Атомный ледокол

Изобретение относится к области судостроения, преимущественно к судам с атомной энергетической установкой, эксплуатируемых на трассах Северного Морского пути. Атомный ледокол включает корпус, центральный энергетический отсек с атомной энергетической установкой, отсек главных турбогенераторов и ледовые ящики. Центральный энергетический отсек с атомной энергетической установкой расположен со смещением от мидель-шпангоута в сторону носа, а отсек главных турбогенераторов размещен от центрального энергетического отсека в сторону кормы. Ледовые ящики находятся в кормовой части отсека главных турбогенераторов. Технический результат заключается в повышении надежности работы главных турбогенераторов без нарушения удифферентовки судна. 2 ил.

 

Предлагаемое техническое решение относится к области судостроения, а именно к ледоколам с атомной энергетической установкой, предназначенным для проводки или буксировки транспортных судов в Арктике с выполнением всех видов ледокольных работ и оказания помощи другим ледоколам в тяжелых ледовых условиях, а также для совершения экспедиционных рейсов в любые районы Северного Ледовитого океана и к полюсу.

Известен атомный ледокол «Россия» (журнал «Судостроение», №8, 1984 г., стр.3-6), в котором центральный энергетический отсек (ЦЭО) с атомной энергетической установкой (АЭУ) размещен в районе мидель-шпангоута. В нос от него расположен отсек главных турбогенераторов и ледовые ящики.

Лед из-под носового участка корпуса судна забивает ледовые ящики, что нарушает работу главных турбогенераторов.

Наиболее близким к заявляемому объекту является атомный ледокол «50 лет Победы» (журнал «Судостроение», №1, 2009 г., стр.13-19, статья В.Я.Демьянченко, А.Н.Макеева, «Атомный ледокол «50 лет Победы»).

Известный атомный ледокол включает корпус, центральный энергетический отсек (ЦЭО) с атомной энергетической установкой (АЭУ), отсек главных турбогенераторов и ледовые ящики. Центральный энергетический отсек (ЦЭО) с атомной энергетической установкой (АЭУ) размещен симметрично относительно мидель-шпангоута. В нос от него расположен отсек главных турбогенераторов и ледовые ящики. Такое выполнение ледокола имеет тот же недостаток, что и предыдущий аналог. Лед из-под носового участка корпуса судна не успевает уйти под ледовое поле и перекрывает входные решетки ледовых ящиков, расположенных в нос от центрального энергетического отсека. Нарушается работа системы охлаждения главных турбогенераторов.

Предлагаемое техническое решение ставит своей задачей обеспечение надежной работы главных турбогенераторов за счет осуществления их бесперебойного охлаждения.

Как и в ближайшем аналоге предлагаемый атомный ледокол включает корпус, центральный энергетический отсек с атомной энергетической установкой, отсек главных турбогенераторов и ледовые ящики.

Отличие заключается в том, что центральный энергетический отсек с атомной энергетической установкой расположен со смещением от мидель-шпангоута в сторону носа, а отсек главных турбогенераторов расположен от центрального энергетического отсека в сторону кормы, при этом ледовые ящики размещены в кормовой части отсека главных турбогенераторов.

Поставленная задача решается предложенной совокупностью существенных признаков - новым взаимным расположением элементов, а именно: размещение ледовых ящиков в кормовой части отсека главных турбогенераторов, который расположен за центральным энергетическим отсеком в сторону кормы. Таким образом, ледовые ящики разместились как можно ближе к корме. Смещение центрального энергетического отсека в сторону носовой оконечности от мидель-шпангоута сохранило удифферентовку судна при новом взаимном размещении основных отсеков ледокола.

При таком расположении основных отсеков ледокола расколотые льдины при движении во льдах уходят под кромку ледового поля в районе максимальной ширины корпуса судна, вход в ледовые ящики льдинами не перекрывается и главные турбогенераторы охлаждаются непрерывно.

Конкретный пример реализации предлагаемого технического решения представлен на фиг.1 и фиг.2, где:

1 - корпус ледокола,

2 - центральный энергетический отсек (ЦЭО),

3 - атомная энергетическая установка (АЭУ),

4 - отсек главных турбогенератов,

5 - ледовые ящики,

6 - мидель-шпангоут,

7 - палубы,

8 - надстройка,

9 - башенноподобная мачта,

10 - водонепроницаемая поперечная переборка,

11 - верхняя палуба,

12 - второй борт, образованный продольными водонепроницаемыми переборками,

13 - второе дно,

14 - вторая палуба,

15 - форпик,

16 - ахтерпик.

Рассматриваемый пример ледокола представляет собой атомный турбоэлектроход мощностью 72 МВт. с распределением мощности по валам 1:1:1, избыточным надводным бортом, тремя палубами 7, развитой восьмиярусной надстройкой 8, башенноподобной мачтой 9.

Корпус 1 выполнен по традиционной поперечной системе набора с основными и промежуточными шпангоутами равного профиля и разделен на десять отсеков главными (поперечными) водонепрницаемыми переборками 10, доведенными до верхней палубы 11. По все длине ледокола от 37 до 161 шпангоута расположены продольные водонепроницаемые переборки, образующие второй борт 12, который идет от второго дна 13 до второй палубы 14. Второе дно 13 простирается от форпика до ахтерпика.

На ледоколе может быть предусмотрена дополнительная конструктивная защита центрального энергетического отсека при столкновении (заявка на изобретение №2010108777/11 от 09.03.10 г., положительное решение от 01 июня 2011 г.).

В кормовой оконечности имеется выемка с кранцами для буксировки судна «вплотную».

Центральный энергетический отсек 2 с атомной энергетической установкой 3 расположен со смещением от мидель-шпангоута 6 в сторону носа. Отсек главных турбогенераторов 4 находится со смещением от ЦЭО 2 в сторону кормы, а ледовые ящики 5 расположены в кормовой части отсека главных турбогенераторов 4. Величина смещения ЦЭО 2 от мидель-шпангоута 6 в сторону носа зависит от конкретного исполнения комплектующего оборудования ледокола и определяется расчетным путем. В представленном варианте ледокола размер смещения ЦЭО 2 от мидель-шпангоута 6 в сторону носа составляет пять шпаций.

При движении ледокола во льдах расколотые льдины после района мидель-шпангоута в большей части перемещаются под кромку ледового поля и частично под дно ледокола. Поскольку ледовые ящики 5 расположены в кормовой части отсека главных турбогенераторов 4, который, в свою очередь, размещен от ЦЭО 2 сторону кормы, т.е. ледовые ящики 5 достаточно удалены от носовой оконечности, то приемные отверстия ледовых ящиков 5 не забиваются битым льдом. Система охлаждения главных турбогенераторов работает бесперебойно, что и обеспечивает их надежную работу.

Кроме того, расположение ЦЭО 2 со смещением от мидель-шпангоута 6 в сторону носовой оконечности, а отсека главных турбогенераторов 4 - со смещением от ЦЭО в сторону кормовой оконечности 1 не нарушило удифферентовки судна.

Таким образом, предложенное новое взаимное расположение основных отсеков ледокола позволило решить поставленную задачу - обеспечить бесперебойную надежную работу главных турбогенераторов, не нарушив при этом удифферентовку судна.

Атомный ледокол, включающий корпус, центральный энергетический отсек с атомной энергетической установкой, отсек главных турбогенераторов и ледовые ящики, отличающийся тем, что центральный энергетический отсек с атомной энергетической установкой расположен со смещением от мидель-шпангоута в сторону носа, а отсек главных турбогенераторов расположен от центрального энергетического отсека в сторону кормы, при этом ледовые ящики размещены в кормовой части отсека главных турбогенераторов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для океанографических и геологических исследований, ремонтных работ, установки и обслуживания подводного оборудования.

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к добыче газа и транспортировке газообразного углеводородного топлива по трубопроводам большой протяженности, проложенным по морскому дну. .

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к транспортировке газообразного углеводородного топлива по трубопроводам большой протяженности, проложенным по морскому дну. .

Изобретение относится к транспортировке газообразного углеводородного топлива по трубопроводам большой протяженности, проложенному по морскому дну. .

Изобретение относится к судостроению, преимущественно к энергетическим установкам атомных подводных лодок, атомных кораблей и судов, плавучих атомных электростанций.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. .

Изобретение относится к области борьбы с разливами нефти и к способу сдерживания разливов нефти. .

Изобретение относится к водному транспорту и касается создания морских объектов в виде судов активного ледового плавания или объектов специального назначения, предназначенных для постоянной эксплуатации в сложных ледовых условиях (например, буровых и нефтегазодобывающих платформ).

Изобретение относится к области обеспечения безопасной эксплуатации добычных платформ в арктических морях. .

