Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе



Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе
Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе
Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе
Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе
Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе
Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе
Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе
Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе
Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе

 

A61H1 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2421129:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кузбасская государственная педагогическая академия (RU)

Изобретение относится к лечебной физкультуре учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья, и включает сбор анамнеза, оценку общего состояния учащихся, проведение совместного обучения с основной группой по предмету в режиме учебных занятий, сдачу контрольных нормативов, проведение дополнительных занятий по общей физической подготовке (ОФП) для подготовительной группы (ПГ). При этом учащимся ПГ определяют показатели физического развития (ФР), измеряя рост, вес, функционального состояния (ФС), определяя артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыхания, жизненную емкость легких, проводят пробы Штанге, Генче, Руффье. Путем выполнения упражнений (ФУ) тестируют физические качества (ФК): быстроту - бег на короткие дистанции, выносливость - бег на длинные дистанции, силовую выносливость мышц-сгибателей туловища у девушек - поднимание туловища из положения лежа, силу и силовую выносливость мышц плечевого пояса у юношей - подтягивание на перекладине, динамическую силу мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места. При невыполнении нормативов 3-х и более тестов определяют отстающие ФК и составляют индивидуальный план ФУ, для чего создают и вводят в память персонального компьютера электронный банк ФУ, направленных на развитие и совершенствование ФК, выстроенных в видеоряд ФУ в виде графических иллюстраций с текстом и рекламной информацией о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе. Учащиеся подбирают из банка описаний ФУ, направленные на развитие и совершенствование отстающих ФК. Преподаватель оценивает и дополняет индивидуальный комплекс ФУ. Учащиеся готовят реферат в виде наглядного пособия с описанием комплекса и ведут дневник самоконтроля для проверки преподавателем 1 раз в месяц, посещают занятия по физкультуре с основной группой, дополнительные занятия по ОФП 2 раза в неделю и самостоятельные занятия. На занятиях с основной группой выполняют составленный комплекс ФУ в течение 20% времени занятия, на дополнительных занятиях - 40%, на самостоятельных - 100% времени. Через семестр преподаватель проводит контроль показателей ФС и ФР учащихся и корректирует комплекс ФУ. Способ повышает эффективность обучения физкультуре, исправляя недостатки ФР, ФК, с учетом индивидуального дозирования нагрузки, повышая функциональные возможности и мотивацию к самостоятельным занятиям, оздоровлению. 13 табл.

 

Изобретение относится к лечебной физкультуре, а именно к обучению по предмету «Физическая культура» в вузе, техникуме, училище учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, недостаточное физическое развитие, не имеющих достаточной физической подготовленности, отнесенных к подготовительной медицинской группе.

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи с каждым годом становится актуальнее. По данным различных исследований около 50% юношей и девушек выходят из школы, имея по 2-3 хронических заболевания, лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми [В.А.Филиппов, Е.В.Панов Физическая культура и спорт - как средство профилактики асоциальных проявлений: Тез. междун. конф. - Красноярск, 2009. - Ч.2. - С.429-430].

Занятия физической культурой - важный, но мало используемый резерв укрепления здоровья учащихся, особенно тех, кто отнесен по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. К ней относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие, без достаточной физической подготовленности.

Врачи по спортивной медицине трактуют это состояние здоровья как возможность полностью освободить учащихся от сдачи контрольных нормативов [Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ и государственный комитет по физической культуре и туризму от 19 июля 1996 г №292/257, Приложение 5]. Это позволяет избежать перенапряжения учащихся в процессе занятий физической культурой, избежать возможных осложнений.

Недостатком является то, что учащиеся, отнесенные к подготовительной группе, освобожденные от сдачи контрольных нормативов, менее эффективно занимаются физической культурой. Такие занятия не способствуют развитию физических качеств, укреплению и сохранению их здоровья.

Известная методика проведения занятий в подготовительной группе не многим отличается от методики занятий в основной группе. Она включает решение комплекса образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач средствами физического воспитания. В основе методики лежат механизмы применения физических упражнений, направленных на вовлечение учащихся в двигательную деятельность, как важный естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировку различных его органов и систем. Задачи физического воспитания и обучения движениям решают, опираясь на дидактические принципы: наглядности, сознательности и активности, доступности, систематичности и последовательности, учета возрастных индивидуальных особенностей. Структура занятий в подготовительной медицинской группе не отличается от общепринятой и состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной, каждая из которых включает свои задачи, средства и методы.

Недостатком является то, что учащиеся основной и подготовительной групп занимаются совместно по одной методике и индивидуально дозировать нагрузку каждому учащемуся с учетом его ослабленного здоровья или недостаточного физического развития очень сложно. Учащиеся стесняются своего отставания в выполнении физических упражнений и стараются под разными предлогами избежать посещения занятий или выполнения упражнений, направленных на развитие отстающих физических качеств.

Наиболее близкой к предлагаемому способу является работа В.К.Велитченко [Велитченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей: научно-популярная литература. - М.: Физкультура и спорт, 1989, 106 с.]. Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья школьников. При оценке состояния здоровья проверяется характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения ранее перенесенного заболевания (их продолжительности, осложнения), оценку общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности учащегося. По результатам обследования производится комплектация по группам. Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. Учащиеся, отнесенные к подготовительной группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Этим учащимся проводят дополнительные тренировочные занятия для повышения уровня физической подготовленности.

Недостатки способа заключаются в том, что у учащихся не формируется достаточной мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Не формируется установка на возможность оздоровления организма, исправления недостатков физического развития с помощью занятий физической культурой.

Не используются современные средства воздействия на личность учащегося и его стремление к работе с компьютерными технологиями.

Задача изобретения - повышение эффективности обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе, за счет дифференцированного подбора специальных физических упражнений, направленных на исправление недостатков физического развития, развитие отстающих физических качеств, индивидуально дозированной нагрузки, повышения функциональных возможностей организма, повышения мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и стремления к оздоровлению организма.

Поставленная задача достигается способом обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе (ПГ). Способ включает сбор анамнеза заболевания, оценку общего состояния здоровья учащихся, проведение совместного обучения с основной группой по предмету в режиме учебных занятий, сдачу контрольных нормативов и проведение дополнительных занятий по общей физической подготовке (ОФП) для ПГ.

Учащимся, отнесенным к ПГ, проводят определение физического развития путем измерения роста и веса и функционального состояния с определением артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, жизненной емкости легких, проведением проб Штанге, Генче, Руффье. Проводят тестирование физической подготовленности с выполнением упражнений для оценки физических качеств: быстроты - бег на короткие дистанции, выносливости - бег на длинные дистанции, силовой выносливости мышц-сгибателей туловища у девушек - поднимание туловища из положения лежа, силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса у юношей - подтягивание на перекладине, динамической силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места.

Для каждого учащегося, не выполнившего нормативы 3-х и более тестов, определяют отстающие физические качества и составляют индивидуальный план физкультурно-оздоровительной работы, включающий: изучение теории, для чего создают электронный банк описаний физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование физических качеств, выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением и вставками рекламного характера, содержащих информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера. Учащиеся проводят поиск в банке описаний с подбором физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование своих отстающих физических качеств. Преподаватель оценивает работу, при необходимости дополняет и составляет комплекс упражнений для учащихся с учетом индивидуальной нагрузки.

Учащиеся готовят реферат в виде наглядного пособия с описанием комплекса и ведут дневник самоконтроля, который предоставляют на проверку преподавателю 1 раз в месяц. Учащиеся посещают занятия по физической культуре с основной группой и дополнительные занятия по ОФП 2 раза в неделю, и самостоятельные занятия. На занятиях с основной группой учащиеся выполняют составленный комплекс упражнений в течение 20% времени занятия, на дополнительных занятиях - 40% времени занятия, на самостоятельных занятиях - 100% времени. Через семестр проводят контроль показателей функционального состояния и физического развития учащихся, преподаватель сравнивает их показатели с предыдущими и корректирует комплекс упражнений.

Новизна изобретения

- Проводят определение физического развития путем измерения роста и веса и функционального состояния с определением артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, жизненной емкости легких, проведением проб Штанге, Генче, Руффье. Это позволяет определить состояние организма учащегося на данный момент и его соответствие возрастным нормам.

