Пассивный успокоитель бортовой качки судна

 

Использование: судостроение. Сущность изобретения: успокоитель бортовой качки судна включает горизонтальные емкости 1, оборудованные клапанными устройствами 6 и 7, и вертикальные каналы 3 прямоугольной формы, сообщающиеся через нижние вырезы 4 и днище 5 с забортной водой, служащей рабочей жидкостью успокоителя. Устройства 6 и 7 обеспечивают или полное заполнение бортовых цистерн рабочей жидкостью, которая создает при качке дополнительные восстанавливающие моменты за счет смещения центра тяжести судна в сторону, противоположную кренению, или вытеснение рабочей жидкости из бортовых цистерн аварийно накрененного борта сжатым воздухом или CO2 для использования их в дальнейшем в качестве понтонов. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности, к успокоителям бортовой качки судна.

Известны пассивные успокоители бортовой качки судна, представляющие из себя цистерны Фрама 2-го рода, размещенные по обоим бортам судна, состоящие из трех отдельных секций каждая и имеющие по 14 забортных отверстий. Соответственные цистерны противоположных бортов соединены между собой воздухопроводом с дроссельным клапаном [1] Известен успокоитель бортовой качки судна, содержащий заполненные рабочей жидкостью бортовые цистерны, в нижней части которых выполнены вырезы. Данный успокоитель принят за прототип [2] Однако подобные успокоители качки не обеспечивают достаточной эффективности гашения колебаний судна и существенно усложняют его конструкцию.

Кроме того, открытые цистерны успокоителя оказывают отрицательное воздействие на скорость хода судна и его непотопляемость, поскольку вытекающая из цистерн вода безвозвратно рассеивает энергию, которую она приобрела в результате движения с судном, и при непрерывном обновлении массы воды цистерн теряется кинетическая энергия судна.

Технический результат достигается тем, что в известном успокоителе в верхней части каждой бортовой цистерны установлено клапанное устройство, сообщающее внутреннюю полость цистерны с внешней средой.

Кроме того, в верхней части каждой бортовой цистерны установлено клапанное устройство одностороннего действия для сообщения внутренней полости цистерны с источником сжатого воздуха.

На фиг. 1 схематично изображено судно с размещенными на нем бортовыми цистернами; на фиг. 2 конструкция успокоителя; на фиг. 3 принцип действия успокоителя.

Успокоитель бортовой качки судна содержит бортовые цистерны, состоящие из горизонтальных емкостей 1, установленных на уровне ватерлинии 2, и вертикальных каналов 3 прямоугольного сечения, сообщающихся с забортной водой через вырезы 4 в днище 5 судна. Цистерны устанавливаются попарно по левому и правому бортам судна и их число зависит от количества водонепроницаемых переборок между трюмами.

В верхней части каждой емкости 1 установлены клапанные устройства с клапанами 6 для заполнения цистерн жидкостью, в частности забортной водой, и клапанами 7 для заполнения цистерн сжатым воздухом или СО2 для вытеснения из них жидкости 8. Управление клапанным устройством осуществляется по командам с ходового мостика.

Успокоитель качки работает следующим образом.

В походном положении цистерны обоих бортов полностью заполнены забортной водой или другой жидкостью.

При накренении судна, например, на левый борт при закрытых клапанах 6 и 7 часть жидкости 8 в поднимающихся при крене цистернах правого борта увлекается вверх выше уровня забортной воды и своим весом совершает работу, в то время как жидкость цистерн левого борта, находящаяся ниже уровня забортной воды, практически не обладает весом. Вследствие этого происходит перемещение центра тяжести судна в сторону, противоположную кренению, на чем основано использование всех пассивных гравитационных успокоителей, и это перемещение создает восстанавливающий равновесие судна момент. Поскольку вес жидкости 8 цистерн правого борта, совершающий работу, не постоянный и исчезает при восстановлении равновесия судна, то в этом случае отсутствует инерция, которая способствует раскачиванию судна. При накренении судна на правый борт, восстанавливающий момент создает масса жидкости 8 цистерн левого борта, оказывающаяся выше уровня забортной воды.

В аварийных ситуациях, когда восстанавливающего момента явно недостаточно для прекращения кренения судна по команде с ходового мостика одна или несколько бортовых цистерн успокоителя качки аварийно накрененного борта заполняются сжатым воздухом или СО2, вытесняя находящуюся в них жидкость. В результате этого цистерны служат как понтоны, создавая дополнительную выталкивающую силу, противоположную кренящему моменту.

Для увеличения автономности плавания без ущерба для полезной емкости грузовых трюмов судна бортовые цистерны успокоителя могут на 70-80% заполняться расходуемым во время плавания судовой двигательной установкой жидким топливом. Поскольку жидкое топливо имеет положительную плавучесть и с водой не смешивается, то создаваемый подпор забортной воды в вертикальном канале бортовой цистерны препятствует загрязнению окружающей судно водной поверхности. По мере расхода жидкого топлива освобождающийся объем цистерн успокоителя заполняется забортной водой.

