Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может применяться в двигателях с водомасляным охладителем масла системы смазки. Система состоит из водяного насоса, распределительного трубопровода, блока цилиндров, рубашки охлаждения. Между водяным насосом и рубашкой охлаждения установлен охладитель масла, размещенный на блоке цилиндров вдоль оси двигателя параллельно оси коленчатого вала на боковой стенке рубашки охлаждения, и имеет выполненный заодно с корпусом петлеобразно загнутый канал. Охладитель масла состоит из корпуса и пакета трубок. Между трубками осуществляется проток масла системы смазки двигателя. Изобретение обеспечивает повышение надежности жидкостной системы охлаждения двигателя, компактность и упрощение конструкции. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может применяться в двигателях с водомасляным охладителем масла системы смазки.

Известны двигатели с системой жидкостного охлаждения [1], содержащие радиатор, водяной циркуляционный насос, охладитель масла системы смазки двигателя, установленный на боку блока цилиндров и состоящий из корпуса, внутри которого размещен пакет трубок, по которому происходит проток воды, поступающей из радиатора в водяной насос. Из водяного насоса охлаждающая жидкость по водяному трубопроводу поступает в распределительный канал, отлитый в рубашке цилиндров или выполненный в виде полости рубашки охлаждения, закрываемой крышкой. Из этого канала охлаждающая жидкость равномерно поступает в водяную рубашку охлаждения каждого цилиндра.

Эта система обладает хорошей эффективностью охлаждения. Однако наряду с этим она обладает следующими недостатками: недостаточной компактностью; сложностью конструкции и недостаточной надежностью из-за наличия водяного трубопровода между охладителем масла и водяным насосом и между водяным насосом и водяной рубашкой двигателя и необходимостью его уплотнения при подсоединении к охладителю и к блоку цилиндров.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания является выбранная в качестве прототипа система жидкостного охлаждения [2], содержащая радиатор, водяной циркуляционный насос, охладитель масла системы смазки двигателя, установленный на боку блока цилиндров и состоящий из корпуса, внутри которого размещен пакет трубок, по которому происходит проток воды, поступающей из водяного насоса.

Из охладителя масла охлаждающая жидкость по водяному трубопроводу поступает в распределительный канал, отлитый в рубашке цилиндров вдоль двигателя параллельно оси цилиндров или выполненный в виде полости рубашки охлаждения, закрываемой крышкой. Такую систему охлаждения имеют двигатели формы "RABA-MAN" D 2356 HMN6 и D 2156 HM 6U Двигатель D 2156 HM 6U устанавливается на автобусы "IKARUS"). Такую же систему имеют двигатели СМД-21.

Эта система обладает еще большей эффективностью, т.к. охладитель масла расположен не перед водяным насосом, а за ним на линии нагнетания.

Однако наряду с этим она обладает такими же недостатками как и система (1), а именно: недостаточной компактностью; сложностью конструкции и недостаточной надежностью из-за наличия водяного трубопровода между охладителем масла и водяной рубашкой двигателя и необходимостью его уплотнения при подсоединении к охладителю и к блоку цилиндров; усложнением изготовления блока цилиндров из-за наличия в нем распределительного канала; при выполнении распределительного канала в виде полости, закрываемой крышкой, снижается надежность конструкции из-за возможного нарушения герметичности по уплотнению крышки.

Целью изобретения является обеспечение компактности, упрощение конструкции и повышение надежности жидкостной системы охлаждения двигателя.

Указанная цель достигается тем, что в системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, состоящей как минимум из водяного насоса, распределительного трубопровода, обеспечивающего подвод охлаждающей жидкости к цилиндрам, блока цилиндров с размещенной в нем рубашкой охлаждения этих цилиндров, а также расположенного между водяным насосом и рубашкой охлаждения охладителя масла системы смазки двигателя. Охладитель установлен на боку блока цилиндров и состоит из корпуса, внутри которого размещен пакет трубок, по которому происходит проток воды, поступающей от водяного насоса к рубашке охлаждения цилиндров.

Между трубок осуществляется проток масла системы смазки двигателя. Охладитель масла установлен на блоке цилиндров вдоль оси двигателя параллельно оси коленчатого вала на боковой стенке рубашки охлаждения цилиндров и имеет выполненный заодно с корпусом петлеобразно загнутый канал, параллельный охладителю, соединенный водоперепускными отверстиями с рубашкой охлаждения каждого из цилиндров.

Охладитель масла состоит из двух параллельно распложенных цилиндрических пакетов трубок, максимально придвинутых к блоку цилиндров, а петлеобразно загнутый канал, параллельный пакетам трубок, расположен между пакетами трубок и стенкой водяной рубашки картера.

Совокупность существенных признаков изобретения достаточна и необходима для достижения технического результата - поставленной задачи.

На фиг. 1 показан продольный разрез рубашки охлаждения 4 - цилиндрового блока цилиндров с установленным на его боковой стенке охладителем масла; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Система жидкостного охлаждения двигателя содержит водяной насос 1, соединенный водоподводящей трубой 2 с крышкой 3 охладителя масла 4, установленного на боковой стенке рубашки охлаждения 5 цилиндров 6 параллельно оси 7 коленчатого вала. Внутри корпуса охладителя 8 на одинаковом расстоянии от стенки картера параллельно друг другу установлены два цилиндрических пакета трубок 9, впаянных в трубные решетки 10.

Внутренняя полость трубок соединена с внутренней полостью 11 крышки 3. В корпусе охладителя масла 8 выполнены два отверстия: маслоподводящее 12 и маслоотводящее 13. На торце охладителя со стороны, противоположной крышке 3, установлена крышка 14 с выполненным внутри нее петлеобразным каналом 15, соединяющим внутренние полости трубок 9 с распределительным каналом 15, соединяющим внутренние полости трубок 9 с распределительным каналом 16, выполненным заодно с корпусом охладителя между цилиндрическими пакетами трубок 9 и стенкой водяной рубашки охлаждения 4. В распределительном канале 16 выполнены водоперепускные отверстия 17, соединяющие внутреннюю полость канала 16 с полостями 18 рубашки охлаждения каждого из цилиндров 6.

Система жидкостного охлаждения работает следующим образом.

Вода (охлаждающая жидкость) из радиатора (не показан) всасывается водяным насосом 1 и поступает через водоподводящую трубу 2 в охладитель масла 4 в полость 11 крышки 3. Затем вода, протекая по трубкам 9, поступает в петлеобразный канал 15 крышки 14, а из него поступает в распределительный канал 16. Из канала 16 вода через водоперепускные отверстия 17 поступает в рубашку охлаждения каждого цилиндра и охлаждает его.

Затем из блока цилиндров вода поступает (не показано) в головку цилиндров и в радиатор.

Благодаря тому, что охладитель установлен вдоль двигателя параллельно оси цилиндра на стенке рубашки охлаждения, и распределительный канал подвода воды к каждому из цилиндров выполнен заодно с корпусом охладителя, трасса подвода воды от охладителя получалась весьма короткой, отсутствуют водяные трубы и их уплотнения, упростилась конструкция блока цилиндров. Охладитель, состоящий из двух пакетов трубок с расположенным между ними распределительным каналом, обладает большей компактностью и позволяет не выходить за габариты по ширине двигателя.

Формула изобретения

1. Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, состоящая как минимум из циркуляционного водяного насоса, распределительного трубопровода, обеспечивающего подвод охлаждающей жидкости к цилиндрам, блока цилиндров с размещенной в нем рубашкой охлаждения этих цилиндров, а также расположенного между водяным насосом и рубашкой охлаждения охладителем масла системы смазки двигателя, установленным на боку блока цилиндров и состоящим из корпуса, внутри которого размещен пакет трубок, по которому происходит проток воды, поступающей от водяного насоса к рубашке охлаждения цилиндров, а между трубок осуществляется проток масла системы смазки двигателя, отличающаяся тем, что охладитель масла установлен на блоке цилиндров вдоль оси двигателя параллельно оси коленчатого вала на боковой стенке рубашки охлаждения цилиндров и имеет выполненный заодно с корпусом петлеобразно загнутый канал, параллельный охладителю, соединенный водоперепускными отверстиями с рубашкой охлаждения каждого из цилиндров.

2. Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания по п.1, отличающаяся тем, что охладитель масла состоит из двух параллельно расположенных цилиндрических пакетов трубок, максимально придвинутых к блоку цилиндров, а петлеобразно загнутый канал, параллельный пакетам трубок, расположен между пакетами трубок и стенкой водяной рубашки картера.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к масляным радиаторам систем смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройству теплообменник аппаратов, и может быть использовано для охлаждения масла в системах смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, а именно - двигателестроения, и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области охлаждения двигателей

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в двигателестроении, а в частности в смазочных системах ДВС

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании и изготовлении системы охлаждения гидравлических рулевых усилителей транспортных средств

Изобретение относится к конструкции поршневого ДВС с жидкостным охлаждением, модулю ДВС и корпусу модуля. ДВС содержит модуль (1), выполненный в виде отдельного сборочного узла, подсоединенного к блоку цилиндров (12). В модуле (1) функционально объединены водяной насос (4), масляный фильтр (5), маслорадиатор (3), термостаты, дифференциальный клапан и предохранительный клапана маслорадиатора. Литой корпус модуля имеет фланец с привалочной поверхностью для подсоединения к блоку цилиндров и содержит корпус маслорадиатора с полостью под теплопередающий элемент, выходящей на упомянутой привалочной поверхности. Спереди корпуса модуля расположена часть корпуса водяного насоса, содержащая часть спирального канала отвода охлаждающей жидкости. Корпус модуля содержит корпус термостатов с привалочной поверхностью для подсоединения трубопровода. В корпусе модуля выполнены канал подвода масла к полости маслорадиатора, канал отвода масла от полости маслорадиатора к масляному фильтру, канал отвода масла от масляного фильтра в блок двигателя с выходом на привалочной поверхности к блоку цилиндров. В корпусе модуля выполнены канал всасывания водяного насоса, канал подвода охлаждающей жидкости из блока цилиндров к полости термостатов и байпасный канал, соединяющий полость термостатов и полость всасывания водяного насоса. Корпус модуля имеет фланец для монтажа масляного фильтра. В корпусе модуля имеется выход для сброса масла из канала подвода масла к полости маслорадиатора. В корпусе модуля имеется гнездо для установки дифференциального клапана и канал для подвода управляющего масла к дифференциальному клапану. Каналы подвода масла к маслорадиатору и отвода масла из полости маслорадиатора имеют выходы на привалочной поверхности фланца для монтажа масляного фильтра. Канал подвода масла к маслорадиатору и канал отвода масла от масляного фильтра расположены в блоке цилиндров (12) и модуле (1) и пересекают поверхность соединения модуля с блоком. На боковой стенке блока цилиндров (12) выполнено гнездо (15). Гнездо (15) имеет отверстие для отвода охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения. Между дном гнезда (15) и теплопередающим элементом имеется ребро (23). Изобретение обеспечивает расширение функциональных возможностей модуля ДВС при сохранении компактности конструкции, уменьшение количества и упрощение соединительных трубопроводов между двигателем и модулем, а также между функциональными единицами модуля. 3 н. и 23 з.п. ф-лы, 20 ил.
Наверх