Способ подъема затонувшего объекта и комплекс для его осуществления

 

Сущность изобретения: способ подъема затонувшего объекта заключается в закреплении захвата при помощи канатов на затонувшем объекте, установки на этом объекте источника направленного потока воды, а также подводных крыльев и направлении потока воды от этого источника на крылья при выборе канатов соответствующими лебедками, установленными на подводных плавсредствах, осуществляемом в процессе буксировки затонувшего объекта на мелководье упомянутыми плавсредствами на расходящихся курсах. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к работам по подъему затонувших объектов, например наводных кораблей, судов, подводных лодок, самолетов и других объектов деятельности человека с целью их дальнейшего использования, в том числе при выполнении спасательных операций для объектов, содержащих людей на борту.

Известен способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в закреплении захвата при помощи канатов на затонувшем объекте с последующей выборкой этих канатов соответствующими лебедками, установленными на надводных самоходных плавсредствах, и буксировки последними затонувшего объекта на мелководье (патент США N 1412202, кл. В 63 С 7/00, 1922).

Этот способ подъема реализуется при работе комплекса для подъема затонувшего объекта, содержащего самоходные надводные плавсредства с буксирными устройствами, соответствующими лебедками и буксирными тросами, связанными с захватом.

Технический результат от использования изобретения заключается в увеличении скорости подъема затонувшего объекта.

Этот технический результат достигается тем, что в способе подъема затонувшего объекта, заключающемся в закреплении захвата при помощи канатов на затонувшем объекте с последующей выборкой этих канатов соответствующими лебедками, установленными на надводных плавсредствах,и буксировки последними затонувшего объекта на мелководье, на затонувший объект устанавливают источник направленного потока воды и подводные крылья, на которые направляют поток воды от упомянутого источника с созданием дополнительной подъемной силы, а выборку канатов осуществляют одновременно во время буксировки затонувшего объекта упомянутыми плавсредствами на расходящихся курсах.

Для этого комплекс для подъема затонувшего объекта, содержащий самоходные надводные плавсредства с буксирными устройствами, соответствующими лебедками и буксирными тросами, связанными с захватом, снабжен подъемным средством, выполненным в виде подъемной рамы с подводными крыльями и расположенными перед ними источниками направленного потока воды, преимущественно гребными или водометными движителями, при этом подводные крылья установлены на этой раме с возможностью изменения угла атаки и размещения симметрично по бортам затонувшего объекта.

На фиг. 1 изображено взаимное расположения элементов устройства, реализующего способ подъема затонувшего объекта,в момент установки подъемного средства на затонувшем объекте, вид сбоку; на фиг. 2 схема движения самоходных надводных плавсредств и затонувшего объекта при буксировке, вид сбоку; на фиг. 3 схема движения самоходных надводных плавсредств и затонувшего объекта при буксировке на мелководье или песчаную косу, вид сверху.

Способ подъема затонувшего объекта 1, заключающийся в закреплении захвата 2 при помощи канатов 3 на затонувшем объекте 1 и в приложении к последнему подъемной силы за счет выборки упомянутых канатов 3 соответствующими лебедками 4, установленных на самоходных надводных плавсредствах 5, посредством которых затонувший объект 1 затем буксируют на мелководье, при этом выборку канатов 3 осуществляют одновременно во время буксировки затонувшего объекта 1 упомянутыми самоходными надводными плавсредствами 5 на расходящихся курсах. Причем создают дополнительную подъемную силу путем принудительного воздействия набегающего потока воды на подводные крылья 6 с возможностью регулирования подъемной силы путем изменения угла атаки подводных крыльев 6, которые установлены на подъемном средстве 7, охватывающем корпус 1 затонувшего объекта.

Комплекс для подъема затонувшего объекта 1 содержит самоходные надводные плавсредства 5 с буксирными устройствами 8 и соответствующими лебедками 4, буксирные канаты 3, при этом дополнительно оснащено подъемным средством 7, которое состоит из подъемной рамы 9, установленной на корпусе затонувшего объекта 1, причем на подъемной раме 9 размещены симметрично по бортам корпуса затонувшего объекта 1 подводные крылья 6 с возможностью изменения угла атаки, а перед подводными крыльями 6 на подъемной раме 9 установлены источники 10 направленного потока воды, например, в виде водометного или гребного движителя. Источники 10 направленного потока воды, например, в виде гребного движителя содержат гребной винт 11, подводный гребной электродвигатель 12, соединенный подводным электрокабелем 13 с переходной коробкой 14, которая через электрокабели 15 и трос 16 связана с судовыми энергетическими установками и корпусами самоходных надводных плавсредств. Подводные крылья 6 через шарниры 17 и, например, гидроцилиндры 18 соединены с подъемной рамой 9 подъемного средства 7. Причем к корпусу затонувшего объекта 1 присоединены сигнальные буи 19 с помощью сигнальных канатов 20, а самоподъемное средство 7 опускается на затонувший объект 1 со специального надводного плавсредства 21 с помощь грузоподъемных канатов 22 и спуско-подъемного устройства 23 таким образом, что сигнальные буи 19 и сигнальные канаты 20 проходят через свободные окно подъемной рамы 9. Подъемная рама 9 состоит из разъемных элементов и соединяется в жесткую конструкция с помощью, например, быстроразъемных соединений 24.

Способ подъема затонувшего объекта 1 реализуется следующим образом, с соблюдением такой последовательности и технологических операций: затонувший объект 1 с помощью сигнальных канатов 20 соединяется с сигнальными буями 19, подъемное средство 7 в разобранном виде снимается с борта специального надводного плавсредства 21 и с помощью грузоподъемных канатов 22 и спуско-подъемного устройства 23 вываливают за борт и опускают на воду на сигнальные буи 19 таким образом, чтобы они проходили через свободное окно,образованное разъемными элементами подъемной рамы 9 в соединении, которые под действием собственной силы тяжести и с помощью грузоподъемных канатов 22 и спуско-подъемного устройства 23 опускаются на затонувший объект 1, подъемное устройство 7, например, с помощью водолазов заводят под водой на затонувший объект 1 и закрепляют на его корпусе путем обхвата разъемных элементов подъемной рамы 9 корпуса затонувшего объекта 1, разъемные элементы подъемной рамы 9 соединяются в жесткую конструкцию с помощью, например, быстроразъемных соединений 24; затонувший объект 1 при помощи захвата 2 и канатов 3 либо непосредственно, либо через подъемную раму 9 присоединяют к буксирным устройствам 8 и лебедками 4, установленными на самоходных надводных плавсредствах; подводные крылья 6, размещенные на подъемном средстве 7 устанавливают с углом атаки по отношению к "горизонту", необходимым для создания дополнительной подъемной силы с помощью, например, гидроцилиндров 18, при этом подводные крылья 6 поворачиваются относительно подъемной рамы 9 в шарнирах 17; затонувший объект 1 освобождается от грунта известными традиционными методами; согласовав свои действия судоводителя самоходных надводных плавсредств 5 и специального надводного плавсредства 21, одновременно отдают команды начать движение относительно места залегания затонувшего объекта на грунте, при этом спуско-подъемное устройство 23, размещенное на специальном надводном плавсредстве 21, выбирает грузоподъемные канаты 22, прилегая таким образом к зафиксированному на затонувшем объекте 1 подъемному средству 7 дополнительную подъемную силу, облегчая страгивание затонувшего объекта 1 с места и способствуя отрыву затонувшего объекта 1 от грунта, причем источники 10 направленного потока воды в этот момент подключают к источникам энергии и создают принудительным образом набегающий поток воды на подводные крылья 6, в результате на подводные крылья 6 действует подъемная сила, которая является дополнительной по отношению к затонувшему объекту 1; самоходные надводные плавсредства 5 осуществляют буксировку затонувшего объекта 1 на расходящихся курсах, выборка канатов 3 осуществляется одновременно во время буксировки затонувшего объекта 1 упомянутыми самоходными плавсредствами 5 на расходящихся курсах; подъем затонувшего объекта 1 происходит в результате действия на последний подъемной силы за счет выборки упомянутых канатов 3 соответствующими лебедками 4, установленных на самоходных надводных плавсредствах 5 и дополнительной подъемной силы за счет воздействия набегающего потока воды, создаваемого искусственным образом, на подводные крылья 5; затонувший объект 1 затем буксируют на мелководье самоходными надводными плавсредствами 5: при движении затонувшего объекта 1 в сцепке с подъемным средством 7, охватывающим его корпус, на подводные крылья 6, могут располагаться ярусами на подъемной раме 9, воздействует набегающий поток воды и создает дополнительную подъемную силу; изменение угла атаки подводных крыльев 6 по отношению к набегающему потоку воды может осуществляться, например, при помощи гидропривода в виде гидроцилиндров 18 и шарниров 17.

