Способ диагностики входного устройства силовой установки самолета



Способ диагностики входного устройства силовой установки самолета
Способ диагностики входного устройства силовой установки самолета
Способ диагностики входного устройства силовой установки самолета
Способ диагностики входного устройства силовой установки самолета
Способ диагностики входного устройства силовой установки самолета

 


Владельцы патента RU 2493549:

Открытое акционерное общество "Авиационная холдинговая компания "Сухой" (RU)

Изобретение относится к авиации и может быть применено для диагностики входных устройств силовых установок с использованием вейвлет-анализа. Способ заключается в регистрации физических параметров с помощью датчиков, преобразовании данных в вейвлет-коэффициенты и последующем анализе. Пульсации давления измеряют с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, по результатам измерений вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения (СКО) вейвлет-коэффициентов, сравнивают получаемые значения СКО с полученными во время предварительных летных испытаний их максимальными значениями, при достижении СКО максимальных значений делают вывод о приближающемся помиаже. Изобретение позволяет повысить надежность диагностики входных устройств как на дозвуковых так и на сверхзвуковых режимах полета при стационарном и нестационарном сигнале, выявлять локальные особенности сигналов. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к авиации, точнее - к входным устройствам силовых установок летательных аппаратов.

Входное устройство современного сверхзвукового самолета представляет собой сложную систему, состоящую из воздухозаборника, каналов, подводящих воздух к двигателю, перепускных и противопомпажных створок, устройств слива пограничного слоя и сложной автоматики. От безотказной работы этой системы зависят как эффективность, так и надежность силовой установки в целом, что требует грамотной ее эксплуатации.

Нарушение устойчивой работы входного устройства, проявляющееся в виде колебаний давлений воздуха, получило название «помпаж» входного устройства. Частота колебаний давления воздуха в натурных воздухозаборниках составляет 2…3 Гц для тяжелых и 6…10 Гц для легких самолетов. Помпаж воздухозаборника наблюдается на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях полета. Его интенсивность возрастает с увеличением числа М полета и может быть настолько значительной, что при этом нарушается устойчивая работа двигателя, возникают интенсивные вибрации конструкции. Помпаж воздухозаборника с большой амплитудой колебаний является недопустимым в эксплуатации режимом работы [1. Летные испытания специальных устройств и систем силовых установок самолетов и вертолетов. Под ред. Г.П. Долголенко, М.: Машиностроение, 1984, стр.13-14].

Помпаж воздухозаборника возникает практически мгновенно и важно умение его предупредить.

Известен параметрический способ диагностики входного устройства, в котором определяют фактические отклонения положения органов механизации воздухозаборника (конуса, панелей клина, створок перепуска и.т.д.) от нормируемого (программного) положения и по отклонениям судят о запасе устойчивой работы [1. Стр.54-55]. Его недостатком является невозможность учесть влияние всех факторов, которые проявляются в условиях полета при назначении программы регулирования и определения границ устойчивой работы воздухозаборника. Способ не определяет предвестника помпажа при взаимодействии нескольких неблагоприятных факторов (переменный режим, угол атаки, боковой ветер).

Известен способ диагностики входного устройства, в котором определятся критерий, согласно которому у лобовых осесимметричных воздухозаборников помпаж наступает при значении приведенного расхода воздуха во входном сечении q(λвх)n=0,5…0,6 [2. Ремеев Н.Х. Аэродинамика воздухозаборников сверхзвуковых самолетов, г.Жуковский. Издательский отдел ЦАГИ, 2002, стр.44-46]. Однако этот критерий для других воздухозаборников не работает.

Известен способ диагностики входного устройства, заключающиеся в регистрации пульсаций полного давления с последующей обработкой их путем спектрального Фурье-анализа [1. стр.10-12]. Недостатком этого способа является выявление лишь частотных характеристик без одновременного фиксирования их временных свойств. Этот способ справедлив только для анализа стационарных процессов.

Прототипом изобретения является способ диагностики работы двигателя, описанный в патенте RU №2154813. В этом способе измеряют изменение величины физических параметров во времени, преобразуют полученные данные в вейвлет-коэффициенты, а затем анализируют дисперсию и высшие корреляционные матрицы этих коэффициентов в разных масштабах и по их изменению судят о неисправности в работе двигателя.

Недостаток способа заключается в том, что он применим к компрессорам, турбинам ГТД, периодически работающих устройствам, в которых структура воздушного (для компрессоров) и газового (для турбин) потоков существенно отличаются от структуры воздушного потока во входных устройствах, в которых пограничный слой при взаимодействии со скачками уплотнения существенно влияет на характер течения воздушного потока.

Задачей изобретения является повышение надежности диагностики входного устройства силовой установки как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах полета самолета и работы двигателя, а также анализ как стационарных, так и нестационарных случайных процессов изменения давления.

Задача решается с помощью способа диагностики входного устройства силовой установки, заключающегося в регистрации физических параметров с помощью датчиков, преобразовании полученных данных в вейвлет-коэффициенты и последующем анализе, отличающегося тем, что измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, результаты измерений регистрируют и по ним вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения (СКО) вычисленных вейвлет-коэффициентов, постоянно сравнивая получаемые значения среднеквадратичных отклонений с полученными во время предварительных летных испытаний их максимальными значениями, при достижении среднеквадратичными отклонениями этих максимальных значений делают вывод о приближающемся помпаже.

В ходе предварительных летных испытаний для определения максимальных значений среднеквадратичных отклонений вейвлет-коэффициентов режим работы входного устройства доводят до помпажа, измеряют пульсации давления с помощью упомянутых датчиков, вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и их среднеквадратичные отклонения, затем находят максимальные значения среднеквадратичных отклонений в период, предшествующий помпажу.

Предлагаемый способ позволяет своевременно обнаружить предвестники помпажа входного устройства силовой установки (примерно за 0,5÷4 сек до наступления помпажа), что недостижимо другими методами.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 показана зарегистрированная зависимость пульсаций давления воздуха от времени, включающая интервал возникновения помпажа воздухозаборника. На фиг.2 показана зависимость СКО пульсаций давления воздуха. На фиг.3 представлены СКО двух вейвлет-коэффициентов четвертого (С4 - сплошная линия) и пятого (С5 - пунктирная линия) уровня. На фигурах 1-3 при частоте опроса 4096 Гц одно деление на оси абсцисс соответствует ≈12.2 секундам. На фиг.4, 5 приведен пример определения вейвлет-коэффициентов при интервале, равном 4096 значений и шаге, равном 1024 значений, а именно: на фиг.4 показана зарегистрированная зависимость пульсаций давления, на фиг.5 - вычисленные СКО вейвлет-коэффициентов четвертого (С4 - сплошная линия) и пятого (С5 - пунктирная линия).

Общее пояснение: Теория вейвлетов [Смоленцев Н.К. «Основы теории вейвлетов. Вейвлеты в MATLAB» издание третье, переработанное и дополненное, издательство ДМК, Москва, 2008.] является альтернативой классическому анализу Фурье. В то же время она широко использует технику рядов Фурье и преобразования Фурье. Теория вейвлетов представляет собой более гибкую технику обработки сигналов и выявляет локальные особенности исходного сигнала. Она отличается от разложения в ряд Фурье выбором базисных функций: вместо cos(nx) или sin(nx) используется набор базисных функций, называемых вейвлетами. При разложении функции f(x) в ряд величина каждого коэффициента an, bn, при Фурье анализе, показывает, насколько значителен вклад гармоники в формирование сигнала f(x). При вейвлет-обработке исходный сигнал разлагается на низкочастотную и высокочастотную составляющую со своими коэффициентами. Это разложение 1-го уровня. Далее аналогичную процедуру применяют к полученным коэффициентам и получают коэффициенты 2-го уровня и.т.д., а затем обрабатывают и анализируют полученные коэффициенты. В результате исследований в ряде областей техники было обнаружено, что те или иные вейвлет-коэффициенты имеют диагностическую значимость в некоторых ситуациях.

Авторами предлагаемого способа экспериментально было установлено, что перед возникновением помпажа входного устройства силовой установки с ГТД увеличиваются среднеквадратичные отклонения (СКО) некоторых вейвлет-коэффициентов и достигают определенного максимального значения (см. фиг.3, где на графике представлено поведение СКО двух таких коэффициентов С4 и С5).

Предлагаемый способ заключается в следующем.

1. Предварительно дифференциальные датчики измерения пульсаций полного давления, например, типа ДМИ-Т (датчик малогабаритный индуктивный теплостойкий), устанавливают за входным устройством на входе в двигатель. В таких датчиках по одному из каналов давление подается в измерительную полость, а в другую полость датчика подается то же давление, сглаженное с помощью демпфера и ресивера. Таким образом, на мембрану датчика действует пульсационная составляющая давления.

2. В процессе полета с помощью этих датчиков измеряют значения пульсаций полного давления воздуха на входе в двигатель и регистрируют результаты измерений каким-либо накопителем. Измерения производят с дискретностью во времени - с частотой не менее 4096 Гц.

3. Исходные данные пошагово с назначенным интервалом преобразуют в вейвлет-коэффициенты различного уровня.

Для этого назначают один из интервалов обработки измеренных исходных данных, например, размером: 1024; 2048; 4096 значений, что при частоте регистрации 4096 Гц соответствует: 0,25; 0,5; 1,0 секундам. Затем назначают один из шагов обработки измеренных исходных данных размером: 64; 128; 256; 512; 1024; 2048; 4096 значений (см. пример на фиг.4, 5 для интервала в 4096 значений).

4. В конце каждого интервала вычисляют среднеквадратичные отклонения (СКО) полученных вейвлет-коэффициентов (см. фиг.5).

5. При достижении СКО вейвлет-коэффициентов максимального значения, известного из предыдущего опыта (предварительных летных испытаний), делают вывод о близком помпаже входного устройства.

Отметим, что ни сам исходный сигнал пульсаций давления, ни его СКО (фиг.1-2) не предвещают приближения к опасному режиму работы.

СКО каких именно вейвлет-коэффициентов имеют диагностическое значение, зависит от конструкции входного устройства (уровень вейвлет-коэффициента связан с характеристическими частотами конкретного устройства) и определяется экспериментально по результатам обработки измерений пульсаций давления во время летных испытаний.

Предварительные летные испытания для выявления того, СКО вейвлет-коэффициентов какого уровня повышаются перед помпажом, и для определения их максимальных значений проводят следующим образом.

Доводят режим работы входного устройства до помпажа, например, путем перемещения органа механизации воздухозаборника. При этом с помощью тех же описанных выше датчиков измеряют пульсации давления за входным устройством на входе в двигатель и регистрируют результаты измерений каким-либо накопителем. По результатам измерений вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и их СКО, затем находят те вейвлет-коэффициенты, СКО которых повышаются непосредственно перед помпажом, и максимальные значения их СКО в период, предшествующий помпажу.

Для реализации вычислительной части предлагаемого способа разработана серия программ в среде математической системы «MATLAB», различающих по значениям СКО вейвлет-коэффициентов устойчивый режим работы воздухозаборника от неустойчивого и позволяющих обнаружить предвестники помпажа. Приведенный на фиг.1, 2, 3 пример осуществления способа был получен в результате летных испытаний по определению границ устойчивой работы воздухозаборника. Изменение устойчивой работы, переход в неустойчивый режим работы вплоть до помпажа воздухозаборника при неизменном режиме работы двигателя и постоянном числе М полета достигалось увеличением пропускной способности путем увеличения площади горла воздухозаборника с помощью ручного управления панельно-шарнирным механизмом.

Как видно из фиг.1-2, процесс нестационарный. (Стационарный процесс характеризуется постоянным средним арифметическим значением и постоянным значением СКО). На фиг.3 в преддверии помпажа воздухозаборника при изменяющихся значениях СКО вейвлет-коэффициентов заметна общая тенденция к возрастанию СКО, которые примерно за 3.0÷3.5 секунды до помпажа достигают максимальных значений. Отметим, что ни сам исходный сигнал, ни его СКО (фиг.1-2) не предвещают приближения к опасному режиму работы.

1. Способ диагностики входного устройства силовой установки, заключающийся в регистрации физических параметров с помощью датчиков, преобразовании полученных данных в вейвлет-коэффициеиты и последующем анализе, отличающийся тем, что измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, результаты измерений регистрируют и по ним вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения вычисленных вейвлет-коэффициентов, постоянно сравнивая получаемые значения среднеквадратичных отклонений с полученными во время предварительных летных испытаний их максимальными значениями, при достижении среднеквадратичными отклонениями этих максимальных значений делают вывод о приближающемся помпаже.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в ходе предварительных летных испытаний для определения максимальных значений среднеквадратичных отклонений вейвлет-коэффициентов режим работы входного устройства доводят до помпажа, измеряют пульсации давления с помощью упомянутых датчиков, вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и их среднеквадратичные отклонения, затем находят максимальные значения среднеквадратичных отклонений в период, предшествующий помпажу.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к диагностированию дизельных двигателей автотранспортных и военных машин, в частности к способам определения дымности отработанных газов дизельных двигателей с применением компьютера.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к высотным испытаниям крупногабаритного РДТТ. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД.

Изобретение относится к способу управления для диагностики неисправностей регулятора давления отработавших газов в соответствии с ограничительными частями независимых пунктов формулы изобретения.

Изобретение относится к испытательным стендам для определения характеристик и границы устойчивой работы компрессора в составе двигателя. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа турбореактивных, способам их опытного производства, испытания и доводки, а также промышленного производства и эксплуатации.

Изобретение относится к методам контроля в эксплуатационных условиях поршневых двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для контроля блока управления двигателем внутреннего сгорания. .

Использование: в способе и устройстве для распознавания состояния исследуемой создающей шумы машины. Сущность: в способе и устройстве распознавания состояния исследуемого создающего шумы объекта сгенерированная для по меньшей мере одного эталонного объекта статистическая основная модель классификации акустических признаков на основе акустических признаков (m) генерируемого исследуемым объектом (2) шума с помощью блока (5) обработки данных автоматически индивидуально адаптируется, причем блок (5) обработки данных на основе индивидуально адаптированной статистической модели классификации классифицирует состояние исследуемого создающего шумы объекта (2). Технический результат: повышение точности при определении состояния шумящего объекта. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

Нагрузочное устройство для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя на вибростенде содержит узел фиксации, предназначенный для удержания и фиксации демпфирующего устройства, узел ориентации, размещенный на станине вибростенда, выполненный с возможностью закрепления в нем узла фиксации и регулирования перемещения в трех взаимно ортогональных направлениях пространства, и узел нагружения прижатием демпфирующего устройства к торцевой поверхности непрофильной части лопатки для создания нагрузки, выполненный с возможностью регулирования силы прижатия с обеспечением силы трения достаточной для рассеивания энергии колебаний лопатки. Узел фиксации выполнен в виде пластин, которые прижимают размещенное между ними демпфирующее устройство. Узел ориентации содержит плиту, установленную на ней стойку. Плита и стойка содержат проточки фрезой под крепежные болты, обеспечивающие ход в радиальном направлении и поворот относительно вибростенда. Узел нагружения прижатием содержит винт, вставленный в отверстие стойки, с диаметром и шагом резьбы, создающими прижимное усилие, обеспечивающее достаточную силу трения для рассеивания энергии колебаний в стойке. Технический результат - повышение точности имитирования действия демпфирующего устройства на вибростенде. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Способ определения полноты сгорания топливной смеси в камере сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя заключается в том, что двигатель жестко соединяют с горизонтальной мерительной платформой, платформу устанавливают на поперечные упругие опоры и соединяют с датчиком силы. Датчик силы тарируют грузом заданной массы и измеряют усилие на датчике силы. После этого подают холодный воздух на вход в камеру сгорания и измеряют усилие на датчике силы. Потом дополнительно подают в камеру сгорания топливо, воспламеняют образовавшуюся топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы, затем вычисляют полноту сгорания топливной смеси по соотношению, защищаемому настоящим изобретением. Изобретение позволяет повысить точность, надежность и упростить определения полноты сгорания топливной смеси в камере сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. 1 ил.

Изобретение может быть использовано при испытаниях турбокомпрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Стенд содержит входную и выходную магистрали, регулируемый источник газового потока с регулируемым приводом, выполненный в виде технологического компрессора, испытуемый турбокомпрессор с системой смазки и охлаждения, устройство для создания пульсаций газового потока и регулируемый дроссель. В качестве регулируемого привода используется ДВС со струйным смесителем, установленным между регулируемым дросселем и отводным патрубком. Стенд снабжен модулем аналогового ввода, коммутатором, блоком обработки информации, преобразователем интерфейса, устройством вывода информации, запоминающим устройством, датчиками частоты вращения ротора турбокомпрессора и технологического компрессора, датчиками давления и температуры газового потока. Датчики давления и температуры установлены на входе и выходе в компрессор испытуемого турбокомпрессора, на входе и выходе технологического компрессора, на входе и выходе турбины испытуемого турбокомпрессора, на выходе из ДВС. Датчики расхода воздуха установлены на выходе из компрессора и на выходе из ДВС, причем все датчики давления, температуры, расхода воздуха и частоты вращения соединены через модуль аналогового ввода и коммутатор с блоком обработки информации, который соединен с запоминающим устройством и через преобразователь интерфейса и с устройством вывода информации. Технический результат заключается в повышении достоверности испытания турбокомпрессора путем измерения, регистрации и обработки больших массивов данных множества контролируемых параметров. 1 ил.

Изобретение относятся к диагностике турбомашин и может быть использовано для диагностирования состояния трансмиссии двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя включает приведение валов во вращение, измерение значения заданного параметра, сравнение его с заданным значением и определение по результатам сравнения состояния трансмиссии, при этом диагностирование осуществляют на выбеге валов, причем для проведения диагностики задают большую и меньшую частоты вращения каждого вала, а в качестве заданного параметра используют время, в течение которого значение частоты вращения каждого вала уменьшается от большего заданного значения до меньшего, полученные значения времени сравнивают с заданным для данного интервала частот вращения валов бездефектной трансмиссии каждого вала и по результатам сравнения судят о состоянии трансмиссии газотурбинного двигателя. Технический результат изобретения - повышение надежности и достоверности диагностики трансмиссии ГТД. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов. Техническим результатом является повышение надежности диагностирования электрических цепей и достоверности диагностируемых параметров. В способе диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов, в диагностируемую электрическую цепь дополнительно последовательно подключают конденсатор, на вход цепи подают переменное напряжение промышленной частоты и в режиме установившихся гармонических колебаний измеряют амплитуду и фазовый сдвиг напряжения на конденсаторе относительно поданного напряжения, вычисляют относительную амплитуду в виде отношения амплитуды напряжения на конденсаторе к амплитуде подаваемого напряжения и в качестве диагностируемых параметров принимают значение фазового сдвига и вычисленное значение относительной амплитуды. 2 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в дизель-электрической системе привода. Технический результат - исключение перегрузки мощных полупроводников автономных выпрямителей импульсного тока со стороны генератора при проведении теста self-load-test. Дизель-электрическая система привода содержит генератор (4) с двумя многофазными обмотками (22, 24), дизельный двигатель (2) и выпрямитель (6) переменного тока промежуточной цепи напряжения с двумя автономными выпрямителями (10, 12) импульсного тока, соединенными со стороны генератора с указанными обмотками (22, 24), а с другой стороны посредством средства (30) тормозного сопротивления они соединены между собой. Согласно изобретению в качестве средства (30) тормозного сопротивления предусмотрены, соответственно, два электрически последовательно включенных сопротивления (48, 50), величины сопротивления которых равны половине величины средства (30) тормозного сопротивления, и предусмотрено двухполюсное коммутационное устройство (54), соединенное со стороны входа, соответственно, с точкой (52) соединения двух электрически последовательно включенных сопротивлений (48, 50). Таким образом, у этой дизель-электрической системы привода существует возможность проведения теста Self-load-Test с регулируемым моментом нагрузки для контроля мощности дизельного двигателя (2), причем никакой перегрузки мощных полупроводников автономных выпрямителей (10, 12) импульсного тока со стороны генератора более не происходит. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к контролю технического состояния авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики ГТД в процессе их эксплуатации, после технического обслуживания и/или ремонта. Получение эталонной виброхарактеристики осуществляют формированием базовой виброхарактеристики, которое проводят путем измерения и регистрации значений вибросигнала на рабочих частотах вращения ротора при наземных испытаниях двигателя, а также формированием эксплуатационной виброхарактеристики, для чего проводят заданную серию полетов, на каждом из полетов серии по показаниям значений вибросигнала на рабочих частотах вращения ротора формируют локальную эксплуатационную виброхарактеристику, задают порог отклонения локальных эксплуатационных виброхарактеристик от базовой, каждую полученную локальную виброхарактеристику серии сравнивают с базовой и по локальным виброхарактеристикам, значения которых не выходят за пределы установленного порога при сравнении с базовой характеристикой, формируют эталонную виброхарактеристику. Технический результат изобретения - повышение точности и надежности диагностики двигателя непосредственно в полете и на моторных стендах. 1 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к способам диагностики технического состояния новой техники, не имеющих аналогов. Способ включает испытания объектов до выработки ими ресурса на рабочих режимах работы с определением времени наработки до отказа. Испытывают как минимум два объекта, ожидают отказа первого объекта и фиксируют момент времени его отказа, фиксируют времена наработок остальных испытываемых объектов в момент времени отказа первого объекта. На основе выборки по испытываемым объектам с соответствующими им временами отказа или наработок формируют статистический ряд, сортируемый по возрастанию времени наработки. По сформированному статистическому ряду определяют накопленные интенсивности отказов, затем выбирают функцию распределения, определяют значения ее параметров и рассчитывают гамма-процентные показатели ресурса, на основании которых определяют остаточный ресурс. Кроме того, определяют остаточный ресурс при отказе каждого последующего объекта для повышения точности определения остаточного ресурса. Технический результат заключается в определении остаточного ресурса вновь разрабатываемых и эксплуатируемых технических объектов, не имеющих аналогов, при ограниченном объеме их испытаний (эксплуатации). 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.

Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата содержит соосно соединенные турбину, компрессор, электрогенератор и соединительную муфту для испытуемого высокооборотного агрегата, а также стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений. Стенд снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами. Выход нагревателя соединен с входом турбины. Выход турбины с входом тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора. Выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора. Выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела в течение испытания. Выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора. Выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя. Нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой. Труба образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга но направлению движения газового рабочего тела. Пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов надетого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией. Электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины. Другими объектами настоящего изобретения являются стенды, в которых высокооборотный агрегат представляет собой или турбину, или компрессор, или электрогенератор. Изобретение позволяет увеличить длительность испытаний мощных высокооборотных агрегатов на работоспособность. 4 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх