Способ эвакуации экипажа с аварийной подводной лодки и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к области спасения экипажей с аварийных подводных лодок. Согласно способу эвакуации экипаж аварийной подводной лодки размещают в герметичной камере, установленной в пусковой шахте. Задраивают люки, открывают крышку шахты и катапультируют камеру, которая всплывает на поверхность воды. Камера для эвакуации экипажа выполнена в виде цилиндрической капсулы с системами жизнеобеспечения и управления. На наружной поверхности камеры смонтированы поплавки, эластичные направляющие и обтюрирующие пояса. Капсула установлена опорными шпангоутами на верхний срез пусковой шахты, ниже которого образуется герметичная полость. Сверху шахта закрыта крышкой. Между днищами шахты и капсулы размещено энергетическое средство катапультирования капсулы. При этом крышка шахты и энергетическое средство катапультирования связаны с устройствами системы управления. Изобретение позволяет осуществить эвакуацию экипажа с движущейся аварийной подводной лодки до ее погружения на предельно допустимую глубину при любом положении корпуса лодки и за минимальное время. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к техническим средствам спасения экипажа подводной лодки (ПЛ).

Для спасения экипажа с аварийных ПЛ, лежащих на грунте, используются обитаемые автономные подводные аппараты (ПА), которые транспортируют к месту гибели ПЛ спасательным судном. Указанный аппарат опускается на ПЛ и стыкуется посредством камеры присоса со спасательными люками ПЛ, после чего члены экипажа осуществляют переход из ПЛ в ПА и доставляются на спасательное судно (см. Журнал "Судостроение за рубежом" N 8, 1989 г., стр. 28-31). Такой способ не решает задачи быстрой эвакуации экипажа.

Ближайшим аналогом, взятым в качестве прототипа, является способ эвакуации экипажа с затонувшей ПЛ с помощью камеры, установленной в специальной посадочной нише прочного корпуса ПЛ. Посадочная ниша и камера оборудованы люками. При аварии экипаж размещают внутри камеры, люки закрывают, пространство между камерой и прочным корпусом заполняют водой, выравнивают давление, и после срабатывания механизма, удерживающего камеру, она отделяется от ПЛ и всплывает на поверхность (см. журнал "Судостроение за рубежом", N 8, 1988 г. стр. 44-45). Известный способ эвакуации экипажа не решает эвакуации с движущейся в подводном положении ПЛ и при большом крене корпуса, так как при этом возможно затягивание камеры в водовороте от проваливающейся на большую глубину ПЛ и соударение с ее надстройками.

Задачей, решаемой настоящим изобретением, является создание технических средств, обеспечивающих эвакуацию экипажа с движущейся в подводном положении ПЛ до опускания на предельно допустимую глубину, в любом положении ее корпуса, причем эвакуация экипажа осуществляется за минимальный промежуток времени.

В соответствии с предлагаемым способом эвакуацию экипажа с аварийной ПЛ, до предельно допустимой для ее прочного корпуса глубины, осуществляют с применением герметичной камеры, оснащенной системами жизнеобеспечения и управления, в следующей последовательности: посадка членов экипажа в камеру, задраивание люков, после чего производят отделение камеры и ее всплытие, причем отделение камеры осуществляют катапультированием ее из пусковой шахты подводной лодки с предварительно открытой крышкой шахты.

При этом необходимо отметить, что существенным признаком, отличительным от прототипа, является то, что отделение камеры осуществляют катапультированием из пусковой шахты ПЛ, например, за счет воздушного или порохового аккумулятора давления.

Устройство для осуществления эвакуации экипажа с аварийной ПЛ в соответствии с предлагаемым способом содержит камеру с системами жизнеобеспечения и управления, люками и поплавками на ее наружной поверхности, причем камера выполнена в виде цилиндрической капсулы с эластичными направляющими и обтюрирующими поясами на ее наружной поверхности и установлена посредством опорного шпангоута в пусковую шахту подводной лодки на ее верхний срез с образованием герметичной полости ниже среза, сверху шахта закрыта крышкой.

Существенными признаками устройства, отличительными от прототипа, является то, что в нем камера выполнена в виде цилиндрической капсулы с эластичными направляющими и обтюрирующими поясами на ее наружной поверхности и установлена посредством опорного шпангоута в пусковую шахту подводной лодки на ее верхний срез с образованием герметичной полости ниже среза, сверху пусковая шахта закрыта крышкой, а между днищами пусковой шахты и капсулы размещено энергетическое средство катапультирования капсулы, при этом крышка шахты и энергетическое средство катапультирования связано с устройствами системы управления.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен общий вид капсулы в пусковой шахте ПЛ после посадки в нее экипажа.

Устройство содержит капсулу 1 с по крайней мере одним входным люком 2 и одним выходным люком 3, которая посредством опорного шпангоута 4 установлена на комингсе пусковой шахты 5, образуя при этом герметичный стык. На корпусе капсулы 1 для ее безударного выхода, с движущейся в подводном положении ПЛ, размещены резиновые направляющие пояса 6 и обтюрирующий пояс 7. Между днищем шахты 5 и капсулой 1 размещено энергетическое средство 8 (пороховой или воздушный аккумулятор давления). Для лучшей остойчивости капсулы на водной поверхности в верхней части ее с наружной стороны закреплены поплавки 9. Сверху шахта закрыта крышкой 10, а ее люк 11 выполнен напротив люка 2 капсулы 1.

Устройство работает следующим образом.

При аварийной ситуации члены экипажа ПЛ через люки 11 и 2 занимают место в капсуле 1 (при диаметре капсулы 2,5 м, длине цилиндрической части 15 м в ее корпусе может разместиться экипаж 150 человек, средства химической регенерации воздуха, запас пищи, воды, освещение, связь, устройства систем управления), пристегиваются ремнями, так как выброс капсулы может быть произведен при любом положении ПЛ, закрывают люк 2. Одновременно идет заполнение межкрышечной полости 12 (герметичное пространство между внутренней стенкой шахты 5 и корпусом капсулы ниже шпангоута 4 водой не заполняется) и по ее заполнению (22 секунды) открывают крышку 10. По команде "подъем" подается сигнал на задействование энергетического средства 8. При этом все операции: по заполнению водой межкрышечной полости, открытие крышки и задействование энергетического средства осуществляются непосредственно из капсулы. Так, например, подача забортной воды в межкрышечную полость осуществляется открытием клапана в крышке шахты посредством ручного привода, состоящего из гибкой связи и рычага, взаимодействующего с указанным клапаном, открытие крышки шахты осуществляется подачей воздуха из баллонов высокого давления в исполнительный цилиндр привода крышки, а задействование энергетического средства происходит за счет воздействия ударного или электрического импульса на пороховой аккумулятор давления.

Под действием сжатого газа капсула осуществляет свое движение в пусковой шахте 5 и контактирует с ней посредством направляющих и обтюрируюших поясов 6, 7. При этом обеспечивается безударный выброс капсулы 1 с движущейся ПЛ на безопасное от нее расстояние 20...30 метров, после чего начинается свободное всплытие капсулы 1 с экипажем.

По всплытии на поверхность воды, где благодаря цилиндрической форме и большим размерам капсулы с поплавками 9 обеспечивается ее хорошая остойчивость на плаву, экипаж открывает выходной люк 3, через который при подходе спасательного судна переходит на него.

Таким образом, предложенный способ эвакуации экипажа с аварийной ПЛ и устройство для его осуществления благодаря катапультирующему выбросу капсулы из пусковой шахты позволяет ускорить эвакуацию экипажа (после посадки экипажа все остальные операции по задраиванию люков, заполнению водой межкрышечной полости и задействование энергетического средства производятся менее чем за одну минуту). Конструктивные особенности капсулы с установкой эластичных направляющих и обтюрирующих поясов позволяют осуществить ее катапультирующий выброс с движущейся на глубине ПЛ при любом ее положении.

Формула изобретения

1. Способ эвакуации экипажа с аварийной подводной лодки до предельно допустимой для ее прочного корпуса глубины, при котором осуществляют посадку экипажа через люки в герметичную камеру, оснащенную системами жизнеобеспечения и управления, задраивают люки, производят отделение камеры и ее всплытие, отличающийся тем, что отделение камеры осуществляют катапультированием ее из пусковой шахты подводной лодки с предварительно открытой крышкой шахты.

2. Устройство для эвакуации экипажа с аварийной подводной лодки, содержащее камеру с системами жизнеобеспечения и управления, люками и поплавками на ее наружной поверхности, отличающееся тем, что камера выполнена в виде цилиндрической капсулы с эластичными направляющими и обтюрирующими поясами на ее наружной поверхности и установлена посредством опорного шпангоута в пусковую шахту подводной лодки на ее верхний срез с образованием герметичной полости ниже среза, сверху шахта закрыта крышкой, а между днищами шахты и капсулы размещено энергетическое средство катапультирования капсулы, при этом крышка шахты и энергетическое средство катапультирования связаны с устройствами системы управления.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА), стартующим как из стационарных, так и из подвижных пусковых установок, в том числе из подводных лодок

Изобретение относится к способам сооружения шахтных пусковых установок (ШПУ), а именно к реконструкции ШПУ на основе строительного сооружения ШПУ, предназначенной для тяжелых ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН)

Изобретение относится к подводной морской технике и может быть использовано при создании подводных плавсредств, предназначенных для работы в районах, где может иметь место устойчивый ледяной покров (Арктические, Антарктические и др

Изобретение относится к судостроению, в частности к морской подводной технике, эксплуатируемой в напряженной ледовой обстановке

Изобретение относится к спасательным средствам для эвакуации с потерпевшего аварию подводного аппарата, находящегося на предельной глубине

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам подводных лодок и предназначено для шлюзования подводников из аварийных подводных лодок, находящихся на грунте

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для вывода людей из объекта через люк, находящийся под водой

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть использовано на боевой подводной лодке временном носителе спасательного подводного снаряда (СПС) или для тренировки личного состава СПС

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть применено на любой боевой подводной лодке с целью использования ее в качестве временного носителя спасательного подводного снаряда (СПС)

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть применено на любой подводной лодке временном носителе спасательного подводного снаряда (СНС) или для тренировок личного состава СНС
Наверх