Способ развития внимания учителя физической культуры


 


Владельцы патента RU 2416363:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кузбасская государственная педагогическая академия (RU)

Изобретение относится к педагогике, может быть использовано для определения уровня внимания учителей физической культуры и студентов факультетов физической культуры на уроке. На уроке физической культуры за занятием наблюдает контролер, который отвечает на вопросы анкеты. Ответы контролера принимают за правильную объективную оценку. Учитель проводит урок и отвечает на вопросы анкеты после урока. Оценку учителя считают субъективной. Сравнивают объективную и субъективную оценки и, при совпадении ответов, субъективную оценку учителя считают правильной. Урок разбивают на подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной и заключительной частях урока физической культуры учащихся делят на подгруппы с разным количеством учащихся, выполняющих одинаковые задания. В основной части урока учащихся делят на группы с равным количеством учащихся, но выполняющих разные задания. Даны вопросы анкеты. Находят количество правильных ответов учителя по подготовительной и заключительной частям урока, сравнивают их друг с другом. При разнице в числе правильных ответов на вопросы менее 20% оценивают устойчивость внимания учителя как высокую, при разнице 21-50% - как среднюю, при разнице более 50% - как низкую. Подсчитывают количество правильных ответов учителя по основной части урока: при 8-10 правильных ответах оценивают уровень распределения его внимания как высокий, при 5-7 правильных ответах - уровень распределения внимания средний, при 4 и менее правильных ответах - уровень распределения внимания низкий. Находят сумму правильных ответов учителя за все части урока, сравнивают их с ответами контролера: при количестве правильных ответов 80-100% объем внимания - высокий, при 60-79% - средний, при менее 60% - низкий. Способ позволяет объективно оценить уровень внимания учителя непосредственно на уроке без дорогостоящего оборудования, с определением устойчивости внимания, распределения внимания, объема внимания. 2 табл.

 

Изобретение относится к педагогике, может быть использовано для определения уровня внимания учителей физической культуры и студентов факультетов физической культуры на уроке.

Особую роль в деятельности учителя физической культуры играет такое качество, как внимание. Учитель физической культуры должен одновременно следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой, и постоянно держать под наблюдением весь класс.

При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся, уловить - понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Правильное распределение внимание учителя физкультуры позволяет свести к минимуму риск травматизма, острого физического перенапряжения учащихся на уроке. Во многих случаях, чтобы не прервать показ, объяснение выполнения упражнения, учитель должен отсрочить свое воздействие на учащегося. Это требует от учителя хорошей кратковременной памяти, чтобы не забыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или фрагмент урока.

Существует много методик диагностики избирательности, устойчивости, концентрированности, распределения и переключения внимания в различных видах профессиональной деятельности. В частности, существует способ оценки уровня распределения внимания [патент РФ на изобретение №2343843 от 20.01.09]. Способ заключается в предъявлении на экране компьютера стимульных полей и определении реагирования на стимульное поле заданного типа. Способ может быть использован при профессионально-психологическом обследовании операторов в различных областях трудовой деятельности. Он не подходит для определения внимания учителя физической культуры, потому что учитель физкультуры должен не выбирать, на кого или на что обращать внимание, а распределять внимание одновременно на всех учеников, учитывая различные показатели их деятельности: внешний вид, поведение, правильность выполнения упражнений.

Учитывая, что внимание - одно из необходимых профессиональных качеств учителя физической культуры, для определения внимания можно использовать способ определения профессиональной пригодности [патент РФ на изобретение №2164776 от 08.06.2000]. Положительной стороной этого способа является то, что он позволяет повысить эффективность профессионального отбора, так как одновременно регистрируется и проверяется несколько показателей.

Недостатком способа является то, что для его проведения необходимо специальное оборудование; человек, специально обученный для проведения такого тестирования. Исследование проводится в обстановке, далекой от реальных ситуаций урока физической культуры.

Ни один из перечисленных способов не определяет уровень внимания именно учителя физической культуры на уроке.

Задача изобретения - определение уровня внимания учителя физкультуры и студентов выпускного курса техникума, факультета, института физической культуры во время проведения урока физической культуры по показателям: устойчивость внимания, уровень распределения внимания, объем внимания.

Поставленная задача достигается способом оценки внимания учителя физической культуры, заключающимся в том, что на уроке физической культуры за занятием наблюдает контролер, который отвечает на вопросы анкеты. Ответы контролера принимают за правильную объективную оценку. Учитель проводит урок и отвечает на вопросы анкеты после урока. Оценку учителя считают субъективной. Сравнивают объективную и субъективную оценки и, при совпадении ответов, субъективную оценку учителя считают правильной. Урок разбивают на подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной и заключительной частях урока физической культуры учащихся делят на подгруппы с разным количеством учащихся, выполняющих одинаковые задания. В основной части урока учащихся делят на группы с равным количеством учащихся, но выполняющих разные задания.

Анкета включает следующие вопросы для подготовительной части урока: Сколько учащихся присутствовало на уроке? На сколько подгрупп разделили детей? Сколько девочек во второй подгруппе? Сколько мальчиков в третьей подгруппе? Сколько учащихся освобождено от урока? Сколько учащихся не готово к уроку? В какой подгруппе все дети были в спортивной форме? Все ли учащиеся выполняли разминку? Учащиеся какой подгруппы все предложенные упражнения выполняли правильно и синхронно?

Вопросы анкеты для основной части урока: Кто из учащихся неоднократно отвлекался во время урока? Кто были назначены ответственными в группах? Кто из детей быстро осваивает новое упражнение? Все ли учащиеся находились в поле вашего зрения во время урока? Кто является лидером в классе? Кто из учащихся игнорировал команды учителя? Перечислите основные ошибки, совершаемые детьми во время выполнения упражнений по станциям. Учащиеся какой группы дисциплинированнее остальных? На какой станции совершали больше всего ошибок? Кто из детей отказывался выполнять упражнения?

Вопросы анкеты для заключительной части урока: В какой подгруппе учащихся было больше? В какой подгруппе учащихся было меньше? В какой подгруппе, во время проведения игры на внимание, учащимися было сделано больше всего ошибок? Кто из детей отказался принимать участие в подвижной игре? Сколько положительных оценок поставили при подведении итогов? У всех ли детей сохранялся интерес к выполнению упражнений на протяжении урока? Если нет, почему? Какая игра больше всего понравилась учащимся, входившим во вторую подгруппу? Кто из детей в подготовительной и заключительной частях был в одной и той же подгруппе?

Находят количество правильных ответов учителя по подготовительной и заключительной частям урока, сравнивают их друг с другом. При разнице в числе правильных ответов на вопросы менее 20% оценивают устойчивость внимания учителя как высокую, при разнице 21-50% - как среднюю, при разнице более 50% - как низкую.

Подсчитывают количество правильных ответов учителя по основной части урока: при 8-10 правильных ответах оценивают уровень распределения его внимания как высокий, при 5-7 правильных ответах - уровень распределения внимания средний, при 4 и менее правильных ответах - уровень распределения внимания низкий.

Находят сумму правильных ответов учителя за все части урока, сравнивают их с ответами контролера: при количестве правильных ответов 80-100% объем внимания - высокий, при 60-79% - средний, при менее 60% - низкий.

Новизна изобретения

На уроке физической культуры за занятием наблюдает контролер, который отвечает на вопросы анкеты. Ответы контролера принимают за правильную объективную оценку. Учитель проводит урок и отвечает на вопросы анкеты после урока. Оценку учителя считают субъективной. Сравнивают объективную и субъективную оценки и, при совпадении ответов, оценку учителя считают правильной. Это позволяет обеспечить точность и достоверность оценки.

Урок разбивают на подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной и заключительной частях урока физической культуры учащихся делят на подгруппы с разным количеством учащихся, выполняющих одинаковые задания. В основной части урока учащихся делят на группы с равным количеством учащихся, но выполняющих разные задания. Это позволяет создать меняющиеся профессиональные действия для учителя, осложняемые помеховыми факторами - количеством детей в подгруппах и разными заданиями для них.

Анкета включает вопросы для подготовительной части урока, основной части урока, заключительной части урока. Вопросы доступны для быстрого понимания и имеют непосредственное отношение к работе учителя с классом во время урока физкультуры. Вопросы подобраны так, чтобы определить устойчивость, распределение и объем внимания учителя на уроке.

Находят количество правильных ответов учителя по подготовительной и заключительной частям урока, сравнивают их друг с другом. При разнице в числе правильных ответов на вопросы менее 20% оценивают устойчивость внимания учителя как высокую, при разнице 21-50% - как среднюю, при разнице более 50% - как низкую.

Подсчитывают количество правильных ответов учителя по основной части урока: при 8-10 правильных ответах оценивают уровень распределения его внимания как высокий, при 5-7 правильных ответах - уровень распределения внимания средний, при 4 и менее правильных ответах - уровень распределения внимания низкий.

Находят сумму правильных ответов учителя за все части урока: при количестве правильных ответов 80-100% объем внимания - высокий, при 60-79% - средний, при менее 60% - низкий.

Совокупность существенных признаков изобретения позволяет объективно оценить уровень внимания учителя непосредственно на уроке без дорогостоящего оборудования, с определением устойчивости внимания, распределения внимания, объема внимания.

Способ позволяет учителю быстрее познакомиться с классом, запомнить учащихся. Осуществляя способ, можно проводить взаимоконтроль между учителями. Способ позволяет выявить недостатки в работе учителя и разработать мероприятия по их устранению путем проведения дополнительных тренингов внимания или обучения студентов, приобретающих профессию учителя физкультуры.

Данным способом исследовано внимание на уроке физкультуры 53 студентов выпускного курса ФГОУ СПО Прокопьевский техникум физической культуры, проходящих практику в общеобразовательных школах г. Прокопьевска, и 5 учителей физкультуры г. Прокопьевска. Учителя обследованы однократно, студенты - дважды: в начале и перед окончанием прохождения практики. Результаты исследования приведены в таблице.

Результаты исследования внимания учителей и студентов ФГОУ СПО Прокопьевский техникум физической культуры на уроках физкультуры
Контингент Уровень внимания, количество наблюдений
высокий средний низкий
Учителя 3 чел. (60%) 2 чел. (40%) -
Студенты в начале практики - 14 чел. (26,4%) 39 чел. (73,6%)
Студенты в конце практики 2 чел. (3,7%) 35 чел. (66%) 16 чел. (30,3%)

Как видно из таблицы, уровень внимания большинства учителей физической культуры на уроке высокий. Уровень внимания студентов в начале практики в основном низкий и средний. В конце практики уровень внимания большей части студентов - средний. Есть студенты, у которых уровень внимания высокий, хотя сохраняются студенты, у которых уровень внимания низкий. Значит, большинство студентов за время прохождения практики научились правильно распределять свое внимание на уроке физической культуры. Студенты, у которых сохраняется низкий уровень внимания, тоже стали более внимательны на уроках. Тем не менее, перед тем как допустить их до самостоятельного проведения занятий физкультурой, необходимо повысить уровень внимания на уроках физической культуры, путем специальных тренингов на развитие внимания.

Следовательно, способ позволяет исследовать уровень внимания учителя на уроке физической культуры.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Исследование уровня внимания учителя физической культуры проводится в начале учебного года, студентов - во время прохождения педагогической и преддипломной практики в школе. Для оценки внимания используют специально разработанный урок физкультуры, в котором все учащиеся выполняют одинаковые задания в подготовительной и заключительной частях, а в основной части они работают группами по станциям (применяется метод круговой тренировки). Для примера приводим урок, разработанный для учащихся 7 класса общеобразовательной школы.

Упражнения подготовительной части направлены на подготовку организма к предстоящей деятельности, строевые упражнения, включающие ходьбу и ее разновидности, бег и его разновидности, общеразвивающие упражнения, включающие упражнения на восстановление дыхания и формирование правильной осанки. Во время построения класс делится по расчету: «6-4-2 - на месте». Поскольку количество учащихся в классе редко бывает кратным 4, класс делится на неравные группы, каждая из которых выполняет все задания подготовительной части.

В заключительной части проводится 2 игры: подвижная, предусматривающая деление занимающихся на неравные группы: «Шишки, желуди, орехи», и игра на внимание «Минутка». Игра «Шишки, желуди, орехи»: класс делят на 3 неравные группы, один человек остается голить. По команде голящего шишки, желуди или орехи меняются местами, голящий должен успеть занять вакантное место, а оставшийся без места становится голящим. Игра «Минутка» проводится одновременно со всеми занимающимися. Объявляется точка отсчета времени, и каждый человек самостоятельно про себя отсчитывает минуту. Когда человек считает, что время истекло, он делает шаг вперед. По истечении минуты учитель дает команду «стоп» и занимающиеся видят, кто закончил счет быстрее, а кто не уложился.

В основной части упражнения на 5 станциях подобраны на комплексное развитие физических качеств, для всех мышечных групп с использованием различного инвентаря. На первой станции учащиеся выполняют прыжки на скакалке с ведением счета. Вторая станция - метание теннисного мяча в цель. Считается количество попаданий. На третьей станции упражнения подъем туловища из положения лежа на спине. На четвертой станции подростки выполняют приседания с набивным мячом. На пятой станции - вращение обруча. На каждой станции работа в течение 1 минуты с подсчетом количества выполненных упражнений для определения победителя в группе и в классе.

Исследование проводится в парах, состоящих из контролера и учителя. При проведении исследования студентов один из них назначается контролером, другой - учителем. На следующем уроке студенты меняются ролями. При исследовании внимания учителей в роли контролера выступает школьный психолог или коллега.

Контролер во время проведения подготовительной и заключительной частей урока делит учащихся на неравные подгруппы, то есть учителю в начале и в конце занятия предъявляется неравное число объектов, которые совершают одинаковые действия. В основной части занятия учащиеся разделены на равные по числу группы, но выполняют разные задания.

На уроке физической культуры контролер наблюдает за занятием и подробно отвечает на вопросы анкеты. Ответы контролера принимают за правильные и считают объективной оценкой. Учитель проводит урок и отвечает на вопросы анкеты после урока в течение 5-7 минут. Его оценку считают субъективной. Сравнивают объективную и субъективную оценки и, при совпадении ответов, оценку учителя считают правильной. Если учитель и контролер дали разные ответы, то считают, что учитель ответил на эти вопросы неверно. Подсчитывают количество правильных и неправильных ответов по подготовительной, основной и заключительной частям урока.

АНКЕТА
п/п Вопросы Ответы Примечание
Подготовительная часть:
1. Сколько учащихся присутствовало на уроке?
2. На сколько подгрупп разделили детей?
3. Сколько девочек во второй подгруппе?
4. Сколько мальчиков в третьей подгруппе?
5. Сколько учащихся освобождено от урока?
6. Сколько учащихся не готово к уроку?
7. В какой подгруппе все дети были в спортивной форме?
8. Все ли учащиеся выполняли разминку?
9. Учащиеся какой подгруппы все предложенные упражнения выполняли правильно и синхронно?
Основная часть:
10. Кто из учащихся неоднократно отвлекался во время урока?
11. Кто были назначены ответственными в группах?
12. Кто из детей быстро осваивает новое упражнение?
13. Все ли учащиеся находились в поле вашего зрения во время урока?
14. Кто является лидером в классе?
15. Кто из учащихся игнорировал команды учителя?
16. Перечислите основные ошибки, совершаемые
детьми во время выполнения упражнений по станциям.
17. Учащиеся какой группы дисциплинированнее остальных?
18. На какой станции совершали больше всего ошибок?
19. Кто из детей отказывался выполнять упражнения?
Заключительная часть:
20. В какой подгруппе учащихся было больше?
21. В какой подгруппе учащихся было меньше?
22. В какой подгруппе, во время проведения игры на внимание, учащимися было сделано больше всего ошибок?
23. Кто из детей отказался принимать участие в подвижной игре?
24. Сколько положительных оценок поставили при подведении итогов?
25. У всех ли детей сохранялся интерес к выполнению упражнений на протяжении урока?
26. Если нет, почему?
27. Какая игра больше всего понравилась учащимся, входившим во вторую подгруппу?
28. Кто из детей в подготовительной и заключительной частях был в одной и той же подгруппе?

В графе анкеты «Примечание» ответ на вопрос дается в развернутом виде. Ответы контролера и учителя сравнивают. Соотношение правильных ответов по подготовительной и заключительной частям урока определяет устойчивость внимания; ответы по основной части занятия показывают распределяемость внимания, а вся сумма правильных ответов характеризует объем внимания.

Если число правильных ответов на вопросы по подготовительной и заключительной частям урока различаются менее чем на 20%, значит, устойчивость внимания высокая. Если разница в числе правильных ответов по подготовительной и заключительной частям урока составляет от 21 до 50%, устойчивость внимания средняя. Если разница в числе правильных ответов по подготовительной и заключительной частям урока составляет более 50%, устойчивость внимания низкая.

Распределяемость внимания оценивают по следующим критериям: от 8 до 10 правильных ответов на вопросы по основной части урока характеризуют высокий уровень распределения внимания; от 5 до 7 правильных ответов на вопросы - средний уровень распределения внимания; 4 и менее правильных ответов - низкий уровень внимания.

Объем внимания оценивают по сумме правильных ответов всех разделов анкеты за все части урока. Если сумма правильных ответов составляет от 80% до 100%, то объем внимания учителя на уроке высокий, от 60% до 79% - средний и менее 60% - низкий.

Пример 1. Учитель физкультуры МОУ «СОШ №14», Г. Д., 56 лет. Высшая категория, стаж работы 36 лет. Контролер - другой учитель физкультуры Т-ва М.С. В подготовительной и заключительной частях урока физической культуры учащиеся разделены на 3 подгруппы: первая подгруппа 5 учащихся, вторая подгруппа 7 учащихся, третья подгруппа 8 учащихся, выполняющих одинаковые задания. В подготовительной части это ходьба и бег с разновидностями, общеразвивающие упражнения. В заключительной части - подвижная игра «Шишки, желуди, орехи» и игра на внимание «Минутка». В основной части урока учащихся делят на 5 групп с равным количеством учащихся по 4 человека, но выполняющих разные задания. Первая группа выполняет прыжки на скакалке, вторая группа выполняет метание теннисного мяча в цель, третья группа выполняет подъем туловища из положения лежа, четвертая - приседания с набивным мячом, пятая - вращение обруча. Через 1 минуту группы переходят по станциям по часовой стрелке. Проведено анкетирование и сравнение ответов контролера и учителя. По результатам анкетирования определили уровень внимания как высокий. Учителю не составило труда ответить на вопросы анкеты и дать подробные, развернутые ответы. Время, затраченное на ответы, составило 5 мин 30 с. Учитель правильно ответил на все вопросы подготовительной и заключительной частей занятия, значит, устойчивость внимания высокая. Учитель правильно ответил на все 10 вопросов основной части урока. Это значит, что уровень распределения внимания высокий и учитель может следить за всеми учащимися. Учитель правильно ответил на вопросы всей анкеты - 100%, это доказывает, что объем внимания высокий. Исследовано внимание успешного учителя высшей категории с большим стажем работы. Результаты исследования подтверждают, что он умеет правильно распределять внимание на всех учащихся в течение всего урока.

Пример 2. Учитель - студентка ФГОУ СПО ПТФК, И.Ф., 18 лет. Контролер - студентка ФГОУ СПО ПТФК, К.З., 18 лет. В подготовительной и заключительной частях урока физической культуры учащихся разделили на 3 подгруппы. Первая подгруппа 5 учащихся, вторая подгруппа 6 учащихся, третья подгруппа 9 учащихся, выполняющих одинаковые задания. В подготовительной части это ходьба и бег с разновидностями, общеразвивающие упражнения. В заключительной части - подвижная игра «Шишки, желуди, орехи» и игра на внимание «Минутка». В основной части урока учащихся делят на 5 групп с равным количеством учащихся по 4 человека, но выполняющих разные задания. Первая группа выполняет прыжки на скакалке, вторая группа выполняет метание теннисного мяча в цель, третья группа выполняет подъем туловища из положения лежа, четвертая - приседания с набивным мячом, пятая - вращение обруча. Через 1 минуту группы переходят по станциям по часовой стрелке. Проведено анкетирование и сравнение ответов контролера и учителя. Контролер заполнил анкету во время урока, учитель - после урока. Проведено сравнение ответов контролера и учителя.

Во время заполнения анкеты в начале практики Ф. на вопросы по подготовительной части было дано 5 правильных ответов, что составило 56%; а на вопросы по заключительной части дано только 3 правильных ответа, что составило 33%. Разница в числе правильных ответов по подготовительной и заключительной частям занятия составила 23%. Значит, устойчивость внимания средняя. Студентке не удалось сохранить высокую устойчивость внимания на протяжении всего урока. Из вопросов по основной части урока студентка правильно ответила только на 5, значит, уровень распределения внимания средний. Наиболее сложными показались вопросы №3, 4, 5, 11, 13, 15, 16, 18, 23, 24. Это можно объяснить тем, что студентка только приступила к проведению уроков и не была знакома со школьниками, поэтому ей сложно было запомнить их имена, фамилии. Не могла первое время определить, кому из детей необходимо больше уделять внимания на уроке. Студентка ответила правильно всего на 13 вопросов по занятию в целом, что составило 46%, значит, объем внимания низкий. В процессе педагогической практики студентка целенаправленно тренировала внимание.

На повторном тестировании в конце практики Ф. показала более высокий результат. На вопросы подготовительной части урока Ф. дала 7 правильных ответов, что составило 78%, такое же число верных ответов студентка дала и на вопросы заключительной части. Количество правильных ответов на вопросы по подготовительной и заключительной частям занятия совпали, значит, устойчивость внимания у студентки высокая. Ф. правильно ответила на 9 вопросов основной части урока, значит, уровень распределения внимания высокий. В сумме количество правильных ответов равно 23, что составило 82%, значит, у студентки объем внимания высокий. Исследовано внимание студентки, проходившей педагогическую и преддипломную практики без опыта работы. Результаты исследования подтверждают, что студентка старалась правильно распределять внимание на всех учащихся в течение всего урока. Такому специалисту можно доверить проведение уроков физической культуры.

Пример 3. Учитель - студент ФГОУ СПО ПТФК, Ч.Е., 18 лет, контролер - студентка ФГОУ СПО ПТФК, Л. Д., 18 лет. В подготовительной и заключительной частях урока физической культуры учащихся разделили на 3 подгруппы. Первая подгруппа 4 учащихся, вторая подгруппа 7 учащихся, третья подгруппа 9 учащихся, выполняющих одинаковые задания. В подготовительной части это ходьба и бег с разновидностями, общеразвивающие упражнения. В заключительной части - подвижная игра «Шишки, желуди, орехи» и игра на внимание «Минутка». В основной части урока учащихся разделили на 5 групп по 4 человека, выполняющих разные задания. Первая группа выполняла прыжки на скакалке, вторая группа - метание теннисного мяча в цель, третья группа выполняла подъем туловища из положения лежа, четвертая - приседания с набивным мячом, пятая - вращение обруча. Через 1 минуту группы переходили по станциям по часовой стрелке. Проведено анкетирование и сравнение ответов контролера и учителя. Контролер заполнил анкету во время урока, учитель - после урока. Проведено сравнение ответов контролера и учителя.

Во время заполнения анкеты в начале практики Е. на вопросы по подготовительной части было дано 6 правильных ответов, что составило 67%; а на вопросы по заключительной части дано только 2 правильных ответа, что составило 22%. Разница в числе правильных ответов по подготовительной и заключительной частям занятия составила 45%. Значит, устойчивость внимания средняя. Студенту не удалось сохранить устойчивость внимания на протяжении урока. Из вопросов по основной части урока студент правильно ответил только на 7, значит, уровень распределения внимания средний. Наиболее сложными показались вопросы №3, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 16, 18, 23, 25, 26, 27. На уроке наблюдались случаи нарушения дисциплины, учащиеся самовольно прекращали занятия и садились на скамейку. Практикант часто отвлекался от ведения урока, делая замечания учащимся, долго не мог сосредоточиться на проведении урока, постоянно обращался к конспекту, неправильно распределял время на уроке. Студент ответил правильно всего на 15 вопросов по занятию в целом, что составило 54%, значит, объем внимания низкий. В процессе педагогической практики студент целенаправленно тренировал внимание.

На повторном тестировании в конце практики Е. показал более высокий результат. На вопросы подготовительной части урока он дал 5 правильных ответов, что составило 56%, такое же число верных ответов студент дал и на вопросы заключительной части. Количество правильных ответов на вопросы по подготовительной и заключительной частям занятия совпали, значит, устойчивость внимания у студента высокая. Е. правильно ответил на 8 вопросов основной части урока, значит, уровень распределения внимания высокий. В сумме количество правильных ответов равно 18, что составило 64%, значит, объем внимания средний. За время практики студент приобрел опыт проведения уроков по физической культуре, научился правильно распределять свое внимание.

Предложенный способ эффективен для исследования внимания учителя на уроке физкультуры. Он используется в течение 1 года в ФГОУ СПО Прокопьевский техникум физической культуры, школах города Прокопьевска. Способ позволяет выявить недостатки в работе учителя и разработать мероприятия по их устранению путем проведения дополнительных тренингов внимания или обучения студентов, приобретающих профессию учителя физкультуры.

Способ развития внимания учителя физической культуры, включающий проведение тренинга, отличающийся тем, что тренинг проводят путем проведения учителем урока физической культуры, на котором он наблюдает за учащимися, урок разбит на подготовительную, основную и заключительную части, в подготовительной и заключительной частях урока физической культуры контролер делит учащихся на подгруппы с разным количеством учащихся, выполняющих одинаковые задания, в основной части урока контролер делит учащихся на группы с равным количеством учащихся, но выполняющих разные задания, контролер наблюдает за учащимися на уроке, контролер отвечает на вопросы анкеты и его ответы принимают за привальную объективную оценку; учитель наблюдает за учащимися во время урока и отвечает на вопросы анкеты после урока, его оценку считают субъективной, сравнивают объективную и субъективную оценки и, при совпадении ответов, оценку учителя считают правильной, учитель и контролер заполняют анкету, содержащуюся в описании, находят количество правильных ответов учителя по подготовительной и заключительной частям урока, сравнивают их друг с другом и при разнице правильных ответов на вопросы менее 20% оценивают устойчивость внимания учителя как высокую, при разнице 21-50% - как среднюю, при разнице более 50% - как низкую; подсчитывают количество правильных ответов учителя по основной части урока: при 8-10 правильных ответах оценивают уровень распределения его внимания как высокий, при 5-7 правильных ответах - уровень распределения внимания средний, при 4 и менее правильных ответах - уровень распределения внимания низкий; находят сумму правильных ответов учителя за все части урока, сравнивают их с ответами контролера; при количестве правильных ответов 80-100% объем внимания высокий, при 60-79% - средний, при менее 60% - низкий, при низкой устойчивости внимания, уровне распределения внимания и объеме внимания предлагаемый урок повторяют до достижения у учителя средних и высоких показателей внимания.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, в частности к гепатологии, а именно к вирусным гепатитам, и может быть использовано для прогнозирования прогрессирования течения вирусных гепатитов.

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. .

Изобретение относится к области психологии познавательных способностей, в частности к способам оценки психофизиологических причин разной эффективности мнемических способностей, и может быть использовано в психологической практике в плане профотбора и профориентации, а также в психологии труда для изучения мнемических способностей при различных функциональных состояниях (в условиях монотонии, стресса, утомления и т.п.).

Изобретение относится к лечебной физкультуре, в частности к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме.

Изобретение относится к области медицины, в частности терапии и кардиологии, и может быть использовано для диагностики тревожно-депрессивного расстройства, требующего фармакологической коррекции у пациента с ишемической болезнью сердца.

Изобретение относится к способам, вызывающим изменения психофизиологического состояния работающих при воздействии стрессогенных факторов производственной среды.

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки времени экстренной реакции человека на движущийся объект. .

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии, психосоматической и профилактической медицине, психологии для оценки психофизического состояния индивида, группы индивидов с целью определения их эмоционального состояния, совместимости в семье, рабочем коллективе, сопряженности с товаром или услугой.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройству комплексного исследования состояния вегетативной нервной системы. .

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоциональных состояний и профилактики развития у людей аутоагрессивных реакций (в т.ч

Изобретение относится к медицине и медицинской технике и предназначено для оценки подвижности нервных процессов человека

Изобретение относится к области психофизиологии познавательных способностей, в частности к методам изучения мозговых механизмов когнитивных способностей, и может быть использован для определения существующего на момент исследования типа мышления у детей дошкольного возраста

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для экспресс-коррекции остро переживаемых эмоциональных состояний, психокоррекции и психопрофилактики различного рода эмоциональных отклонений
Наверх