Тренажер для обучения машинистов локомотива

Изобретение относится к тренажерам для обучения машинистов локомотивов и может быть использовано для обучения вождению одиночных и соединенных поездов. Технический результат, на достижение которого направлено создание данного изобретения, заключается в расширении функциональных возможностей известных тренажеров путем обеспечения возможности обучения машинистов вождению не только одиночных, но и соединенных поездов. Технический результат достигается тем, что тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста локомотива с органами управления, элементами индикации, а также элементами имитации поездной радиосвязи, снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда с элементами индикации, элементами имитации поездной радиосвязи и органами управления, связанными с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, причем блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда. 3 ил.

 

Изобретение относится к тренажерам для обучения машинистов локомотивов и может быть использовано для обучения вождению одиночных и соединенных поездов.

Известен тренажер для обучения вождению транспортного средства, содержащий рабочее место водителя, средство моделирования движения транспортного средства, компьютерное устройство обработки информации, акустическую систему и средства отображения информации (патент РФ на полезную модель №37428).

Известен многофункциональный программно-аппаратный тренажерный комплекс для обучения персонала железнодорожного транспорта «ТОРИНВЕСТ-ПЕРСОНАЛ», содержащий рабочее место руководителя, оснащенное персональным компьютером, рабочее место машиниста маневрового локомотива, состоящее из пульта маневрового локомотива и оснащенное экранами, имитирующими виды из кабины локомотива, рабочие места участников перевозочного процесса при проведении маневровых работ на станции и следовании с поездом по перегону, а также специализированный компьютер и сервер для координации действий участников (патент РФ на полезную модель №93563).

Известен многотиповой тренажерный комплекс для машинистов и водителей железнодорожного подвижного состава, содержащий рабочее место инструктора, рабочее место обучаемого, представляющее собой кабину машиниста, оснащенные компьютерами с программным обеспечением, в кабине машиниста установлен пульт машиниста с органами управления, контроля и индикации, динамическая платформа, кресло машиниста, система воспроизведения изображения и акустическая система (заявка РФ на полезную модель 2010103309/22, 01.02.2010).

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является тренажер машиниста локомотива (см. Железные дороги мира, №09 за 1999 г., Ф.Делооз, «Применение тренажеров на железнодорожном транспорте»). Этот тренажер содержит связанные между собой модуль инструктора, модуль рабочего места машиниста и модули моделей различных систем локомотива, поезда и пути.

В известных тренажерах не обеспечивается возможность обучения машинистов локомотивов соединенных поездов.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данного изобретения, заключается в расширении функциональных возможностей известных тренажеров путем обеспечения возможности обучения машинистов вождению не только одиночных, но и соединенных поездов.

Технический результат достигается тем, что тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, а также элементами для имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста локомотива с органами управления, элементами индикации, а также элементами имитации поездной радиосвязи, снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда с элементами индикации, элементами имитации поездной радиосвязи и органами управления, связанными с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, причем блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда.

На фиг.1 показан модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 выбора заданий и управления обучением, элементами 3 индикации и контроля действий машинистов, элементами 4 имитации поездной радиосвязи. Модуль 1 рабочего места инструктора реализуется на основе стандартных устройств вычислительной техники, в том числе системного блока, мониторов, клавиатуры, манипулятора мышь, звуковых колонок, микрофона (на фиг.1 не показаны). Модуль 1 рабочего места инструктора связан, например, по вычислительной сети 5 с блоком 6 моделирования, который содержит модули моделей различных стандартных систем локомотива, поезда (одиночного и соединенного) и пути, в том числе модуль 7 моделей тяги, модуль 8 моделей тормозов локомотива и поезда, модуль 9 моделей путевых устройств, модуль 10 модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда, модуль 11 визуализации путевой обстановки, модуль 12 имитации звуковых сигналов. Блок 5 моделирования может быть реализован на основе системных блоков компьютеров. В состав модуля 11 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 12 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышат машинисты в кабине подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны). Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по вычислительной сети 5 с модулями 13 и 14 рабочих мест машинистов соответственно первого и второго локомотивов соединенного поезда, каждое из которых содержит аналоги локомотивных органов управления (соответственно 15, 16), элементов индикации (соответственно 17, 18) и элементов для имитации поездной радиосвязи (соответственно 19, 20). Кроме того, модуль 14 рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда содержит подключенные к органам управления 16 элементы 21 дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда.

Функционирование тренажера происходит следующим образом. Перед началом учебной поездки инструктор формирует задание на поездку. Экранная форма задания на поездку приведена на фиг.2 и фиг.3, соответственно для одиночного или соединенного поезда. Выбор задания на поездку определяет выбор в блоке 6 моделирования соответствующих моделей локомотива, поезда и пути.