Изобретение относится к способу, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, создания водного судна, главным образом, ледокола или грузового судна, танкера или подобного транспортного судна с улучшенными характеристиками проникновения в лед, при этом судно имеет корпус с первым концом и вторым концом и снабжено на втором конце узлом двигателя, которое создает основную двигательную силу судна, тогда как судно перемещается любым концом вперед, и рулевое управление судна, в соответствии с чем упомянутый второй конец судна имеет такую форму и размеры, чтобы как таковой он имел бы характеристики эффективного проникновения в лед.

Изобретение относится к ледотехнике и касается технологии разрушения ледяного покрова для вскрытия прохода через ледовое поле. .

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов в акваториях с ледовым покровом в любой ледовой обстановке.
Изобретение относится к ледокольному флоту и, в частности, касается технологии разрушения ледяного покрова. .
Изобретение относится к ледотехнике и касается технологии выполнения ледокольных работ с помощью амфибийных судов на воздушной подушке. .

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к танкерам ледового класса. Корпус танкера содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными последовательно грузовыми танками в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости, которые имеют продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции. Набор в зоне ледового пояса имеет усиление. В зоне расположения рулевого устройства имеется элемент, частично защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна. Корпус танкера выполнен мелкосидящим. Носовая оконечность имеет ледокольную форму с уступом в нижней части форштевня и установленным в нем подруливающим устройством. Кормовая оконечность выполнена с продольным полутуннелем в диаметральной плоскости. На горизонтальных площадках установлены две полноповоротные главные движительно-рулевые колонки. Защитный элемент имеет два уступа, расположенных побортно от туннеля в корму от горизонтальных площадок. На транце установлено устройство для проводки танкера ледоколом в режиме толкания. Технический результат заключается в повышении ледопроходимости и маневренности на малых ходах и обеспечении позиционирования при более тяжелых метеорологических условиях. 4 ил.

Изобретение относится к ледокольным работам. Способ разрушения ледяного покрова основан на создания подо льдом гидроудара и включает подсоединение эластичной камеры с положительной плавучестью тросом к подводному судну. При этом эластичной камере придают ускорение. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов конструкции судна ледового плавания и компоновки его пропульсивного комплекса. Кормовая оконечность судна ледового плавания имеет корпус с кормовым подзором, размещенный в кормовом подзоре движительно-рулевой комплекс, включающий установленную в диаметральной плоскости судна центральную пропульсивную винтовую установку и побортно установленные и расположенные на площадке пропульсивные установки в виде полноповоротных винто-рулевых колонок с гребным винтом, и наклонный ахтерштевень. Центральная пропульсивная установка выполнена также в виде полноповоротной винто-рулевой колонки с гребным винтом и расположена со смещением в корму от уровня плоскости дисков гребных винтов бортовых винто-рулевых колонок на расстояние, обеспечивающее бесконтактный с гребными винтами взаимный поворот центральной и бортовых винто-рулевых колонок на 360 градусов. Все три пропульсивные установки расположены на одной плоской горизонтальной площадке, огороженной сверху ледовым выступом, имеющим угол уклона в диаметральной плоскости судна γ, равный 30-50 градусов. Кормовая часть судна выше ледового выступа имеет форму ледокольного носа, а кормовые обводы ниже упомянутой площадки, примыкающие к днищу, имеют клиновидную форму с S-образными ватерлиниями. Угол наклона ахтерштевня судна к горизонту φ составляет 15-25 градусов, а угол входа кормовой конструктивной ватерлинии судна α на расстоянии от его диаметральной плоскости, равном 1/4 ширины судна, составляет 38-45 градусов. Технический результат заключается в улучшении маневренности и ходкости судна ледового плавания в режиме заднего хода при наличии ледового покрова. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение может быть использовано при разрушении льда с использованием судов, в частности ледоколов. Способ разрушения льда заключается в том, что непосредственно перед раскалыванием льда в результате механического воздействия на лед судна, как минимум, одну выбранную область поверхности льда, а также незначительную часть его толщи вблизи упомянутой области облучают под заданным углом мощным сфокусированным инфракрасным излучением, энергия которого достаточна, по крайней мере, для расплавления поверхности льда с образованием проталины. Предварительно упомянутую область выбирают как одну из наиболее вероятных для распространения трещины, образовывающейся вследствие упомянутого механического воздействия, учитывая текущий характер распространения упомянутой трещины и/или накопленный в отношении такого характера статистический материал, и/или учитывая карту дефектов льда. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения льда за счет энергетически малозатратного снижения прочности льда перед оказанием на него механического воздействия посредством судна. 24 з.п. ф-лы.
Наверх