Формула изобретения

1. ПАССИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА, содержащий заполненные рабочей жидкостью бортовые цистерны, в нижней части которых выполнены вырезы для сообщения их с забортной водой, отличающийся тем, что в верхней части каждой бортовой цистерны установлено клапанное устройство, сообщающее внутреннюю полость цистерны с внешней средой.

2. Успокоитель по п. 1, отличающийся тем, что в верхней части каждой бортовой цистерны установлено клапанное устройство одностороннего действия для сообщения внутренней полости цистерны с источником сжатого воздуха.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, конкретно - к успокоителям качки судна

Изобретение относится к судостроению , а именно к устройствам плавучих кранов и крановых судов, компенсирующим крен, дифферент и увеличение осадки, возникающие при их работе с грузами

Изобретение относится к морским и добывающим платформам

Изобретение относится к системе активной и пассивной стабилизации судна, такого как корабли, суда для работ на мелководье, буровые вышки, баржи, платформы и подъемные краны, работающие на море. Судно (10) снабжено цистернами (11a-d) для обеспечения плавучести и/или балласта. Цистерны (11a-d) имеют отверстия (12a-d) в днище, обращенные в сторону среды, в которой плавает судно (10). Цистерны (11a-d) независимы одна от другой и имеют отверстия (12a-d), через которые может пройти значительный объем текучей среды без кавитации или другого сопротивления. Система содержит средства (13a-d) подачи текучей среды в цистерны (11a-d), управляемые с обеспечением противодействия воздействию внешних сил на перемещения судна (10). Изобретение также содержит способ активной и способ пассивной стабилизации судна с использованием этой системы. Повышается безопасность экипажа и судов, работающих в условиях открытого моря. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для умерения бортовой качки судов, обладающих относительно высокой остойчивостью (например, катамаранов) на короткопериодном волнении. Способ умерения бортовой качки судна осуществляется посредством пассивного успокоителя бортовой качки судна в виде снабженных забортными отверстиями и воздушными трубами бортовых отсеков-цистерн с рабочей жидкостью (забортной водой), воздействующих на начальную остойчивость судна. Забортные отверстия отсеков-цистерн предварительно снабжают закрытиями, а для уменьшения амплитуды бортовой качки в рабочем состоянии упомянутого успокоителя производят свободное симметричное затопление отсеков-цистерн по уровень действующей ватерлинии в заданном диапазоне рабочих (эксплуатационных) осадок судна, тем самым снижают параметры его начальной остойчивости за счет уменьшения площади и момента инерции площади действующей ватерлинии для изменения периода собственных бортовых колебаний судна. В нерабочем состоянии успокоителя качки забортные отверстия отсеков-цистерн перекрывают посредством упомянутых закрытий, после чего отсеки-цистерны освобождают от рабочей жидкости (забортной воды). Предложена также конструкция пассивного успокоителя бортовой качки судна. Технический результат заключается в повышении эффективности умерения бортовой качки судна с относительно высокой поперечной начальной остойчивостью в условиях короткопериодного волнения, а также уменьшении водоизмещения и осадки судна при оптимизации внутренних объемов его корпуса и уменьшении сопротивления на ходу судна. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к средствам для причаливания плавучих конструкций, а также к демпфирующему устройству для причальной системы. Причальная система для плавучей конструкции содержит причальную конструкцию, такую как буй, дополнительную плавучую конструкцию или неподвижную башню, имеющую поворотную платформу. Соединительная конструкция содержит жёсткий кронштейн и два работающих на растяжение элемента. В кронштейне предусмотрен балластный груз. Демпфирующая система, содержащаяся в кронштейне, содержит по меньшей мере две отдельные жидкостные ёмкости, частично заполненные жидкостями и расположенные на одинаковом расстоянии от горизонтальной центральной линии. Ёмкости находятся в жидкостном соединении друг с другом. Жидкость может обмениваться между ёмкостями для демпфирования колебательного перемещения жесткого кронштейна вокруг вертикальной оси поворотной платформы. Достигается возможность более эффективного демпфирования, упрощение конструкции и возможность контроля демпфирующей жидкости. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается использования ледокола или ледокольного судна для сбора и/или обработки нефти, собираемой с воды. Способ применения ледокола или ледокольного судна (10) для сбора и/или обработки нефти заключается в том, что цистерны противодействующей крену системы и/или цистерны (21, 22, 23 и 24) креновой системы применяются для сбора и/или обработки нефти (16), собираемой с воды. Нефть отделяют от воды в цистерне противодействующей крену системы и/или цистерне (21) креновой системы ледокола, причем указанная цистерна содержит теплую воду (15) и трубы (19) парового обогрева. Цистерны противодействующей крену системы и/или цистерны креновой системы ледокола имеют отдельный трубопровод для сбора нефти, который применяется, когда креновые цистерны ледокола применяются для ликвидации разливов нефти. Технический результат заключается в расширении эксплуатационных возможностей ледокола или ледокольного судна. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх