Датчик тока в силовой шине

 

Использование: измерение силового (сотни - тысячи ампер) тока. Сущность изобретения: датчик содержит ферромагнитный сердечник замкнутой формы с двумя воздушными зазорами, в которых размещены ферритовая прокладка и преобразователь Холла. Выход преобразователя Холла соединен через усилитель и источник тока с обмоткой обратной связи, размещенной на сердечнике. Шина силового тока жестко соединена с токопроводящей прокладкой и закреплена в корпусе датчика на строго заданном расстоянии от сердечника. Использование ферритовой прокладки обеспечивает линеаризацию функции преобразования датчика в начальной ее части при малых значениях тока, когда проявляется нелинейность кривой намагничивания электротехнической стали. 1 ил.

Изобретение относится к электроизмерительному оборудованию электрического транспорта, в частности к датчикам силового тока.

Известен датчик тока в силовой шине, содержащий ферромагнитный сердечник с воздушным зазором, в котором расположен преобразователь Холла, обмотку, размещенную на сердечнике и подключенную к преобразователю Холла через образцовый резистор, источник тока и операционный усилитель.

Недостатками датчика являются увеличение массы, габаритных размеров и расхода медного провода на обмотку и ферромагнитного материала при изготовлении его для измерения больших токов (десятков килоампер).

Предлагается датчик силового тока, содержащий сердечник замкнутой формы, выполненный из электротехнической стали с воздушным зазором, в котором расположен преобразователь Холла, обмотку, размещенную на сердечнике и подключенную к выходу преобразователя Холла через последовательно соединенные усилитель, источник тока и образцовый резистор, выход которого предназначены для подключения устройства для обработки информации, отличающийся тем, что в сердечник выполнен дополнительный воздушный зазор, в который введена ферритовая прокладка, а в пространстве между закрепленной в корпусе датчика вне сердечника силовой шиной и участком сердечника с ферритовой прокладкой установлена калибровочная токопроводящая пластина.

Элементами новизны в предлагаемом датчике являются размещение шины силового тока вне сердечника, размещение в одном из воздушных зазоров сердечника ферритовой прокладки, использование калибровочной токопроводящей пластины.

Размещение шины силового тока вне сердечника позволяет уменьшить массу и габариты датчиков, предназначенных для измерения больших токов (десятков килоампер). Размещение ферритовой прокладки в одном из воздушных зазоров осуществляет линеаризацию функции преобразования датчика тока. Использование калибровочной токопроводящей шины обеспечивает изменение пределов измерения датчика тока. Отмеченные особенности являются существенными отличиями предлагаемого датчика силового тока, обеспечиваемыми его новыми элементами и связями.

На чертеже показана схема датчика силового тока.

Датчик содержит сердечник 1 замкнутой формы с двумя воздушными зазорами. Сердечник 1 выполнен из электротехнической стали и жестко закреплен в корпусе 2 датчика. В одном из воздушных зазоров сердечника 1 размещена ферритовая прокладка 3, а в другом преобразователь Холла 4. (Цепь питающего тока для преобразователя Холла 4 на схеме не показана). Выход преобразователя Холла 4 соединен через операционный усилитель 5, источник 6 тока и образцовый резистор 7 с обмоткой 8 обратной связи, размещенной на сердечнике 1. Шина 9 силового тока жестко закреплена в корпусе 2 датчика на определенном расстоянии от сердечника 1. В пространстве между шиной 9 силового тока и сердечником 1 в окне 10 корпуса 2 датчика закреплена калибровочная токопроводящая пластина 11.

Работает датчик следующим образом.

Измеряемый ток Ix, протекающий по жестко скрепленным между собой шине 9 и пластине 11, создает вокруг них магнитное поле, силовые линии которого концентрируются в сердечнике 1 и воздействуют на преобразователь Холла 4. Напряженность Нх этого поля в точке размещения преобразователя Холла зависит от формы и размеров сердечника 1, его магнитной проницаемости и расстояния r между сердечником 1 и геометрическим центром шины 9 и пластины 11: Hx= K1 где К1 коэффициент, учитывающий форму, размеры и магнитную проницаемость сердечника 1.

