Путевой шаблон

 

Использование: при измерениях параметров железнодорожного пути как переносной инструмент. Сущность изобретения: путевой шаблон состоит из корпуса, к которому жестко крепится неподвижный упор для рельсов. Подвижный упор для рельсов через тягу связан с рычагом. На подвижном упоре выполнен указатель, взаимодействующий со шкалой ширины колеи. На корпусе также закреплено устройство измерения возвышения одного рельса относительно другого, состоящее из пузырьковой ампулы, жестко закрепленной в кожухе, на котором жестко закреплен палец, который посредством пружины поджат к спиральной поверхности лимба. Лимб вращается вручную на оси, закрепленной в скобе. Скоба жестко крепится к корпусу шаблона. Продольные оси горизонтального шарнира пальца лимба расположены параллельно. 4 ил.

Изобретение относится к устройствам для измерения параметров рельсового пути и может быть использовано для измерения ширины железнодорожного пути.

Известен путевой шаблон, содержащий корпус, установленные на нем устройство измерения ширины колец и устройство измерения возвышения одного рельса относительно другого, включающее в себя пузырьковую ампулу, которая закреплена на телескопической оправе (SU 1409710, кл. E 01 B 35/02, 1988).

Известен путевой шаблон, содержащий корпус, устройство измерения ширины колеи, установленное на корпусе и включающее в себя неподвижный и подвижный упоры, и устройство измерения возвышения одного рельса относительно другого, включающее в себя подпружиненный кожух, одним концом соединенный горизонтальным шарниром с корпусом, пузырьковую ампулу, закрепленную в кожухе, отсчетный лимб со спиральной поверхностью и палец, закрепленный на другом конце кожуха и взаимодействующий со спиральной поверхностью лимба (Соломонов С.А. и др. "Путевые машины", М. "Транспорт", 1977, с. 297-292).

Недостатком шаблона следует считать повышенную погрешность измерения возвышения одного рельса относительно другого, которая неизбежно связана с его кинематикой, так как для углового перемещения ампулы без заеданий при перепадах температуры воздуха 50oC необходим гарантированный зазор в шарнире. Вследствие этого происходит сползание пальца по наклонной винтовой поверхности на величину, пропорциональную зазору, что обуславливает погрешность замеров уровня.

Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения возвышения одного рельса относительно другого.

Для достижения этого технического результата в путевом шаблоне, содержащем корпус, устройство измерения ширины колеи, установленное на корпусе и включающее в себя неподвижный и подвижный упоры, и устройство измерения возвышения одного рельса относительно другого, включающее в себя подпружиненный кожух, одним концом соединенный горизонтальным шарниром с корпусом, пузырьковую ампулу, закрепленную в кожухе, отсчетный лимб со спиральной поверхностью и палец, закрепленный на другом конце кожуха и взаимодействующий со спиральной поверхностью лимба, горизонтальный шарнир, палец и лимб расположены с ориентацией их продольных осей параллельно друг другу.

На фиг. 1 изображен путевой шаблон, общий вид; на фиг. 2 устройство измерения возвышения одного рельса относительно другого, вид сверху; на фиг. 3 то же, вид сбоку; на фиг. 4 разрез А-А фиг. 3.

Путевой шаблон из корпуса 1, к которому жестко крепится неподвижный упор 2 для взаимодействия с рельсом. Подвижный упор 3 для взаимодействия с другим рельсом пути через тягу 4 связан с рычагом 5. На подвижном упоре 3 выполнен указатель (стрелка), взаимодействующий со шкалой 6 ширины колеи. Упоры 2 и 3 и шкала 6 образуют устройство измерения ширины колеи. На корпусе 1 закреплено устройство 7 измерения относительно возвышения рельсов. Устройство 7 состоит из пузырьковой ампулы 8 (фиг. 2, 3, 4), жестко закрепленной в кожухе 9. Кожух 9 имеет возможность перемещаться на горизонтальном шарнире 10. На другом конце кожуха 9 жестко закреплен палец 11,который посредством пружины 12 поджат к спиральной поверхности 13 лимба 14. Лимб 14 вращается (вручную) на оси 15, закрепленной в скобе 16. Скоба 16 жестко крепится к корпусу 1 шаблона. Горизонтальный шарнир 10,палец 11 и лимб 14 расположены с ориентацией их продольных осей параллельно друг другу.

Работа с путевым шаблоном.

Нажимают на рычаг 5 и устанавливают путевой шаблон упорами 2 и 3 на рельсы. Отпускают рычаг. В результате взаимодействия подвижного и неподвижного упоров с рельсами, против стрелки подвижного упора 3 по шкале 6 считывают ширину колеи. Относительное возвышение рельсов определяют по лимбу 14 устройства 7, для чего вращают лимб 14. Вместе с ним вращается спираль 13 и происходит вертикальное перемещение пальца 11, закрепленного жестко в кожухе 9. Вращением лимба 14 достигают симметричного положения пузыря ампулы 8 относительно рисок ампулы. В этом положении по шкале, нанесенной на лимбе, против стрелки указателя снимают показания возвышения одного рельса относительно другого. Лимб отградуирован в линейных величинах возвышения рельсов при известной опорной базе (расстоянии между рельсами).

При таком расположении элементов устройства измерения возвышения одного рельса относительно другого, при люфте в шарнире происходит перемещение пальца только в горизонтальной плоскости по образующей спирали. Спираль в этом направлении в первом приближении не имеет уклона, а значит и не будет погрешности в показаниях измерений от люфта в шарнире. То есть, путем изменения кинематики этого устройства за счет разворота на 90o пальца в горизонтальной плоскости и разворота на 90o в вертикальной плоскости спиральной (винтовой) поверхности лимба обеспечивается технический результат - уменьшение погрешности измерений без усложнения конструкции шаблона.

Формула изобретения

Путевой шаблон, содержащий корпус, устройство измерения ширины колеи, установленное на корпусе и включающее в себя неподвижный и подвижный упоры, и устройство измерения возвышения одного рельса относительно другого, включающее в себя подпружиненный кожух, одним концом соединенный горизонтальным шарниром с корпусом, пузырьковую ампулу, закрепленную в кожухе, отсчетный лимб со спиральной поверхностью и палец, закрепленный на другом конце кожуха и взаимодействующий со спиральной поверхностью лимба, отличающийся тем, что горизонтальный шарнир, палец и лимб расположены с ориентацией их продольных осей параллельно друг другу.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерений параметров рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи в зоне стрелочных переводов

Изобретение относится к устройствам измерения радиуса кривой поворота рельсового пути в плане и может быть использовано в передвижных контрольно-измерительных лабораториях железнодорожного и другого транспорта и в его системах управления

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к средствам измерения и контроля, применяемым при сооружении и эксплуатации рельсовых путей, конкретно к устройствам для контроля и измерения взаимного расположения отверстий стыкового соединения рельсов и их положения относительно торца рельса

Изобретение относится к устройствам для измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для зависимости показателя плавности хода железнодорожных вагонов от уровня возмущающего воздействия

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции устройств для измерения ширины колеи рельсового пути

Изобретение относится к устройствам для измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте

Изобретение относится к устройствам для измерения отклонений геометрических параметров рельсов при эксплуатации, ремонте и строительстве железнодорожных путей

Изобретение относится к области измерений рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи

Изобретение относится к измерению параметров рельсовой колеи многофункциональным шаблоном и предназначено для контроля этих измерений

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для автоматизированного контроля прогиба рельса, например, при его рихтовке перед сваркой бесшовных рельсов

Изобретение относится к области строительства
Наверх