Способ определения уровня нервно-психического развития ребенка первого года жизни



Владельцы патента RU 2460466:

Федеральное государственное учреждение "Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ" (ФГУ "РНЦВМиК Росздрава") (RU)
Государственное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница 13 им. Н.Ф. Филатова" Департамента здравоохранения города Москвы (ГУЗ "ДГКБ 13 им. Н.Ф. Филатова") (RU)

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии. В возрасте ребенка один месяц оценивают его соматический и неврологический статус и рассчитывают уравнение регрессии: 42,423-4,373×№ группы - 0,524×пол - 0,972×задержка развития двигательных функций - 1,264×внутриутробное инфицирование - 0,763×аллергический дерматит - 1,212×стигмы дизэмбриогенеза + 1,807×опережение развития в коммуникативных функциях, где - № группы - 2 для группы детей, получающих, и № группы - 3 для группы детей, не получающих дополнительные лечебно-коррекционные мероприятия; пол - 1 женский, 2 - мужской; задержка развития двигательных функций - 0 нет, 1 есть; внутриутробное инфицирование - 0 нет, 1 есть; аллергический дерматит - 0 нет, 1 есть; стигмы дизэмбриогенеза - 0 нет, 1 есть; опережение развития в коммуникативных функциях - 0 нет, 1 есть. Уравнение рассчитывают дважды - для случая применения и отсутствия проведения комплекса лечебно-коррекционных мероприятий. Сравнивают полученные значения для обеих групп и определяют необходимость проведения медико-психолого-педагогической программы. Способ позволяет получить объективную оценку возрастного развития ребенка и определить необходимость проведения коррекции его развития. 2 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, а именно к перинатальной неврологии, неонатологии, профилактической и восстановительной педиатрии, к способам оценки и прогнозирования психомоторного развития детей.

Проблема нарушений психомоторного развития детей раннего возраста в результате перинатальных факторов риска является одной из актуальных в современной педиатрии. В настоящее время в России рождение детей, относящихся к группе риска по нарушениям психомоторного развития, уже составляет от 85 до 93% (Баранов А.А., 2002; Володин Н.Н., 2004, 2005; Иванова Е.А., 2003; Суханова Л.П., 2005). Недостаточная организация медицинской помощи, отсутствие комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации или неактивное ее проведение на ранних этапах жизни ребенка с перинатальной патологией приводит к постоянному росту показателей общей заболеваемости детского населения.

Выраженные последствия перинатальной патологии по мере взросления ребенка проявляются в форме различных заболеваний, препятствующих полноценному возрастному развитию детей. В случаях тяжелых и выраженных нарушений это приводит к инвалидизации детей (Володин Н.Н., 2005; Цыбульская И.С., 2007; Яцык Г.В., 2007).

Появление такой новой дисциплины, как восстановительная медицина, способствует возрождению и укреплению профилактического звена как приоритетной формы работы в педиатрической практике. Одной из таких форм работы является наблюдение за нервно-психическим развитием ребенка на первом году жизни, за своевременностью и правильностью становления двигательных, сенсорных и речевых функций, социальных навыков и умений.

Для оценки нервно-психического развития детей первого года жизни разработаны зарубежные и отечественные диагностические шкалы (Э.Л.Фрухт, И.М.Воронцов, О.В.Баженова, Д.И.Зелинская с соавт., шкалы «Денверская», «Мюнхенская», «Гном», Гриффитс, тест Бейли, KID-шкала и др.). Шкалы используются разными специалистами по принципу предпочтений. Диагностические шкалы демонстрируют расхождение в возрастных нормативах развития (появления навыков и умений), содержат различающиеся параметры для оценки развития детей, что представляет определенные трудности для использования в практической работе. Обследование по данным шкалам занимает много времени и требует дополнительного участия семьи, поэтому на практике применяется мало.

Вопросы динамики нервно-психического развития детей раннего возраста в зависимости от ряда факторов составляют профессиональный интерес как врачей, так психологов и педагогов.

Известен способ определения динамики развития двигательных навыков у недоношенных детей, занимающихся по программе реабилитации, путем применения регрессионной модели прогнозирования.

Данное уравнение регрессии позволяет дополнительно оценить эффективность реабилитационных мероприятий и в зависимости от сроков появления двигательных навыков своевременно вносить коррективы в лечение:

е41=327,338-3,61592×el+0,150635×е32+0,135589×е39+0,544748×е40,

где е41 - срок появления навыка ходьбы, el - срок гестации, е32 - срок начала e32 - поднимания головы, е39 - срок начала ползания по-пластунски, е40 - срок начала ползания на четвереньках (сроки указываются в количестве дней, соответствующих возрасту появления навыка у ребенка) (Казанская Е.В. Физическая реабилитация недоношенных детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы. Дисс. …канд. мед. наук. - СПб, 2009).

Но прогнозирования только двигательного развития недостаточно, так как неполно и неточно отражает уровень нервно-психического развития детей на первом году жизни.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является «Способ количественной оценки возрастного развития», заключающийся в определении уровня психомоторного развития ребенка первого года жизни при помощи балльных оценок.

В оцениваемые показатели включено 10 параметров: динамически изменяющиеся функции (1 - коммуникабельность, 2 - голосовые реакции, 3 - безусловные рефлексы, 4 - мышечный тонус, 5 - асимметричный шейно-тонический рефлекс, 6 - цепные симметричные рефлексы, 7 - сенсорно-моторное поведение) и факторы риска (8 - уровень стигматизации, 9 - черепно-мозговая иннервация и 10 - патологические движения), помогающие выявить группу детей с повышенным риском задержки развития.

Суммарная количественная оценка на каждом возрастном этапе определяется на основе данных показателей, которые оцениваются по 4-балльной системе (оптимальное развитие функции - 3 балла, промежуточное - 2 и 1 балл, ее отсутствие - 0 баллов) с учетом динамики нормального возрастного развития.

Количественная оценка помогает дифференцировать причины отклонения в психомоторном развитии, т.к. позволяет более четко установить, развитие каких именно функций страдает в первую очередь и в наибольшей степени (Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981; Журба Л.Т., Тимонина О.В. Метод количественной оценки двигательных, речевых и психических функций ребенка для раннего выявления задержки возрастного развития: Методические рекомендации №99/224 (часть 1) // Медицинский научный и учебно-методический журнал. - 2003. - №14. - С.15-43).

Недостатком оценки уровня возрастного развития ребенка по шкале Л.Т. Журбы с соавт. является то, что максимальная оценка параметра в 3 балла характеризует т.н. «оптимальное» развитие функций независимо от сроков их появления, являясь нижней границей временной нормы, и не предусматривает факта возможного опережения в психомоторном развитии по ряду параметров, что необходимо для выявления морфологически и функционально более зрелых и сохранных структур центральной нервной системы у ребенка группы перинатального риска.

Техническим результатом предлагаемого «Способа определения уровня нервно-психического развития ребенка первого года жизни» являются: получение более объективной оценки возрастного развития и возможность прогнозирования общего уровня нервно-психического развития ребенка в возрасте 1 год по данным неврологического и соматического статуса ребенка в возрасте 1 месяц.

Указанный технический результат достигается оптимизацией шкалы количественной оценки нервно-психического развития и использованием уравнения прогнозирования его динамики.

При этом оптимизация оценки параметров диагностической шкалы заключается в введении дополнительных 4 и 5 баллов, определяющих факт опережения в психомоторном развитии по ряду показателей (по 1, 2, 6 и 7 параметрам):

0, 1, 2 балла - отставание или нарушение в развитии различной степени выраженности;

3 балла - возрастная норма;

4 балла - опережение в появлении навыка на 1 эпикризный срок (на 1 месяц);

5 баллов - опережение на 2 и более эпикризных срока (на 2 и более месяцев).

Данная шкала дополнительно позволяет:

1) определить у ребенка функции, опережающие возрастные нормативы, тем самым выявить более зрелые функциональные структуры центральной нервной системы и, используя их стимуляцию, помочь перейти ребенку на более высокий уровень развития;

2) наглядно продемонстрировать диссоциацию различных линий развития, выявить парциальную задержку развития;

3) более адекватно оценить эффективность и скорректировать комплекс лечебно-профилактических мероприятий;

4) более точно спрогнозировать уровень нервно-психического развития ребенка в возрасте 1 год по данным возраста 1 месяц.

В результате применения многомерного линейного регрессионного анализа разработана формула прогнозирования динамики уровня нервно-психического развития детей на первом году жизни. При расчете прогнозируемой количественной оценки в возрасте ребенка 1 год используется ряд начальных данных, учитывающих состояние перинатальных факторов риска и параметров развития ребенка в возрасте один месяц.

Клиническая ценность прогнозирования количественной оценки состоит в том, что появляется возможность объективно оценить перспективы психомоторного развития детей первого года жизни по их неврологическому и соматическому статусу в период новорожденности.

Описание способа определения уровня нервно-психического развития

После предварительного изучения анамнестических данных, выявления перинатальных факторов риска, клинического осмотра (соматического и неврологического статуса) ребенка в возрасте 1 месяц производится расчет ожидаемого уровня нервно-психического развития в возрасте 1 год с использованием уравнения регрессии.

Расчет количественных оценок проводится дважды - с учетом принадлежности ребенка: I - к группе детей, получающей дополнительный комплекс лечебно-коррекционных мероприятий медико-психолого-педагогического характера, заключающийся в проведении стимуляции двигательных сенсорных и речевых функций, II - к группе детей, не получающей данный комплекс мероприятий в программе реабилитации.

Сравнение полученных значений позволяет решить вопрос о целесообразности проведения дополнительных лечебно-коррекционных мероприятий опережающего характера, направленных на предупреждение отклонений в психомоторном развитии ребенка, и определить их эффективность по фактическому значению оценки развития ребенка в возрасте 1 год. Увеличение различий между оценками говорит о большей целесообразности назначения ребенку опережающей медико-психолого-педагогической программы формирования основных функций.

Расчет следует проводить по формулам для обеих групп с использованием начальных данных одного ребенка. При вводе данных в формулу используется цифровая кодировка переменных:

42,423-4,373׫№ группы»-0,524׫пол»-0,972׫3адержка развития двигательных функций»-1,264׫ВУИ»-0,763׫Аллергический дерматит»-1,212׫Стигмы дизэмбриогенеза»+1,807׫Опережение развития в коммуникативных функциях»=результат в баллах (округляется до целых чисел),

где в возрасте ребенка 1 месяц:

- «№ группы» = 2 для группы детей, получающих, и «№ группы» = 3 для группы детей, не получающих дополнительные лечебно-коррекционные мероприятия;

- «пол» = 1 для женского, = 2 - для мужского;

- «Задержка развития двигательных функций» = 0 или = 1 при отсутствии или диагностировании задержки развития по данному показателю соответственно;

- «ВУИ» = 0 или = 1 при отсутствии или диагностировании внутриутробного инфицирования соответственно;

- «Аллергический дерматит» = 0 или = 1 при отсутствии или диагностировании аллергии на первом месяце жизни соответственно;

- «Стигмы дизэмбриогенеза» = 0 или = 1 при отсутствии или диагностировании стигм дизэмбриогенеза соответственно;

- «Опережение развития в коммуникативных функциях» = 0 или = 1 при отсутствии или диагностировании опережения нервно-психического развития по данному показателю соответственно.

Примеры осуществления способа

Пример 1. Ребенок Илья У., 1 мес. Пол - мужской. Отмечаются: задержка формирования двигательных функций, внутриутробное инфицирование, аллергический дерматит, стигмы дизэмбриогенеза, опережение в развитии коммуникативных функций. Отсутствуют: патология со стороны безусловной рефлекторной деятельности, опережение в развитии речевых функций.

Расчет прогностической оценки нервно-психического развития на возраст 1 год по данным возраста 1 месяц:

42,423-4,373׫2»-0,524׫2»-0,972׫1»-1,264׫1»-0,763׫1»-1,212׫1»+1,807׫1»=30,2 (30) баллов (в случае применения дополнительного комплекса лечебно-коррекционных мероприятий);

42,423-4,373׫3»-0,524׫2»-0,972׫1»-1,264׫1»-0,763׫1»-1,212׫1»+1,807׫1»=25,9 (26) баллов (в случае отсутствия применения дополнительного комплекса лечебно-коррекционных мероприятий).

Данный ребенок в течение первого года жизни участвовал в программе профилактики нарушений нервно-психического развития (медико-психолого-педагогическая коррекция и стимуляция возрастных навыков) и к возрасту 12 месяцев количественная оценка возрастного развития составила 30 баллов (что соответствовало расчетам по формуле), что говорит об эффективности применения программы лечебно-коррекционных мероприятий.

Не участвуя в программе дополнительных медико-психолого-педагогических лечебно-коррекционных мероприятий, данный ребенок имел бы более низкий уровень нервно-психического развития: 26 баллов.

Пример 2. Ребенок Варвара П., 1 мес. Пол - женский.

Отмечаются: патология со стороны безусловной рефлекторной деятельности, задержка формирования двигательных функций, внутриутробное инфицирование, аллергический дерматит, стигмы дизэмбриогенеза. Отсутствуют: опережение в развитии коммуникативных функций, опережение в развитии речевых функций.

Расчет прогностической оценки нервно-психического развития на возраст 1 год по данным возраста 1 месяц

42,423-4,373׫2»-0,524׫1»-0,972׫1»-1,264׫1»-0,763׫1»-1,212׫1»+1,807׫0»=30,2 (30) баллов (в случае применения дополнительного комплекса лечебно-коррекционных мероприятий);

42,423-4,373׫3»-0,524׫1»-0,972׫1»-1,264׫1»-0,763׫1»-1,212׫1»+1,807×-«0»=24,6 (25) баллов (в случае отсутствия применения дополнительного комплекса лечебно-коррекционных мероприятий).

Данный ребенок в течение первого года жизни не участвовал в программе медико-психолого-педагогической коррекции и стимуляции возрастных навыков, и к возрасту 12 месяцев количественная оценка возрастного развития составила 25 баллов (что соответствовало расчетам по формуле).

В случае участия в программе медико-психолого-педагогической коррекции и стимуляции возрастных навыков данный ребенок имел бы более высокий уровень психомоторного развития (30 баллов - в соответствии с расчетами по формуле).

Таким образом, данным детям назначение медико-психолого-педагогической программы профилактики нарушений нервно-психического развития было целесообразно. Отмечена эффективность ее применения у ребенка Ильи У. и возможная эффективность у ребенка Варвары П. в случае ее применения.

Положительный эффект способа

Предлагаемый «Способ определения уровня нервно-психического развития ребенка первого года жизни» был проведен на 120 детях в возрасте первого года жизни. В результате расчета уровня возрастного развития с использованием уравнения регрессии получены результаты, позволяющие более объективно оценить перспективы психомоторного развития детей первого года жизни по их неврологическому и соматическому статусу в период новорожденности. Способ позволяет решить вопрос целесообразности и эффективности проведения лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на предупреждение возможного формирования нарушений нервно-психического развития.

Использование «Способа определения уровня нервно-психического развития ребенка первого года жизни» может быть рекомендовано для определения уровня психомоторного развития ребенка группы перинатального риска в практической деятельности медицинских работников с целью разработки и оценки эффективности оздоровительно-реабилитационных программ по профилактике нарушений нервно-психического развития. Это позволит не только решать вопрос о назначении реабилитационных мероприятий «по факту» появления патологических отклонений в состоянии ребенка, но и в том числе разрабатывать медико-психолого-педагогические программы профилактики, направленные на предупреждение («на опережение») формирования нарушений нервно-психического развития детей раннего возраста.

Изобретение может применяться для разработки и оценки эффективности лечебно-коррекционных программ профилактики нарушений нервно-психического развития у детей групп перинатального риска на первом году жизни, программ медико-психолого-педагогической коррекции и стимуляции формирования возрастных навыков и умений.

Данный способ может быть использован не только врачами, но и средним медицинским персоналом при проведении скрининговых обследований детей раннего возраста в учреждениях различных ведомств:

- здравоохранения (перинатальные центры, отделения и кабинеты катамнеза, центры планирования семьи, отделения медико-социальной помощи, кабинеты здорового ребенка детских поликлиник, центры и отделения медицинской профилактики, школы здоровья, кабинеты здоровья, детские реабилитационные центры, центры и отделения восстановительного лечения);

- социальной защиты (отделения медико-социальной помощи, отделения ранней помощи центров социального обслуживания семьи и детей, отделения абилитации реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями);

- образования (ДОУ, службы ранней помощи, центры валеологии, перинатального воспитания, раннего развития);

- в комплексных центрах медико-психолого-педагогической помощи.

Способ определения необходимости проведения ребенку медико-психолого-педагогической программы, включающий количественную оценку возрастного развития ребенка, отличающийся тем, что в возрасте ребенка один месяц оценивают его соматический и неврологический статус и рассчитывают уравнение регрессии:
42,423 - 4,373 × № группы - 0,524 × пол - 0,972 × задержка развития двигательных функций - 1,264 × внутриутробное инфицирование - 0,763 × аллергический дерматит - 1,212 × стигмы дизэмбриогенеза + 1,807 × опережение развития в коммуникативных функциях,
где № группы - 2 для группы детей, получающих, и № группы - 3 для группы детей, не получающих дополнительные лечебно-коррекционные мероприятия;
пол - 1 женский, 2 - мужской;
задержка развития двигательных функций - 0 нет, 1 есть;
внутриутробное инфицирование - 0 нет, 1 есть;
аллергический дерматит - 0 нет, 1 есть;
стигмы дизэмбриогенеза - 0 нет, 1 есть;
опережение развития в коммуникативных функциях - 0 нет, 1 есть,
уравнение рассчитывают дважды - для случая применения и отсутствия проведения комплекса лечебно-коррекционных мероприятий, сравнивают полученные значения для обеих групп и определяют необходимость проведения медико-психолого-педагогической программы.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, в частности к эндохирургии. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии, и предназначено для диагностики степени тяжести хронической плацентарной недостаточности. .

Катетер // 2457871

Изобретение относится к медицине, а именно к оториноларингологии, и касается иммунотерапии гнойного риносинусита. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к эндокринологии, кардиологии и терапии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и ортопедии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии и хирургии, и предназначено для прогнозирования исхода лечения больного раком мочевого пузыря. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедии и медицинской генетике. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к эндокринологии и диабетологии
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для диагностики стадий атопического дерматита у детей
Изобретение относится к области медицины, а именно к фтизиатрии
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для исследования и диагностики состояния биологического объекта или его части
Изобретение относится к медицине, в частности к стоматологии и предназначено для оценки эстетических результатов стоматологического лечения
Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии

Изобретение относится к области спортивной медицины, а именно к методам лабораторной диагностики

Изобретение относится к области медицины, а именно к онкологии

Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике, и может быть использовано в поликлиниках, центрах профилактической медицины, санаториях, а также в кабинетах восстановительной медицины в виде компьютерной программы для диагностики
Наверх