- Проводят тестирование физической подготовленности с выполнением упражнений для оценки физических качеств: быстроты - бег на короткие дистанции, выносливости - бег на длинные дистанции, силовой выносливости мышц-сгибателей туловища у девушек - поднимание туловища из положения лежа, силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса у юношей - подтягивание на перекладине, динамической силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места. Произведен подбор упражнений, выполнение которых позволяет в достаточной мере оценить уровень развития физических качеств.

- Для каждого учащегося, не выполнившего нормативы 3-х и более тестов, определяют отстающие физические качества и составляют индивидуальный план физкультурно-оздоровительной работы. Необходимость выявления таких учащихся обусловлена тем, что они должны постепенно осваивать методики формирования двигательных навыков и умений, более продолжительное время и дополнительно развивать именно отстающие физические качества наряду с общей физической подготовкой.

- Составляют индивидуальный план физкультурно-оздоровительной работы для них, включающий: изучение теории, написание реферата, посещение учебных занятий по физической культуре с основной группой и дополнительных занятий по общей физической подготовке 2 раза в неделю, самостоятельных занятий, ведение дневника самоконтроля. План позволяет провести комплекс мероприятий, охватывающий различные виды деятельности, теорию и практику.

- Составляют индивидуальный план физкультурно-оздоровительной работы, включающий: изучение теории, для чего создают электронный банк описаний физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование физических качеств, выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением и вставками рекламного характера, содержащих информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера. Это позволяет получить знания в современном, интересном для учащихся виде, что повышает к ним интерес и улучшает усвояемость.

- Учащиеся при изучении теории проводят поиск в банке описаний, проводя подбор физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование своих отстающих физических качеств, преподаватель оценивает работу, при необходимости дополняет и составляет комплекс упражнений с учетом индивидуальной нагрузки. Совместно работают учащийся и преподаватель, они оба вносят вклад в создание комплекса, это объединяет их, повышает результативность работы и взаимопонимание.

- Учащиеся посещают занятия по физической культуре с основной группой и дополнительные занятия по ОФП 2 раза в неделю, и самостоятельные занятия. На занятиях с основной группой учащиеся выполняют составленный комплекс упражнений в течение 20% времени занятия, на дополнительных занятиях - 40% времени занятия, на самостоятельных занятиях - 100% времени. Такое распределение объема выполняемых тренировок позволяет наряду с развитием по общей физической подготовке постепенно подтянуть и развить отстающие физические качества.

- Учащиеся готовят реферат в виде наглядного пособия с описанием комплекса, предоставляют преподавателю дневник самоконтроля на проверку 1 раз в месяц. Это позволяет пропагандировать занятия физической культурой.

- Через семестр проводят контроль функционального состояния и физического развития учащихся, преподаватель сравнивает их показатели с предыдущими показателями и корректирует комплекс упражнений. Это повышает дисциплинированность учащихся, развивает дух соревнования между ними и стимулирует к дальнейшим занятиям спортом.

Техническим результатом способа является повышение эффективности обучения за счет исправления недостатков физического развития, развитие отстающих физических качеств, индивидуальное дозирование нагрузки, повышение функциональных возможностей организма и мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, оздоровление.

Тестирование физической подготовленности проводится в соответствии с Программой по физическому воспитанию для высших учебных заведений 2000 г.

Таблица 1
Контрольные нормативы по физической подготовленности для учащихся основного отделения
Упражнения Оценка в баллах (юноши)
5 4 3 2 1
Бег 100 м (с) 13.3 13.6 14.0 14.2 14.6
Бег 1000 м (мин, с) 3.50 4.00 4.20 4.30 4.40
Прыжок в длину с места (см) 250 240 230 223 215
Подтягивание на перекладине 15 12 9 7 5
Упражнения Оценка в баллах (девушки)
5 4 3 2 1
Бег 100 м (с) 15.7 16.0 17.0 17.9 18.9
Бег 1000 м (мин, с) 4.40 4.50 5.00 5.20 5.40
Прыжок в длину с места (см) 190 180 168 160 150
Сед из положения лежа (раз) 55 50 40 30 20

