Тягово-сцепное устройство автопоезда

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство автопоезда включает шаровую головку, состоящую из двух частей, снабженных соосными отверстиями с размещенным в них соединительным пальцем. На пальце выполнена круговая выточка, взаимодействующая с фиксатором кронштейна. Верхняя часть шаровой головки выполнена за одно целое с соединительным пальцем. Круговая выточка пальца взаимосвязана с подпружиненной относительно кронштейна нижней части шаровой головки пружиной сжатия вилкой. Вилка соединена при помощи гибкой связи, размещенной подвижно в канале упомянутого кронштейна, с рычагом управления, расположенным в кабине автомобиля-тягача. Достигается повышение надежности тягово-сцепного устройства в эксплуатационных условиях. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных поездов и шарнирно-сочлененных автобусов.

Известна конструкция тягово-сцепного устройства, представленного в книге Щукин М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. М.-Л.: Машгиз. 1961. описанная на стр.35 и показанная на фиг.28. Такое тягово-сцепное устройство предназначено для легковых автомобилей и автобусов и состоит из шара, которым заканчивается тяговый стержень изогнутой формы, жестко закрепленный на раме автомобиля или автобуса. На дышле прицепа выполнена полусферическая головка, охватывающая шар, обеспечивая тем самым сцеп тягача и прицепа. Для предотвращения расцепа звеньев автопоезда на дышле установлен замок, который и фиксирует дышло относительно шаровой головки. Существенным недостатком описанного тягово-сцепного устройства является невысокая надежность фиксирующего устройства замка и поэтому в практике известны случаи саморасцепа звеньев автопоезда, что приводит в итоге к аварийным ситуациям на дорогах.

Известно также тягово-сцепное устройство автопоезда описное в патенте RU 2230675 C1. Такое устройство включает в себя также шаровую головку, но в отличие от аналога она состоит из двух частей: нижней, жестко связанной с кронштейном тягово-сцепного устройства автомобиля, и верхней, шарнирно установленной в дышле прицепа. Обе части шаровой головки соединяются между собой вертикально расположенным пальцем, который стопорится шариковым фиксатором, расположенным в нижней части шаровой головки. Несмотря на свою эффективность использования описанное устройство обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что в условиях эксплуатации контроль за надежностью сцепа в движении автопоезда со стороны водителя полностью исключен и для того, чтобы проверить его качество, водитель должен выйти из автомобиля, а это не всегда удобно. Отсутствие же контроля за надежностью сцепа может привести к аварийным ситуациям. В то же время такое устройство за счет наличия отверстия в верхней части шаровой головки и пальца, имеющего значительную длину, недостаточно надежно с точки зрения показателей прочности конструкции в целом.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является создание устройства, обеспечивающего фиксацию сцепа непосредственно с места водителя автомобиля и являющегося более надежным в условиях эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что верхняя часть шаровой головки выполнена за одно целое с соединительным пальцем, круговая выточка которого взаимосвязана с подпружиненной, относительно кронштейна нижней части шаровой головки, пружиной сжатия вилкой, соединенной при помощи гибкой связи, размещенной подвижно в канале упомянутого кронштейна, с рычагом управления, расположенным в кабине автомобиля-тягача.

На чертеже фиг.1 показан общий вид автопоезда, на фиг.2 тягово-сцепное устройство автопоезда в разрезе и на фиг.3 сечение тягово-сцепного устройства по АА.

Тягово-сцепное устройство автопоезда состоит из дышла 1, установленного на прицепе 2, в котором подвижно расположена верхняя часть 3 шаровой головки, снабженная соединительным пальцем 4, который расположен в отверстии 5, выполненном в нижней части 6 шаровой головки, связанной жестко с кронштейном 7 так же жестко закрепленным на автомобиле-тягаче 8. Кронштейн 7 снабжен каналом 9, в котором подвижно расположена гибкая связь 10, одним концом связанная с подпружиненной пружиной сжатия 11 вилкой 12, а другим - с рычагом управления 13, установленной на автомобиле-тягаче 8. Соединительный палец 4 снабжен круговой выточкой 14. Нижняя часть шаровой головки 6 снабжена круговым выступом 15, а верхняя часть 3 шаровой головки снабжена круговой впадиной 16.

