Устройство для измерения подуклонки рельсов

 

Изобретение предназначено для использования на железнодорожном транспорте для измерения подуклонки рельсов железнодорожного пути. Устройство содержит планку, устанавливаемую на головку рельсов. На одном из концов имеется пластина с измерительной шкалой, стрелка и упор для взаимодействия с боковой гранью головки рельса. Стрелка установлена на оси и прижата к подошве. Технический результат заключается в повышении точности измерений при упрощении конструкции. 1 ил.

Предлагаемое устройство предназначается для использования на железнодорожном транспорте для измерения подуклонки железнодорожных рельсов.

Известно устройство для измерения подуклонки рельсов железнодорожного пути, а/с N 55690 СССР, кл. E 01 В 35/02, 1939 г., содержащее планку, устанавливаемую на головках рельсов в контролируемом сечении пути и несущую на одном из своих концов пластину с измерительной шкалой, сродство, по отклонению которого относительно шкалы измеряют подуклонку и упор в подошву рельса, фиксирующий положение прибора относительно измеряемого рельса.

Главным недостатком устройства является крайне низкая точность измерения. Средство, по отклонению которого относительно шкалы измеряют подуклонку рельса, перемещается относительно неподвижного упора поступательно и на измерительную шкалу передаются показания без изменения масштаба, что и ограничивает точность измерения особенно при небольших отклонениях измерительного средства. Кроме того, упор, фиксирующий положение устройства, располагается здесь со стороны рельса, обращенной внутрь колеи, что не позволяет производить измерение подуклонки рельсов при наличии контррельса.

Известно устройство для измерения подуклонки рельсов железнодорожного пути (см. Хенрих Балух. Диагностика верхнего строения пути. М. Транспорт. 1981, стр. 146, рис. 3.85), содержащее планку, устанавливаемую на головках рельсов и несущую на одном из своих концов пластину с измерительной шкалой, средство, по отклонению которого относительно шкалы измеряют подуклонку, и упор для взаимодействия с боковой гранью головки рельса, смонтированные на пластине.

Преимущество данного устройства по сравнению с аналогом заключается в том, что вся пластина с измерительной шкалой и средством измерения вынесена за пределы колеи и контррельс не мешает измерению подуклонки основного рельса. Само средство измерения представлено в виде системы рычагов, позволяющих за счет разности плеч несколько увеличить точность измерений. Однако увеличение точности здесь достигается за счет увеличения габаритов пластины, на которой смонтирована целая система рычагов и пружин, а следовательно, за счет увеличения габаритов и веса всего прибора в целом. Так как для переносного ручного устройства увеличение массы и габаритов является крайне нежелательным, при данной конструкции невозможно добиться существенного увеличения масштаба измерений, а следовательно, и точности прибора.

Таким образом недостатками прибора являются: - ограниченная точность измерений; - сложность конструкции, заключающаяся в ее многодетальности; - и, как следствие, вес и габариты устройства.

Однако данное устройство является наиболее близким по конструкции к заявляемому объекту.

Задача предлагаемого изобретения заключается в повышении точности измерений, устранение сложности и многодетальности конструкции и сведению к минимуму ее габаритов и веса.

Решение задачи обеспечивается тем, что в предлагаемом устройстве средство, по отклонению которого относительно шкалы измеряют подуклонку, представляет собой (одну единственную) стрелку, установленную на оси с возможностью вращения и прижимаемую пружиной к подошве рельса.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежом, на котором показано устройство для измерения подуклонки железнодорожных рельсов в рабочем положении.

Устройство содержит планку 1 с опорной поверхностью 2. У одного из концов планки 1 со стороны опорной поверхности 2 расположен первый выступающий элемент 3, прикрепленный к планке 1, например, с помощью сварки и проходящий перпендикулярно этой планке 1. У того же конца планки 1 размещена измерительная шкала 4. На первом выступающем элементе 3 усыновлена стрелка 5, - средство, по отклонению которого измеряют подуклонку, - с возможностью поворота вокруг оси 6, проходящей перпендикулярно элементу 3. Пружина 7 старается повернуть стрелку 5 по часовой стрелке (в плоскости чертежа). Один конец 8 стрелки 5 выступает за край конца элемента 3. Второй конец 9 стрелки 5 перемещается в области измерительной шкалы 4.