Под действием магнитного поля в преобразователе Холла генерируется ЭДС, величина которой прямо пропорциональна напряженности Нх. ЭДС преобразователя Холла усиливается операционным усилителем 5. Выходное напряжение усилителя 5 управляет источником тока 6, который вырабатывает ток Iос обратной связи. Ток Iос поступает через резистор 7 в обмотку 8 обратной связи. Под действием тока Iос создается в сердечнике 1 магнитный поток обратной связи, воздействующий на преобразователь Холла 4 в направлении, противоположном воздействию магнитного поля от измеряемого тока Iх. Магнитный поток обратной связи компенсирует воздействие магнитного поля от тока Iх, и выходная ЭДС преобразователя Холла начинает уменьшаться, приводя к уменьшению тока Iос обратной связи. Уменьшение тока Iос идет до тех пор, пока не наступит динамическое равновесие между ним и напряженностью Нх. Согласно теории систем уравновешивающего (компенсационного) преобразования, это состояние описывается следующей зависимостью: Ioc= Hx где КпрхКуКт коэффициент передачи цепи прямого преобразования, в которую входят преобразователь Холла, операционный усилитель, источник тока (Кх, Ку, Кт коэффициенты передачи указанных элементов); Koc= коэффициент передачи цепи обратной связи; Wос число витков обмотки 8 обратной связи; Rм -сопротивление магнитной цепи, включающее в себя магнитное сопротивление сердечника 1, ферритовой прокладки 3 и воздушного зазора, в котором находится преобразователь Холла 4.

Коэффициенты Кпр и Кос выбирают таким образом, чтобы выполнялось условие КпрКос>>1. В этом случае условие динамического равновесия между током Iос и напряженностью Нх можно представить в виде Ioc= или с учетом значений Нх и Кос, Ioc= Согласно данному соотношению ток Iос обратной связи пропорционален измеряемому току Iх, а коэффициент передачи датчика тока
Kдт=
находится в прямой зависимости от расстояния r между сердечником 1 и геометрическим центром жестко соединенных между собой шины 9 и пластины 11. Из этого следует, что в качестве выходного сигнала датчика можно использовать падение напряжения на резисторе 7, а пределы измерения датчика изменять подсоединением к шине 9 токопроводящей пластины 11. Наибольший предел измерения датчик имеет без пластины 11. При этом сечение сердечника 1 и расстояние между ним и шиной 9 выбираются с учетом магнитных потоков рассеяния и конструктивных требований, предъявляемых к датчику. Для уменьшения предела измерения датчика к шине 9 подсоединяется токопроводящая пластина 11 соответствующей толщины.

Использование ферритовой прокладки 3 обеспечивает линеаризацию функции преобразования датчика в начальной ее части при малых значениях тока Iх, когда проявляется нелинейность кривой намагничивания электротехнической стали.

Таким образом, в предлагаемом датчике существенно снижена зависимость сечения сердечника от величины измеряемого тока, что позволяет сократить расход ферромагнитного материала, меди на обмотку обратной связи и уменьшить массу и габаритные размеры датчика. Кроме того, датчик имеет линейную функцию преобразования, что повышает его точность.


Формула изобретения

ДАТЧИК ТОКА В СИЛОВОЙ ШИНЕ, содержащий сердечник замкнутой формы, выполненный из электротехнической стали с воздушным зазором, в котором расположен преобразователь Холла, обмотку, размещенную на сердечнике и подключенную к выходу преобразователя Холла через последовательно соединенные усилитель, источник тока и образцовый резистор, выводы которого предназначены для подключения устройства для обработки информации, отличающийся тем, что в сердечнике выполнен дополнительный воздушный зазор, в который введена ферритовая прокладка, а в пространстве между закрепленной в корпусе датчика вне сердечника силовой шиной и участком сердечника с ферритовой прокладкой установлена калибровочная токопроводящая пластина.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроизмерительной технике и предназначено для оценки состояния защиты от электрохимической коррозии металлических подземных сооружений, например трубопроводов, резервуаров и т.п

Изобретение относится к электротехнике и измерительной технике и может применяться для измерения электрических величин

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к бесконтактному измерению электрических токов, и может быть использовано для измерения токов в подземных и подводных линиях электропередач

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в качестве индикатора напряжения, например, для автомобильного аккумулятора

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в устройствах для измерения электрических параметров источников тока, интегральных микросхем и в других устройствах подобного назначения

Изобретение относится к электрорадиоизмерениям, в частности к измерению электрических токов, и может быть использовано при измерении токов, наводимых электромагнитными полями в электрических цепях

Изобретение относится к железнодорожному и промышленному электротранспорту и может быть использовано на электровозах, которые питаются от контактной сети постоянного тока

Изобретение относится к системам уп-

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для регулирования скорости электроподвижного состава, и направлено на повышение надежности путем повышения помехоустойчивости

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для регулирования скорости электроподвижного состава, и направлено на повышение надежности

Изобретение относится к преобразовательной технике и может быть использовано при разработке преобразователей средней и большой мощности, например для систем тягового электропривода электромобилей
Наверх