Асимметричный токоприемник для электроподвижного состава

 

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава. Асимметричный токоприемник для электроподвижного состава состоит из основания, пневмопривода, который установлен с возможностью взаимодействия с шарнирно сочлененным несущим рычагом и верхней рамой, которая соединена с основанием шарнирным поводком, кареток, тяги синхронизации, двух полозов, каждый из которых снабжен рядом контактных вставок и соединен с вертикально подвижными подрессоренными штоками кареток шарнирно, при этом продольная ось шарнира размещена перпендикулярно полозу. Тяга синхронизации в одном из шарнирных узлов снабжена ползуном, соосным с тягой и имеющим ограниченное продольное перемещение. Ползун размещен в шарнирном узле, соединяющем несущий рычаг с тягой синхронизации. Технический результат - равномерный износ контактных вставок при изменении угла наклона контактного провода между опорами. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к асимметричным токоприемникам электроподвижного состава.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является асимметричный токоприемник, состоящий из основания, привода, шарнирно сочлененных несущего рычага и верхней рамы, снабженной шарнирным поводком, кареток с тягой синхронизации, соединенной с несущим рычагом, двух полозов, каждый из которых снабжен рядом контактных вставок и соединен шарнирно с вертикально подвижными подрессоренными штоками кареток, при этом ось шарнира размещена перпендикулярно длине полоза (Европейский патент 0222128, МКИ В 60 L 5/26, фиг.2c).

Недостатком этого токоприемника является возможная разность провалов вертикально подвижных штоков кареток при отклонении от горизонтали контактного провода из-за провисания между опорами, либо при въезде под мост или в тоннель. Это вызовет разность контактных нажатий полозов и асимметрию нагревов полозов из-за разного тока, вызовет неравномерность износа, приводя к ухудшению работы и токосъема. Кроме этого, один из вариантов исполнения верхнего узла предусматривает соединение полозов с вертикально подвижными штоками кареток сферическими шарнирами и связь полозов между собой телескопическими стержнями, что значительно усложняет конструкцию указанного выше патента (фиг.2а, в, d).

Задачей настоящего изобретения является обеспечение равномерности износа контактных вставок полозов при нормальном отклонении от горизонтали контактного провода между опорами.

Указанная задача решается тем, что в известном токоприемнике, состоящем из основания, пневмопривода, установленного с возможностью взаимодействия с шарнирно сочлененными несущим рычагом и верхней рамой, соединенной с основанием шарнирным поводком, кареток, тяги синхронизации, двух полозов, каждый из которых снабжен рядом контактных вставок и соединен с вертикально подвижными подрессоренными штоками шарнирно, при этом продольные оси шарниров размещены перпендикулярно полозу, тяга синхронизации в одном из шарнирных узлов снабжена ползуном, соосным с тягой и имеющим ограниченное продольное перемещение. Этот ползун может быть размещен в шарнирном узле, соединяющем несущий рычаг с тягой синхронизации.

Положительный эффект достигается тем, что верхний узел токоприемника, состоящий из кареток и полозов, за счет ограниченной осевой подвижности тяги синхронизации в ползуне ее шарнира имеет возможность поворота вправо и влево от среднего положения на верхнем шарнире верхней рамы в пределах любого нормируемого отклонения от горизонтали контактного провода. Это даст возможность полозам, оставаясь плоскопараллельно подвижными на штоках кареток, устойчиво самоустанавливаться строго по линии контактного провода, обеспечивая совпадение линии контактного провода и контактной поверхности вставок. В силу того, что просадка штоков будет абсолютно равной, контактное нажатие, токовая нагрузка, перегревы и износ контактной поверхности вставок полозов будут равными, что и обеспечивает решение поставленной задачи.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого асимметричного токоприемника; на фиг.2 - верхний контактный узел при завале контактного провода.

На основании 1 установлен пневмопривод 2. Через шарнир он воздействует на несущий рычаг 3 с закрепленной на нем шарнирно верхней рамой 4. Шарнирным поводком 5 она сочленена с основанием 1. На другом конце верхней рамы 4 установлены каретки 6, тяга синхронизации 7, полоза 8, каждый с рядом вставок 9, соединенные шарнирно с вертикально подвижными подрессоренными штоками 10 кареток 6 шарнирно с помощью валиков 11, размещенными перепендикулярно полозу. Это исключает возможность одностороннего износа вставок 9 при смене направления движения локомотива из-за завала полоза. Нижний шарнир 12 синхротяги 7 снабжен ползуном 13. При горизонтальном расположении плоскости контактных вставок он обеспечивает равную возможность завала кареток вправо и влево за счет равного ограниченного перемещения в обе стороны ползуна 13 в шарнире 12 (см. размеры "а" и "b" на фиг.1).

Работает токоприемник следующим образом.

При заполнении привода 2 сжатым воздухом его усилие с помощью несущего рычага 3 и поводка 5 обеспечит подъем верхней рамы 4. Поджатие полозов 8 и вставок 9 к контактному проводу обеспечится за счет просадки подрессоренных штоков 10 кареток 6. В силу того, что каждый полоз имеет автономное подрессоривание на штоках 10 кареток 6, обеспечивается стабильность контактного нажатия и улучшение токосъема. При выпуске сжатого воздуха из пневмопривода под действием массы подвижных узлов токоприемник опустится.

При нормируемом отклонении от горизонтали контактного провода, особенно при проезде мостов и тоннелей рабочая контактная плоскость вставок 9 будет полностью совпадать с меняющей свой наклон линией контактного провода, поскольку наличие ползуна 13 в шарнире 12 позволит кареткам самоустанавливаться относительно наклона контактного провода (см. фиг.2, зазоры "а" и "b"). Это обеспечит самоцентрирование кареток относительно меняющегося угла наклона контактного провода, выравнивание усилий индивидуального поджатия полозов и вставок и автослежение полозами за профилем контактного провода. Симметрия работы верхнего узла токоприемника обеспечит стабильность параметров токосъема, улучшит его качество, обеспечит равномерность износа контактных вставок и контактного провода.

Формула изобретения

1. Асимметричный токоприемник для электроподвижного состава, состоящий из основания, пневмопривода, установленного с возможностью взаимодействия с шарнирно сочлененными несущим рычагом и верхней рамой, соединенной с основанием шарнирным поводком, кареток, тяги синхронизации, двух полозов, каждый из которых снабжен рядом контактных вставок и соединен с вертикально подвижными подрессоренными штоками кареток шарнирно, при этом продольная ось шарнира размещена перпендикулярно полозу, отличающийся тем, что тяга синхронизации в одном из шарнирных узлов снабжена ползуном, соосным с тягой и имеющим ограниченное продольное перемещение.

2. Асимметричный токоприемник для электроподвижного состава по п. 1, отличающийся тем, что ползун размещен в шарнирном узле, соединяющем несущий рычаг с тягой синхронизации.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к асимметричным токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к асимметричным токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к верхним узлам токоприемников электротранспорта

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токосъемным устройствам для наземного электроподвижного транспорта

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к верхним узлам токоприемников электротранспорта

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к верхним контактным узлам токоприемников электроподвижного состава

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам подвижного состава, взаимодействующим с контактными проводами

Изобретение относится к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава
Наверх