Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению


 


Владельцы патента RU 2462179:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научный центр здоровья детей" Российской академии медицинских наук (ФГБУ "НЦЗД" РАМН) (RU)

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению различного возраста. Путем тестирования проводят оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к общению на основе балльной системы оценки имеющихся нарушений и отражающих психические функции в каждый возрастной период, оценивают восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степени нарушения способности к общению у детей различного возраста. 2 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки ее выполнения при динамическом наблюдении.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к общению характеризуется как способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации. Ограничение способности к общению 1 степени характеризуют как способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации; 2 степени - способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц (является критерием для определения второй группы инвалидности); 3 степени - неспособность к общению (является критерием для определения первой группы инвалидности).

Известен способ диагностики психологических особенностей индивида (Патент РФ №2316361), согласно которому производят тестирование индивида путем задания ему групп вопросов, характеризующих личностные статусы, производят оценку ответов на заданные вопросы, по которой строят диаграммы со шкалами, которые соответствуют упомянутым личностным статусам. Недостатком способа является то, что он разработан для применения в психиатрии, наркологии, психотерапии в процессе лечения и реабилитации пациентов.

Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская, «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).

Известен способ диагностики способности к общению (А.В.Барташев. «Диагностика способности к общению», Питер, 2005, с.153-157). Разработаны популярные тесты для определения коммуникативных качеств личности, которые представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Оценки каждого компонента позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого.

Способ выбран нами в качестве прототипа.

Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), принятой ВОЗ в 2001 году, «общение» включает:

- восприятие сообщений при общении (восприятие устных сообщений при общении, восприятие письменных сообщений при общении, восприятие сообщений при невербальном способе общения, восприятие сообщений на языке формальных символов при общении);

- передачу сообщений при общении (составление и передача сообщений с помощью речи, составление и передача сообщений в невербальной форме, составление и передача сообщений на языке формальных символов, составление и передача письменных сообщений);

- разговор и общение с использованием средств связи и техник общения (разговор начало разговора, поддержание разговора, завершение разговора, разговор с одним человеком, разговор с множеством людей, дискуссия с одним человеком, дискуссия с множеством людей, использование телекоммуникационных устройств, пишущих машинок, использование техник общения).

Задачей изобретения является разработка достоверного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к общению» у детей.

Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории способность к общению у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид» и составления индивидуальной программы реабилитации.

Поставленная задача решается проведением тестирования по критериям, характеризующим способность к общению с последующей балльной оценкой тестов.

Способ осуществляется следующим образом. Путем тестирования проводят оценку степени нарушений критериев, при этом оценивают следующие критерии: восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на: 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.

Навыки различных действий, относящихся к способности к общению, формируются у детей по мере их роста и развития. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к ориентации, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности. С этой целью в качестве вспомогательного инструмента нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к общению у детей различного возраста. При этом каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. У детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет, 15 лет. Для определения степени нарушений способности к общению проводят тестирование по критериям за три возрастных периода, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев - за 3 прошедших месяца - один возрастной период; в возрасте 6 месяцев - за 6 прошедших месяцев 3 и 6 месяцев - 2 возрастных периода; начиная с 9 месяцев, тестирование проводят за 3 возрастных периода: в возрасте 9 месяцев - за 3, 6 и 9 месяцев; в возрасте 12 месяцев - за 6, 9 и 12 месяцев; в возрасте 18 месяцев - за 9, 12 и 18 месяцев; в возрасте 2 года - за 12, 18 и 24 месяцев; в возрасте 2,5 года - за 18, 24 месяца и 2,5 года; в возрасте 3 года - за 2, 2,5 и 3 года; в возрасте 4 года - за 2,5, 3 и 4 года; в возрасте 5 лет - за 3, 4 года и 5 лет; в возрасте 6 лет - за 4 года, 5 и 6 лет; в возрасте 7 лет - за 5, 6 и 7 лет; в возрасте 10 лет - за 6, 7 и 10 лет; в возрасте 15 лет - за 7, 10 и 15 лет. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов (МКФ).

МКФ расценивает снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения [Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342)

В предлагаемом способе мы принимает эту оценку. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на: 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.

Примеры осуществления способа

Пример 1. Мальчик Джигаров Рамазан, 3 года 3 месяца.

Диагноз: синдром Алажиля, задержка психомоторного и речевого развития.

Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования, т.е. за 18 прошедших месяцев.