Группа студентов 1 курса (11 юношей, 21 девушка) в возрасте 17-18 лет, отнесенных к подготовительной медицинской группе. Результаты тестирования функционального состояния приведены в Табл.2

Таблица 2
Уровень физического развития учащихся в начале года
Показатели Высокий % Выше среднего % Средний % Ниже среднего % Низкий %
юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки
Рост 32 41 20 13 46 34 2 10 - 2
Вес - 14 10 9 36 46 17 21 37 10
Росто-весовой 5 14 15 40 49 34 19 23 12
А/Д - 2 29 10 47 58 11 23 13 7
ЧСС - 23 17 61 69 7 11 8 3
ЧД - - 9 12 48 32 26 39 17 17
ЖЕЛ - - 16 7 34 39 27 33 23 21
Штанге - 13 2 43 34 25 37 19 27
Генче 11 - 40 30 26 39 23 31
Руфье 14 44 33 24 32 18 35

После анализа анкетных данных и индивидуальной беседы с учащимися намечен контроль физической подготовленности. Для контроля физической подготовленности проведены тесты: бег на короткие дистанции; бег на длинные дистанции; подтягивание на перекладине юноши; сед из положения лежа девушки; прыжок в длину с места. Результаты тестирования приведены в Табл.3.

По результатам тестирования выделяют физические качества, показатели которых низкие и требуют дальнейшего развития.

Преподаватель определяет отстающие физические качества.

Из Табл. 4 видно, что 29% юношей и 21% девушек имеют низкий уровень физической подготовленности в беге на короткие дистанции, что свидетельствует об отставании в развитии физического качества «быстрота»; 36% юношей и 32% девушек имеют низкий уровень физической подготовленности в беге на длинные дистанции, что связано с отставанием в развитии физического качества «выносливость»; 54% юношей имеют низкий уровень физической подготовленности в подтягивании на перекладине, что показывает на отставание в развитии физического качества «сила»; 6% юношей и 8% девушек показали низкий уровень физической подготовленности в прыжке в длину с места, что указывает на низкое развитие физического качества «динамическая сила нижних конечностей». Из практики известно, быстрота трудно поддается тренировке, на ее развитие отводится наименьшее количество времени. Выносливость - способность длительно выполнять работу без утомления, является качеством центральной нервной системы. Это качество центральной нервной системы позволяет долго и продуктивно работать интеллектуально. Для учащегося как субъекта образовательного процесса - это наиболее востребованное качество из рассмотренных физических качеств, но менее развитое. Преподаватель делает акцент на необходимость развивать у учащихся физические качества: выносливость, силу. С учащимися, имеющими 3 и более низких показателя физической подготовленности, проводили беседу по поводу их отстающих физических качеств.

Создали электронный банк описаний физических упражнений, направленных на развитие выявленных отстающих физических качеств: выносливость, сила. Фрагменты электронного банка данных представлены в Приложении №1 и Приложении №2.

Предложили провести поиск в банке описаний и подбор физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование отстающих физических качеств, и выполнить реферативную работу по выбранной тематике в электронном виде.

Вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, помещают после описаний упражнений:

«Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются оптимальным средством поддержания и укрепления здоровья», «В здоровом теле - здоровый дух», «Движение - жизнь», «Береги здоровье с молоду!». Здоровье - это функция успешной жизни, активной жизненной позиции человека во всем, в том числе и по отношению к самому здоровью. Здоровье - лучший дар молодости, и только в молодости оно дается «даром», «Сохранение здоровья, управление им в интересах жизненных достижений - личное дело каждого из нас» и т.п.

Преподаватель оценивает рефераты, составляет индивидуальный комплекс упражнений, вносит изменения по подбору упражнений, их преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств. Учащимся предлагают заниматься по специально разработанной методике, с учетом физического развития и индивидуального подбора упражнений.

Учащиеся разучивают упражнения и выполняют их в основной части 20% времени урока в течение года, увеличивая нагрузку с 1 подхода в начале года до 3-5 в конце. Они занимаются на дополнительных занятиях, во время которых 40% времени выполняют разработанный комплекс. Занимаются самостоятельно, в домашних условиях выполняя только разработанный комплекс.

В конце учебного года проводят повторное функциональное тестирование, анализируют результаты.

Из Табл. 5 видно, что учащимся удалось развить отстающие физические качества и улучшить тестовые показатели, и предложенный способ позволил мотивировать учащихся к регулярным тренировкам по индивидуальной программе, в составлении которой они сами принимали участие.

Способ осуществляется следующим образом.

В начале учебного года среди учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе, проводят сбор анамнеза заболевания, оценку общего состояния здоровья учащихся. Проводят обучение по предмету «Физическая культура» в режиме учебных занятий. Учащиеся сдают контрольные нормативы. Проводят дополнительные занятия по общей физической подготовке для учащихся, не выполнивших нормативы 3-х и более тестов.

Дополнительно проводят определение физического развития: рост, вес и функционального состояния с определением: артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, жизненной емкости легких и проведением: проб Штанге, Генче, Руффье.

На дополнительном занятии проводят тестирование физической подготовленности учащихся подготовительной группы с выполнением упражнений: бег на короткие дистанции для оценки быстроты; бег на длинные дистанции для оценки выносливости; поднимание туловища из положения лежа для девушек для измерения силовой выносливости мышц-сгибателей туловища; подтягивание на перекладине для юношей для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса; прыжок в длину с места для измерения динамической силы мышц нижних конечностей.

К не выдержавшим испытание относят учащихся, не выполнивших нормативы 3-х и более тестов (см. Таблицу №1). По ним определяют отстающие физические качества каждого учащегося. Для не сдавших нормативы учащихся составляют индивидуальный план физкультурно-оздоровительной работы, включающий: изучение теории, написание реферата, посещение учебных занятий по физической культуре с основной группой и дополнительных занятий по общей физической подготовке 2 раза в неделю, самостоятельных занятий, ведение дневника самоконтроля.

Для изучения теории создают электронный банк описаний физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование физических качеств, выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений, выполненных в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением в Приложениях №1 и №2, со вставками рекламного характера, содержащих информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе.

Вводят банк описаний физических упражнений в память персонального компьютера. Учащиеся при изучении теории проводят поиск в банке описаний, проводя подбор физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование своих отстающих физических качеств.

Преподаватель оценивает работу, при необходимости дополняет и составляет комплекс упражнений с учетом индивидуальной нагрузки.

Учащиеся выполняют составленный комплекс упражнений на занятиях с основной группой 20% времени занятия. На дополнительных занятиях - 40% времени занятия, выполняют составленный комплекс. На самостоятельных занятиях 100% времени выполняют составленный комплекс. Ведут дневник самоконтроля, в котором описывают общее состояние после занятий, фиксируют показатели пульса, сна и аппетита.

Учащиеся готовят реферат в виде наглядного пособия с описанием упражнений комплекса, сопровождаемых наглядными рисунками. Предоставляют преподавателю дневник самоконтроля на проверку 1 раз в месяц.

Через семестр проводят контроль функционального состояния и физического развития учащихся. Преподаватель сравнивает их показатели с предыдущими показателями и корректирует комплекс упражнений.

Пример 1. Студентка 1 курса юридического факультета, группы Ю-083, Еремеева Полина, 17 лет. Представила в деканат медицинскую справку о рекомендации ей занятий физической культурой в подготовительной медицинской группе. Результаты диагностики. В мотивации к занятиям физической культурой преобладало желание улучшить состояние здоровья, перейти в основную медицинскую группу, уменьшить массу тела. Результаты тестирования приведены в Табл.6.

Из Табл. 6 видно, что показатели низкие: избыточная масса тела 65.7 кг, повышенное АД 139/91, показатели ЖЕЛ 1.8 л, кардиореспираторной системы: проба Штанге - 29.4, проба Генче 26, не достигают нижней границы нормы. После проведенной индивидуальной беседы со студенткой и анализа ее анкетных данных для контроля физической подготовленности проведены тесты. Результаты тестирования приведены в Табл.7

Таблица 7
Показатели физической подготовленности в начале учебного года
Показатели 100 м, с 1000 м, мин Прыжок в длину с места (см) Сед из положения лежа (раз)
Результаты 18.1 6.15 168 34

Из Табл. 7 видно, что они низкие. Данные занесены в дневник самоконтроля. Студентка имеет низкие показатели в проявлении физических качеств: быстроты, выносливости, динамической силы нижних конечностей. Студентке предложено провести поиск в банке описаний и провести подбор физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование отстающих физических качеств. Выполнить работу по выбранной тематике было предложено в электронном виде. Студентка с заданием справилась, представила описание физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование своих отстающих физических качеств. Из беседы со студенткой было выявлено, что в процессе выполнения теоретической работы она расширила свои знания в области физической культуры, в части развития физических качеств, а также ознакомилась с позитивной информацией в виде рекламных роликов о пользе занятий физическими упражнениями и задумалась о связи физического состояния с дальнейшей работой и карьерой. Студентка дополнительно провела поиск в Интернете средств физической культуры для укрепления своего здоровья, у нее возникло желание применить эти знания на практике. Преподаватель составил комплекс из предложенных студенткой упражнений №1, 3, 5, 6, 7, 9, 12 для развития мышц нижних конечностей из Приложения №1 и для развития выносливости №1, 2, 3, 4 из Приложения №2. Преподаватель внес поправки по технике выполнения упражнений, дозировке, интенсивности, интервалам и характере отдыха, добавил упражнения для развития мышц нижних конечностей №14 и 15, для увеличения объема нагрузки. Студентка разучила комплекс и выполняла его, используя 20% времени в основной части на каждом уроке с основной группой, увеличивая нагрузку с 1 подхода в начале года до 3 в конце. Составила наглядное пособие и провела презентацию. Студентка посещала дополнительные занятия ОФП, уделяла 40% времени выполнению составленного комплекса, занималась самостоятельно, используя на выполнение 100% времени, что способствовало укреплению ее здоровья, выработке навыка самостоятельных занятий физической культурой, умению использовать физическую активность для управления своим самочувствием и состоянием.

При проверках дневника самоконтроля отмечено, что студентка позитивно настроена на преодоление трудностей, имеет хорошее самочувствие, осознала, как ее отставание в физическом развитии может повлиять на ее карьеру и востребованность, как специалиста в дальнейшем, необходимость своевременно принимать меры по оздоровлению. В конце учебного года провели повторное функциональное тестирование, анализ результатов которого показал прирост функциональных резервов организма по показателям проб. Результаты приведены в Табл.8.

Таблица 8
Показатели физического развития в конце учебного года
Рост Вес Росто-весовой показатель А/Д ЧСС ЧД ЖЕЛ Штанге Генче Руфье
158 42.7 401 120/80 68 16 2.4 38.4 27 11.7
Таблица 9
Показатели физической подготовленности в конце учебного года
Показатели 100 м, с 1000 м, мин Прыжок в длину с места (см) Сед из положения лежа (раз)
Результаты 17.0 4.58 177 47

Из Табл. 9 видно, что все показатели физической подготовленности улучшились, вес значительно снизился.

Пример 2. Студентка 1 курса юридического факультета группы Ю - Сибирякова Александра, 18 лет. Представила в деканат справку о рекомендации ей занятий физической культурой в подготовительной медицинской группе. После беседы со студенткой и анализа ее анкетных данных и анамнеза заболевания был составлен план работы. Для контроля физического развития и функционального состояния проведены пробы. Результаты приведены в Табл. 10

Таблица 10
Показатели физического развития и функционального состояния в начале учебного года
Рост Вес Росто-весовой показатель А/Д ЧСС ЧД ЖЕЛ Штанге Генче Руфье
160 66.95 418.8 120/79 69 20 1.8 36 22 14.1

Из Табл. 10 видно, что показатели низкие: избыточная масса тела 66.95 кг, показатели ЖЕЛ 1.8 л, ЧД 20, кардиореспираторной системы: проба Штанге - 46, проба Генче 28, не достигают нижней границы нормы. Для контроля физической подготовленности провели тесты. Результаты тестирования приведены в Табл. 11

Таблица 11
Показатели физической подготовленности в начале учебного года
Показатели 100 м, с 1000 м, мин Прыжки в длину с места (см) Сед из положения лежа (раз)
Результаты 19.1 6.14 165 42