Устройство содержит также второй выступающий элемент 10, расположенный со стороны опорной поверхности 2 планки 1 и проходящий перпендикулярно поверхности 2. Выступающий элемент 10 смещен относительно выступающего элемента 3 в сторону второго конца планки 1 на незначительное расстояние так, чтобы его конец 11 служил упором в боковую грань головки рельса 12. Элементы 3, 10 и шкала 4 выполнены в виде единой пластины, на которой крепятся ось 6 стрелки 5 и пружина 7.

Устройство работает следующим образом. Перед началом измерений его устанавливают на головки рельсов 12 и 13 одной рельсовой колеи. При этом планка 1 опирается поверхностью 2 на головки рельсов 12 и 13, а выступающий элемент 3 оказывается расположенным с наружной стороны рельсовой колеи вблизи рельса 12, подуклонка поверхности которого подлежит измерению. При этом, конец 8 стержня 5 оказывается расположенным несколько ниже подошвы рельса 12.

Для осуществления измерения подуклонки планку 1 перемещают поперек рельсовой колеи в направлении рельса 13 до тех пор, пока выступ 11 не прижмется к наружной боковой поверхности рельса 12. Одновременно стрелка 5, прижимаясь к рельсу за счет силы пружины 7 своим концом 8, остается в контакте с подошвой рельса 12; указанное перемещение приводит к повороту стрелки 5 вокруг оси 6 и перемещению ее конца 9 вдоль шкалы 4. Угол поворота стрелки 5 пропорционален углу отклонениями от вертикального положения оси X рельса 12 и, следовательно, позволяет дать количественную оценку величине подуклонки рельса.

Поскольку длина части стрелки 5 от оси 6 до конца 9 может быть существенно (в несколько раз) большей, чем расстояние от оси 6 до точки контакта 14 стрелки 5 с подошвой рельса 12, даже незначительное перемещение точки 14 вызовет в несколько раз большее отклонение конца 9 стрелки 5 по шкале 4. Этим достигается высокая точность измерений при сокращении числа деталей, габаритов и веса конструкции.

Нам не известны технические решения, в которых поставленные задачи решались бы предложенным способом.

Формула изобретения

Устройство для измерения подуклонки рельсов железнодорожного пути, содержащее планку, устанавливаемую на головку рельсов и несущую на одном из своих концов пластину с измерительной шкалой, средство, по отклонению которого относительно шкалы измеряют подуклонку, и упор для взаимодействия с боковой гранью головки рельса, смонтированные на пластине, отличающееся тем, что указанное средство представляет собой стрелку, установленную на оси с возможностью вращения и прижимаемую пружиной к подошве рельса.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерений параметров рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи в зоне стрелочных переводов

Изобретение относится к устройствам измерения радиуса кривой поворота рельсового пути в плане и может быть использовано в передвижных контрольно-измерительных лабораториях железнодорожного и другого транспорта и в его системах управления

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к средствам измерения и контроля, применяемым при сооружении и эксплуатации рельсовых путей, конкретно к устройствам для контроля и измерения взаимного расположения отверстий стыкового соединения рельсов и их положения относительно торца рельса

Изобретение относится к устройствам для измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для зависимости показателя плавности хода железнодорожных вагонов от уровня возмущающего воздействия

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции устройств для измерения ширины колеи рельсового пути

Изобретение относится к бесконтактным устройствам диагностики технического состояния контактного провода электрической сети наземного железнодорожного транспорта и может быть использовано в передвижных электроизмерительных вагонах-лабораториях

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, используемой при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного измерения отклонений рельса в одной или нескольких плоскостях от прямой линии

Изобретение относится к отрасли железнодорожного транспорта, в частности к области контроля состояния железнодорожного пути, и может быть использовано для управления рабочими органами путевой машины

Изобретение относится к путеизмерительным средствам для измерения профиля поперечного сечения, боковых и вертикальных отклонений железнодорожных рельсов

Изобретение относится к измерительной технике, а конкретнее, к технике железнодорожных измерений

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для контроля и оценки состояния рельсовых путей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к методам непрерывного контроля состояния геометрических параметров рельсовой колеи, в том числе при измерении ширины колеи

Изобретение относится к технике бесконтактного контроля параметров головки рельса и может быть использовано в передвижных контрольно-измерительных лабораториях железнодорожного транспорта как в статичном состоянии, так и в динамике
Наверх