Комплекс для подъема затонувшего объекта 1 работает следующим образом. Самоходные надводные плавсредства 5 перемещаются на расходящихся курсах в сторону мелководья или песчаной косы, при этом к затонувшему объекту 1 прилагаются тяговые усилия через канаты 3 и захват 2, размещенный непосредственно на подъемном средстве 7 или затонувшем объекте 1. При этом выборку буксирных канатов 3 осуществляют одновременно во время буксировки затонувшего объекта 1 упомянутыми самоходными надводными плавсредствами 5 на расходящихся курсах с помощью буксирных устройств 8 и соответствующих лебедок 4. Источники 10 набегающего потока воды, например, в виде водометного или гребного движителя создают принудительный поток воды, который воздействует на подводные крылья 6 и таким образом возникает дополнительная сила. Гребной электродвигатель 12 по подводному электрокабелю 13, переходную коробку 14 и электрокабели 15 подключается к судовым энергетическим установкам самоходным надводным плавсредствам 5 и вращает гребной винт 11. При этом возникающий поток воды набегает на подводные крылья 6 и таким образом создается дополнительная сила, которая способствует подъему затонувшего объекта 1. Трос 16 используется для повышения надежности буксировки переходной коробки 14 и электрокабеля 13. Переходная коробка 14 служит для компенсации колебаний электрокабеля 13 и повышения надежности электропитания гребного электродвигателя 12. Изменение положения поршней в гидроцилиндрах 18 приводит к повороту подводных крыльев 6 в шарнирах 17 относительно подъемной рамы 9 и затонувшего объекта 1, что позволяет регулировать дополнительную подъемную силу путем изменения угла атаки подводных крыльев 6. Подъемная рама 9 состоит из разъемных элементов, которые соединяются к жесткую конструкцию с помощью, например, быстроразъемных соединений 24. Подъемное средство 7 опускается на затонувший объект 1 со специального надводного плавсредства 21 с помощью грузоподъемных канатов 22 и спуско-подъемного устройства 23 таким образом, что сигнальные буи 19 и сигнальные канаты 20,соединенные с затонувшим объектом 1,проходят через свободное окно подъемной рамы 9. Грузоподъемные канаты 22 отсоединяются от подъемного средства 7 с помощью, например, регулируемых размыкателей электромеханического действия. При подъеме затонувшего объекта 1 к поверхности воды его вытаскивают на мелководье или на берег, например на далеко выходящий в море мыс или песчаную косу, с двух сторон которую огибает самоходные надводные плавсредства 5, с помощью которых происходит буксировка затонувшего объекта 1. При подъеме затонувшего объекта 1 к поверхности воды сигнальные канаты 20 втягиваются вовнутрь сигнальных буев 19, например, с помощью спиральных пружин или других подобных механических устройств выбирания "слабины" каната. Одновременно с этим буксирные канаты 3 выбирают с помощью буксирных лебедок 4.

Формула изобретения

1. Способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в закреплении захвата при помощи канатов на затонувшем объекте с последующей выборкой этих канатов соответствующими лебедками, установленными на надводных самоходных плавсредствах, и буксировке последними затонувшего объекта на мелководье, отличающийся тем, что на затонувший объект устанавливают источник направленного потока воды и подводные крылья, на которые направляют поток воды от упомянутого источника с созданием дополнительной подъемной силы, а выборку канатов осуществляют одновременно во время буксировки затонувшего объекта плавсредствами на расходящихся курсах.

2. Комплекс для подъема затонувшего объекта, содержащий самоходные надводные плавсредства с буксирными устройствами, соответствующими лебедками и буксирными тросами, связанными с захватом, отличающийся тем, что он снабжен подъемным средством, выполненным в виде подъемной рамы с подводными крыльями и расположенными перед ними источниками направленного потока воды, преимущественно гребными или водометными движителями, при этом подводные крылья установлены на этой раме с возможностью изменения угла атаки и размещения симметрично бортам затонувшего объекта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике переработки металлических конструкций на лом

Изобретение относится к морским спасательным работам, а именно к способам подъема затонувших судов и грузов

Изобретение относится к средствам для подъема затонувших объектов и используется для подготовки к подъему затонувшей в водоеме древесины при очистке рек

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к системам для подъема затонувших объектов

Изобретение относится к эксплуатации флота, а именно проведения аварийно-спасательных работ

Изобретение относится к тросотранспортирующим устройствам для протаскивания троса в канале трубы

Изобретение относится к области грузоподъемных работ в условиях жидкой среды и может быть использовано для подъема затонувших предметов, например, судов иди их частей, а также затопленных емкостей с вредными веществами при сохранении их целостности

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам

Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов
Наверх