Из Табл. 11 видно, что показатели низкие. Данные занесены в личную карту студентки. У студентки низкие показатели физической подготовленности: в проявлении быстроты, выносливости, динамической силы нижних конечностей. Студентке было предложено выбрать в банке описаний физические упражнения, направленные на развитие и совершенствование отстающих физических качеств, выполнить реферативную работу по выбранной тематике в электронном виде. Студентка с заданием справилась успешно. Из беседы со студенткой было выявлено, что с большей частью информации она ознакомилась впервые, много нового узнала об укреплении своего здоровья средствами физической культуры, возникло желание применить эти знания на практике, студентка ознакомилась с информацией в виде рекламных роликов о пользе занятий физическими упражнениями. Преподаватель составил комплекс упражнений из выбранных студенткой из банка описания физических упражнений №1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11 из Приложения №2, направленных на развитие выносливости, и №1, 2, 6, 7, 8 из Приложения №1, направленных на развитие динамической силы. Преподаватель внес коррективы по технике выполнения упражнений, дозировке, интенсивности, интервалам и характере отдыха, добавил упражнения на развитие дополнительных групп мышц нижних конечностей №12, 13 из Приложения №1. Студентка разучила комплекс и выполняла его в основной части на каждом уроке основной группы, используя 20% времени, увеличивая нагрузку с 1 подхода в начале учебного года до 4 в конце. Провела презентацию наглядного пособия. При проверке дневника самоконтроля было отмечено, что студентка с большим желанием настроена на преодоление трудностей в борьбе со своей болезнью, сон улучшился, пульс нормализовался, улучшились показатели кардиореспираторной системы. Студентка отмечает, что благодаря дополнительным занятиям в группе ОФП, где выполняла разработанный комплекс, уделяя ему 40% времени занятия, она легче переносит учебную нагрузку. Нет стеснения за свои формы тела, чувства дискомфорта. Студентка проявляет интерес к самостоятельным занятиям физической культурой, на которых использует 100% времени на выполнение комплекса и обращается к преподавателю за консультациями. В конце учебного года проведено повторное функциональное тестирование, анализ которого показал прирост функциональных резервов организма по показателям ЖЕЛ, проб: Штанге, Руфье, Генче. Вес снизился, что указывает на улучшение здоровья и расширение функциональных резервов организма студентки. Результаты приведены в Табл. 12.

Таблица 12
Показатели физического развития и функционального состояния в конце учебного года
Рост Вес Росто-весовой показатель А/Д ЧСС ЧД ЖЕЛ Штанге Генче Руфье
160 60.9 401 120/80 69 20 2.4 46 28 14.1
Таблица 13
Показатели физической подготовленности в конце учебного года
Показатели 100 м, с 1000 м, мин Прыжки в длину с места (см) Сед из положения лежа (раз)
Результаты 17.8 5.01 175 52

Из Табл.13 видно, что все показатели физической подготовленности улучшились.

Таким образом, предложенный способ позволяет выявить учащихся с низким уровнем физической подготовленности, с отстающими физическими качествами в отдельную группу и эффективно провести обучение учащихся по предмету «Физическая культура» по индивидуальным планам. Способ позволяет получить учащимся знания в современном виде, что повышает их образовательный уровень в области физической культуры, интерес, улучшает усвояемость материала.

Способ позволяет углубить знания по теории и методике физического воспитания, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины.

Способ улучшает взаимодействие и взаимопонимание педагога и учащихся, так как они осознанно добиваются решения одних и тех же проблем и задач.

Способ позволяет пропагандировать занятия физической культурой среди учащихся с помощью наглядных пособий, выполненных ими в процессе теоретической работы.

Занятия с учетом физиологических особенностей развития организма и заболеваемости направлены на постепенное овладение навыками и умениями для развития отстающих физических качеств, что в конечном итоге позволяет добиться оздоровления учащихся.

Способ позволяет добиться повышения эффективности обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе, за счет дифференцированного подбора специальных физических упражнений, направленных на исправление недостатков физического развития, развитие отстающих физических качеств.

Способ обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к подготовительной медицинской группе (ПГ), включающий сбор анамнеза заболевания, оценку общего состояния здоровья учащихся, проведение их совместного обучения с основной группой по предмету в режиме учебных занятий, сдачу контрольных нормативов и проведение дополнительных занятий по общей физической подготовке (ОФП) для ПГ, отличающийся тем, что учащимся, отнесенным к ПГ, проводят определение показателей физического развития путем измерения роста и веса, и функционального состояния с определением артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, жизненной емкости легких, проведением проб Штанге, Генче, Руффье, проводят тестирование физической подготовленности с выполнением упражнений для оценки физических качеств: быстроты - бег на короткие дистанции, выносливости - бег на длинные дистанции, силовой выносливости мышц-сгибателей туловища у девушек - поднимание туловища из положения лежа, силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса у юношей - подтягивание на перекладине, динамической силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места; для каждого учащегося, не выполнившего нормативы 3-х и более тестов, определяют отстающие физические качества и составляют индивидуальный план физкультурно-оздоровительной работы, включающий: изучение теории, для чего создают электронный банк описаний физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование физических качеств, выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением и вставками рекламного характера, содержащих информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера, учащиеся проводят поиск в банке описаний с подбором физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование своих отстающих физических качеств, преподаватель оценивает работу, при необходимости дополняет и составляет комплекс упражнений для учащегося с учетом индивидуальной нагрузки; учащиеся готовят реферат в виде наглядного пособия с описанием комплекса и ведут дневник самоконтроля, который предоставляют на проверку преподавателю 1 раз в месяц, при этом посещают занятия по физической культуре с основной группой и дополнительные занятия по ОФП 2 раза в неделю, и самостоятельные занятия, причем на занятиях с основной группой выполняют составленный комплекс упражнений в течение 20% времени занятия, на дополнительных занятиях - 40% времени занятия, на самостоятельных занятиях - 100% времени; через семестр проводят контроль показателей функционального состояния и физического развития учащихся, преподаватель сравнивает их показатели с предыдущими и корректирует комплекс упражнений.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и фармацевтической промышленности, а именно к применению смесей олигосахаридов для лечения и/или профилактики инфекций, в частности для лечения и/или профилактики симптомов, выбранных из группы, состоящей из тошноты, приступов повышения температуры и судорог при лихорадке.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для профилактики нарушений венозного кровообращения и варикозного расширения вен в голенях. .
Изобретение относится к области медицины, физиотерапии и может быть использовано в медицинских, санаторно-курортных учреждениях, в домашних условиях. .
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при реабилитации пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) в санаторно-курортных условиях.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для профилактики и лечения болезней позвоночника. .
Изобретение относится к восстановительной медицине, физиотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине и реабилитации, и может быть использовано для профилактики почечной недостаточности при комплексной коррекции состояния больных с ожирением.
Изобретение относится к медицине, а именно к гематологии и кардиологии, и может быть использовано для снижения спонтанной агрегации эритроцитов (САЭ) при артериальной гипертонии (АГ) с абдоминальным ожирением (АО) и дислипидемией (Д).

Изобретение относится к устройству для стабилизации цепи гипертермического терапевтического аппарата и способу его использования. .

Изобретение относится к области медицины. .

Изобретение относится к области медицинской техники, а именно к средствам обработки информации для спортивной ходьбы. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной аппаратуре и предназначено для метрологической аттестации измерителей артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Изобретение относится к медицине, а именно к здравоохранению, физической культуре, спортивной медицине, гигиене труда, и может быть использовано при массовом измерении силовой выносливости сгибателей верхних конечностей и плечевого пояса во время спортивных соревнований и сдачи нормативов по физической подготовленности у лиц женского пола в наклоне тела.
Изобретение относится к медицине, а именно к терапии и ревматологии. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к диагностическим способам исследования, и может быть использовано для функциональных исследований в гинекологии.
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии и спортивной медицине. .

Изобретение относится к области медицины, конкретно к неврологии, спортивной медицине, лечебной физкультуре, и касается способов определения силы мышц. .

Изобретение относится к области медицины, конкретно к неврологии, спортивной медицине, лечебной физкультуре, и касается способов определения силы мышц. .
Изобретение относится к области медицины, а именно эндокринологии. .
Наверх