Во время поездки инструктор на своем рабочем месте с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением управляет процессом обучения на тренажере, в том числе созданием нештатных ситуаций, с помощью элементов 3 индикации и контроля действий машинистов контролирует действия машинистов и состояние тренажера, с помощью элементов 4 имитации поездной радиосвязи ведет переговоры с машинистами.

Машинист локомотива одиночного поезда управляет движением поезда с помощью органов управления 15, наблюдает за состоянием локомотивного оборудования и параметрами движения с помощью элементов 16 индикации, ведет переговоры с помощью элементов 18 имитации поездной радиосвязи, наблюдает путевую обстановку, сформированную модулем 10 визуализации путевой обстановки с помощью видеопроектора на экране. Характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 11 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок.

В случае поездки соединенного поезда действия машиниста локомотива первого поезда аналогичны действиям по управлению одиночным поездом. При этом информация от органов управления 15 модуля 13 рабочего места машиниста первого локомотива соединенного поезда через вычислительную сеть 5 поступает на модуль 10 модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда, в котором вырабатываются сигналы, передаваемые через вычислительную сеть 5 с помощью элементов 21 дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда на органы управления 16 модуля 14 рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда. В штатном режиме машинист второго локомотива наблюдает за состоянием локомотивного оборудования и параметрами движения с помощью элементов 18 индикации, а также ведет переговоры с помощью элементов 20 имитации поездной радиосвязи. Управление вторым локомотивом обеспечивается дистанционно. Характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 12 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок. В случае возникновения нештатной ситуации машинист второго локомотива соединенного поезда в соответствии с требованиями нормативных документов непосредственно воздействует на органы управления 16.

Предлагаемое изобретение внедрено в тренажерном комплексе для обучения вождению тяжеловесных и соединенных поездов, разработанном Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства - филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Тренажер для обучения машинистов локомотивов, содержащий связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, элементами имитации поездной радиосвязи, блок моделирования с модулями моделей различных систем локомотива, поезда и пути, модуль рабочего машиниста локомотива одиночного поезда с органами управления, элементами индикации и элементами имитации поездной радиосвязи, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен модулем рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда, связанный с модулем рабочего места инструктора, блоком моделирования и модулем рабочего места машиниста одиночного локомотива, причем модуль рабочего места машиниста второго локомотива соединенного поезда содержит элементы индикации, элементы имитации поездной радиосвязи и органы управления, которые связаны с элементами дистанционного управления системы автоматизированного ведения соединенного поезда, а блок моделирования дополнительно снабжен модулем модели системы автоматизированного ведения соединенного поезда.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к системам оценки профессиональной подготовки водителей автотранспорта и может быть использовано с целью автоматизации процесса контроля нарушения автомобилем детекторных линий.

Изобретение относится к тренажерам для подготовки водителей гусеничных машин. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано в тренажерах для подготовки водителей гусеничных машин. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей и экипажей тягачей эвакуации машин без выхода экипажей. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей и экипажей тягачей эвакуации машин без выхода экипажей. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для создания автомобильных тренажеров с имитацией аварийных ситуаций. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин. .
Изобретение относится к технике контроля и регистрации транспортных средств. .

Изобретение относится к учебным тренажерам для обучения управлению транспортными средствами и направлено на повышение точности одновременного контроля вождения нескольких транспортных средств.

Изобретение относится к тренажерам для подготовки водителей гусеничных машин

Изобретение относится к тренажерам

Изобретение относится к способу контроля отката транспортного средства. Согласно способу контроля отката транспортного средства измерение расстояния осуществляется по анализу структуры магнитного поля от вмонтированной в дорожное полотно магнитной полосы, а величина отката рассчитывается как разность между начальным расстоянием от магнитной полосы до датчика и текущим расстоянием. В результате повышается точность контроля отката, возможность полноценной работы в независимости от погодных условий, а также улучшается надежности системы вследствие отсутствия дополнительного измерительного оборудования. 1 ил.

