение лодки на грунт, когда глубина погружения может значительно превысить допустимое значение. Такая обстановка требует четких действий в процессе погружения, также должны осуществляться все нижеописанные операции, но прежде всего необходимо остановить реактор аварийной защитой, т.е. опустить поглощающие стержни.

При возникновении аварийной ситуации в ядерной установке, которая выходит из-под контроля, защита экипажа может быть временем и экраном. Все это обеспечивается отлаженностью операций.

При необходимости быстрой эвакуации совершаются следующие действия: останавливается реактор; экипаж собирается по группам в свои камеры; отворачиваются болты 5 и камера 2 продолжает удерживаться местной сваркой 8; закрываются соосные люки 16 и 12 крышками 17 и 14; открывается вентиль 14 и пространство между камерой 2 и посадочной нишей 15 заполняется водой, воздух частично растворяется, а остаток сжимается и уравновешивает давление воды (камера 2 уже имеет положительную плавучесть, поэтому достаточно подорвать взрывное устройство 24 и сварка 8 разрушится, может быть эквивалентное решение - пневмоцилиндр, шток которого упирается в дно камеры 2, а в его полость подается сжатый воздух из аварийного баллона.

Возможно совмещение обоих вариантов.

Включается ключ 26 и от источника 25 происходит взрыв взрывного устройства. Далее камера 2, имеющая положительную плавучесть, перемещается к поверхности водной среды. При своем перемещении камера 2 сматывает трос 22 с вьюшки 19, которая начинает вращаться в подшипниках 23. После всплытия отжимными болтами открывают крышку 9 и экипаж выходит наружу. Камера 2 будет иметь устойчивое положение, так как ее центр тяжести во всей системе находится ниже дна с учетом веса троса 20. Далее по информации в район прибывает судно-кран 36, трос 20 отсоединяется от каждой камеры 2 и крепится на судне 36. Перед креплением троса 20 его пропускают через отверстие 33 захвата 31 и затем захват 31 опускается лебедкой по тросу 20 как по направляющей. Заходная часть 34 захвата 31 обеспечивает его совмещение с осью оболочки 15. Поскольку ролик 37 оттягивает трос 35, а центр тяжести захвата 31 смещен на величину, запутывания обеих тросов не происходит. Заходная часть 34 отжимает защелки 27, преодолевая пружины 30, и затем они заскакивают под действием той же пружины 30 в вырез 31. Когда во все оболочки установлены захваты 31, начинают поднимать лодку несколькими судами 36. Далее все зависит от состояния лодки и вида аварии. Либо она поднимается на определенную глубину и транспортируется так до мелководья, либо под нее подводятся понтоны, когда она уже у поверхности и она всплывает.

Выше рассмотрен вариант подъема экипажа, аналогично поднимается любой груз, например вооружение.

Изобретение позволяет эвакуировать экипаж или другой объект, который помещается в камеру практически с глубины, которая доступна лодке или при опускании ее на любую глубину и эвакуации во время опускания, достать любую лодку с любой глу- бины, предотвратить экологическую катастрофу, связанную с радиоактивным заражением водной среды.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ АВАРИЙНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА, содержащее установленную в посадочной нише корпуса аппарата цилиндрическую камеру, связанную с ним быстроразъемными креплениями и соединенную с тросом, вьюшку и соосные переходные люки, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей устройства путем обеспечения возможности эвакуации вооружения, в нем камера установлена в посадочной нише с зазором и прикреплена к корпусу аппарата с помощью выполненного в ее верхней части фланца, а соосные люки расположены с двух сторон от камеры перпендикулярно к продольной оси камеры и параллельно диаметральной плоскости аппарата, при этом в камере размещен трубопровод с вентилем, посредством которых полость между камерой и корпусом сообщена с забортной водой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области спасения экипажей с аварийных подводных лодок

Изобретение относится к подводному аварийно-спасательному оборудованию и предназначено для использования в аварийно-спасательных комплексах в составе: серийная подводная лодка-носитель, имеющая в штатном составе камеру спасательную всплывающую, и подводный спасательный аппарат

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции подводных судов

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим доставку с подводной станции на поверхность воды цилиндрического модуля при сильных подводных течениях

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к плавательно-летающим спасательным средствам для подводников

Изобретение относится к судостроению, преимущественно атомному подводному

Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к средствам аварийного спасения экипажей подводных лодок

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спасения экипажа подводных судов

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки (ПЛ) и может быть использовано в качестве камеры спасательной всплывающей (КСВ), а также в составе аварийно-спасательного комплекса в качестве декомпрессионного устройства
Наверх