Механизм управления многоскоростной коробкой передач

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению пятискоростной коробкой передач транспортного средства. Техническим результатом изобретения является повышение надежности механизма управления многоскоростной коробкой передач. Механизм управления включает рычаг переключения, взаимодействующий попеременно с вилками переключения 1-й и 2-й, 3-й и 4-й передач и посредством промежуточного рычага, размещенного на параллельных штоках, с вилками 5-й передачи и заднего хода, стопорное кольцо, закрепленное на одном из штоков, блокирующий механизм 5-ой передачи. Промежуточный рычаг установлен с возможностью попеременного перемещения по штоку промежуточного рычага или по штоку вилки заднего хода. Вилка заднего хода и стопорное кольцо закреплены на штоке вилки заднего хода. Механизм управления снабжен также поводком и блокирующим механизмом передачи заднего хода, причем поводок закреплен на штоке промежуточного рычага и соединен со штоком вилки 5-й передачи, установленным с возможностью осевого перемещения вместе с вилкой 5-й передачи. Блокирующий механизм передачи заднего хода совмещен с блокирующим механизмом 5-й передачи, при этом блокирующей механизм 5-й передачи и передачи заднего хода размещен внутри промежуточного рычага, между штоком промежуточного рычага и штоком вилки заднего хода. 5 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению 5-скоростной коробкой передач транспортного средства.

Известен механизм управления многоскоростной коробкой передач транспортного средства (см.например, патент США N 4356879, кл. В 60 К 17/34, 1980), включающий шток переключения, скользящий в осевом направлении, приводной шток, скользяще перемещающийся параллельно штоку переключения, фиксированный неподвижный шток, расположенный параллельно штоку переключения и штоку привода, рычаг переключения, соединенный со штоком привода, вилку переключения, скользяще установленную на приводном и фиксированном штоках, при этом вилка соединена с муфтой отключения одной из ведущих осей, плечо, крепящееся к штоку переключения и имеющее скользящий контакт со штоком привода и фиксированным штоком, первое блокирующее устройство между штоком привода, вилкой переключения и фиксированным штоком для приведения в контакт приводного штока с вилкой переключения, а также для контакта вилки переключения с фиксированным штоком, второе блокирующее устройство между штоком привода, плечом и фиксированным штоком для приведения в контакт штока привода с плечом, а также для приведения в контакт плеча и фиксированного штока.

Недостатками устройства является его сложность, а также ненадежность механизма, обусловленная тем, что рычаг управления вспомогательной коробкой с соединительным элементом расположены вне картера без герметичного уплотнения.

Известен также механизм управления многоскоростной коробкой передач (см. заявку Великобритании N 2136068, кл. G 05 G 9/18, 1984), включающий рычаг переключения, взаимодействующий попеременно с вилками переключения 1-ой и 2-ой, 3-ей и 4-ой передач и посредством промежуточного рычага, размещенного на параллельных штоках, с вилками 5-ой передачи и заднего хода, при этом вилка 1-ой и 2-ой передач установлена на неподвижном штоке с возможностью скольжения в обе стороны от нейтрального положения, вилка 3-ей и 4-ой передач установлена на подвижном штоке с возможностью скольжения в обе стороны от нейтрального положения, вилка 5-ой передачи установлена на подвижном штоке с возможностью скольжения только в одну сторону от нейтрального положения, вилка заднего хода установлена на картере, механизм снабжен стопорным кольцом, размещенным на подвижном штоке, и блокирующим механизмом 5-ой передачи.

Недостатком устройства является его ненадежность, обусловленная сложной конструкцией механизма.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности механизма управления многоскоростной коробкой передач.

Указанный результат достигается тем, что в известном механизме управления многоскоростной коробкой передач, включающем рычаг переключения, взаимодействующий попеременно с вилками переключения 1-ой и 2-ой, 3-ей и 4-ой передач и, посредством промежуточного рычага, размещенного на параллельных штоках, с вилками 5-ой передачи и заднего хода, стопорное кольцо, закрепленное на одном из штоков, и блокирующий механизм 5-ой передачи, указанный промежуточный рычаг установлен с возможностью попеременного перемещения по штоку промежуточного рычага или по штоку вилки заднего хода, а вилка заднего хода и стопорное кольцо закреплены на штоке вилки заднего хода, механизм управления снабжен также поводком и блокирующим механизмом передачи заднего хода, причем поводок закреплен на штоке промежуточного рычага и соединен со штоком вилки 5-ой передачи, установленным с возможностью осевого перемещения вместе с вилкой 5-ой передачи, а блокирующий механизм передачи заднего хода совмещен с блокирующим механизмом 5-ой передачи, при этом блокирующий механизм 5-ой передачи и передачи заднего хода размещен внутри промежуточного рычага, между штоком промежуточного рычага и штоком вилки заднего хода.

На фиг.1 изображен механизм управления многоскоростной коробкой передач вид сзади; на фиг.2 механизм управления, смонтированный в боковой крышке, разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 механизм управления 5-ой передачей, расположенный в дополнительном картере, разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 положение элементов при включенной 5-ой передаче; на фиг.5 положение элементов при включенной передаче заднего хода.

Механизм управления многоскоростной коробкой передач транспортного средства размещен в боковой крышке 1 основного картера 2 и в дополнительном картере 3, выполненном в виде приставки к основному картеру, и выполнен в виде рычага переключения 4, взаимодействующего попеременно с: вилкой 5 1-ой и 2-ой передач, закрепленной на штоке 6, вилкой 7 3-ей и 4-ой передач через головку штока 8 3-ей и 4-ой передач, закрепленных на штоке 9, промежуточным рычагом 10, установленным с возможностью перемещения по штоку 11 промежуточного рычага и по штоку 12 вилки заднего хода 13. В вилке 5 1-ой и 2-ой передач, головке штока 8 и промежуточном рычаге 10 выполнены соответственно пазы 14, 15, 16 для перемещения сферического конца 17 рычага переключения 4. В боковой крышке 1 размещены упор 18 и предохранитель 19, предотвращающие включение заднего хода при выключении 5-ой передачи. На штоке 12 закреплены вилка 13 заднего хода и стопорное кольцо 20, в торец которого упирается своим торцом промежуточный рычаг 10 при перемещении по штоку 12. На штоке 11 промежуточного рычага закреплен поводок 21, в который упирается другим своим торцом промежуточный рычаг 10 при перемещении по штоку 11. Поводок 21 своей лапкой 22 соединен со штоком 23 вилки 5-ой передачи, на котором закреплена вилка 24 5-ой передачи. Все пять штоков выполнены подвижными в осевом направлении. Внутри промежуточного рычага 10, между штоком 11 промежуточного рычага и штоком 12 вилки заднего хода размещен блокирующий механизм 5-ой передачи, совмещенный с блокирующим механизмом передачи заднего хода. Блокирующий механизм 5-ой передачи и передачи заднего хода выполнен в виде плунжера 25, установленного в отверстии промежуточного рычага 10 и попеременно взаимодействующего с лунками 26, 27, соответственно выполненными на штоках 11 и 12. Механизм управления снабжен фиксирующим механизмом для удержания передач в нейтральном и включенном положениях, выполненным в виде шариков 28 и пружин 29, взаимодействующих со штоками. В боковой крышке 1 основного картера и штоках 6, 9, 11, 12 выполнен блокирующий механизм одновременного включения передач 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой и заднего хода, выполненный в виде пальцев 30 и плунжеров 31, взаимодействующих с лунками 32 и 33 на штоках.

Переключение передач осуществляется следующим образом.

При ходе выбора сферический конец 17 рычага переключения 4 перемещается по пазам 14, 15, 16, соответственно вилки 5 1-ой и 2-ой передач, головки штока 8 3-ей и 4-ой передач и промежуточного рычага 10. Включение 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой передач осуществляется по известной схеме и не описывается в изобретении.

Представляет интерес работа механизма переключения передач при включении 5-ой передачи и передачи заднего хода. После установки сферического конца 17 рычага переключения 4 в пазу 16 промежуточного рычага 10, последний перемещает шток 11 и поводок 21 влево (фиг.4), далее лапка 22 поводка 21 перемещает шток 23 и вилку 24 5-ой передачи, включая 5-ую передачу. При этом нижняя головка промежуточного рычага 10 скользит по штоку 12 вилки заднего хода, в результате чего вилка 13 заднего хода остается неподвижной. Одновременно плунжер 25, размещенный внутри рычага 10 заходит в лунку 26 на штоке 11 и запирает шток 11 и рычаг 10, плунжеры 31 блокирующего механизма передач, посредством перемещения их из лунок 32 штока 11, запирают штоки 9, 12. Одновременное перемещение пальца 30 и плунжера 31 запирает шток 6. При выключении 5-ой передачи рычаг переключения 4 воздействует на промежуточный рычаг 10 и шток 11, заблокированные плунжером 25, на поводок 21, шток 23 и вилку 24, в результате данная система перемещается как одно целое в нейтральное положение. Для включения передачи заднего хода необходимо осуществить дополнительный выбор рычагом переключения 4, отжав предохранитель 19 и обойдя упор 18.

Включенное положение передачи заднего хода показано на фиг.5.

При включении передачи заднего хода рычаг 10 скользит по штоку 11 и передвигает шток 12 вправо посредством упора рычага 10 в стопорное кольцо 20, передвигая вилку заднего хода 13, закрепленную на штоке 12, при этом плунжер 25 заходит в лунку 27 на штоке 12 и запирает шток 12 вилки заднего хода и промежуточный рычаг 10. А плунжеры 31 и пальцы 30 блокирующего механизма передач, посредством перемещения одного из плунжеров 31 из лунки 33 штока 12, запирают штоки 11, 9, 6.

При выключении передачи заднего хода рычаг переключения 4 воздействует на рычаг 10 и шток 12 вилки заднего хода, заблокированные плунжером 25, вилку заднего хода 13, в итоге данная система перемещается как одно целое в нейтральное положение.

Предложенный механизм управления многоскоростной коробкой передач отличается высокой надежностью.

Формула изобретения

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, содержащий рычаг переключения, промежуточный рычаг, установленный на штоках, вилки переключения первой и второй, третьей и четвертой передач, установленные на штоках с возможностью попеременного взаимодействия с рычагом переключения, вилки пятой передачи и передачи заднего хода, установленные на штоках с возможностью попеременного взаимодействия с рычагом переключения через промежуточный рычаг, стопорное кольцо, закрепленное на одном из штоков вилок, и блокирующий механизм, отличающийся тем, что промежуточный рычаг установлен с возможностью попеременного перемещения по своему штоку или по штоку вилки заднего хода, вилка заднего хода и стопорное кольцо закреплены на штоке вилки заднего хода, механизм управления снабжен поводком, закрепленным на штоке промежуточного рычага и соединенным с штоком вилки пятой передачи, а блокирующий механизм размещен внутри промежуточного рычага между его штоком и штоком вилки заднего хода и предназначен для попеременного блокирования пятой передачи и передачи заднего хода.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, точнее к механизмам с дифференциалом и муфтой свободного хода, и может использоваться в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к автомобилестрое20 нию, в частности к механизмам управления коробками передач

Изобретение относится к машиностроению , к реверсивным зубчатым передачам

Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может использоваться в приводах машин и механизмов различного назначения

Импульсный вариатор скорости1изобретение относится к регулируемым механическим ;переда1чам импульсного действ.ия и .может 'найти .применение в приводах различного 'назначения, например в приводах машин по переработке пластмасс и резины.известны импульсные вар.иаторы скорости, содержащие корпус и расположенные в нем ведущий и ведомый .валы, преобразующий механизм в .в.иде кривошилно-щатунного механизма, муфты свободного хода .и механизм регулирования.недостатками известного вариатора являются громоздкость конструкции и невозможность .получения оптимального закона движе- ;ния .ведомого звена.с целью уорощевия .конструкции и получения оптимального значения закона движен.ия ведомого звена, .ка.ждый преобразующий механизм выполнен в виде яространственного коромыслового кулач'ко.вого механиз-ма, включающего ролики, установленные равномерно .по окружности на наружной обойме соответствующей муфты овобо.дного хода, и винтовой кулачок, взаимодействующий с корпусом .и рол.иками.на фиг. 1 представлен импульсный вариатор скорости, общий вид; на фиг. 2 — то же, раз.рез по а—а .на фиг. 1; на фиг. 3 — график .изменения передаточного отнощения от ведомой обоймы муфты свободного хода к веду-2iб п т бфш!д енооертевщему валу вариатора в зависимости от угла ф поворота последнего а 15° и у 60°; на фиг. 4— график изменения передаточного отнощения вариатора от ведомого .вала к его ведущему5 в за.висимости от угла ф поворота пос.леднего при а 15° и y 60°.вариатор .имеет ведущ.ий вал 1, установленный соосно с ведомым .валом 2 на .подшипниках в корпусе 3, и диск 4, щарнирно соеди-10 ненный в центре с ведущим валом 1, щтоки 5 с разными длинами и равными масса.м.и, рав аомерно расположенными относительно оси ведомого вала 2 цилиндрической поверхности и установленными подвижно в .корпусе 3. при15 это'м свободные концы щтоков 5, выходящие к диску 4, взаимодействуют с .последним, например через гидростатические опоры скольжения (или подшипник качения). другие концы щтоков 5 скреплены с винтовыми кулачка-20 .ми 6, каждый из которых своей плоской поверхностью взаимодействует с корпусом 3 через цикл.ичеокий ролик 7 с неподвижной осью вращения, а винтовой поверхностью — с наружной обоймой 8 муфты свободного хода че-25 рез цилиндрический ролик 9, ось вращения которого скреплена с обоймой 8 муфты свободного хода. ступицы 10 муфты свободного хода скреплены с .ведомы'м валом 2, а их обоймы 8 подпружинены относительно корпу-30 са 3 в круговом направлении, например .пру- // 420832
Изобретение относится к регулируемым механическим ;переда1чам импульсного действ.ия и .может 'Найти .применение в приводах различного 'Назначения, например в приводах машин по переработке пластмасс и резины.Известны импульсные вар.иаторы скорости, содержащие корпус и расположенные в нем ведущий и ведомый .валы, преобразующий механизм в .в.иде кривошилно-щатунного механизма, муфты свободного хода .и механизм регулирования.Недостатками известного вариатора являются громоздкость конструкции и невозможность .получения оптимального закона движе- ;Ния .ведомого звена.С целью уорощевия .конструкции и получения оптимального значения закона движен.ия ведомого звена, .ка.ждый преобразующий механизм выполнен в виде яространственного коромыслового кулаЧ'Ко.вого механиз-ма, включающего ролики, установленные равномерно .по окружности на наружной обойме соответствующей муфты овобо.дного хода, и винтовой кулачок, взаимодействующий с корпусом .и рол.иками.На фиг

Изобретение относится к усовершенствованной составной механической конструкции трансмиссии коробки передач шестернями со спиральными зубьями, предпочтительно к транспортным составными трансмиссиям с множеством по существу идентичных промежуточных валов

Изобретение относится к коробке передач, в частности, для автомобиля

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к устройствам индикации включенной передачи в механических коробках передач автомобилей

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к механическим трансмиссиям, имеющим средства переключения передач

Изобретение относится к конструкции трансмиссионного узла трансмиссии, включающего спаренные муфты
Наверх