Изобретение относится к автоматизированным автодромам для сдачи квалификационных экзаменов на право вождения транспортным средством. Способ контроля пересечения ограничительных линий, выполненных в виде магнитных ограничительных полос, заключается в том, что датчики магнитного поля представляют собой трехкомпонентные датчики магнитного поля. Достигается повышение точности контроля пересечений, повышение надежности работы автодрома, а также возможность работы с несколькими типами магнитных полос с определением типа пересекаемой линии. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Тренажер для обучения вождению военных гусеничных машин с рулевым управлением содержит макет-кабину, органы управления, датчики приводов, шаговый искатель, программный барабан, блок консультации, диапроектор со шторным двухпозиционным устройством и электромагнитом, переключатель режимов работы, счетчик ошибок, рабочее место инструктора, первый тандемный участок для механика-водителя на продольной оси корпусной части с ходовой частью, второй тандемный участок для начального обучения механика-водителя, расположенный на днище на продольной оси передней корпусной части, монитор перед передней корпусной частью, гарнитуру переговорной связи, рабочее место инструктора справа от макет-кабины и сзади передней корпусной части. При этом передняя корпусная часть может перемещаться в горизонтальной плоскости на угол 12-15 градусов и выполнять крен и тангаж с высотой подъема 100-120 мм. Обеспечивается отработка профессионального навыка вождения гусеничного шасси с рулевым управлением в условиях, максимально приближенных к реальным. Обеспечивается разборка допущенных ошибок и их устранение. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации автомобильного транспорта. Предлагаемый способ содержит процедуру определения квалификации водителя путем измерения параметров управляемого водителем автомобиля, в число которых входят путевой расход топлива и скорость автомобиля, а также дополнительно вводится угол открытия дроссельной заслонки, управляющей подачей воздуха в двигатель. При этом квалификация водителя оценивается по величине рассчитываемого критерия квалификации, в формулу расчета которого входят измеряемые параметры автомобиля. Достигается определение квалификации водителя.

Изобретение относится к тренажерам, обучающим вождению автотранспортных средств. Гибкий модуль для обучения и сдачи экзаменов по вождению автотранспорта оборудован аппаратно-программной аудио-видеозаписью и содержит многофункциональный блок элементов аппаратуры, набор элементов аудио-видеозаписи в виде микрофонов, видеокамер, штекеров, разъемов, кронштейнов крепления на шарнирах аппаратуры и провода разводки. Многофункциональный блок элементов аппаратуры выполнен в едином корпусе и снабжен колодкой единого универсального разъема. За счет расширенного использования единого универсального разъема на большее количество автомашин различных марок, каждая из которых стационарно оборудована аудио-видеоаппаратурой, микрофоном и камерами, выведенными на ответную колодку единого универсального разъема, обеспечивается мобильность, и тем самым дается возможность кандидату в водители обучаться и сдавать экзамен на одной и той же модели автомобиля. В результате достигается удобство в эксплуатации, обеспечивается мобильное использование аппаратуры и возможность кандидату в водители обучаться и сдавать экзамен на одной и той же марке автомобиля. 1 ил.

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля и оценки выполнения контрольных упражнений практического экзамена на получение права управления транспортными средствами различных категорий. Технический результат заключается в обеспечении возможности полной автоматизации контроля и оценки выполнения контрольных упражнений практического экзамена на получение права управления транспортными средствами. Технический результат достигается за счет системы, которая включает в себя блок определения координат экзаменационного транспортного средства, выполненный в виде двух комплектов антенн сверхточного позиционирования, один из которых предназначен для фиксации сверхточных координат, а второй - для определения вектора движения, средство контроля и оценки выполнения контрольных упражнений, которое выполнено в виде удаленного контрольно-диспетчерского пункта, содержащего соединенные друг с другом блок построения сверхточной математической модели движения, блок автоматического контроля и оценки выполнения контрольных упражнений, антенну позиционирования, блок дистанционного глушения двигателя экзаменационного транспортного средства. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля и оценки выполнения контрольных упражнений практического экзамена на получение права управления транспортными средствами различных категорий. Технический результат заключается в обеспечении возможности полной автоматизации контроля и оценки выполнения контрольных упражнений практического экзамена на получение права управления транспортными средствами. Технический результат достигается за счет системы, которая включает в себя блок определения координат экзаменационного транспортного средства, выполненный в виде двух комплектов антенн сверхточного позиционирования, один из которых предназначен для фиксации сверхточных координат, а второй - для определения вектора движения, средство контроля и оценки выполнения контрольных упражнений, которое выполнено в виде удаленного контрольно-диспетчерского пункта, содержащего соединенные друг с другом блок построения сверхточной математической модели движения, блок автоматического контроля и оценки выполнения контрольных упражнений, антенну позиционирования, блок дистанционного глушения двигателя экзаменационного транспортного средства. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области тренажеров и симуляторов железнодорожного транспорта для обучения машинистов тягового подвижного состава. Тренажер включает в себя блок моделирования с устройством формирования сигналов имитации, модуль модели системы безопасности, модуль рабочего места машиниста с монитором, модуль рабочего места инструктора. Причем модуль модели системы безопасности состоит из соединенных между собой внутренним CAN-интерфейсом системного шкафа, блока индикации локомотивного, органов управления, блока контроля бодрствования машиниста, съемного носителя информации, блока согласования с датчиком скорости и модуля приема рельсовых сигналов. Модуль рабочего места инструктора снабжен устройством считывания, монитором и персональным компьютером, подключенным к органам выбора заданий и управления обучением. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей тренажера. 1 ил.
Наверх