Конкретные параметры оценки приведены в таблице 1

Критерии оценка Исполнение критерия оценка
Облегченные слова заменяет правильными. Правильных слов в речи нет. 0
Словарный запас до 20 слов. 0 Словарный запас не менее 10-ти слов. 0
Во время игры словами и 2-словными предложениями обозначает свои действия. 1 Во время игры словами свои действия не обозначает. 0
Пытается связать два слова во фразу («мама дай»). 1 Фраз не произносит. 0
Появляются повелительные слова («иди, иди»; «дай, дай!»). 1 Повелительных слов («иди, иди»; «дай, дай!») нет. 0
Может показать до 3-х частей тела. 1 Части тела показать не может. 0
Понимает вопрос взрослого о действиях, изображенных на картинке 1 Вопрос взрослого о действиях, изображенных на картинке, не понимает. 0
Словарный запас около 50 слов, лексикон содержит до 300 слов. 0 Словарный запас до 20 слов. 0
При общении с взрослыми пользуется 2- и 3-словными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. 0 При общении с взрослыми простые предложения, прилагательные и местоимения не употребляет. 0
Понимает рассказ (без показа) о событиях, ему знакомых 1 Рассказ (без показа) о событиях, ему знакомых, не понимает. 0
Любит развлечения на детской площадке. 1 Па детской площадке с детьми не развлекается. 0
3 речи появляются многословные фразы. 1 Многословных фраз в речи не использует. 1
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. 1 Самостоятельно делать простые сюжетные постройки не может. 1
Игра имеет сюжетный характер. 2 Игра не имеет сюжетного характера. 1
Возникают сюжетно-ролевые игры, игры со скрытой ролью (безролевые), с несложной сюжетной цепочкой, состоящие из 2-3 многократно повторяющихся действий. 2 Игры с несложной сюжетной цепочкой, состоящие из 2-3 многократно повторяющихся действий, сюжетно-ролевые игры, игры со скрытой ролью (безролевые) не возникают. 1
В игре объединяется и согласовывает свои действия с другими детьми. 2 С другими детьми в играх не объединяется и свои действия с ними не согласовывает. 1
Правильно произносит все звуки, кроме «р», «л», шипящих; задает вопросы «где?», «куда?». 2 Многие звуки произносит неправильно. 2
Называет свое имя, фамилию, пол, возраст. 2 Свое имя, фамилию, пол, возраст не называет. 2
Словарный запас не менее 300 слов. 2 Словарный запас около 50 слов. 2
Использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. 2 Фразы из нескольких слов не использует. Множественным числом существительных и глаголов не владеет. 2
Понимает значение простых предметов. 3 Значения простых предметов не понимает. 2
Выполняет задания ("положи кубик под чашку" и т.п.). 3 Легкие задания ("положи кубик под чашку" и т.п.) не выполняет. 2
С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы, называет их. 2 Простые предметы с помощью пластилина, карандаша не изображает. 2
Благодарит после еды. 2 После еды не благодарит. 2
Активно участвует в играх с детьми. 3 В играх с детьми неактивен. 2
Ролевые игры. Изменяется тематика игр: от игры на бытовые темы до игр, отображающих трудовые и общественные явления. 3 Игры преимущественно сюжетные. 2
Набрано баллов из максимально возможных 51 41
Нет ограничений (отставание на 0-4%) 49-51
1 степень (отставание на 5-24%) 39-48
2 степень (отставание на 25-49%) 26-38
3 степень (отставание на 50-95%) <26

Суммарное количество баллов при тестировании 41 из максимально возможных 51, что составляет 80%. Способность к общению снижена на 20%, что соответствует первой степени. Вывод: имеются ограничения жизнедеятельности в категории «способность к общению» 1 степени.

Пример 2. Мальчик Саидаминов Саидамир, 4 года 3 месяца.

Диагноз: нарушение толерантности к углеводам, симптоматическая эпилепсия.

Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования, т.е. за 24 прошедших месяца.

Конкретные параметры оценки приведены в таблице 2

Критерии оценки оценка Исполнение критериев оценка
В речи появляются многословные фразы. 1 Многословных фраз в речи не использует. 0
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. 1 Самостоятельно делать простые сюжетные постройки не может. 0
Игра имеет сюжетный характер. 1 Игра не имеет сюжетного характера. 0
Возникают сюжетно-ролевые игры, игры со скрытой ролью (безролевые), с несложной сюжетной цепочкой, состоящие из 2-3 многократно повторяющихся действий. 1 Игры с несложной сюжетной цепочкой, состоящие из 2-3 многократно повторяющихся действий, сюжетно-ролевые игры, игры со скрытой ролью (безролевые) не возникают. 0
В игре объединяется и согласовывает свои действия с другими детьми. 1 С другими детьми в играх не объединяется и свои действия с ними не согласовывает. 0
Правильно произносит все звуки, кроме «р», «л», шипящих; задает вопросы «где?», «куда?». 2 Многие звуки произносит неправильно. 1
Называет свое имя, фамилию, пол, возраст. 2 Свое имя, фамилию, пол, возраст не называет. 1
Словарный запас не менее 300 слов. 2 Словарный запас около 50 слов. 1
Использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. 2 Фразы из нескольких слов не использует. Множественным числом существительных и глаголов не владеет. 1
Понимает значение простых предметов. 2 Значения простых предметов не понимает. 1
Выполняет задания ("положи кубик под чашку" и т.п.). 2 Легкие задания ("положи кубик под чашку" и т.п.) не выполняет. 1
С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы, называет их. 2 Простые предметы с помощью пластилина, карандаша не изображает. 1
Благодарит после еды. 2 После еды не благодарит. 1
Активно участвует в играх с детьми. 2 В играх с детьми неактивен. 1
Окончательно развиваются ролевые игры. Изменяется тематика игр: от игры на бытовые темы до игр, отображающих трудовые и общественные явления. 2 Игры преимущественно сюжетные. 1
Воспринимает устную информацию, информацию в невербальной форме и на языке формальных символов. 3 Восприятие устной информации, информации в невербальной форме и на языке формальных символов затруднено. 2
Усваивает смысловой состав слов речи взрослого 3 Смысловой состав слов речи взрослого не усваивает. 2
Понимает рассказы взрослого, изложенные в устной форме, показанные на картинках. 3 Рассказы взрослого, изложенные в устной форме, показанные на картинках, не понимает. 2
Умеет составить по картинке рассказ из 3-4 предложений с развитием сюжета. 3 Составить по картинке рассказ из 3-4 предложений с развитием сюжета самостоятельно не может. 2
В речи характерны длинные фразы, монологи. 3 Длинные фразы и монологи в речи не использует. 2
Появляется речь шепотом. 3 Речи шепотом нет. 2
С помощью взрослого учится пользоваться телефоном, телевизором, компьютером. 3 Использовать телефон, телевизор, компьютер не может. 2
Набрано баллов из 46 максимально возможных 46
Нет ограничений (отставание на 0-4%) 44-46
1 степень (отставание на 5-24%) 35-43
2 степень (отставание на 25-49%) 23-34
3 степень (отставание на 50-95%) <23

Суммарное количество баллов при тестировании 46 из максимально возможных 46, что составляет 100%. Способность к общению у данного пациента не снижена.

Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к общению» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид» и при разработке индивидуальной программы реабилитации.

Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к общению, на основе балльной системы оценки, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: восприятие сообщений при общении, передачу сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к обучению и применению знаний различного возраста.
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самостоятельному передвижению» у детей различного возраста.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции ишемии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике в кардиологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к экспериментальной медицине. .

Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии, и может быть использовано для оценки состояния по данным электрокардиографического обследования пациента при скрининге или в условиях скорой и неотложной помощи.
Изобретение относится к способу лабораторной диагностики злоупотребления алкоголем. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к эндокринологии и диабетологии. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к эндокринологии и гинекологии. .

Изобретение относится к области математической физиологии и может быть использовано как в медицинских целях, так и в целях подготовки и контроля испытателей аппаратуры для решения задач длительного изолированного пребывания человека в условиях подводных и авиакосмических исследований, а также связанных с деятельностью человека, находящегося в экстремальных условиях.

Изобретение относится к области медицины и физиологии и может быть использовано для подбора индивидуального режима физиологического восстановления организма человека

Изобретение относится к области медицине и может быть использовано для коррекции функционального состояния человека
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии
Изобретение относится к медицине, а именно к способам диагностики в стоматологии

Изобретение относится к биофизике и медицинской технике и предназначено для измерения импеданса и фазового угла сдвига тока и напряжения биологических жидкостей и тканей
Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии и пульмонологии, и может быть использовано для прогнозирования риска прогрессирующей стенокардии у курящих больных с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ)

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени ограничений жизнедеятельности
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста
Наверх