Способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей и устройство для его осуществления



Способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей и устройство для его осуществления
Способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей и устройство для его осуществления
Способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей и устройство для его осуществления

 


Владельцы патента RU 2446982:

Гордеев Игорь Иванович (RU)
Похабов Владимир Иванович (RU)
Катенин Владимир Александрович (RU)
Чернявец Владимир Васильевич (RU)

Изобретение относится к области судовождения. Способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей состоит в использовании вспомогательных технических средств. Вспомогательные средства выполнены в виде понтонов. Понтоны представляют собой носовой и кормовой модули плавучести. Увеличение запаса глубины под судном осуществляется путем снижения волнового сопротивления при движении судна по мелководью за счет поглощения отраженных от корпуса волн. Волны гасятся посредством модулей плавучести. Понтоны снабжены элементами крепления к корпусу судна. Кормовой и носовой модули выполнены в виде конструкций, соответствующих конфигурациям носовой и кормовой частей корпуса судна. Элементы крепления к корпусу судна выполнены в виде упоров-фиксаторов, снабженных домкратами и тросами для обтягивания модуля плавучести на судне. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для повышения безопасности эксплуатации водного транспорта при плавании по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей.

Проводка судов на мелководных участках рек, в условиях ограниченных глубин на внутренних водных путях осуществляется с помощью судоподъемных или специальных понтонов грузоподъемностью 40-129 тонн (Э.Р.Гольдин, В.П.Козлов, Ф.П.Челышев. Подводно-технические и судоподъемные аварийно-спасательные работы. - М.: Транспорт. - 1990, с.191-194). Операции по проводке судна на понтонах отличаются трудоемкостью и сложностью при постановке судна на понтоны и его дифферентовки. Использование понтонов большой грузоподъемности увеличивает миделевое сечение.

Кроме того, проводимое судно должен сопровождать водолазный катер с бригадой водолазов и плавательное средство с компрессорным оборудованием для продувки понтонов.

Задачей заявляемого технического решения является снижение трудоемкости проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей посредством вспомогательных технических средств для увеличения запаса глубины под судном, выполненных в виде понтонов, в отличие от прототипа, увеличение запаса глубины под судном осуществляется путем снижения волнового сопротивления при движении судна по мелководью за счет поглощения отраженных от корпуса волн, посредством носового и кормового модуля плавучести, а в устройстве для проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей, включающим понтоны с элементами крепления к корпуса судна, в отличие от прототипа понтоны представляют собой носовой и кормовой модуль плавучести выполненные в виде конструкции, соответствующих конфигурациям носовой и кормовой частей корпуса судна, а элементы крепления к корпуса судна выполнены в виде упоров-фиксаторов, снабженных домкратами и тросами для обтягивания модуля плавучести на судне.

Сущность изобретения поясняется чертежами (фиг.1-3).

Фиг.1. Конструкция носового модуля плавучести. Носовой модуль плавучести представляет собой пустотелый понтон, выполненный в виде конструкции, соответствующей конфигурации носовой части судна. Носовой модуль плавучести включает фигурный корпус 1, упоры-фиксаторы 2, снабженные домкратами, трос 3 для обтягивания модуля плавучести, проточную часть 4.

Фиг.2. Конструкция кормового модуля плавучести. Кормовой модуль плавучести представляет собой пустотелый понтон, выполненный в виде конструкции, соответствующей конфигурации кормовой части судна. Кормовой модуль плавучести включает фигурный корпус 5, упоры - фиксаторы 6, снабженные домкратами, трос 7 для обтягивания модуля плавучести, проточную часть 8.

Фиг.3. Схема установки модулей плавучести на судне. Для проводки судна 9 по каналам и мелководным участкам на него устанавливают носовой 10 модуль плавучести и кормовой 11 модуль плавучести, отсеки плавучести - 12.

Способ реализуется следующим образом.

Для проводки судна 9 по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей на него устанавливают носовой 10 модуль плавучести и кормовой 11 модуль плавучести. Причем конфигурация носового 10 и кормового 11 модулей плавучести аналогична конфигурации соответственно конфигурациям носовой и кормовой конфигурациям судна 9.

Носовой 10 и кормовой 11 модули плавучести, крепятся к корпусу судна посредством упоров-фиксаторов, снабженных домкратами, и тросом для обтягивания модуля плавучести.

Носовой 10 и кормовой 11 модули плавучести представляют собой пустотелые понтоны с возможностью балансировки и надежного крепления их к корпусу судна 9 с учетом обводов судна 9.

Упоры-фиксаторы 2 и 6 посредством домкратов (гидравлических или винтовых) позволяют обеспечить фиксацию модулей плавучести на носовой и кормовой оконечности судна 9 любой конфигурации. Упоры-фиксаторы 2 и 6 выдвигаются после заведения и обтяжки, соответственно тросов 3 и 7. В качестве тросов 3 и 7 можно также использовать буксирные сцепы.

Проточные части 4 и 8 предназначены для обеспечения управляемости судна 9.

Грузоподъемность носового 10 и кормового 11 модулей плавучести зависит от длины плавучести и устанавливается в зависимости от типа судна, по строительным характеристикам.

Носовой 10 модуль существенно снижает волновое сопротивление при движении судна по мелководью, так как судно 9 принимает обводы типа «судно-утюг». Конфигурация носового 10 модуля плавучести обеспечивает поглощение отраженных от корпуса судна 5 особенностей внутренними поверхностями, не пропуская их в окружающую среду. За счет этого эффекта уменьшается волновое сопротивление.

Положительный технический результат предлагаемого технического решения заключается в том, что при его использовании существенно снижается волновое сопротивление при движении судна по мелководью, модули плавучести не увеличивают как понтоны большой грузоподъемности миделевого сечения судна, что существенно при движении по каналам. При этом даже относительно короткие модули плавучести позволяют увеличить запас глубины под судном на 0,5 м. Кроме того, модули плавучести значительно проще, чем понтоны стыкуются к проводимому судну и не требуют сопровождения водолазной бригады и плавательного средства с компрессорным оборудованием для продувки понтонов.

Применение модулей плавучести, приспособленных к конкретному судну, позволит значительно повысить эффективность использования флота (по грузоподъемности) в условиях ограниченных глубин, при значительных колебаниях уровня воды в каналах и водных путях.

Модули плавучести могут быть разработаны двух - трех типоразмеров, что обеспечит проводку сухогрузных судов серий «Балтийский» (проекты 16290, 16291, 613), «Комарно», «Ладога» (проекты 787, 289, 285), «Волга» (проект 19610), «Амур» (проект 92-040), «Волго-Балт» (проект 2-95/А), «Сибирский» (проект 225), «Омский» (проект 1743.1), «Сормовский» (проекты 614, 488А/М3, А/М4), «СТК» (проект 326.1), «СТ» (проект 19620), «Беломорский» (проект 1000), «Невский» (проект Р-32), «Паша», «Оять» (проект 201), «Шексна» (проект ТС-82).

Источники информации

1. Э.Р.Гольдин, В.П.Козлов, Ф.П.Челышев. Подводно-технические и судоподъемные аварийно-спасательные работы. - М.: Транспорт. - 1990, с.191-194.

1. Способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей посредством вспомогательных технических средств для увеличения запаса глубины под судном, выполненных в виде понтонов, отличающийся тем, что увеличение запаса глубины под судном осуществляется путем снижения волнового сопротивления при движении судна по мелководью за счет поглощения отраженных от корпуса волн посредством носового и кормового модуля плавучести.

2. Устройство для проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей, включающее понтоны с элементами крепления к корпусу судна, отличающееся тем, что понтоны представляют собой носовой и кормовой модули плавучести, выполненные в виде конструкций, соответствующих конфигурациям носовой и кормовой частей корпуса судна, а элементы крепления к корпусу судна выполнены в виде упоров-фиксаторов, снабженных домкратами и тросами для обтягивания модуля плавучести на судне.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способу и устройству для подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне. .

Изобретение относится к области водных перевозок тяжеловесных негабаритных грузов. .

Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности к судоподъемным понтонам. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судоподъемных понтонов. .

Изобретение относится к автоматической стабилизации судна. .

Изобретение относится к судостроению и к гидроавиации. .

Изобретение относится к судостроению, касается технологии контроля мореходности судна и может использоваться при создании экспертных систем безопасности мореплавания.

Изобретение относится к судостроению и касается создания технологии контроля мореходных качеств судна в условиях его эксплуатации. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля мореходных качеств судов в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании экспертных систем безопасности мореплавания.

Изобретение относится к судостроению, в частности касается гидроскопических успокоителей качки. .

Судно // 10148

Изобретение относится к судостроению, в частности к техническим средствам ликвидации последствий морских аварий и катастроф. .

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к системам судов, взаимодействующих в условиях открытого моря, оснащенных комплексными средствами обеспечения взаимодействия судов и управления ими, и может быть использовано, например, при обслуживании подводного аппарата надводным судном катамаранного типа.
Наверх