Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами



Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами
Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами
Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами
Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами
Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами
Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами
Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами
Устройство включения привода автомобильного стартера и электрических машин с постоянными магнитами

 


Владельцы патента RU 2410564:

Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (ФГУП НИИАЭ) (RU)

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам постоянного тока, например автотракторным стартерам. Привод стартера для запуска автомобильного двигателя содержит корпус, вал (1) якоря (2), гайку (4), шестерню (5), водило (7) и тормозной механизм гайки. Вал (1) выполнен с ленточной резьбой с углом подъема 12-20°. На резьбу навинчена гайка (4). Гайка (4) выполнена соосно и заодно целое с шестерней (5). На конце вала якоря закреплено шпонкой водило (7). Шестерня (5) и водило (7) имеют выступы (6, 9) соответственно. Выступы (6, 9) устанавливают таким образом, что при вхождении зубьев шестерни в зубья венца маховика (17) выступ водила (9) захватывает выступ шестерни (6). Тормозной механизм гайки осуществляет ее торможение за счет магнитов (10, 11) с остаточной индукцией не менее 0,4 Тл. Магниты (10, 11) расположены вблизи друг от друга и закреплены на гайке (4) и крышке корпуса (12) электрической машины. Технический результат заключается в упрощении конструкции устройства для включения привода автотракторного стартера и повышении надежности его работы в режимах включения и отключения. 8 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам постоянного тока, например автотракторным стартерам.

Известно устройство включения привода автомобильного стартера, содержащее тяговое реле стартера, рычажную систему, поводковую муфту, муфту свободного хода и шестерню привода [1].

Это устройство имеет сложное конструктивное исполнение и поэтому подвержено к различному роду отказам, основными из которых являются: тяговое реле не включает шестерню привода по причине заедания рычажной системы; шестерня привода после запуска двигателя не выходит из венца в исходное положение по причине ослабления возвратной пружины, и, кроме того, массогабаритная доля в общей конструкции современного автотракторного стартера составляет до 40%.

Известны также конструкции автотракторных стартеров [2].

В них устройство включения привода имеет вышеописанное конструктивное исполнение с теми же недостатками.

Наиболее близким по технической сущности является привод, раскрытый в источнике [3], который содержит шестерню, муфту на валу стартера с возможностью перемещения по винтовым шлицам вала, тормозную шайбу и магнитный тормоз для ввода шестерни стартера в зацепление с венцом маховика запускаемого двигателя, тормоз выполнен в виде кольцевого постоянного магнита с пазами, заключенного внутри цилиндрической чашки, снабженной выступами, размещенными в пазах для фиксации положения магнита в чашке, с возможностью их совместного перемещения в продольных шлицах крышки привода стартера.

Недостатком такого механизма является то, что возвращение привода в исходное положение осуществляется возвратной пружиной, что усложняет конструкцию стартера.

Техническим результатом заявленного изобретения является упрощение конструкции устройства для включения привода автотракторного стартера и повышения надежности его работы в режимах включения и отключения.

Эта цель достигается тем, что привод стартера для запуска автомобильного двигателя содержит корпус, вал якоря с ленточной резьбой с углом подъема 12-20°, на которую навинчена гайка, выполненная соосно и заодно целое с шестерней, на торце которой имеется выступ шестерни, на конце вала якоря закреплено шпонкой водило, имеющее выступ водила, при этом выступы установлены таким образом, что при вхождении зубьев шестерни в зубья венца маховика автомобильного двигателя выступ водила захватывает выступ шестерни, тем самым увлекая ее во вращение, кроме того, привод содержит тормозной механизм гайки, осуществляющий ее торможение за счет закрепления на ней магнита с остаточной индукцией не менее 0,4 Тл, вблизи которого располагается другой подобный магнит, закрепленный на крышке корпуса электрической машины.

Механизм возвратно-поступательного перемещения шестерни выполнен в виде винтовой пары с тормозным устройством и муфтой сцепления, причем гайкой служит приторможенная шестерня, на торце которой имеется выступ, а винтом является вал якоря стартера, на конце которого закреплено водило.

Предлагается новая схема, при которой «ввод-вывод» шестеренки стартера в зацеплении с маховиком двигателя осуществляется посредством «винтовой пары» с магнитоэлектрическим (или любым другим) тормозом, встроенным в крышку стартера со стороны привода.

В этом случае, у реле остается только одна функция, а именно: замыкать и размыкать силовые контакты, в результате чего реле оказывается малых габаритов.

Поэтому его монтаж целесообразнее всего делать в доступном для ремонта подкапотном пространстве (или в комплекте с проводом на плюсовой клемме аккумуляторной батареи), предлагается разработка новой схемы, при которой «ввод-вывод» шестеренки стартера в зацеплении с маховиком двигателя осуществляется посредством «винтовой пары» с магнитоэлектрическим (или любым другим) тормозом, встроенным в крышку стартера со стороны привода.

Привод показан на чертежах: на фиг.1 показана часть общего вида автотракторного стартера до включения привода, на фиг.2. показана часть стартера фиг.1 после включения привода, на фиг.3. показано сечение А-А фиг.2; на фиг.4 показано сечение Б-Б фиг.1. в варианте тормоза гайки постоянными магнитами. На фиг.5 показано сечение Б-Б фиг.1 в варианте тормоза гайки противовесом. На фиг.6 показано сечение Б-Б фиг.1 в варианте фракционного тормоза гайки. На фиг.7 приведена схема включения муфты сцепления. На фиг.8 приведена схема выключения муфты сцепления.

Устройство включения привода автотракторного стартера выполнено следующим образом: на валу 1 якоря 2 (фиг.1) выполнена ленточная резьба 3 с углом подъема 12÷20°, на которую навинчена гайка 4, выполненная соосно и заодно целое с шестерней 5, на торце которой имеется выступ 6. На конце вала 1 закреплено шпонкой 7 водило 8, на котором имеется выступ 9. На гайке закреплен постоянный магнит 10 с остаточной индукцией не менее 0,4 Тл (фиг.1; 4), который находится в близи подобного по характеристикам магнита 11, закрепленного на крышке 12. В другом варианте тормоза (фиг.1; 5) на гайке 4 закреплен диск 13 с внутренней кольцевой емкостью 14, в которой находится материал 15, например металлический порошок. В третьем варианте тормоза гайки 4 (фиг.6) на крышке 12 смонтирована подпружиненная колодка 16, которая находится во взаимодействии с гайкой 4.

В исходном положении (фиг.1) между шестерней 5 и зубчатым венцом 17 имеется зазор Δ=1,5÷3 мм, что соответствует выключенному положению привода автотракторного стартера.

Предлагаемое устройство работает следующим образом:

при включении стартера (пуск двигателя автомобиля) вал 1 начинает вращаться, при этом гайка 4 с шестерней 5 начинает перемещаться вправо (фиг.1; 4), поскольку она заторможена взаимодействием магнитов (с остаточной индукцией не менее 0,4 Тл) 10 и 11, при этом зубья шестерни 5 входят в зубья венца 17 и в конце входа зубьев выступ 9 (фиг.2; 3; 7; 8) захватывает выступ 6 (фиг.3) шестерни 5, увлекая тем самым ее во вращение вместе с венцом 17. Так осуществляется пуск двигателя автомобиля.

После того как двигатель автомобиля запущен, происходит автоматический вывод шестерни 5 из зацепления с венцом 17 следующим образом:

при запуске двигателя скорость вращения венца 17 возрастает и он становится уже не ведомым, а ведущим по отношению к шестерни 5, при этом гайка 4 по резьбе 3 вала 1 отходит влево (фиг.2; 1; 8), тем самым шестерня 5 автоматически выводится из зацепления с венцом 17, и остается в положении, которое показано на фиг.1 до повторного включения стартера.

Торможение гайки 4 посредством магнитов наиболее эффективно по отношению к вариантам, указанным на фигурах 5 и 6, поскольку в этом случае происходит бесконтактное взаимодействие трущихся пар, что исключает их износ. Возможны также и другие варианты торможения гайки. Таким образом, осуществляется в предлагаемом устройстве автоматическое включение и выключение приводной шестерни автотракторного стартера. При этом в предлагаемом устройстве, по отношению к известным устройствам, отсутствует тяговое реле стартера, рычажная система и муфта обгона, что значительно упрощает конструкцию и повышает надежность работы устройства.

Предлагаемое устройство выполнено в «металле» во ФГУП НИИАЭ и испытано с положительным результатом.

Макетный образец такой схемы «включения-выключения» стартера опробован в НИИАЭ и испытан в лабораторных условиях завода АТЭ - 1 с положительным результатом.

Источники информации

1. «Электрооборудование автомобилей» под ред. Н.М.Ильина, изд., «Транспорт», М., 1973, стр.155-157.

2. «Теория, конструкция и расчет автотракторного электрооборудования»; г. Москва, Машиностроение, 1992 г., стр.61-69.

3. SU 383867 A1, 1973.01.01.

Привод стартера для запуска автомобильного двигателя содержит корпус, вал якоря с ленточной резьбой с углом подъема 12-20°, на которую навинчена гайка, выполненная соосно и заодно целое с шестерней, на торце которой имеется выступ шестерни, на конце вала якоря закреплено шпонкой водило, имеющее выступ водила, при этом выступы установлены таким образом, что при вхождении зубьев шестерни в зубья венца маховика автомобильного двигателя выступ водила захватывает выступ шестерни, тем самым увлекая ее во вращение, кроме того, привод содержит тормозной механизм гайки, осуществляющий ее торможение за счет закрепления на ней магнита с остаточной индукцией не менее 0,4 Тл, вблизи которого располагается другой подобный магнит, закрепленный на крышке корпуса электрической машины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам включения электростартера двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность . .

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет уменьшить размеры и массу устр-ва, повысить эксплуатационную надежность и технический уровень. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания. Привод стартера включает шестерню и устанавливаемый на валу стартера шкив. Шестерня перемещается вдоль вала стартера с возможностью зацепления в крайнем положении с зубчатым колесом на маховике привода. На шкиве установлено разрезное кольцо, по обе стороны от разреза снабженное отверстиями под пальцы, соединяющие кольцо с рычагом. Отношение расстояния между пальцами, соединяющими кольцо с рычагом, к расстоянию от центра вращения шкива до оси ближайшего к нему пальца удовлетворяет условию работы дифференциальной обгонной муфты. В рычаг встроена пружина сжатия, опирающаяся на разрезное кольцо с возможностью поворота его по часовой стрелке и прижатия к шкиву. В рычаге выполнено отверстие, в которое вставлен палец, приводящий во вращение шестерню, установленную на валу стартера. По первому варианту - пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива. По второму варианту - пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива, при этом центр тяжести рычага смещен по линии действия пружины с возможностью возникновения центробежной силы, действующей при вращении рычага против силы сжатия пружины. Достигается повышение технологичности механизма при работе в режиме обгонной муфты привода стартера двигателя внутреннего сгорания при повышении несущей способности и долговечности и упрощении конструкции. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к конструкциям стартеров с планетарным редуктором. Стартер с планетарным редуктором содержит переднюю и среднюю части корпуса и крышку, тяговое реле, тяговый электромотор и обгонную муфту, тяговый электромотор выполнен в виде водила с установленными на нем шестернями и торцевыми роторами, центральной подтормаживающей шестерни, внешнего и внутреннего концентрических статоров и системы управления. В устройстве реализован режим пониженной скорости вращения, для предварительного прогрева двигателя и заполнения маслом маслосистемы при включенном тормозе, при этом статоры включены на разнонаправленное вращение, роторы-сателлиты вращаются, а шестерни-сателлиты перемещены по центральной шестерне, вращающей водило и обгонную муфту. При выключенном тормозе следует режим повышенной скорости, при котором статоры включены на согласное направление вращения, роторы-сателлиты вращаются в неподвижном состоянии вместе с водилом и центральной шестерней как единое целое. После запуска двигателя реле и статоры отключаются. Технический результат состоит в возможности реализации режима пониженной скорости при пусковых токах, меньших в число раз, равное передаточному отношению редуктора. 3 ил.
Наверх