Устройство для откидывания полок в транспортных средствах

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к поворотным устройствам для полок. Устройство для откидывания полок в транспортных средствах, где полки посредством управления механизмом деблокирования и фиксирования выполнены с возможностью установки в положение, используемое в ночное время, и в положение, занимающее мало места днем, и для фиксирования состоит по меньшей мере из одного механизма поворота, имеющего поперечную ось 52, проходящую вне центра тяжести этой полки, предпочтительно вблизи от головной части. Воздействующее на поперечную ось устройство выполнено с возможностью удерживания без дополнительной опоры большей части полки, выступающей в купе в положении, используемом в ночное время, и имеет упоры для положения полки, используемого в ночное время. Устройство содержит два механизма поворота для расположенных друг над другом полок 1, 2, выполненных с возможностью управления одновременно общей, деблокируемой и фиксируемой рукояткой 3 деблокирования полок. Изобретение повышает удобство обслуживания и снижает габариты. 7 з.п.ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к устройству для откидывания полок в транспортных средствах, в особенности в железнодорожных вагонах, где с помощью механических средств деблокирования и фиксирования могут устанавливаться в положение, используемое для сна, и в сложенное положение в дневное время, и соответствующим образом фиксироваться в каждом из них.

Устройства такого рода используются в железнодорожных спальных вагонах, причем полки в течение дня убираются в ниши в сложенном состоянии, а на ночь устанавливаются в горизонтальном положении. В простейшей форме эти устройства имеют шарниры на продольной стороне полки, вокруг осей поворота которых полки могут откидываться к стене, а для лежания могут откидываться соответствующим образом на 90o. В поднятом вверх положении с помощью простых средств, например фрикционного стопорящего элемента, обеспечивается фиксация, а в опущенном вниз положении фиксируют горизонтальное положение, например, с помощью лент или откидных шарниров.

В CH N 517610 описан и показан на чертеже железнодорожный спальный вагон с откидывающимися полками упомянутого типа. На стенках купе расположены друг над другом две откидывающиеся полки, которые могут откидываться вверх и вниз вокруг продольных осей. Полки имеют (см. фиг. 3) выступающие по торцам направляющие и несущие пальцы, соединенные с кулисными направляющими и несущие детали крепления. Форма кулисных направляющих позволяет использовать нижнюю полку как спинку и позволяет повернуть верхнюю полку вверх и вниз на более удобной высоте.

В этой конструкции спальные места складываются пополам и сложенные в одно целое обе части видны своей обратной стороной, что из эстетических соображений является малопривлекательным. Кроме того, полки могут крепиться к стене только продольно, для чего в двухъярусном вагоне нет достаточно места, что определенным образом усложняет внутреннюю планировку. Кроме того, чтобы соответствующим образом изменить положение полки на день или на ночь, необходимо некоторое усилие.

Поэтому задача данного изобретения состоит в том, чтобы создать такое устройство для откидывания полок в транспортных средствах, в котором будут исключены отмеченные недостатки и в котором под нагрузкой обеспечивается стабильное фиксирование положения полки, поддерживаемой сверху только на одном конце, причем ее остальная, более длинная, часть могла свободно выступать в пространство купе, при этом необходимо, чтобы для удобства обслуживания оптимально использовался специальный габарит приближения строений в двухъярусном вагоне.

Эта задача решается с помощью предложенного устройства для откидывания полок в транспортных средствах, в особенности в железнодорожных вагонах, где полки посредством управления механизмом деблокирования и фиксирования выполнены с возможностью установки в положение, используемое в ночное время, и положение, занимающее мало места днем, и фиксирования, причем это устройство состоит по меньшей мере из одного механизма поворота, имеющего поперечную ось, расположенную поперечно к продольному направлению полки и проходящую вне центра тяжести этой полки, предпочтительно вблизи от головной части. Согласно изобретению, воздействующее на поперечную ось устройство выполнено с возможностью удерживания без дополнительной опоры большей части полки, выступающей в купе в положении, используемом в ночное время, и имеет упоры для положения полки, используемого в ночное время.

Предпочтительно, когда упор для положения полки, используемого в ночное время, образуется геометрическим замыканием соединенного с вагонной структурой роликового рычага с дисковым кулачком, жестко соединенным с поворотно-откидывающейся полкой.

Предпочтительно также, когда упор для положения полки, используемого в ночное время, образуется геометрическим замыканием соединенного с вагонной структурой роликового рычага с запорным рычагом, жестко соединенным с поворачивающейся полкой, а соединенный с вагонной структурой роликовый рычажный толкатель с запорным рычагом образует упор с геометрическим замыканием для положения полки, используемого в дневное время.

В предпочтительном варианте выполнения изобретения устройство содержит два механизма поворота для расположенных друг над другом полок, выполненных с возможностью управления одновременно общей, деблокируемой и фиксируемой рукояткой деблокирования полок.

При этом рукоятка деблокирования полок имеет выдвигающиеся и вдвигающиеся фиксирующие и деблокирующие элементы, управляемые через кнопку.

Целесообразно между двумя механизмами поворота устройства по изобретению расположить механическую передачу.

Согласно изобретению для случая нагрузки, сконцентрированной на головной части полки, следует предусмотреть предохранение, препятствующее повороту вверх.

Предпочтительно предохранение, препятствующее повороту вверх поворотно-откидывающейся полки, выполнить в виде 90o-ного выступа на рычаге с защелкой.

Преимущество изобретения заключается в том, что для двух полок необходимо иметь только один механизм деблокирования и фиксирования, а для операций перестановки при наличии пружинной балансировки требуются минимальные усилия.

Другое преимущество изобретения заключается в том, что перестановка полок в дневное положение и обратно может достигаться легковыполнимым простым вытягиванием и ударом по деблокирующей рукоятке, без необходимости изучения сложных инструкций по обслуживанию.

Изобретение далее поясняется описанием примера его выполнения с ссылкой на прилагаемые чертежи, где: на фиг. 1 показано устройство для откидывания полки вниз; на фиг. 2 - устройство для откидывания полки в дневное положение; на фиг. 3 - механизм поворота верхней полки в положение под углом 120o; на фиг. 4 - механизм поворота верхней полки в положение под углом 30o, нижняя полка откинута вниз; на фиг. 5 - кулачок, дневное положение; на фиг. 6 - кулачок, положение под углом 30o; на фиг. 7 - кулачок, положение под углом 120o; на фиг. 8 - кулачок, ночное положение; на фиг. 9 - рукоятка деблокирования полки в деблокированное положение; и
на фиг. 10 - рукоятка деблокирования полки в зафиксированном положении.

На фиг. 1 позицией 20 обозначен двухъярусный спальный вагон. На нижнем и верхнем ярусах расположены по одной откидывающейся полке 1 и 2, ниже называемыми нижняя полка 1 и верхняя полка 2. Каждая полка 1 и 2 может откидываться за боковую стенку 41 ниши. Боковая стенка 41 ниши закрыта слева спереди краем 38 стенки ниши. Нижняя полка 1 состоит из выполненного заодно целое ложа и имеет слева снаружи сбоку утопленную ручку 34. Верхняя полка 2 состоит из поворотной части 50, установленной с возможностью поворота вокруг поперечной оси, складывающейся части 37, соединенной с поворотной частью 50 слева с помощью шарнира на стороне ножки, и головной части 51, соединенной подвижно справа с поворотной частью 50.

Механизм поворота верхней полки 2 состоит из дискового кулачка 14, жестко соединенного с полкой 2 и закрепленного сбоку на поперечной оси 52, со смещенным в направлении головной части 51 центром. Дисковый кулачок 14 действует при повороте полки 2 в одну и другую сторону против силы действия манометрической пружины 17, взаимодействуя с полкой на левом углу, а своим правым углом - с защелкой рычага 13. Фиксируемый в дисковом кулачке 14 роликовый рычаг 15 соединен тягой 12 с рычагом 13. Роликовый рычаг 15 управляется от манометрической пружины 33, которая, в свою очередь, шарнирно соединена с тягой 11. Тяга 11 соединена на нижнем конце с роликовым рычагом 15 и установлена с возможностью поворота на боковой стенке 41 ниши и с помощью захвата 39 вытягиваемой, фиксирующей полку рукоятки 3, скользящей в направляющей 10, устанавливается в зависимости от ее положения в одной из двух обозначенных позиций. Перемещение дискового кулачка 14 ограничено в двух экстремальных положениях 0o и 120o конечным упором 16, соединенным со стенкой 41 ниши.

Механическая деблокировка и фиксирование нижней полки 1 осуществляется через упругое механическое соединение в виде показанного в качестве примера растягивающегося/сжимающегося троса 19, который приводит в действие роликовый рычаг 21 на нижней полке. Роликовый рычаг 21 поджимается дополнительно манометрической пружиной 22 к контуру запорного рычага 23, жестко соединенного с полкой 1. Кроме того, роликовый рычаг 21 через вертикальную тягу 24 механически соединен с роликовым рычажным толкателем 25, расположенным немного ниже. Запорный рычаг 23 во взаимодействии с роликовым рычагом 21 имеет задачу фиксировать полку 1 в предназначенном для сна положении, а при взаимодействии с роликовым рычажным толкателем 25 фиксировать полку 1 в дневное время. Полки 1 и 2 не имеют опоры по концам ножек, а свободно выступают в пространство купе. Несмотря на это, ложе может воспринимать вес пассажира также снаружи слева на поворотной части 50 и на складывающейся части 37. Для уравновешивания полки 1 запорный рычаг 23 соединен с манометрической пружиной 18.

Фиг. 2, 3 и 4 поясняются в нижеприведенных разделах на примере описания функционирования устройства.

На фиг. 5 представлены другие детали механизма поворота верхней полки 2. В представленном положении дискового кулачка 14 полка 2 находится в дневном или 0o-ном положении; это означает, что полка 2 утоплена за боковую стенку 41 ниши. Роликовый рычаг 15 поворачивается вокруг оси 43 поворота, фиксируемой на боковой стенке 41 ниши, и в представленном положении отжимается вниз посредством манометрической пружины 33, воздействующей на правый угол рычага 15. Упорный ролик 29, расположенный точно так же справа, лежит в углублении 42 дискового кулачка 14. Выступ 40 рычага 13 с защелкой расположен в углублении между фиксирующим выступом 26 и 30o-ным выступом 27. Рычаг 13 с защелкой поворачивается вокруг оси 44 поворота и своим выступающим вправо плечом 45 шарнирно связан с упругим тросом 19. Посредством тяги 12, соединяющей рычаг 13 с роликовым рычагом 15 и действующей приблизительно с одинаковым радиусом, роликовый рычаг 15 и рычаг 13 с защелкой совершают одинаковые перемещения при воздействии на рукоятку 3 деблокирования полок. Удлиненное отверстие на тяге 12 слева обеспечивает свободный ход против деблокирования верхней полки 2 при поднятии нижней полки 1.

На фиг. 9 и 10 показаны детали рукоятки 3 деблокирования полок. Разъединяющая кнопка 4, выступающая на ее верхнем конце, соединена через подающую тягу 47 с двумя расположенными друг за другом расцепляющими конусами 5, скользящими в направляющей трубке 48 и перемещаемыми влево, против силы действия пружины 46. На фиг. 10 рукоятка 3 деблокирования полок находится во вдвинутом внутрь фиксирующем механизм поворота положении. Здесь с боковой поверхностью правого конуса 5 контактирует стопорный выступ 7 стопора 6, входящий в прорезь 30 трубки, причем прижим к нижнему концу стопора 6, поворачивающегося вокруг оси 49, осуществляется с помощью пружины 9. Если рукоятка 3 деблокирования полок вытягивается с одновременным нажатием на кнопку 4 и занимает положение согласно фиг. 9, и при вытягивании одновременно с помощью захвата 39, имеющегося на левом конце нижней части рукоятки 3 деблокирования полки, захватывается верхний конец тяги 11, соединенной с роликовым рычагом 15 (фиг. 2) через манометрическую пружину 33 (фиг. 2), это приводит к деблокированию механизмов поворота верхней 2 и нижней полки 1. Рукоятку 3 деблокирования полок нельзя вытянуть без нажима на кнопку 4, потому что этому препятствует при вытягивании стопорный выступ 7, контактирующий с обратной стороной левого конуса 5. Согласно фиг. 9 в вытянутом состоянии самопроизвольное втягивание рукоятки 3 деблокирования полок предотвращается посредством защелки 8, прижимаемой пружиной 31 защелки к левому конусу 5, а это означает, что и перемещение рукоятки 3 деблокирования полок осуществляется с одновременным нажатием на кнопку 4. Позицией 32 обозначен упорный палец, который выполняет функцию ограничения хода.

На примере различных положений полок 1 и 2, возможных с помощью устройства согласно изобретению, может более подробно поясняться принцип поворота.

Вертикальное дневное положение поворотно-откидной полки 2 и поворачивающейся полки 1 (фиг. 2, 5 и 10):
- рукоятка 3 деблокирования полок фиксируется посредством стопорного выступа 7 в прорези 30 трубки,
- дисковый кулачок 14 прижимается манометрической пружиной 17 в направлении движения часовой стрелки к конечному упору 16,
- упорный ролик 29 роликового рычага 15 лежит в углублении 42,
- выступ 40 защелки прижат между предохранительным выступом 26 и 30o-ным выступом 27,
- запорный рычаг 23 блокируется посредством рычажного толкателя 25 с подпружиниванием манометрической пружиной 22 через роликовый рычаг 21 и тягу 24, при управлении от рычага 13 с защелкой через трос 19.

Горизонтальное ночное расположение поворачивающейся полки 1 и наклонное дневное положение поворотно-откидной полки 2 (фиг. 4, 5, 9 и 10):
- освободить кнопку 4 рукоятки 3 деблокирования полок нажимом большого пальца на правый расцепляющий конус 5, относительно стопорного выступа 7,
- потянуть рукоятку 3 деблокирования полок наружу до конечного упора 32,
- отпустить кнопку 4 и застопорить предохранительной защелкой 8,
- деблокировать дисковый кулачок 14 от поворотно-откидной полки 2 через направляющую 10, тяги 11 и 12, роликовый рычаг 15 и рычаг 13 с защелкой против силы действия манометрической пружины 33,
- деблокировать запорный рычаг 23 поворачивающейся полки 1 через роликовый рычаг 15, трос 19, тягу 24 и роликовый рычажный толкатель 25, против силы действия манометрической пружины 22,
- повернуть вручную поворачивающуюся полку 1 за утопленную ручку 34 наружу, в наклонное положение под углом около 10-20o к вертикали,
- большим пальцем отпустить кнопку 4 через конус 5 относительно выступа 7 защелки,
- вручную вдвинуть рукоятку 3 деблокирования полок внутрь до исходного положения через стопорный выступ 7 и прорезь 30 в направляющей трубке,
- отжать рукой поворачивающуюся полку 1 в горизонтальное ночное положение к упорному ролику 35,
- зафиксировать запорный рычаг 23 упорным роликом 35 на роликовом рычаге 21 против давления манометрической пружины 22,
- вытянуть рукой поворотно-откидывающуюся полку 2 за ее верхний край в положение под углом 30o,
- удерживать дисковый кулачок 14 выступом 40 рычага 13 с защелкой между предохранительным выступом 26 и 30o-ным выступом 27,
- при этом поворачивающаяся полка 1 поднимается в подвешенное положение и должна снова блокироваться путем отжима вниз, как уже описывалось выше.

Горизонтальное ночное положение поворотно-откидывающейся полки 2 (фиг. 1-3, 7-10):
- нажать на кнопку 4,
- вытянуть рукоятку 3 деблокирования полок, причем деблокируются обе полки 1 и 2 через направляющую 10, тягу 11, манометрическую пружину 33, роликовый рычаг 15, тягу 12, рычаг 13 с защелкой, трос 19, роликовый рычаг 21, тягу 24 и роликовый рычажный толкатель 25,
- поворотно-откидывающуюся полку 2 вручную повернуть вниз, в крайнее положение, около 30o (фиг. З) и часть 37, являющуюся ножкой, откинуть вверх,
- поворотно-откидывающуюся полку 2 повернуть снова вверх в горизонтальное положение,
- дисковый кулачок 14 зафиксировать с помощью роликового рычага 15 (фиг. 1),
- вдвинуть рукоятку 3 деблокирования полок в исходное положение и зафиксировать,
- поворачивающуюся полку 1 отвести вниз в подвешенное положение и зафиксировать запорным рычагом 23 с роликовым рычагом 21.

Поворотно-откидывающуюся полку 2 зафиксировать в подготовленном на ночь положении от самопроизвольного откидывания вниз к поворачивающейся полке 1 (фиг. 1):
- первое фиксирование посредством блокирования рукоятки 3 деблокирования полок с помощью стопорного выступа 7 в прорези 30 трубки,
- второе фиксирование при случайно еще вытянутой рукоятке 3 деблокирования полок с помощью выступающего предохранительного выступа 26 на кулачке 14 против упорного ролика 29 роликового рычага 15 под действием усилия, создаваемого весом самого пассажира на поворотно-откидывающуюся полку 2.

Поворотно-откидывающуюся полку 2 в положении на ночь зафиксировать от поворота вверх к потолку, вследствие экстремального смещения веса на головную часть 51 (фиг. 1 и 8):
- фиксирование посредством рычага 13 с защелкой или выступа 40 его защелки во взаимодействии с 90o-ным выступом 28 дискового кулачка 14.

Вышеописанные технические функции могут выполняться теми, кто пользуется поворачивающейся полкой 1 и/или поворотно-откидывающейся полкой 2 без предварительного изучения инструкции. Практическое использование является настолько простым, что как только пассажир вытянет рукоятку 3 деблокирования полок, полки 1 и 2 вручную устанавливаются в желаемое положение и рукоятка 3 деблокирования полок снова вдвигается внутрь для фиксации полок 1 и 2. Описанные и показанные на чертежах механизмы поворота обеих полок 1 и 2 предложенного устройства находятся незаметным для пассажиров образом в боковой стенке 41 ниши. В двухъярусном вагоне 20 описанное устройство размещается одинаковым образом в верхнем и в нижнем ярусах, и его механизмы поворота функционируют одинаково посредством управления вручную. Вместо применяемых манометрических пружин могут применяться также пружинные механизмы, например спиральные пружины, резиновые упругие элементы, торсионные пружины, пружины из искусственного материала или фрикционные элементы. Механическая передача от механизма поворота верхней поворотно-откидывающейся полки 2 к нижней поворачивающейся полке 1 в форме описанного упругого сжимающегося-растягивающегося троса 19 может заменяться в дальнейшем развитии изобретения тягами, гидравлическими соединениями или двойной кабельной тягой. Описанное устройство может применяться в любых помещениях с ограниченными соотношениями площадей.


Формула изобретения

1. Устройство для откидывания полок в транспортных средствах, в особенности, в железнодорожных вагонах, где полки посредством управления механизмом деблокирования и фиксирования выполнены с возможностью установки в положение, используемое в ночное время, и положение, занимающее мало места днем, и фиксирования, причем это устройство состоит по меньшей мере из одного механизма поворота, имеющего поперечную ось, расположенную поперечно к продольному направлению полки и проходящую вне центра тяжести этой полки, предпочтительно вблизи от головной части, отличающееся тем, что воздействующее на поперечную ось устройство выполнено с возможностью удерживания без дополнительной опоры большей части полки, выступающей в купе в положении, используемом в ночное время, и имеет упоры для положения полки, используемого в ночное время.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упор для положения полки, используемого в ночное время, образуется геометрическим замыканием соединенного с вагонной структурой роликового рычага (15) с дисковым кулачком (14), жестко соединенным с поворотно-откидывающейся полкой (2).

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упор для положения полки, используемого в ночное время, образуется геометрическим замыканием соединенного с вагонной структурой роликового рычага (21) с запорным рычагом (23), жестко соединенным с поворачивающейся полкой (1), а соединенный с вагонной структурой роликовый рычажный толкатель (25) с запорным рычагом (23) образует упор с геометрическим замыканием для положения полки, используемого в дневное время.

4. Устройство по любому из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что содержит два механизма поворота для расположенных друг над другом полок (1, 2), выполненных с возможностью управления одновременно общей, деблокируемой и фиксируемой рукояткой (3) деблокирования полок.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что рукоятка (3) деблокирования полок имеет выдвигающиеся и вдвигающиеся фиксирующие и деблокирующие элементы, управляемые через кнопку (4).

6. Устройство по одному из предыдущих пп.4 и 5, отличающееся тем, что между двумя его механизмами поворота расположена механическая передача (19).

7. Устройство по п.2, отличающееся тем, что для случая нагрузки, сконцентрированной на головной части (51) полки, оно содержит предохранение, препятствующее повороту вверх.

8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что предохранение, предотвращающее поворот вверх поворотно-откидывающейся полки (2), выполнено в виде 90°-го выступа на рычаге (13) с защелкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к откидным предохранительным устройствам спальных полок пассажирских вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается оборудования спального места пассажира в железнодорожном вагоне

Изобретение относится к внутреннему оборудованию пассажирского вагона, в частности к конструкциям спальных полок и диванов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается механизма для откидывания спальной полки пассажирского вагона, например верхней полки в пассажирских купе вагона дальнего следования , в вертикальное дневное и горизонтальное ночное положения, а также для фиксации названной полки в упомянутых и промежуточных положениях

Изобретение относится к железнодорожному транс1И)рту и может применяться li пассажирски.х железнодорожных вагонах

Изобретение относится к мебели пассажирских вагонов

Изобретение относится к вагоностроению

Изобретение относится к конструкции мебели транспортного средства
Наверх