Кылкубыз



Кылкубыз
Кылкубыз

 


Владельцы патента RU 2410768:

Халикова Салима Рифовна (RU)

Кылкубыз содержит корпус, который состоит из плоской нижней деки, сводчатой верхней деки, соединенных по периметру посредством обечайки, оканчивающейся в нижней части корпуса клецой с выступом-ножкой. Кроме того, на корпусе расположена шейка, имеющая длину, не менее 1/2 длины корпуса, на которую наклеен гриф с ладовыми пластинами, а на конце шейки расположена переходящая в шпиль колковая головка. При этом на верхней деке выполнены фигурные резонансные отверстия. Причем нижняя дека выполнена в виде плоского многогранника в форме «восьмерки», симметричного относительно продольной оси инструмента, выполненного заодно с шейкой и прямой колковой головкой. Сводчатая верхняя дека выполнена в виде двух полусферических клепок, сходящих к обечайке и сопряженных друг с другом по продольной оси корпуса. При этом подставка для струн установлена в области зауженной «талии» корпуса. Фигурные резонансные отверстия выполнены в области подставки для струн, симметрично относительно продольной оси инструмента, а ладовая разметка на грифе нанесена контрастной краской относительно цвета самого грифа. Заявленное изобретение обеспечивает повышение надежности конструкции инструмента, упрощает технологию его изготовления и обеспечивает удобство воспроизведения мелодий, при сохранении классической конструкции инструмента. 2 ил.

 

Изобретение относится к производству смычковых музыкальных инструментов, типа кобыз.

Описание предшествующего уровня изготовления смычкового музыкального инструмента, типа кобыз.

Народный музыкальный инструмент Кылкубыз является башкирским струнно-смычковым инструментом, родственным таким народным музыкальным инструментам, как кобыз, гудок, кяманча. Все эти инструменты в основе своей конструкции содержат долбленый овальный корпус с вытянутой шейкой. На конце шейки имеется головка с колками для натяжения струн, свободные концы струн крепятся к струнодержателю непосредственно на корпусе (гудок) или на выступающей из нижней части корпуса ножке (кяманча). Отличаются друг от друга известные музыкальные инструменты конструкцией корпуса, количеством струн, а также способами воспроизведения звука и техникой исполнения мелодий. При этом корпус кяманчи шаровидной формы, как правило, изготавливается из набора отдельных гнутых клепок, а ковшеобразный корпус кобыза изготавливается методом выдалбливания из цельного куска дерева с переходом корпуса в короткую шейку и далее - в плоскую головку.

Для расширения исполнительских возможностей игры на этих старинных музыкальных инструментах в современных оркестрах и ансамблях производится усовершенствование их конструкции.

Усовершенствование конструкции известных народных музыкальных инструментов основано, как правило, на изменении формы корпуса, технологии изготовления корпуса, места крепления cтрунодержателя, количества струн и/или материала, из которого изготавливаются струны. Так, усовершенствованный современный кобыз имеет три - четыре струны (в отличие от двух - у древнего кобыза), которые крепятся к струнодержателю кожаными ремешками. При этом на трехструнных кобызах применяют народный флажолетный способ игры, а на четырехструнных - применяют концертный способ игры, прижимая струны к грифу (Атлас музыкальных инструментов СССР. Вертков К. и др. Государственное музыкальное изд-во, 1963, с.30, 85, 132).

Известен усовершенствованный башкирский Кыл-кубыз (патент РФ №2126138, G10B 1/00, 1/02, 1998), конструкция корпуса которого содержит плоскую многогранную нижнюю деку, симметричную относительно продольной оси инструмента, и сводчатую верхнюю деку, выполненную из набора клепок. При этом гриф инструмента снабжен выпуклыми ладовыми пластинами, в данном случае - в виде отрезков жилки (лески, шелковой нити и т.п.), и куполообразной колковой головкой закрепленной на конце шейки с наклоном вниз.

Конструкция данного музыкального инструмента отличается технологичностью изготовления по сравнению с древним кобызом и обеспечивает исполнение как песенно-танцевальных мелодий, так и программно-инструментальных мелодий в сольной или ансамблевой игре.

Однако практическое использование известного Кыл-кубыза выявило некоторые недостатки в конструкции, а также - некоторые неудобства при игре. А именно:

- выпуклые ладовые пластины, как дополнительный элемент конструкции на шейке инструмента, снижают вибрацию извлекаемого звука, а также травмируют пальцы исполнителя в процессе концертной игры на инструменте;

- большое количество составных элементов конструкции музыкального инструмента (наклонная колковая головка в виде полого купола, шейка определенных размеров по отношению к корпусу инструмента, набор клепок корпуса) снижают технологичность изготовления инструмента и надежность конструкции. Так в процессе эксплуатации колковая головка расшатывается, что отрицательно сказывается на воспроизводимом звучании;

- овальная куполообразная форма верхней деки, без «талии», затрудняет работу со смычком в процессе исполнения мелодии, поскольку смычок в процессе концертной игры задевает край обечайки.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности конструкции усовершенствованного башкирского музыкального инструмента», упрощение технологии его изготовления и обеспечение удобства воспроизведения мелодий при сохранении классической конструкции кобуза и самобытности игры на нем.

Поставленная задача решается следующим образом.

В конструкции Кылкубыза, содержащего корпус в виде объемного многогранника с плоской нижней декой и сводчатой верхней декой, составленной из средней клепки, параллельной нижней деке, и двух крайних полусферических клепок, под углом сходящих от средней клепки к обечайке, и снабженной фигурными резонансными отверстиями на каждой из клепок верхней деки, и нижнего клеца с выступом-ножкой, соединяющего обе деки и обечайку; шейку шириной, равной ширине подставки для струн, закрепленной на верхней деке, и длиной, не менее 1/2 длины корпуса; гриф с выпуклыми ладовыми пластинами и куполообразную, переходящую в шпиль, колковую головку, прикрепленную к концу шейки грифа с наклоном вниз, согласно изобретению нижняя плоская дека выполнена в виде плоского многогранника в форме «восьмерки», симметричного относительно продольной оси инструмента и переходящего в шейку и далее в колковую головку, а сводчатая верхняя дека выполнена в виде двух полусферических клепок, сходящих к обечайке и сопряженных друг с другом по продольной оси корпуса. При этом подставка для струн установлена в области зауженной «талии» корпуса, фигурные резонансные отверстия выполнены в верхней деке в области подставки для струн симметрично относительно продольной оси инструмента, а ладовая разметка на грифе нанесена контрастной краской относительно цвета самого грифа.

Предложенная конструкция Кылкубыза имеет следующие особенности и преимущества по сравнению с известными смычковыми народными музыкальными инструментами:

- форма корпуса в виде «восьмерки» исключает механический контакт смычка с корпусом инструмента в процессе воспроизведения мелодий, поскольку рабочая область приходится на зауженную «талию» инструмента, и исполнитель может виртуозно обращаться с инструментом, не беспокоясь о механических помехах;

- выполнение верхней деки в виде двух полусферических клепок, сходящих к обечайке и сопряженных друг с другом по продольной оси корпуса, обеспечивает уравновешенное звучание воспроизводимого звука, расширяя тем самым исполнительские возможности музыканта;

- отсутствие ладовых пластинок на грифе динамически разгружает шейку инструмента, увеличивая тем самым вибрацию звука, как один из приемов звукоизвлечения. При этом в процессе работы со струнами при концертном способе игры не травмируются пальцы музыканта о выступающие ладовые пластины, как у прототипа, а нанесенная краской контрастного цвета ладовая разметка на грифе облегчает исполнение мелодий на данном инструменте как музыкантам с опытом игры на скрипке и/или виолончели, так и начинающим исполнителям;

- предложенная конструкция нижней деки, шейки и колковой головки из единого куска материала снижает количество составных деталей инструмента, повышая тем самым его надежность и срок эксплуатации, при этом конструкция усовершенствованного музыкального инструмента максимально приближена к конструкции народного кобыза.

Предложенная конструкция Кылкубыза проста в технической реализации, не требует специальных приспособлений и материалов. Инструмент может быть изготовлен как из хвойных, так и лиственных пород древесины.

Заявителю не известны подобные технические решения, используемые при изготовлении смычковых музыкальных инструментов типа кобыз.

На фиг.1 представлен вариант конструкции Кылкубыза.

На фиг.2 представлен вид Кылкубыза сбоку.

Смычковый музыкальный инструмент Кылкубыз содержит корпус 1 с шейкой 2 и колковой головкой 3. На шейку 2 наклеен гриф 4. Корпус 1 выполнен из нижней деки 5 в виде плоского симметричного многогранника в форме «восьмерки», переходящего в шейку 2 и далее в колковую головку 3, и верхней полусферической деки, соединенной по периметру с нижней декой 5 посредством обечайки 6. При этом нижняя дека 5, шейка 2 и колковая головка 3 выполнены из цельного куска дерева, а верхняя дека составлена из полусферических клепок 7 и 8, сходящих к обечайке 6 и сопряженных друг с другом по продольной оси корпуса 1. На верхней деке в области «талии» корпуса 1 перпендикулярно нижней деке 5 закреплена подставка 9 для струн. В области подставки 9 для струн в верхней деке выполнены продольные фигурные резонансные отверстия 10 и 11, симметричные относительно продольной оси инструмента. Обечайка 6 оканчивается в нижней части корпуса 1 клецой 12 с выступом-ножкой 13. В нижней части верхней деки по продольной оси инструмента установлен струнодержатель 14. На грифе 4 нанесена ладовая разметка 15 краской, контрастной по цвету окраске самого грифа 4. Внутри корпуса установлены пружины (не показаны) в виде деревянных пластин, закрепленных перпендикулярно нижней деке 5, повторяющих поперечное сечение корпуса и поддерживающих клепки 7 и 8 верхней деки.

Пользуются Кылкубызом следующим образом.

Исполнитель садится на стул, размещает на колене салфетку-коврик и устанавливает на нее вертикально перед собой Кылкубыз. Одной рукой исполнитель работает смычком и при этом второй рукой может манипулировать струнами. В процессе игры могут использоваться такие приемы игры, как легато, стокатто, пицекатто, фальцетто и т.п., в целом техника тигры скрипичная, строй струн - квинтовый.

Предложенный Кылкубыз может использоваться при исполнении песенно-танцевальных и программно-инструментальных мелодий в сольной или ансамблевой игре.

С помощью полировки, росписи и инкрустации данный музыкальный инструмент с оригинальным внешним видом украшает оркестр и может также реализовываться в качестве подарочной или сувенирной продукцией.

Один из вариантов внешнего вида Кылкубыза, изготовленного по чертежам предложенной конструкции, представлен на выставке самодеятельных художников (www.Artlib.ru. Дерево. Художник Мартыщев А.Г., «Народный музыкальный инструмент Кылкубыз»).

Кылкубыз, содержащий корпус, состоящий из плоской нижней деки, сводчатой верхней деки, соединенных по периметру посредством обечайки, оканчивающейся в нижней части корпуса клецой с выступом-ножкой, кроме того, на корпусе расположена шейка, имеющая длину не менее 1/2 длины корпуса, на которую наклеен гриф с ладовыми пластинами, а на конце шейки расположена переходящая в шпиль колковая головка, при этом на верхней деке выполнены фигурные резонансные отверстия, отличающийся тем, что нижняя дека выполнена в виде плоского многогранника в форме «восьмерки», симметричного относительно продольной оси инструмента, выполненного заодно с шейкой и прямой колковой головкой, а сводчатая верхняя дека выполнена в виде двух полусферических клепок, сходящих к обечайке и сопряженных друг с другом по продольной оси корпуса, при этом подставка для струн установлена в области зауженной «талии» корпуса, фигурные резонансные отверстия выполнены в области подставки для струн, симметрично относительно продольной оси инструмента, а ладовая разметка на грифе нанесена контрастной краской относительно цвета самого грифа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебной гитаре для вокалистов-любителей. .

Изобретение относится к музыкальным инструментам, в частности к конструкции барабана. .

Изобретение относится к семиоктавному многоголосому клавишному музыкальному инструменту. .

Изобретение относится к конструкции струнного акустического музыкального инструмента. .

Изобретение относится к конструкции опорных резонаторов для язычковых звукообразующих устройств. .

Арфа // 2348986
Изобретение относится к струнным музыкальным инструментам и может быть использовано для упрощения процесса изготовления арф. .

Барабан // 2331931
Изобретение относится к области изготовления ударных музыкальных инструментов. .

Изобретение относится к области изготовления струнных музыкальных инструментов. .

Изобретение относится к области музыкальных инструментов, а именно пневматических язычковых музыкальных инструментов, таких как баяны, аккордеоны и гармони, и может быть использовано в процессе производства пневматических язычковых музыкальных инструментов с различным диапазоном звучания

Изобретение относится к устройствам цветомузыки и может быть использовано для перевода сигналов музыкальных инструментов в цветовой образ

Изобретение относится к области струнных щипковых музыкальных инструментов, а именно к конструкции электромузыкальных инструментов, и может быть использовано в электрогитарах

Изобретение относится к области струнных щипковых музыкальных инструментов, а именно к конструкции электромузыкальных инструментов, и может быть использовано в электрогитарах

Изобретение относится к области производства музыкальных инструментов

Саз // 2440625
Изобретение относится к производству народных щипковых музыкальных инструментов типа лютня (танбур, уд, саз)

Изобретение относится к устройствам для создания звука, а именно к перкуссионным устройствам, и может быть использовано как в качестве ритмического инструмента, так и для шумового сопровождения спортивных мероприятий

Изобретение относится к производству музыкальных самозвучащих инструментов
Наверх