Способ разрушения ледяного покрова на мелководье

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Способ разрушения ледяного покрова на мелководье включает в себя перемещение судна на воздушной подушке вдоль кромки льда. Вдоль кромки льда перемещают два судна, при этом первое судно перемещают по свободной воде, а второе - по сплошному льду сзади первого на расстоянии от него, равном четверти длины резонансной изгибно-гравитационной волны. Повышение эффективности разрушения ледяного покрова достигается посредством интерференции гравитационной и изгибно-гравитационной волн, возбуждаемых двумя судами, движущимися вдоль кромки ледяного покрова с резонансной скоростью в непосредственной близости друг к другу и к кромке льда. 2 ил.

 

Изобретение относится к ледотехнике и может быть использовано для выполнения ледокольных работ с помощью амфибийных судов на воздушной подушке (СВП).

Известен способ разрушения ледяного покрова, осуществляемый путем движения СВП по свободной воде в непосредственной близости и вдоль кромки сплошного ледяного покрова, а затем по ней. Такое маневрирование создает дополнительно к волновой нагрузку на лед от веса судна, что увеличивает деформации ледяного покрова и облегчает процесс его разрушения (1. Козин В.М., Новолодский И.Д. Способ разрушения ледяного покрова А.С. СССР №1781968 А1).

Недостатками этого способа являются:

- быстрая затухаемость гравитационных волн вследствие их трансформации в изгибно-гравитационные и отражение от кромки льда, что требует для поддержания их максимальной интенсивности частого повторения маневров;

- сход с кромки и выход на нее приводит к быстрому изнашиванию гибкого ограждения СВП;

- нестационарность режимов движения СВП при маневрировании повышает расход топлива;

- плохая управляемость СВП на низких резонансных скоростях усложняет их маневрирование около кромки льда, т.е. требует использования энергоемких подруливающих устройств;

- при выходе и сходе СВП с кромки льда для последующего движения судна вдоль нее и развития гравитационных и изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальной амплитуды необходимо затрачивать определенное время, в течение которого неизбежно происходит гашение тех или иных колебаний, т.к. подкачка энергии в колеблющуюся систему «лед-вода» в эти периоды не происходит (судно движется не с максимальным волновым сопротивлением, которое определяет его ледоразрушающую способность).

Сущность изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным методом за счет использования в условиях мелководья равенства скорости судна, при которой на свободной воде возбуждаются волны наибольшей амплитуды, т.е. горбовой скорости, резонансной скорости при движении судна по сплошному льду.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении нагрузки на лед за счет благоприятной интерференции (суммирования максимальных амплитуд) двух волновых систем: гравитационной, возникающей при движении судна по свободной воде, и изгибно-гравитационной, возникающей при движении судна по ледяному покрову.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: перемещение СВП вдоль кромки льда.

Отличительные: перемещение двух СВП, при этом первое судно перемещают по свободной воде, а второе - по сплошному льду сзади первого на расстоянии от него, равном четверти длины резонансной изгибно-гравитационной волны.

Известно (1. Павленко Г.Е. Сопротивление воды движению судов. М.: Морской транспорт, 1956, - 508 с.), что на мелководье при критической скорости судна υк, равной (q - ускорение силы тяжести, Н - глубина водоема), т.е. горбовой скорости, амплитуда возбуждаемых волн становится максимальной.

Также известно (2. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. Л.: Гидрометеоиздат.1967. - 216 с.), что на мелководье скорость резонансных ИГВ υp в ледяном покрове также равна , а длина этих волн равна , где D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины, ρл - плотность льда, h - толщина льда.

Известно и то (3. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Изд-во «Академия Естествознания». 2007. - 355 с.), что при выполнении ледокольных работ двумя СВП наиболее эффективным режимом является движение фронтом.

Поскольку вода является более податливой средой, чем ледяной покров, то движение СВП по свободной воде вдоль кромки льда, а не по льду возбуждает ИГВ большей амплитуды (4. Жесткая В.Д., Козин В.М. Исследования возможностей разрушения ледяного покрова амфибийными судами на воздушной подушке. Владивосток: Дальнаука. 2003. - 161 с.).

Изобретение осуществляется следующим образом. Если при движении одного СВП с резонансной скоростью вдоль кромки ледяного покрова разрушения льда не происходит, т.е. его массы оказывается не достаточно для возбуждения ИГВ необходимой амплитуды, то на ледяной покров выводят второе СВП. Первое СВП перемещают по свободной воде с критической (горбовой) скоростью вдоль кромки льда в непосредственной близости от нее, а второе - по кромке ледяного покрова параллельным курсом также вблизи нее с резонансной скоростью. Поскольку в условиях мелководья эти скорости равны друг другу, то возникнет благоприятная интерференция возбуждаемых гравитационных и изгибно-гравитационных волн. Для достижения суммарных ИГВ наибольшей амплитуды второе СВП перемещают сзади от первого на расстоянии от него, равном λp/4. Такое отставание второго СВП обеспечит его расположение в пучности ИГВ, возникающих от движения первого судна. В этом случае волновое сопротивление второго СВП станет максимальным и соответственно амплитуда суммарных ИГВ - наибольшей, что позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение поясняется графически, где: на фиг.1 показан вид на расположение СВП сверху; на фиг.2 - сечение по А-А на фиг.1.

По свободной воде 1 перемещают первое СВП 2 вдоль кромки 3 ледяного покрова 4 с критической скоростью υк (см. фиг.1). Вслед за ним с резонансной скоростью υp перемещают сзади от первого второе СВП 5 на расстоянии от него, равном λp/4 (см. фиг.1, 2).

Способ разрушения ледяного покрова на мелководье, заключающийся в перемещении судна на воздушной подушке вдоль кромки льда, отличающийся тем, что вдоль кромки льда перемещают два судна, при этом первое судно перемещают по свободной воде, а второе - по сплошному льду сзади первого на расстоянии от него, равном четверти длины резонансной изгибно-гравитационной волны.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к разрушению ледяного покрова с помощью взрыва. .

Изобретение относится к плавучей платформе (1) для морской добычи нефти в арктической и антарктической зоне, оснащенной под своим корпусом отсоединяемой турелью (1а), от которой отходят якорные линии (2) до морского дна и трубопроводы (3), связывающие дно с поверхностью, причем корпус имеет проходящие в продольном направлении (Х-Х) продольные борта, отличающейся тем, что продольные борта (1b) снабжены множеством устройств (10) для локализованного разрушения плавучего льда, каждое из которых содержит инструмент (11) разрушения, имеющий, по меньшей мере, одну заостренную часть (11а), выполненную с возможностью раскалывать плавучий лед посредством повторяемого воздействия при поступательном и/или вертикальном поворотном движении инструмента разрушения относительно продольного борта, причем указанная заостренная часть при движении сверху вниз входит в контакт с поверхностью плавучего льда локализованным образом с силой, предпочтительно равной, по меньшей мере, 10000 кН, при этом указанный инструмент разрушения приводится в поступательное и/или поворотное движение с помощью направляющей конструкции (14) поступательного движения и/или направляющей конструкции (13) поворотного движения, установленной на продольном борту.

Изобретение относится к судостроению и касается архитектурно-конструктивного типа ледокольно-транспортных судов, предназначенных для эксплуатации в ледовых полях Арктики без ледокольного сопровождения, в том числе в условиях малых глубин арктического шельфа.

Изобретение относится к судостроению, в частности к проектированию обводов носовой оконечности корпуса судна, не имеющего специализированных обводов ледокольного типа.

Изобретение относится к судостроению и касается создания ледоколов с подруливающим выдвижным устройством. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания ледоколов-тримаранов. .
Изобретение относится к ледокольному судоходству и касается технологии ледокольных работ и очистки водоемов от ледяного покрова. .

Изобретение относится к речному транспорту, в частности к паромам, позволяющее им круглогодично перемещать людей и грузы с одного берега реки на другой и обратно. .
Изобретение относится к ледотехнике и касается технологии выполнения ледокольных работ с помощью амфибийных судов на воздушной подушке
Изобретение относится к ледокольному флоту и, в частности, касается технологии разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке

Изобретение относится к ледотехнике и касается технологии разрушения ледяного покрова для вскрытия прохода через ледовое поле

Изобретение относится к способу, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, создания водного судна, главным образом, ледокола или грузового судна, танкера или подобного транспортного судна с улучшенными характеристиками проникновения в лед, при этом судно имеет корпус с первым концом и вторым концом и снабжено на втором конце узлом двигателя, которое создает основную двигательную силу судна, тогда как судно перемещается любым концом вперед, и рулевое управление судна, в соответствии с чем упомянутый второй конец судна имеет такую форму и размеры, чтобы как таковой он имел бы характеристики эффективного проникновения в лед

Изобретение относится к области обеспечения безопасной эксплуатации добычных платформ в арктических морях

Изобретение относится к водному транспорту и касается создания морских объектов в виде судов активного ледового плавания или объектов специального назначения, предназначенных для постоянной эксплуатации в сложных ледовых условиях (например, буровых и нефтегазодобывающих платформ)

Изобретение относится к области борьбы с разливами нефти и к способу сдерживания разливов нефти

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала

Изобретение относится к области судостроения, преимущественно к судам с атомной энергетической установкой, эксплуатируемых на трассах Северного Морского пути

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке

Наверх