Устройство для контроля и измерения взаимного расположения отверстий стыкового соединения рельса и их положения относительно его торца

 

Использование: в средствах измерения и контроля, применяемых при сооружении и эксплуатации рельсовых путей. Сущность изобретения: устройство для контроля и измерения взаимного расположения отверстий стыкового соединения рельса и их положения относительно его торца содержит штангу 1 с упорной губкой 2 для контакта с торцом рельса 3. Штанга 1 пропущена сквозь направляющие, размещенные в теле контрольных пробок 6. На штанге 1 нанесена измерительная шкала 7 и шкала контрольных меток 8. В контрольных пробках 6 выполнены окна 9 с визирами 10, расположенными над соответствующими шкалами штанги 1. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к средствам измерения и контроля, применяемым при сооружении и эксплуатации рельсовых путей, конкретно к устройствам для контроля и измерения взаимного расположения отверстий стыкового соединения рельсов и их положения относительно торца рельса.

Известны устройства для контроля и измерения взаимного расположения отверстий стыкового соединения рельсов и их положения относительно торца рельса, содержащие штангу с упорной губкой для контакта с торцом рельса и установленные на ней контрольные пробки, взаимодействующие с отверстиями в рельсе.

В устройствах этого типа на штанге закреплены на фиксированном расстоянии контрольные пробки для каждого из отверстий в рельсе, что позволяет контролировать расположение сразу всех отверстий. Однако пробки в известном устройстве жестко скреплены со штангой, что затрудняет пользование устройством, так как практически, невозможно быстро обеспечить одновременный контакт измерительных поверхностей пробок во всех отверстиях и упорной губки с торцами рельса, кроме того не определяется истинное положение центра отверстия.

Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы избежать упомянутых трудностей и создать такую схему устройства, которое бы при относительной простоте конструкции обеспечивало бы быстрое приведение в контакт всех измерительных поверхностей устройства с измеряемым объектом и, кроме того, сообщило бы устройству ряд дополнительных полезных свойств, а именно возможность отказаться от применения цилиндрической измерительной поверхности пробки и выполнить ее, например, конической, что в свою очередь не только облегчит пользование устройством, но и повысит достоверность измерений, так как коническая пробка определяет истинное положение оси отверстия, отказаться от необходимости иметь отдельный шаблон для каждого типа рельсов и создать универсальный.

Это достигается благодаря тому, что в устройстве для контроля измерения взаимного расположения отверстий стыкового соединения рельсов и их положения относительно торца рельса, содержащем штангу с упорной губкой для контакта с торцом рельса и установленные на ней контрольные пробки для взаимодействия с отверстиями в шейке рельса, пробки выполнены с размещенными в их теле направляющими, сквозь которые пропущена штанга, при этом на штанге нанесена измерительная шкала и шкала контрольных меток, а в пробках выполнены окна с визирами на противолежащих сторонах, расположенными над соответствующими шкалами штанги.

При этой схеме выполнения устройства, измерительные поверхности контрольных пробок могут быть выполнены, например, коническими, что повышает достоверность измерения, так как определяется истинное положение оси отверстия.

На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 общий вид устройства в плане; на фиг. 3 вид А по стрелке на фиг. 1; на фиг. 4 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 схема размещения отверстий в рельсе по ГОСТ 16210-77 и ГОСТ 7174-75.

Устройство состоит из штанги 1 с жестко закрепленной на ней упорной губкой 2, предназначенной для контакта с торцом рельса 3 при выполнении измерений и контроля.

Штанга 1 пропущена сквозь направляющие 4 (базовые) и 5 (пружинную), размещенные в теле контрольных пробок 6.

На штанге 1 нанесены: измерительная шкала 7 и шкала контрольных меток 8 расположения отверстий и допусков для каждого типа рельса (например, Р 50, Р 65, Р 75).

В контрольных пробках 6 выполнены окна 9 с визирами 10, которые могут быть, например, в виде штрихов, нанесенных на фасках 11 окон, при этом каждый из визиров расположен над соответствующей шкалой штанги.

Измерительные поверхности 12 контрольных пробок 6 выполняются коническими, что позволяет пробками фиксировать истинное положение центра отверстия, выполненного в рельсе. Измерительная поверхность пробок может быть выполнена и в виде сферы, что также позволит фиксировать истинное положение центра отверстия в рельсе (не показан).

Целесообразно снабдить контрольные пробки фиксирующими винтами 13, которые, взаимодействуя с пружинными направляющими 5, обеспечивали бы возможность при необходимости неподвижно закрепить штангу 1 относительно пробок 6.

Работа с устройством производится следующим образом.

Предварительно контрольные пробки 6 устанавливаются по измерительной или контрольной шкалам 7, 8 для соответствующего типа рельсов.

Затем контрольные пробки вводятся и устанавливаются в отверстия, выполненные в рельсе, после того как измерительная штанга будет прижата к торцу рельса, производятся измерения путем точного отсчета по шкалам устройства.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ РЕЛЬСА И ИХ ПОЛОЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО ТОРЦА, содержащее штангу с жестко закрепленной на одном ее конце упорной губкой для контакта с торцевой поверхностью рельса и смонтированные на штанге вдоль нее контрольные пробки для ввода в стыковые отверстия в шейке рельса, отличающееся тем, что каждая контрольная пробка выполнена с расположенной в ее теле направляющей, через которую пропущена штанга, и с окном, выходящим на верхнюю поверхность пробки, при этом на верхней поверхности штанги нанесены измерительная шкала и шкала контрольных меток, а на противолежащих сторонах окна пробки над соответствующими шкалами штанги нанесены визиры.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вводимые в стыковые отверстия в шейке рельса части поверхностей контрольных пробок выполнены коническими.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для зависимости показателя плавности хода железнодорожных вагонов от уровня возмущающего воздействия

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции устройств для измерения ширины колеи рельсового пути

Изобретение относится к устройствам для измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте

Изобретение относится к устройствам для измерения отклонений геометрических параметров рельсов при эксплуатации, ремонте и строительстве железнодорожных путей

Изобретение относится к области измерений рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи

Изобретение относится к измерению параметров рельсовой колеи многофункциональным шаблоном и предназначено для контроля этих измерений

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для автоматизированного контроля прогиба рельса, например, при его рихтовке перед сваркой бесшовных рельсов

Изобретение относится к области строительства
Наверх