Работает тягово-сцепное устройство автопоезда следующим образом. На фиг.1, фиг.2, фиг.3 показано положение устройства и его деталей в момент, когда звенья автопоезда соединены между собой. Для расцепки его звеньев водитель поворачивает рычаг управления 13 по стрелке В, а так как он соединен с гибкой связью 10, то и она получает поступательное перемещение по стрелке С. Такое движение гибкой связи 10, за счет присоединения ее к вилке 12, так же обеспечивает движение последней по той же стрелке С, упруго деформируя при этом пружину сжатия 11. Как только вилка 12 выйдет из круговой выточки 14 соединительного пальца 4, то есть когда рычаг управления 13 займет свое определенное крайнее правое положение, водитель фиксирует его известными в технике устройствами, выходит из автомобиля-тягача 8 и вручную приподнимает дышло 1 прицепа 2 по стрелке F до тех пор, пока соединительный палец 4 полностью не удалится из отверстия 5, выполненного как в кронштейне 7, так и в нижней части 6 шаровой головки. Расцеп звеньев автопоезда в этом случае завершен. Сцеп звеньев автопоезда осуществляется в обратном порядке вышеописанных действий. Следует отметить, что управление сцепкой и расцепкой звеньев автопоезда водителем из автомобиля-тягача является важным моментом и особенно в тех случаях, когда при движении, в аварийной ситуации, необходимо срочно осуществить расцеп автомобиля-тягача и прицепа.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как такая конструкция сцепа более надежна в условиях эксплуатации.

Тягово-сцепное устройство автопоезда, включающее шаровую головку, состоящую из двух частей, снабженных соосными отверстиями с размещенным в них соединительным пальцем с круговой выточкой, взаимодействующей с фиксатором кронштейна, отличающееся тем, что верхняя часть шаровой головки выполнена за одно целое с соединительным пальцем, круговая выточка пальца взаимосвязана с подпружиненной относительно кронштейна нижней части шаровой головки пружиной сжатия вилкой, соединенной при помощи гибкой связи, размещенной подвижно в канале упомянутого кронштейна, с рычагом управления, расположенным в кабине автомобиля-тягача.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных поездов и шарнирно-сочлененных автобусов.

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к устройствам сцепных приборов шарового типа, и может быть использовано для буксировки легковых одноосных прицепов.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к транспорту, а именно к буксировочным устройствам, и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах для легковых автомобилей со сцепкой шарового типа.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

(57) Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легкового автопоезда содержит шаровую головку, подвижно расположенную в полусферической головке, имеющейся на дышле прицепа. Полусферическая головка дышла прицепа состоит из двух частей, одна из которых жестко закреплена на дышле, а другая подвижно размещена в его поперечно расположенных направляющих и подпружинена винтовой пружиной сжатия относительно последнего. Подвижная часть полусферической головки жестко соединена с тягой, расположенной с зазором в отверстии, выполненном в первой ее части, и соединенной с двуплечим рычагом, фиксируемым стопором относительно упомянутого дышла. Достигается повышение надежности сцепа звеньев автопоезда. 2 ил.

(57) Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда состоит из шара с тяговым стержнем, закрепленным на автомобиле, взаимодействующим с полусферической головкой дышла прицепа. Шар и стержень изготовлены из упругого материала, и в их продольной вертикальной плоскости симметрии выполнен сквозной паз. В каждой из образованных пазом двух частей шара в плоскости, перпендикулярной продольной оси стержня, размещены шариковые подпружиненные фиксаторы, взаимодействующие с отверстием упора трапецеидальной формы с заостренным концом, подвижно закрепленного на внутренней образующей поверхности полусферической головки дышла в ее верхней части. Ширина сквозного паза шара и стержня меньше, чем толщина упомянутого упора. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности сцепа звеньев легковесного автопоезда. 3 ил.

(57) Изобретение относится к седельно-сцепному устройству для сцепления седельного тягача с седельным прицепом. Седельно-сцепное устройство (1) имеет опорную плиту (2) для монтажа на седельном тягаче и зацепляющий элемент (3) для монтажа на седельном прицепе. Опорная плита (2) выполнена для приема зацепляющего элемента (3). Зацепляющий элемент (3) включает в себя сцепной шар (31). Опорная плита (2) имеет сферическое гнездо (21) и включает в себя прижимной элемент (23), который выполнен с возможностью перемещения из освобождающего положения (230) в удерживающее положение (231). Прижимной элемент (23) включает в себя контактную область (232) для обеспечения контакта со сцепным шаром (31), расположенным в удерживающем положении (231) в сферическом гнезде (21). Исполнительное устройство (7) предусмотрено для манипулирования фиксирующим элементом (4) и выполнено с возможностью установки в фиксирующее положение, отпускающее положение и положение готовности. При этом предусмотрено устройство (8) для приведения исполнительного устройства (7) из отпускающего положения в положение готовности при приведении прижимного элемента (23) из удерживающего положения (231) в освобождающее положение (230). Достигается повышение проходимости седельного автопоезда. 10 з.п. ф-лы, 15 ил.

Группа изобретений относится к тягово-сцепному устройству для прицепа. Тягач выполнен с тягово-сцепным устройством (1) для прицепа. Тягово-сцепное устройство (1) для крепления на тягаче содержит фланцевую пластину (2) и сцепной шар (3). Шейка (4) соединяет фланцевую пластину (2) и сцепной шар (3). Максимальная протяженность шейки (4) в первом направлении (91) меньше, чем в перпендикулярном первому направлению (91) втором направлении (92). Фланцевая пластина (2) имеет смежно с шейкой (4) углубление. Углубление увеличивает возможность наклона насаженной на сцепной шар (3) шаровой тяговой петли (81) расположенного со стороны прицепа сцепного элемента (8). Достигается создание тягово-сцепного устройства для прицепа, которое выдерживает большие силовые нагрузки, требует небольшого конструктивного пространства и обеспечивает возможность выполнения с небольшим весом и с большим углом поворота. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 11ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Сцепная петля прицепа содержит открытое по краю сцепное гнездо для приема соответствующего соединительного шара. Сцепное гнездо соединено с соединительной консолью. Край открытого по краю сцепного гнезда выполнен так, что расположенный в нем соединительный шар имеет возможность перемещения в одной первой плоскости поворота и в одной, отличной от первой плоскости поворота, второй плоскости поворота. Первая плоскость поворота содержит основное тяговое направление сцепной петли в первой области поворота. Вторая плоскость поворота содержит направление сцепной петли во второй области поворота. Первая область поворота больше второй области поворота. Достигается повышение устойчивости прицепа. 16 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство для легковесного автопоезда состоит из шара с тяговым стержнем, закрепленным на автомобиле, взаимодействующим с полусферической головкой дышла прицепа. Тяговый стержень состоит из двух цилиндрической формы частей, и одна из них выполнена полой, закреплена на автомобиле и снабжена на своей внешней образующей поверхности «П»-образным пазом. Один участок паза расположен в горизонтальной плоскости, проходящей параллельно продольной оси симметрии стержня, а другой участок смещен на некоторый угол относительно предыдущего. В пазу подвижно размещен палец фиксатора, жестко закрепленный на другом сплошного сечения участке стержня цилиндрической формы, жестко присоединенном к шару. Торцевая поверхность этого участка сплошного сечения стержня взаимодействует с пружиной сжатия, установленной внутри полого участка упомянутого полого стержня. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности сцепа звеньев легковесного автопоезда. 2 ил.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда содержит шаровую головку со стержнем, жестко закрепленную на кронштейне тягово-сцепного устройства автомобиля и шарнирно связанную с полусферической головкой дышла прицепа. Кронштейн тягово-сцепного устройства в своей концевой части выполнен полым и имеет прямоугольное сечение. В продольной полой плоскости кронштейна подвижно расположена вилка, подпружиненная винтовой цилиндрической пружиной сжатия. Вилка состоит из двух разных по ширине участков и взаимодействует с упором. Вилка своим участком, меньшим по ширине, контактирует с круговой выточкой, выполненной в стержне шаровой головки. Стержень расположен в вертикальных отверстиях, выполненных в кронштейне. Достигается повышение надежности тягово-сцепных устройств легковесных автопоездов. 2 ил.

Изобретение относится к силовой буксирной проушине для автомобильного прицепа. Силовая буксирная проушина (1) для автомобильного прицепа содержит полусферическую приемную чашу (2) для приема сцепного шара, крепежный фланец (4) для крепления к автомобильному прицепу и прямой стержень (3), соединяющий приемную чашу (2) с крепежным фланцем (4). Приемная чаша (2) на открытой стороне (21) имеет кольцевой выступ (5). Внутренний диаметр кольцевого выступа (5) соответствует внутреннему диаметру приемной чаши (2). Высота внутренней стороны (51) кольцевого выступа (5) на обращенной к стержню (3) первой стороне (22) приемной чаши (2) больше, чем на обращенной от стержня (3) второй стороне (23) приемной чаши (2). Достигается возможность обеспечения больших углов наклона и повышение надежности соединения. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх