Реактивное сопло с управляемым вектором тяги для турбореактивного двигателя



Реактивное сопло с управляемым вектором тяги для турбореактивного двигателя
Реактивное сопло с управляемым вектором тяги для турбореактивного двигателя
Реактивное сопло с управляемым вектором тяги для турбореактивного двигателя
Реактивное сопло с управляемым вектором тяги для турбореактивного двигателя

 


Владельцы патента RU 2455513:

Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU)

Реактивное сопло с управляемым вектором тяги турбореактивного двигателя содержит корпус, сходящиеся и расходящиеся створки, а также управляющее кольцо, соединенное силовыми тягами с расходящимися створками. Между управляющим кольцом и расходящейся створкой установлен трехзвенник, содержащий рычаг, шарнирно прикрепленный к заднему фланцу корпуса сопла, кронштейн, шарнирно прикрепленный к передней части расходящейся створки, и дополнительную тягу, соединяющую рычаг и кронштейн. Рычаг соединен с управляющим кольцом промежуточной тягой, кронштейн соединен с расходящейся створкой осью, перпендикулярной последней, а силовая тяга снабжена дополнительным кронштейном, снабженным роликами, заведенными в направляющие, выполненные на расходящейся створке. Изобретение позволяет повысить надежность сопла и уменьшить его массу за счет обеспечения одинаковых углов поворота расходящихся створок. 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно сопло с управляемым вектором тяги (УВТ) для ТРД, содержащее корпус, сходящиеся и расходящиеся створки и управляющее кольцо, установленное посредством цилиндрических вкладышей и осей в неподвижном кольце, закрепленном на корпусе, и соединенное силовыми тягами с расходящимися створками (см. патент РФ №2375599, кл. F02K 1/12, опубл. в 2009 г.).

Недостаток известного сопла состоит в том, что при повороте управляющего кольца расходящиеся створки, симметричные относительно оси поворота, поворачиваются силовыми тягами, шарнирно закрепленными на кольце и расходящихся створках, на разные по величине углы в радиальном направлении, причем угол поворота створки, поворачивающейся наружу, менее угла поворота внутрь на 1,5°…2,5°. Это приводит к тому, что при работе на дроссельных режимах при повороте сопла критическое сечение сопла может перейти на срез, что резко увеличивает давление на расходящиеся и сходящиеся створки, и, как следствие, может привести к возникновению больших напряжений в конструкции и резкому увеличению необходимых усилий для поворота створок. Это приводит к разрушению сопла.

Задачей данного изобретения является усовершенствование кинематической схемы сопла, в результате которого при повороте расходящихся створок площадь среза всегда должна быть более площади критического сечения.

Указанная задача достигается тем, что в известном реактивном сопле с управляемым вектором тяги для ТРД, содержащем корпус, сходящиеся и расходящиеся створки и управляющее кольцо, соединенное силовыми тягами с расходящимися створками, согласно изобретению между управляющим кольцом и расходящейся створкой установлен трехзвенник, содержащий рычаг, шарнирно прикрепленный к заднему фланцу корпуса сопла, кронштейн, шарнирно прикрепленный к передней части расходящейся створки, и дополнительную тягу, соединяющую рычаг и кронштейн, причем рычаг соединен с управляющим кольцом промежуточной тягой, кронштейн соединен с расходящейся створкой осью, перпендикулярной последней, а силовая тяга снабжена дополнительным кронштейном с установленными на нем роликами, заведенными в направляющие, выполненные на расходящейся створке.

Такое выполнение устройства позволяет обеспечить на всех режимах работы сопла при повороте вектора тяги одинаковые углы поворота в радиальном направлении расходящихся створок, симметричных относительно оси поворота, то есть сохранить большую площадь среза сопла относительно площади критического сечения, что увеличивает надежность сопла с УВТ, а также позволяет уменьшить посредством рычагов силы, действующие на управляющее кольцо, то есть уменьшить массу сопла.

На фиг.1 изображен продольный разрез сопла с УВТ;

на фиг.2 - вид на силовые тяги, соединяющие управляющее кольцо с расходящимися створками;

на фиг.3 - сечение Б-Б - конструкция кронштейна с роликами на силовой тяге;

на фиг.4 - кинематическая схема действия трехзвенников и расходящихся створок.

Сопло содержит корпус 1, шарнирно закрепленные на нем сходящиеся створки 2, на концах которых установлены расходящиеся створки 3, и управляющее кольцо 4, соединенное силовыми тягами 5 с расходящимися створками 3. Между управляющим кольцом 4 и расходящейся створкой 3 установлен трехзвенник, содержащий рычаг 6, шарнирно прикрепленный к заднему фланцу корпуса сопла 1, и кронштейн 7, шарнирно прикрепленный к передней части расходящейся створки 3. Кронштейн 7 соединен дополнительной тягой 8 с рычагом 6 на его малом плече. Большим плечом рычаг 6 соединен с управляющим кольцом 4 промежуточной тягой 9. Рычаг 6, дополнительная тяга 8, кронштейн 7 и сходящаяся створка образуют параллелограммный механизм. Кронштейн 7 имеет общую радиальную ось 10 с расходящейся створкой 3, расположенной перпендикулярно ее полотну (основанию). Таким образом расходящаяся створка 3 имеет возможность поворота в радиальном направлении совместно с кронштейном 7 и в окружном - вокруг оси 10.

На заднем конце силовой тяги 5, выполненной в виде фермы, установлен дополнительный кронштейн 11, снабженный роликами 12, заведенными в направляющие 13, выполненные на расходящейся створке 3. К переднему фланцу управляющего кольца 4 присоединены гидроцилиндры 14, установленные в передней части корпуса 1.

При работе двигателя усилия газового потока передаются на расходящиеся створки 3 и далее через оси 10 и трехзвенники на промежуточные тяги 9. Далее уменьшенное в пропорции плеч рычага 9 усилие передается на управляющее кольцо 4, которое удерживается гидроцилиндрами 14 (см. фиг.1). Для поворота вектора тяги гидроцилиндры 14 поворачивают управляющее кольцо 4 вокруг оси О (см. фиг.4) на угол φ1 (φ2) и далее - через промежуточные тяги 9 - трехзвенники и расходящиеся створки 3, симметричные относительно оси поворота, поворачиваются на равные углы, то есть углы β1, γ1, α1 равны β2, γ2, α2 (см. фиг.4), что позволяет сохранить отношение площади среза сопла к площади его критического сечения.

При повороте управляющего кольца 4 силовые тяги 5 поворачивают расходящиеся створки 3 в плоскости их скольжения, то есть вокруг осей 10, не преодолевая усилий от газового потока, в отличие от прототипа, а кронштейны 11 с роликами 12 движутся вдоль направляющей 13.

Таким образом, из-за уменьшения усилий на управляющем кольце 4 и на силовых тягах 5 возможно их значительно облегчить, то есть уменьшить массу сопла. Сохранение геометрии сопла при повороте вектора тяги увеличивает его надежность.

Реактивное сопло с управляемым вектором тяги для турбореактивного двигателя, содержащее корпус, сходящиеся и расходящиеся створки и управляющее кольцо, соединенное силовыми тягами с расходящимися створками, отличающееся тем, что между управляющим кольцом и расходящейся створкой установлен трехзвенник, содержащий рычаг, шарнирно прикрепленный к заднему фланцу корпуса сопла, кронштейн, шарнирно прикрепленный к передней части расходящейся створки, и дополнительную тягу, соединяющую рычаг и кронштейн, причем рычаг соединен с управляющим кольцом промежуточной тягой, кронштейн соединен с расходящейся створкой осью, перпендикулярной последней, а силовая тяга снабжена дополнительным кронштейном, снабженным роликами, заведенными в направляющие, выполненные на расходящейся створке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к области сопел переменного сечения для турбомашин. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к реактивным соплам воздушно-реактивных двигателей с изменяемым направлением вектора тяги. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкции жидкостных ракетных двигателей, содержащих охлаждаемый сверхзвуковой раструб сопла и неохлаждаемый составной сопловой насадок из композиционного материала.

Изобретение относится к области авиации, в частности конструкции выходных устройств газотурбинных двигателей (ГТД), но может быть использовано в любых конструкциях, работающих в горячих средах.

Изобретение относится к области авиационных турбореактивных двигателей, в частности, к поворотным соплам подъемно-маршевых двигателей. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к области снижения уровня инфракрасного излучения турбореактивных двигателей в заднюю полусферу самолета

Выходное устройство авиационного двигателя содержит металлическую кольцевую деталь и деталь выходного устройства из композитного материала с керамической матрицей, имеющую в верхней по потоку части форму тела вращения. Деталь выходного устройства установлена на кольцевой детали с помощью упругих крепежных лап. Каждая крепежная лапа имеет первый конец, укрепленный на кольцевой детали, и второй конец, укрепленный на верхней по направлению потока части детали выходного устройства. При этом в одном из вариантов выполнения выходного устройства каждая крепежная лапа содержит осевой упорный элемент, отходящий радиально от второго конца лапы и расположенный напротив первого конца, и радиальный упорный элемент на уровне второго конца лапы, расположенный над первым концом в радиальном направлении. В другом варианте выполнения деталь выходного устройства установлена ниже по потоку от кольцевой детали, а кромка верхней по потоку части детали выходного устройства поддерживается в осевом направлении напротив наружной радиальной поверхности кольцевой детали, а в радиальном - над первым концом крепежных лап. Первый конец каждой крепежной лапы содержит выступ, проходящий по оси в направлении от кольцевой детали. Другое изобретение группы относится к авиационному двигателю, содержащему указанное выше выходное устройство. Изобретения позволяют повысить надежность узла крепления выходного устройства без повышения его веса. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх