Привод стартера двигателя внутреннего сгорания (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания. Привод стартера включает шестерню и устанавливаемый на валу стартера шкив. Шестерня перемещается вдоль вала стартера с возможностью зацепления в крайнем положении с зубчатым колесом на маховике привода. На шкиве установлено разрезное кольцо, по обе стороны от разреза снабженное отверстиями под пальцы, соединяющие кольцо с рычагом. Отношение расстояния между пальцами, соединяющими кольцо с рычагом, к расстоянию от центра вращения шкива до оси ближайшего к нему пальца удовлетворяет условию работы дифференциальной обгонной муфты. В рычаг встроена пружина сжатия, опирающаяся на разрезное кольцо с возможностью поворота его по часовой стрелке и прижатия к шкиву. В рычаге выполнено отверстие, в которое вставлен палец, приводящий во вращение шестерню, установленную на валу стартера. По первому варианту - пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива. По второму варианту - пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива, при этом центр тяжести рычага смещен по линии действия пружины с возможностью возникновения центробежной силы, действующей при вращении рычага против силы сжатия пружины. Достигается повышение технологичности механизма при работе в режиме обгонной муфты привода стартера двигателя внутреннего сгорания при повышении несущей способности и долговечности и упрощении конструкции. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а именно к приводам стартеров.

Каждый ДВС снабжается стартером. Особенность работы известных стартеров заключается в том, что стартер оборудован электродвигателем, питаемым от аккумуляторной батареи, на валу электродвигателя установлена обгонная муфта, приводящая шестерню, которая при запуске ДВС специальным устройством вводится в зацепление с зубчатым колесом, установленным на маховике ДВС. После того, как двигатель будет запущен, шестерня этим же устройством выводится из зацепления с зубчатым колесом на маховике.

Обгонная муфта передает вращающий момент только в одном направлении - от двигателя к шестерне - и не является выключающимся устройством.

Преимущественное распространение в стартерах получили роликовые обгонные муфты, недостатком которых является то, что контакт тел заклинивания в муфте осуществляется по малым площадям при том, что нормальные силы, действующие в контакте тел заклинивания, в 15-20 раз превышают полезное окружное усилие. Эти особенности роликовых обгонных муфт являются причиной их малой долговечности и несущей способности (патент РФ на полезную модель №63887, F16D 41/00, опубл. 10.06.2007).

Известен привод стартера ДВС (авторское свидетельство СССР №545790, F16D 15/00, опубл. 05.02.1977), содержащий установленную на шлицах вала ведущую втулку, связанную через механизм свободного хода с шестерней стартера, с целью повышения надежности ведущая втулка шарнирно соединена с ведущим элементом механизма свободного хода, выполненного в виде дифференциального колодочного механизма.

Однако эта конструкция сложна из-за использования дифференциального колодочного тормоза, состоящего из нескольких звеньев, которые соединены пальцами.

В качестве прототипа принят привод стартера ДВС (А.Е. Кропп. Новые обгонные муфты и области их применения. Вестник машиностроения. - 2005. - №6. С.8-12). В статье отмечается, что указанный механизм может применяться в приводе стартера ДВС, включающем приводящую шестерню, перемещающуюся вдоль вала стартера с возможностью зацепления в крайнем положении с зубчатым колесом на маховике привода, устанавливаемый на валу стартера шкив, на котором установлено разрезное кольцо, по обе стороны от разреза снабженное отверстиями под пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, а отношение расстояния «a» между пальцами, соединяющими кольцо с рычагом, к расстоянию «l» от центра вращения шкива до оси ближайшего к нему пальца удовлетворяет условию работы дифференциальной обгонной муфты:

β e 1 , 5 π f 1 a l

где e - основание натурального логарифма,

β=0,8-0,9 - коэффициент,

f - коэффициент трения в контакте шкива и кольца.

В статье раскрыто конструктивное выполнение механизма в режиме работы дифференциального тормоза, который может быть преобразован в обгонную муфту или в останов и указано, что для того, чтобы преобразовать дифференциальный тормоз в обгонную муфту, необходимо, во-первых, отсоединить палец от корпуса машины, во-вторых, сделать механизм постоянно замкнутым, для этого следует отсоединить направление действия пружины и установить ее так, чтобы она не опиралась на корпус. Таким образом, в статье поставлена задача, но не решена.

Предлагаемым изобретением решается задача создания механизма, работающего в режиме обгонной муфты в приводе стартера ДВС.

Технический результат - расширение функциональных возможностей механизма и повышение его технологичности при работе в режиме обгонной муфты привода стартера ДВС при повышенной несущей способности, долговечности и упрощении конструкции.

Этот технический результат достигается тем, что по варианту 1 в приводе стартера ДВС, включающем шестерню, перемещающуюся вдоль вала стартера с возможностью зацепления в крайнем положении с зубчатым колесом на маховике привода, устанавливаемый на валу стартера шкив, на котором установлено разрезное кольцо, по обе стороны от разреза снабженное отверстиями под пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, а отношение расстояния «a» между пальцами, соединяющими кольцо с рычагом, к расстоянию «l» от центра вращения шкива до оси ближайшего к нему пальца удовлетворяет условию работы дифференциальной обгонной муфты, в рычаг встроена пружина сжатия, опирающаяся на разрезное кольцо с возможностью поворота его по часовой стрелке и прижатия к шкиву, в рычаге выполнено отверстие, в которое вставлен палец, приводящий во вращение шестерню, установленную на валу стартера, причем пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива;

по варианту 2 центр тяжести рычага смещен по линии действия пружины с возможностью возникновения центробежной силы, действующей при вращении рычага против силы сжатия пружины,

…Повышение несущей способности и долговечности привода стартера достигается тем, что контакт тел заклинивания осуществляется по развитым поверхностям, что позволит уменьшить массу соответствующих узлов, повысить надежность за счет более благоприятных условий для передачи сил и снижения контактных напряжений. Дифференциальная обгонная муфта в отличие от всех ранее известных механизмов обладает свойством быть выключенной независимо от относительного вращения ведущих и ведомых деталей привода, для этого достаточно создать зазор между шкивом и кольцом простым изменением направления действующей силы.

Предлагаемый привод стартера ДВС приведен на чертежах:

на фиг.1 - узел привода стартера по варианту 1,

на фиг.2 - разрез I-I на фиг 1,

на фиг.3 - узел привода стартера ДВС по варианту 2,

на фиг.4 - разрез I-I на фиг.2.

На вал 1 стартера неповоротно установлен шкив 2, который охватывает разрезное кольцо 3, имеющее отверстия по обе стороны от разреза. В эти отверстия установлены пальцы 4 и 5, соединяющие кольцо 3 с рычагом 6. Пальцы 4 и 5 расположены на прямой, проходящей через центр О шкива 2. Для выбора зазора между кольцом 3 и шкивом 2 и создания первоначального трения между этими деталями в рычаг 6 встроена пружина сжатия 7, которая опирается на кольцо 3 и поворачивает рычаг 5 по часовой стрелке. При этом в пальцах 4 и 5 появляются силы, деформирующие кольцо 3 и прижимающие его с некоторой малой силой к шкиву 2. На той же прямой, на которой расположены пальцы 4, 5, диаметрально противоположно относительно центра О в рычаге 6 выполнено отверстие, в которое установлен палец 8, соединяющий рычаг 6 с втулкой 9. Втулка 9 свободно на подшипниках скольжения установлена на вал 1 стартера. По наружной поверхности втулки 9 выполнены шлицы, на которые устанавливается шестерня 10, которая может занимать два положения на втулке 9: крайнее правое и крайнее левое. При крайнем правом положении шестерни 10 она находится в зацеплении с зубчатым колесом 11, установленным на маховике двигателя; при крайне левом положении шестерни 10 она выведена из зацепления с зубчатым колесом 11. Для перемещения шестерни из одного крайнего положения в другое стартер оборудован соответствующими устройствами, которые применены здесь точно так же, как в известных стартерах, и потому здесь не описаны. Для перемещения шестерни 10 в ней изготовлен кольцевой паз 12, в который входит вилка рычага, перемещающего шестерню 10 (эти вилка и рычаг на фиг.1 не показаны).

Детали 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 в описанном приводе стартера образуют дифференциальную обгонную муфту. Эта муфта передает вращающий момент силами трения между шкивом 2 и кольцом 3, то есть относится к фрикционному типу обгонных муфт. Чтобы эта муфта действительно работала как обгонная, то есть передавала вращающий момент от ведущей детали к ведомой при вращении ведущей детали в одном направлении и не передавала вращающий момент при вращении ведущей детали в другом направлении, необходимо получить некоторое математическое неравенство, относящееся к размерам механизма, соблюдение которого определяет работу муфты. Нами получено требуемое неравенство в виде

0 , 85 e f 1 , 5 π 1 a l                                   (1)

Где «a» и «l» - размеры в дифференциальной обгонной муфте (см. фиг.1),

e=2,718 - основание натуральных логарифмов,

f - коэффициент трения в контакте между шкивом 2 и кольцом 3,

1,5π=α - угол обхвата кольцом 3 шкива 2.

Привод стартера по варианту 1 работает следующим образом.

При запуске двигателя в стартере сначала включается механизм перемещения шестерни 10 из крайнего левого положения в крайнее правое. При этом шестерня 10 входит в зацепление с зубчатым колесом 11. После этого включается электродвигатель стартера, и вал 1 начинает вращать шкив 2. Поскольку соблюдается условие (1), то силами трения приводится во вращение кольцо 3 и другие детали обгонной муфты. В результате приводится во вращение шестерня 10 и зубчатое колесо 11. Происходит запуск двигателя.

После запуска двигателя электродвигатель стартера отключается от сети его питания, но поскольку шестерня 10 все еще находится в зацеплении с зубчатым колесом 11, появляется опасность разрушения ротора стартера из-за очень большой скорости его вращения, ведь теперь ведущим оказывается колесо 11, которое вращается с частотой коленчатого вала заведенного двигателя. Но в этот момент в работу вступает обгонная муфта, для которой ведущие и ведомые детали поменялись местами и потому при ведущем зубчатом колесе 11 обгонная муфта расклинивается и начинает работать в режиме обгона, то есть вращение от зубчатого колеса 11 не передается на вал стартера.

Следующее действие в существующих стартерах - вывод шестерни 10 из зацепления с зубчатым колесом 11. Это действие выполняет пружина сжатия 7 в механизме перемещения шестерни 10. В результате шестерня 10 оказывается в исходном положении, то есть в крайнем левом положении.

…В приводе стартера по варианту 2 используется свойство дифференциальной обгонной муфты по варианту 1 быть отключенной.

Для реализации этого условия в рычаг 6 встроена пружина сжатия 7. Если мы во время работы дифференциальной обгонной муфты создадим силу Q, действующую на рычаг 6 по линии действия силы пружины 7, большей ее по абсолютной величие, действующей в противоположном направлении, то сила Q действует на кольцо 3 таким образом, что между кольцом 3 и шкивом 2 образуется зазор, и муфта отключается.

Для отключения дифференциальной обгонной муфты автоматически и в нужный момент времени предложено, чтобы сила Q являлась центробежной. Для этого рычаг 6 конструктивно выполняется так, чтобы его центр тяжести располагался на линии действия силы пружины 7, в точке O1, правее точки О - центра вращения шкива 2. Тогда при определенной скорости вращения механизма центробежная сила Q станет больше силы пружины 7 и отключит муфту.

Из конструкции стартера по варианту 2 исключен механизм перемещения шестерни 10. Тогда узел привода стартера по варианту 2 устроен следующим образом. Детали 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, образующие вал стартера и дифференциальную обгонную муфту в узле привода стартера по варианту 1 (фиг.1), полностью повторяются в конструкции дифференциальной обгонной муфты узла привода стартера по варианту 2. За исключением конструкции рычага 6, который в отличие от рычага 6 стартера по варианту 1 выполнен так, что его центр тяжести расположен на линии действия силы пружины 7, но правее точки О центра вращения шкива 2. Также оказывается справедливым условие (1) и для дифференциальной обгонной муфты в узле привода стартера по варианту 2.

Палец 8 приводит зубчатое колесо 11, свободно на подшипниках установленное на вал 1 стартера. Шестерня 10 находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 11, установленным на маховике двигателя.

Привод стартера по варианту 2 работает следующим образом.

При запуске двигателя включается питание электродвигателя стартера и начинает вращаться шкив 2. Поскольку соблюдается условие (1), то силами трения приводится во вращение кольцо 3 и другие детали обгонной муфты. В результате приводится во вращение шестерня 9 и зубчатое колесо 10. Происходит запуск двигателя.

После запуска двигателя электродвигатель стартера отключается от сети его питания, но поскольку шестерня 10 находится в зацеплении с зубчатым колесом 11, то появляется опасность разрушения ротора стартера из-за очень большой скорости его вращения; ведь теперь ведущим оказывается колесо 11, которое вращается с частотой коленчатого вала заведенного двигателя. Но в этот момент в работу вступает обгонная муфта, для которой ведущие и ведомые детали поменялись местами, и потому при ведущем колесе 11 обгонная муфта расклинивается и начинает работать в режиме обгона, то есть вращающий момент от колеса 11 не передается на вал стартера. Однако пружина 7 создает некоторый момент трения в контакте кольца 3 и шкива 2, и этот момент трения может быть достаточным, чтобы вхолостую раскручивать ротор стартера до скорости, которая его разрушит. Чтобы исключить такой сценарий работы стартера, в рычаге 6 центробежная сила при некоторой допустимой скорости вращения вала 1 стартера отключает обгонную муфту путем создания зазора между кольцом 3 и шкивом 2.

Таким образом, шестерня 10 и детали обгонной муфты, за исключением шкива 2, вращаются со скоростью, которая определяется скоростью вращения коленчатого вала двигателя, а шкив 2 и вал 1 вращаются со скоростью, которая допустима для ротора двигателя стартера.

В результате в приводе стартера по варианту 2 обеспечивается повышение несущей способности и долговечности так же, как и в стартере по варианту 1.

Нами установлено на примере стартера FIAT, что в результате его переоборудования число деталей, из которых он первоначально состоял, уменьшилось с 47 до 28, то есть уменьшилось на 40%. Пропорционально этому уменьшению числа деталей можно прогнозировать уменьшение стоимости изготовления стартера, то есть на 40%.

Анализ известных аналогов показывает, что предлагаемое изобретение обладает новизной, достижение нового результата новым сочетанием признаков свидетельствует о соответствии критерию «изобретательский уровень», испытания на модели подтверждают его промышленную применимость.

1. Привод стартера ДВС, включающий шестерню, перемещающуюся вдоль вала стартера с возможностью зацепления в крайнем положении с зубчатым колесом на маховике привода, устанавливаемый на валу стартера шкив, на котором установлено разрезное кольцо, по обе стороны от разреза снабженное отверстиями под пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, а отношение расстояния «а» между пальцами, соединяющими кольцо с рычагом, к расстоянию «l» от центра вращения шкива до оси ближайшего к нему пальца удовлетворяет условию работы дифференциальной обгонной муфты, отличающийся тем, что в рычаг встроена пружина сжатия, опирающаяся на разрезное кольцо с возможностью поворота его по часовой стрелке и прижатия к шкиву, в рычаге выполнено отверстие, в которое вставлен палец, приводящий во вращение шестерню, установленную на валу стартера, причем пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива.

2. Привод стартера ДВС, включающий шестерню, перемещающуюся вдоль вала стартера с возможностью зацепления в крайнем положении с зубчатым колесом на маховике привода, устанавливаемый на валу стартера шкив, на котором установлено разрезное кольцо, по обе стороны от разреза снабженное отверстиями под пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, а отношение расстояния «а» между пальцами, соединяющими кольцо с рычагом, к расстоянию «l» от центра вращения шкива до оси ближайшего к нему пальца удовлетворяет условию работы дифференциальной обгонной муфты, отличающийся тем, что в рычаг встроена пружина сжатия, опирающаяся на разрезное кольцо с возможностью поворота его по часовой стрелке и прижатия к шкиву, в рычаге выполнено отверстие, в которое вставлен палец, приводящий во вращение шестерню, установленную на валу стартера, причем пальцы, соединяющие кольцо с рычагом, и палец, приводящий во вращение шестерню, расположены на одной прямой, проходящей через центр шкива, центр тяжести рычага смещен по линии действия пружины с возможностью возникновения центробежной силы, действующей при вращении рычага против силы сжатия пружины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения и может быть использовано в устройствах, где требуется отключение передачи вращения при достижении определенного крутящего момента.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД). .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в комплексных гидротрансформаторах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах транспортных машин. .

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для преобразования возвратно-вращательного движения в периодически вращательное . .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС). .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам постоянного тока, например автотракторным стартерам. .

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам включения электростартера двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность . .

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет уменьшить размеры и массу устр-ва, повысить эксплуатационную надежность и технический уровень. .

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к конструкциям стартеров с планетарным редуктором. Стартер с планетарным редуктором содержит переднюю и среднюю части корпуса и крышку, тяговое реле, тяговый электромотор и обгонную муфту, тяговый электромотор выполнен в виде водила с установленными на нем шестернями и торцевыми роторами, центральной подтормаживающей шестерни, внешнего и внутреннего концентрических статоров и системы управления. В устройстве реализован режим пониженной скорости вращения, для предварительного прогрева двигателя и заполнения маслом маслосистемы при включенном тормозе, при этом статоры включены на разнонаправленное вращение, роторы-сателлиты вращаются, а шестерни-сателлиты перемещены по центральной шестерне, вращающей водило и обгонную муфту. При выключенном тормозе следует режим повышенной скорости, при котором статоры включены на согласное направление вращения, роторы-сателлиты вращаются в неподвижном состоянии вместе с водилом и центральной шестерней как единое целое. После запуска двигателя реле и статоры отключаются. Технический результат состоит в возможности реализации режима пониженной скорости при пусковых токах, меньших в число раз, равное передаточному отношению редуктора. 3 ил.
Наверх