Фрикционный демпфер

 

Использование: изобретение относится к общим способам и устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин и установок, в частности, для гашения колебаний, и предназначено для установки в экипажной части тепловозов и других транспортных средств. Сущность изобретения заключаетмся в том, что часть фрикционных элементов выполнена в виде пластин переменной толщины, клинообразно суженных по длине от периферии к несущей оси, при этом один из шарниров, установленный, например, на кузове, выполнен в виде стойки с фигурной проушиной, на которую через палец опирается гнездо шарнира с фигурной выемкой, вокруг боковой поверхности которого вращается корпус шарнира с закрепленными на нем фрикционными элементами. Сам корпус закреплен в гнезде с гарантированным осевым люфтом. Предложен вариант исполнения фрикционных элементов рациональной конфигурации: одних в виде продолговатых пластин, других фигурных, например Г-образных, при этом рабочее плечо последних выполнено в виде усеченного сектора с шириной, определяемой максимальным взаимным смещением элементов. Предложен также вариант фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза. Найденные решения позволят получить стабильное гашение горизонтальных колебаний поперечного относа их угловых поворотов тележки относительно кузова. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к общим способам и устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин и установок, в частности, для гашения колебаний, и предназначено для установки в экипажной части тепловоза и других транспортных средств.

Известен фрикционный гаситель колебаний [1] который содержит фрикционные элементы, выполненные в виде пластин, направленных в одну сторону, поджатые друг к другу вдоль несущей их оси, при этом один из них посредством рычагов шарнирно связаны с кузовом, а другие с рамой тележки.

Недостатком этого гасителя колебаний является скачкообразное изменение демпфирующей силы и ненадежность в работе при перекосе пластин.

Цель изобретения обеспечить стабильное гашение горизонтальных колебаний: поперечного относа и угловых поворотов тележки относительно кузова.

Сущность изобретения заключается в том, что набор фрикционных элементов состоит из продолговатых пластин, например, с параллельными поверхностями трения и фигурных пластин с рабочим плечом в виде усеченного сектора, ширина которого определена максимальным смещением относительно продолговатых пластин вокруг несущей оси, а поверхности трения, например, расположены клинообразно с сужением от периферии к несущей оси, при этом один из шарниров крепления фрикционных элементов, например на тележке, выполнен сферическим, а другой, например на кузове, выполнен в виде стойки с фигурной проушиной, на которую посредством пальца, расположенного в проушине, опирается гнездо шарнира с фигурной выемкой, вокруг наружной боковой поверхности которого вращается корпус с закрепленными на нем фрикционными элементами, а сам корпус закреплен на гнезде с гарантированным осевым люфтом. Разработан вариант исполнения фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза.

На фиг.1 изображен предлагаемый фрикционный демпфер, вид сверху; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг.1, при этом второе плечо условно развернуто; на фиг.3 сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 вариант исполнение выемки гнезда шарнира.

Фрикционный демпфер состоит из продольных фрикционных элементов 1 с параллельными поверхностями трения, расположенных между ними Г-образных фрикционных элементов 2 переменной толщины, клинообразно суженных по длине от периферии рабочего плеча к несущей оси 3, на которой установлен упругий элемент 4 для поджатия набора фрикционных элементов, сферического шарнира 5, установленного на раме тележки, и шарнира 6, установленного на кузове и состоящего из стойки 7 с фигурной проушиной, закрепленного на ней посредством пальца 8 гнезда 9 с фигурной выемкой внутри, позволяющей поворот на угол , и цилиндрической наружной поверхностью, вокруг которой вращается стаканообразный корпус 10 с закрепленными на нем продольными фрикционными элементами 1. От осевого смещения корпус 10 закрепляется гайкой 11 со шплинтом 12 на валике гнезда 9 с гарантированным зазором а для обеспечения вращения корпуса вокруг гнезда.

Ширина рабочего плеча в виде усеченного сектора Г-образного элемента обеспечивает постоянный контакт фрикционных элементов на площади, определяемой затяжкой упругого элемента 4. Конструкция шарнира 6 позволяет фрикционным элементам самоустанавливаться параллельно и создавать оптимальную силу трения.

Исходя из технологических возможностей на фиг.4 предложен вариант исполнения фигурной выемки гнезда шарнира в виде сквозного паза.

Формула изобретения

1. ФРИКЦИОННЫЙ ДЕМПФЕР, содержащий фрикционные элементы, выполненные в виде пластин, поджатых одна к другой вдоль несущей их оси, один из которых шарнирно связаны с кузовом, а другие с рамой тележки, отличающийся тем, что одни одноименные фрикционные пластины выполнены с переменной толщиной, клинообразно сужены по длине от периферии к несущей оси, а один из шарниров, например, для связи фрикционных элементов с кузовом представляют собой стойку с фигурной проушиной, на которую посредством пальца установлено гнездо шарнира с фигурной выемкой и боковой поверхностью вращения, охватываемой корпусом шарнира, закрепленным на гнезде с гарантированным осевым люфтом.

2. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что одни вращаемые фрикционные элементы выполнены продолговатыми, а другие фигурными, например Г-образными, рабочее плечо которых выполнено в виде усеченного сектора шириной, определенной максимальным взаимным смещением фрикционных элементов.

3. Демпфер по п.1, отличающийся тем, что фигурная выемка гнезда шарнира выполнена в виде сквозного паза.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству с разгрузкой колес за счет магнитных сил

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Демпфер содержит пакет предварительно поджатых упругих элементов, который расположен между опорными элементами торцевых фланцев. В полости внутри пакета установлен стержень, расположенный внутри направляющей и одним концом вставленный в торцевой фланец. На другом конце стержня установлен вкладыш, через который стержень сопряжен с направляющей, свободным концом зафиксированной в другом торцевом фланце. В полости демпфера расположены вставки, охватывающие стержень с направляющей, и образующие направляющую поверхность для перемещения упругих элементов. Внутри упругих элементов расположены вкладки, сопряженные с направляющей поверхностью вставок и скрепленные с пластинами, через которые упругие элементы расположены друг на друге. Опорный элемент каждого торцевого фланца выполнен в виде упорной плиты, охватывающей его выступ. Транспортное средство содержит остов и колесный движитель, связанные между собой через систему подрессоривания, состоящую из таких демпферов. Достигается улучшение надежности работы и упрощении конструкции демпфера. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх