Нагрузочное устройство для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентилятора газотурбинного двигателя на вибростенде

Нагрузочное устройство для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя на вибростенде содержит узел фиксации, предназначенный для удержания и фиксации демпфирующего устройства, узел ориентации, размещенный на станине вибростенда, выполненный с возможностью закрепления в нем узла фиксации и регулирования перемещения в трех взаимно ортогональных направлениях пространства, и узел нагружения прижатием демпфирующего устройства к торцевой поверхности непрофильной части лопатки для создания нагрузки, выполненный с возможностью регулирования силы прижатия с обеспечением силы трения достаточной для рассеивания энергии колебаний лопатки. Узел фиксации выполнен в виде пластин, которые прижимают размещенное между ними демпфирующее устройство. Узел ориентации содержит плиту, установленную на ней стойку. Плита и стойка содержат проточки фрезой под крепежные болты, обеспечивающие ход в радиальном направлении и поворот относительно вибростенда. Узел нагружения прижатием содержит винт, вставленный в отверстие стойки, с диаметром и шагом резьбы, создающими прижимное усилие, обеспечивающее достаточную силу трения для рассеивания энергии колебаний в стойке. Технический результат - повышение точности имитирования действия демпфирующего устройства на вибростенде. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к средствам исследования, а более точно касается нагрузочного устройства для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя (ГТД) на вибростенде.

Экспериментальное исследование эффективности демпфирующих устройств вентиляторных лопаток современных газотурбинных двигателей (ГТД) является важным аспектом при оценке их сопротивления многоцикловой усталости.

Для имитации действия демпфирующих устройств необходимы специальные приспособления (прижимные устройства), входящие в систему оснастки испытаний.

Известно использование в испытаниях по исследованию эффективности демпфирующих устройств, действие которых основано на рассеивании энергии колебаний за счет работы сил сухого (кулонова) трения, специальных прижимных устройств. Так, в работе [Koh K.H., Filippi S., Griffin J.H., Akay A. Characterization of turbine blade friction dampers. Proc. of ASME Turbo Expo 2004, GT2004-53278] нормальная нагрузка от прижимного устройства создавалась постоянным грузом и прикладывалась к специальной пластине через блок, а элемент трения прикреплялся в центре горизонтально расположенной балки, которая приводилась в колебания вибратором. Демпфер имел полусферическую головку заданного радиуса, прижимавшуюся к плоской поверхности неподвижной тонкой пластины.

Однако проведенные испытания показали несоответствие нормальной силы и силы трения, что снижает точность исследования.

Известно устройство управления фрикционным взаимодействием пар (патент РФ №2374628) трения, которое содержит держатель образца, привод перемещения держателя, индентор, взаимодействующий с ним механизм нагружения, связанный с индентором двухкомпонентный датчик силы. При этом устройство снабжено приводом вращения индентора и автоматическим вычислителем, выход которого включен в цепь управления приводом вращения индентора, а входы подключены к двухкомпонентному датчику силы, причем индентор выполнен таким образом, что в зоне контакта имеет выраженную анизотропию поверхностных физико-механических свойств с известным расположением осей скольжения, а привод перемещения держателя образца выполнен независимым. Технический результат заключается в возможности управления параметрами контакта фрикционных узлов и механизмов с использованием эффекта анизотропного трения.

Известные технические решения нагрузочных устройств, управляющих фрикционным взаимодействием пар, не позволяют точно имитировать действия демпфирующих устройств, так как не отвечают ряду требований, а именно: положение устройства должно быть тщательно выверено, т.е. устройство должно быть регулируемым в трех взаимно ортогональных направлениях пространства. Кроме того, во время испытаний должна обеспечиваться сила прижатия, обеспечивающая достаточную силу трения для требуемого в исследовании рассеивания энергии колебаний.

В основу изобретения положена задача создания нагрузочного устройства для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя на вибростенде, позволяющее повысить точность имитирования действия демпфирующих устройств при исследовании торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов авиационных ГТД, в том числе лопаток с большой конусностью втулки.

Техническим результатом является повышение точности имитирования действия демпфирующего устройства на вибростенде за счет возможности регулирования параметров перемещения в трех взаимно ортогональных направлениях пространства и силы прижатия демпфирующего устройства к лопатке, с достижением требуемой в исследовании силы трения и приближение этим условий исследования к натурным.

Под торцевым демпфированием понимается демпфирование при прижатии демпфирующего устройства к торцевой поверхности непрофильной части рабочих лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя, в том числе с большой конусностью втулки.

Поставленная задача решается тем, что нагрузочное устройство для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя на вибростенде, содержит узел фиксации, предназначенный для удержания и фиксации демпфирующего устройства, узел ориентации, предназначенный для ориентации демпфирующего устройства относительно торца лопатки, выполненный с возможностью регулирования перемещения демпфирующего устройства в трех взаимно ортогональных направлениях пространства; установленный на вибростенде и соединенный с устройством фиксации, и размещенный в узле ориентации узел нагружения прижатием демпфирующего устройства к торцевой поверхности непрофильной части лопатки, выполненный с возможностью регулирования и создания прижимного усилия, обеспечивающего силу трения достаточной для требуемого в исследовании рассеивания энергии колебаний лопатки.

Целесообразно, чтобы узел фиксации включал пластины, предназначенные для размещения между ними демпфирующего устройства, узел ориентации содержал бы плиту, стойку установленную на плите и несущую пластины с устройством демпфирования между ними, проточки фрезой, выполненные в плите и стойке под крепежные болты, обеспечивающие ход в радиальном направлении и поворот относительно станины вибростенда, а узел нагружения прижатием содержал вставленный в отверстие стойки винт с расчетными диаметром и шагом резьбы, которые выбраны так, что регулируемые винтом силы прижатия, обеспечивали бы требуемую силу трения.

В дальнейшем изобретение поясняется описанием и чертежами, где изображено:

фиг.1 - общий вид нагрузочного устройства согласно изобретению, размещенного на вибростенде;

фиг.2 - эскиз стойки нагрузочного устройства с устройством фиксации;

фиг.3 (а, б) - эскиз пластины с проточкой для фиксации нагрузочного устройства (а) и сборку устройства фиксации с демпфирующим устройством (б);

фиг.4 (а, б, в) - иллюстрация прижима демпфирующего устройства (а) и положения поверхностей трения на лопатке (б) и демпфирующего устройства (в);

фиг.5 - крепление нагрузочного устройства струбцинами;

фиг.6 - эскиз варианта стойки нагрузочного устройства с отверстиями под крепление.

Нагрузочное устройство 1 для исследования торцевого демпфирования колебаний рабочих лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя (ГТД) на вибростенде, согласно изобретению, содержит узел фиксации, предназначенный для удержания и фиксации демпфирующего устройства, нагружающего торцевую поверхность колеблющейся лопатки при прижатии, узел ориентации, размещенный на вибростенде и соединенный с узлом фиксации, выполненный с возможностью регулируемого перемещения демпфирующего устройства в трех взаимно ортогональных направлениях пространства и узел нагружения прижатием, размещенный в узле ориентации, выполненный с возможностью регулирования прижатия демпфирующего устройства к колеблющемуся объекту (лопатке вентилятора) и создания силы прижатия, обеспечивающей силу трения достаточную для требуемого в исследовании рассеивания энергии колебаний.

Узел фиксации демпфирующего устройства содержит пластины 15 и 16, которые прижимают размещенное между ними демпфирующее устройство 17 (фиг.1, фиг.2).

Узел ориентации (фиг.1) размещен на вибростенде 2 и содержит плиту 7, установленную на ней стойку 12, несущую пластины 15 и 16 (фиг.2) с устройством демпфирования 17 между ними. Плита 7 подвижна и может быть закреплена к станине 3 стенда 2 струбцинами 21 (фиг.5).

Плита 7 и стойка 12 содержат проточки 6 фрезой под крепежные болты, обеспечивающие ход в радиальном направлении и поворот плиты 7 относительно станины 3 вибростенда 2, что обеспечивает возможность регулируемого перемещения демпфирующего устройства 17 в трех взаимно ортогональных направлениях пространства.

В стойке 12, в пластинах 15 и 16 выполнены отверстия 14 под болты, для крепления к ним демпфирующего устройства 17.

Узел нагружения прижатием содержит винт 18, вставленный в отверстие 13 стойки 12. Винт 18 выполнен с расчетным выбранным диаметром резьбы, причем шаг резьбы выбран так, чтобы регулированием прижатия демпфирующего устройства 17 к колеблющемуся объекту (лопатке вентилятора 5) обеспечивать необходимое приращение прижимного усилия, обеспечивающего достаточную силу трения для требуемого в исследовании рассеивания энергии колебаний в стойке 12.

Нагрузочное устройство описано на модельном примере размещения модели демпфирующего устройства и имитатора лопатки вентилятора ГТД.

На фиг.2 представлен эскиз стойки 12, в верхней части стойки 12 имеется отверстие 13 для винта 18. Два нижних отверстия 14 для болтов служат для соединения стойки 12 с пластиной 15. Входящая в соединение со стойкой 12 пластина 15 также имеет два отверстия для болтов и общее соединение происходит через пластину 16. Пластины 15 и 16 обеспечивают заделку - удержание и фиксацию устройства 17. На фигурах демпфирующее устройство 17 представляет собой длинную податливую балку прямоугольного сечения, выполненную из упругого материала, являющейся моделью реального демпфирующего устройства. Прижатие устройства 17 к имитатору лопатки 5 осуществляется болтом 18 через отверстие 13 со стандартной головкой под динамический ключ.

На фиг.3а представлен эскиз пластины 15 с выполненной проточкой для фиксации модели демпфирующего устройства 17 от боковых смещений и углов поворота. Положение удерживающих пластин 15 и 16 в сборке со стойкой 12 и моделью демпфирующего устройства 17 представлено на фиг.3б.

На фиг.4а представлен прижим модели демпфирующего устройства 17 винтом 18, вставляемым в отверстие 13, на фиг.4б и фиг.4в показаны положения поверхностей трения 19 и 20 непрофильной части торца лопатки 5 и модели демпфирующего устройства 17 соответственно.

На фиг.5 представлено положение нагрузочного устройства 1 на вибростенде 2. Крепление устройства 1 к станине 3 происходит через специальные струбцины 21, прижимающие подвижную плиту 7.

На фиг.6 представлен эскиз стойки 12 с прижимными пластинами 15 и 16 и моделью демпфирующего устройства 17. Стойка 12 соединена со станиной 3 болтами через специальные отверстия 22. Проточка в пластине 15 и соединение ее со стойкой 12 идентичны варианту, представленному на фиг.3а и фиг.3б соответственно.

Поверхности трения модели демпфирующего устройства 17 и лопатки 5 идентичны поверхностям, представленным на фиг.4а и фиг.4б.

Для надлежащей работы перед установкой нагрузочного устройства 1 на станину 3 стенда 2 предварительно осуществляется начальное регулирование станины относительно установленной в зажиме 8 толкателя 9 лопатки 5 (или ее имитатора) следующим образом.

В ряде случаев напрямую проводить экспериментальные исследование на реальных лопатках вентиляторов не представляется возможным (это связано как с затратами на проведение эксперимента, так и сложностью изготовления лопаток, демпфирующих устройств к ним и сложностью самого эксперимента), поэтому для экспериментальных исследований изготовляется специальная модель вентиляторной лопатки (имитатор), обладающая всеми необходимыми упругими и инерционными свойствами реальной лопатки и исследование по определению демпфирующих характеристик проводится непосредственно на ней.

После установки нагрузочного устройства 1 на станину 3 стенда 2 выполняется точное регулирование положения модели демпфирующего устройства 17 относительно торца лопатки 5 с помощью перемещения подвижной плиты 7 относительно станины 3 так, чтобы модель демпфирующего устройства 17 поверхностью трения 20 касалась торца лопатки 5 по ее поверхности трения 19. Расстояние от заделки лопатки 5 в зажиме 8 до места касания модели демпфирующего устройства 17 к торцу ее непрофильной части определяется заранее расчетным путем.

Регулировка устройства 17 по высоте осуществляется с помощью ослабления резьбового соединения пластин 15 и 16, выставлением требуемого уровня высоты устройства 17 и дальнейшей фиксацией пластин.

В отверстие 13 ввинчивают винт 18 с выбранным расчетным диаметром резьбы. Винт 18 должен касаться модели демпфирующего устройства 17. Данное положение нагрузочного устройства при возбуждении резонансных колебаний лопатки 5 имитирует отсутствие демпфирующего устройства.

Работа нагрузочного устройства происходит следующим образом: Вызывают колебания лопатки 5 кинематическим возбуждением от стенда 2, передающимся на основание толкателя 11 и далее через систему толкатель 9 - зажим 8 на лопатку 5.

При дальнейшем ввинчивании винта 18 в отверстие 13 он начинает давить на модель демпфирующего устройства 17, в результате происходит изгиб модели демпфирующего устройства 17 и оно начинает давить на торцевую поверхность непрофильной части лопатки 5.

Ход винта 18 определяет перемещение модели демпфирующего устройства 17 и, как следствие, силу ее прижатия к торцу лопатки. Ход винта 18 регулиремый и диапазон прижимного усилия ограничен только прочностью самой модели демпфирующего устройства 17.

При контакте поверхности трения 20 устройства 17 с поверхностью трения 19 торца непрофильной части лопатки 5 (имитатора) возникают силы сухого (Кулонова) трения, их действие направлено на рассеяние энергии колебаний.

Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает как регулирование ориентации нагрузочного устройства в трех взаимно ортогональных направлениях пространства; так и создание силы прижатия, обеспечивающей достаточную силу трения для требуемого в исследовании рассеивания энергии колебаний, что позволяет точно имитировать действия демпфирующего устройства и этим повышает достоверность исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя на вибростенде.

Предлагаемое изобретение может быть использовано для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов авиационного газотурбинного двигателя, в том числе с большой конусностью втулки.

1. Нагрузочное устройство для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя на вибростенде, содержащее узел фиксации, предназначенный для удержания и фиксации демпфирующего устройства при нагружении, узел ориентации, размещенный на вибростенде и соединенный с узлом фиксации, выполненный с возможностью регулируемого перемещения демпфирующего устройства в трех взаимно ортогональных направлениях пространства, и узел нагружения прижатием демпфирующего устройства к торцевой поверхности непрофильной части лопатки, размещенный в узле ориентации, выполненный с возможностью регулирования и создания силы прижатия, обеспечивающей силу трения, достаточную для требуемого в исследовании рассеивания энергии колебаний.

2. Нагрузочное устройство по п.1, отличающееся тем, что узел фиксации выполнен в виде пластин, которые прижимают размещенное между ними демпфирующее устройство, узел ориентации содержит плиту, установленную на ней стойку, несущую прижимающие пластины с устройством демпфирования между ними, причем для регулирования перемещения демпфирующего устройства в трех взаимно ортогональных направлениях пространства плита и стойка содержат проточки фрезой под крепежные болты, обеспечивающие ход в радиальном направлении и поворот относительно вибростенда, а узел нагружения прижатием содержит вставленный в отверстие стойки винт с расчетными диаметром и шагом резьбы, которые выбраны так, что создаваемое при нагружении прижимное усилие обеспечивает достаточную силу трения для рассеивания энергии колебаний в стойке.

3. Нагрузочное устройство по п.1, отличающееся тем, что подвижная плита закреплена к станине стенда струбцинами, а стойка имеет жесткое соединение с подвижной плитой.



 

Похожие патенты:

Использование: в способе и устройстве для распознавания состояния исследуемой создающей шумы машины. Сущность: в способе и устройстве распознавания состояния исследуемого создающего шумы объекта сгенерированная для по меньшей мере одного эталонного объекта статистическая основная модель классификации акустических признаков на основе акустических признаков (m) генерируемого исследуемым объектом (2) шума с помощью блока (5) обработки данных автоматически индивидуально адаптируется, причем блок (5) обработки данных на основе индивидуально адаптированной статистической модели классификации классифицирует состояние исследуемого создающего шумы объекта (2).

Изобретение относится к авиации и может быть применено для диагностики входных устройств силовых установок с использованием вейвлет-анализа. Способ заключается в регистрации физических параметров с помощью датчиков, преобразовании данных в вейвлет-коэффициенты и последующем анализе.
Изобретение относится к диагностированию дизельных двигателей автотранспортных и военных машин, в частности к способам определения дымности отработанных газов дизельных двигателей с применением компьютера.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к высотным испытаниям крупногабаритного РДТТ. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД.

Изобретение относится к способу управления для диагностики неисправностей регулятора давления отработавших газов в соответствии с ограничительными частями независимых пунктов формулы изобретения.

Изобретение относится к испытательным стендам для определения характеристик и границы устойчивой работы компрессора в составе двигателя. .

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа турбореактивных, способам их опытного производства, испытания и доводки, а также промышленного производства и эксплуатации.

Способ определения полноты сгорания топливной смеси в камере сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя заключается в том, что двигатель жестко соединяют с горизонтальной мерительной платформой, платформу устанавливают на поперечные упругие опоры и соединяют с датчиком силы. Датчик силы тарируют грузом заданной массы и измеряют усилие на датчике силы. После этого подают холодный воздух на вход в камеру сгорания и измеряют усилие на датчике силы. Потом дополнительно подают в камеру сгорания топливо, воспламеняют образовавшуюся топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы, затем вычисляют полноту сгорания топливной смеси по соотношению, защищаемому настоящим изобретением. Изобретение позволяет повысить точность, надежность и упростить определения полноты сгорания топливной смеси в камере сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. 1 ил.

Изобретение может быть использовано при испытаниях турбокомпрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Стенд содержит входную и выходную магистрали, регулируемый источник газового потока с регулируемым приводом, выполненный в виде технологического компрессора, испытуемый турбокомпрессор с системой смазки и охлаждения, устройство для создания пульсаций газового потока и регулируемый дроссель. В качестве регулируемого привода используется ДВС со струйным смесителем, установленным между регулируемым дросселем и отводным патрубком. Стенд снабжен модулем аналогового ввода, коммутатором, блоком обработки информации, преобразователем интерфейса, устройством вывода информации, запоминающим устройством, датчиками частоты вращения ротора турбокомпрессора и технологического компрессора, датчиками давления и температуры газового потока. Датчики давления и температуры установлены на входе и выходе в компрессор испытуемого турбокомпрессора, на входе и выходе технологического компрессора, на входе и выходе турбины испытуемого турбокомпрессора, на выходе из ДВС. Датчики расхода воздуха установлены на выходе из компрессора и на выходе из ДВС, причем все датчики давления, температуры, расхода воздуха и частоты вращения соединены через модуль аналогового ввода и коммутатор с блоком обработки информации, который соединен с запоминающим устройством и через преобразователь интерфейса и с устройством вывода информации. Технический результат заключается в повышении достоверности испытания турбокомпрессора путем измерения, регистрации и обработки больших массивов данных множества контролируемых параметров. 1 ил.

Изобретение относятся к диагностике турбомашин и может быть использовано для диагностирования состояния трансмиссии двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя включает приведение валов во вращение, измерение значения заданного параметра, сравнение его с заданным значением и определение по результатам сравнения состояния трансмиссии, при этом диагностирование осуществляют на выбеге валов, причем для проведения диагностики задают большую и меньшую частоты вращения каждого вала, а в качестве заданного параметра используют время, в течение которого значение частоты вращения каждого вала уменьшается от большего заданного значения до меньшего, полученные значения времени сравнивают с заданным для данного интервала частот вращения валов бездефектной трансмиссии каждого вала и по результатам сравнения судят о состоянии трансмиссии газотурбинного двигателя. Технический результат изобретения - повышение надежности и достоверности диагностики трансмиссии ГТД. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов. Техническим результатом является повышение надежности диагностирования электрических цепей и достоверности диагностируемых параметров. В способе диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов, в диагностируемую электрическую цепь дополнительно последовательно подключают конденсатор, на вход цепи подают переменное напряжение промышленной частоты и в режиме установившихся гармонических колебаний измеряют амплитуду и фазовый сдвиг напряжения на конденсаторе относительно поданного напряжения, вычисляют относительную амплитуду в виде отношения амплитуды напряжения на конденсаторе к амплитуде подаваемого напряжения и в качестве диагностируемых параметров принимают значение фазового сдвига и вычисленное значение относительной амплитуды. 2 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в дизель-электрической системе привода. Технический результат - исключение перегрузки мощных полупроводников автономных выпрямителей импульсного тока со стороны генератора при проведении теста self-load-test. Дизель-электрическая система привода содержит генератор (4) с двумя многофазными обмотками (22, 24), дизельный двигатель (2) и выпрямитель (6) переменного тока промежуточной цепи напряжения с двумя автономными выпрямителями (10, 12) импульсного тока, соединенными со стороны генератора с указанными обмотками (22, 24), а с другой стороны посредством средства (30) тормозного сопротивления они соединены между собой. Согласно изобретению в качестве средства (30) тормозного сопротивления предусмотрены, соответственно, два электрически последовательно включенных сопротивления (48, 50), величины сопротивления которых равны половине величины средства (30) тормозного сопротивления, и предусмотрено двухполюсное коммутационное устройство (54), соединенное со стороны входа, соответственно, с точкой (52) соединения двух электрически последовательно включенных сопротивлений (48, 50). Таким образом, у этой дизель-электрической системы привода существует возможность проведения теста Self-load-Test с регулируемым моментом нагрузки для контроля мощности дизельного двигателя (2), причем никакой перегрузки мощных полупроводников автономных выпрямителей (10, 12) импульсного тока со стороны генератора более не происходит. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к контролю технического состояния авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики ГТД в процессе их эксплуатации, после технического обслуживания и/или ремонта. Получение эталонной виброхарактеристики осуществляют формированием базовой виброхарактеристики, которое проводят путем измерения и регистрации значений вибросигнала на рабочих частотах вращения ротора при наземных испытаниях двигателя, а также формированием эксплуатационной виброхарактеристики, для чего проводят заданную серию полетов, на каждом из полетов серии по показаниям значений вибросигнала на рабочих частотах вращения ротора формируют локальную эксплуатационную виброхарактеристику, задают порог отклонения локальных эксплуатационных виброхарактеристик от базовой, каждую полученную локальную виброхарактеристику серии сравнивают с базовой и по локальным виброхарактеристикам, значения которых не выходят за пределы установленного порога при сравнении с базовой характеристикой, формируют эталонную виброхарактеристику. Технический результат изобретения - повышение точности и надежности диагностики двигателя непосредственно в полете и на моторных стендах. 1 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к способам диагностики технического состояния новой техники, не имеющих аналогов. Способ включает испытания объектов до выработки ими ресурса на рабочих режимах работы с определением времени наработки до отказа. Испытывают как минимум два объекта, ожидают отказа первого объекта и фиксируют момент времени его отказа, фиксируют времена наработок остальных испытываемых объектов в момент времени отказа первого объекта. На основе выборки по испытываемым объектам с соответствующими им временами отказа или наработок формируют статистический ряд, сортируемый по возрастанию времени наработки. По сформированному статистическому ряду определяют накопленные интенсивности отказов, затем выбирают функцию распределения, определяют значения ее параметров и рассчитывают гамма-процентные показатели ресурса, на основании которых определяют остаточный ресурс. Кроме того, определяют остаточный ресурс при отказе каждого последующего объекта для повышения точности определения остаточного ресурса. Технический результат заключается в определении остаточного ресурса вновь разрабатываемых и эксплуатируемых технических объектов, не имеющих аналогов, при ограниченном объеме их испытаний (эксплуатации). 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.

Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата содержит соосно соединенные турбину, компрессор, электрогенератор и соединительную муфту для испытуемого высокооборотного агрегата, а также стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений. Стенд снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами. Выход нагревателя соединен с входом турбины. Выход турбины с входом тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора. Выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора. Выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела в течение испытания. Выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора. Выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя. Нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой. Труба образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга но направлению движения газового рабочего тела. Пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов надетого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией. Электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины. Другими объектами настоящего изобретения являются стенды, в которых высокооборотный агрегат представляет собой или турбину, или компрессор, или электрогенератор. Изобретение позволяет увеличить длительность испытаний мощных высокооборотных агрегатов на работоспособность. 4 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиации и может быть применено для определения запаса устойчивости входного устройства газотурбинных двигателей. При постоянной частоте вращения ротора двигателя при перемещении органа механизации воздухозаборника определяют программное и фактическое положения органа механизации, измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, по результатам измерений вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения (СКО) вейвлет-коэффициентов, сравнивая значения СКО с полученными во время предварительных испытаний их критическими значениями, при достижении СКО критических значений определяют критическое положение органа механизации и вычисляют запас устойчивости как разницу между программным и критическим положениями органа механизации. Изобретение позволяет определять запасы устойчивости входного устройства без нарушения его устойчивой работы и возможных разрушений, сокращает время проведения летных испытаний. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение может быть использовано при испытаниях объекта (О): транспортного средства (ТС), снабженного двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в отношении мощностных показателей, выбросов загрязняющих веществ и топливной экономичности или ДВС в отношении его рабочих характеристик при работе на газовых топливах (ГТ). Для испытаний используют доступное в регионе испытаний, либо доступное для региона поставок ГТ. Предварительная подготовка ГТ к испытаниям заключается в получении данных о его низшей теплоте сгорания. По завершении подготовительных работ проводят испытания. По результатам измерений, выполненных в процессе испытаний О, дополнительно рассчитывают энергию, заключенную в использованном для данных конкретных испытаний ГТ, энергию, снятую с маховика О, если О - ДВС, или с маховика ДВС объекта, если О - ТС, энергоэффективность О, относительное энергосодержание ГТ. При принятии решений по результатам испытаний экономичность О оценивают с учетом его энергоэффективности, а мощностные показатели (мощность, крутящий момент) оценивают с учетом относительного энергосодержания топливо-воздушной смеси. Технический результат заключается в сокращении сроков и повышении достоверности результатов испытаний. 4 табл.
Наверх