Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя относится к системам измерения частоты вращения ротора авиационных и наземных газотурбинных двигателей, имеющих циркуляционную систему смазки подшипниковых опор. Канал системы смазки суфлирования, одновременно являющийся трубчатым корпусом (3), разделен на две части: тройник (4) и трубчатый корпус (3), которые между собой герметично соединены компенсатором (5). Непосредственно у входа трубчатого корпуса (3) в корпус маслополости на наружной поверхности трубчатого корпуса (3) выполнен цилиндрический выступ (6), ограничивающий перемещения трубчатого корпуса (3) в радиальном направлении в сторону оси ротора двигателя, а под цилиндрическим выступом (6) предусмотрен набор шайб (9) различной толщины для обеспечения зазора Н между бесконтактным датчиком (7) и индуктором (8). 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя относится к газотурбостроению и авиадвигателестроению, более конкретно - к системам измерения частоты вращения ротора газотурбинных двигателей, имеющих циркуляционную систему смазки подшипниковых опор, включающую системы подачи масла и суфлирования, в частности к системам измерения частоты вращения ротора свободных турбин газотурбинных двигателей наземного использования.

Известна также система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя или паровой турбины, содержащая бесконтактный датчик частоты вращения индукционного типа, содержащая индуктор, выполненный в виде зубчатого колеса, установленного на роторе газотурбинного двигателя под датчиком частоты вращения, с осью, совпадающей с осью вращения ротора газотурбинного двигателя, систему обработки сигнала, электрические линии, связывающие датчик частоты вращения с системой обработки сигнала (см. А.с. SU №1257246 А1, МПК4 F01D 21/02, опубликовано 15.09.1986 г.).

Недостатком системы является то, что расположение датчика частоты вращения рядом с деталями турбины, имеющими высокую температуру, приводят к снижению надежности системы и точности замера сигнала.

Наиболее близким к заявляемому техническим решением-прототипом является система измерения частоты вращения ротора свободной турбины газотурбинных двигателей НК-16СТ, НК-16-18СТ, НК-36СТ, НК-37СТ, НК-38СТ, имеющих циркуляционную систему смазки подшипниковых опор, включающую системы подачи масла и суфлирования, каналы, смазки которых выполнены в ребрах опоры газотурбинного двигателя, содержащая бесконтактный датчик частоты вращения индукционного типа, закрепленный на деталях статора газотурбинного двигателя, содержащая индуктор, выполненный в виде зубчатого колеса, установленного на роторе газотурбинного двигателя под датчиком частоты вращения, с осью, совпадающей с осью вращения ротора газотурбинного двигателя, систему обработки сигнала, электрические линии, связывающие датчик частоты вращения с системой обработки сигнала (см. патент RU №2416731 С1, МПК F02C 9/28, опубликовано 20.04.2011 г.).

Недостатком известной системы является то, что расположение датчика частоты вращения рядом с деталями турбины, имеющими большие перепады температур, следовательно, и различные температурные расширения корпусов (статора и преобразователя частоты вращения) при работе газотурбинного двигателя приводят к существенному изменению зазора Н между индуктором и бесконтактным датчиком, снижению надежности системы и точности измерений, так как из-за существенного изменения зазора Н между индуктором и бесконтактным датчиком нарушается стабильность электрических импульсов от бесконтактного датчика к считывающему устройству.

Технической задачей изобретения является повышение надежности работы системы измерения частоты вращения ротора, получение надежного, более точного и устойчивого электрического сигнала от бесконтактного датчика системы измерения частоты вращения ротора независимо от режима работы газотурбинного двигателя.

Решаемая техническая задача в системе измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя, имеющая циркуляционную систему смазки подшипниковых опор, включающую системы подачи масла и суфлирования, каналы смазки которых выполнены в ребрах опоры газотурбинного двигателя, содержащая бесконтактный датчик частоты вращения индукционного типа, закрепленный на деталях статора газотурбинного двигателя, содержащая индуктор, выполненный в виде зубчатого колеса, установленного на роторе газотурбинного двигателя под датчиком частоты вращения, с осью, совпадающей с осью вращения ротора газотурбинного двигателя, систему обработки сигнала, электрические линии, связывающие датчик частоты вращения с системой обработки сигнала, при этом трубчатый корпус преобразователя частоты вращения по месту соединения с тройником разделен на две части и между тройником и трубчатым корпусом преобразователя частоты вращения установлен компенсатор, а в нижней части трубчатого корпуса преобразователя частоты вращения непосредственно перед входом в корпус маслополости на наружной поверхности выполнен цилиндрический опорный выступ, ограничивающий перемещения трубчатого корпуса в радиальном направлении в сторону оси ротора двигателя.

Кроме того, под выступом предусмотрены набор регулировочных шайб различной толщины.

Технический эффект в части выполнения системы измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя с индуктором заключается в повышении надежности работы системы, получением надежного, более точного и устойчивого электрического сигнала от бесконтактного датчика системы измерения частоты вращения ротора из-за исключения влияния температурных расширений корпусов.

Технический эффект в части выполнения регулировочных шайб различной толщины заключается в обеспечении необходимого радиального зазора Н между датчиком и индуктором.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом.

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя состоит из преобразователя частоты вращения 1, установленного фланцевым соединением в корпусе опоры свободной турбины 2, и включает в себя трубчатый корпус 3, тройник 4 компенсатор 5, кольцевой выступ 6, ограничивающие осевое перемещение бесконтактного датчика 7, индуктора 8, набор регулировочных шайб 9 и крепежных болтов 10.

После установки преобразователя частоты вращения 1 по месту и затяжки крепежных болтов 10 компенсатор 5 сжимается в пределах упругой деформации, величина которой выбирается из результатов расчета температурного расширения корпуса опоры свободной турбины 2 и преобразователя частоты вращения 1, а корпус преобразователя частоты вращения 1 торцом кольцевого выступа 6 прижимается к корпусу маслополости. Для обеспечения необходимого радиального зазора Н между бесконтактным датчиком 7 и индуктором 8 предусмотрен набор регулировочных шайб различной толщины 9.

При такой конструкции трубчатого корпуса преобразователя частоты вращения, который одновременно играет роль канала суфлирования, температурные расширения корпусов на величину зазора Н практического влияния не оказывают ввиду того, что зона L1 имеет существенно меньшее значение размера по сравнению с размером L и находится в месте минимальных температур из-за омывания воздушно-масляной смесью суфлирования системы смазки двигателя.

1. Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя, имеющая циркуляционную систему смазки подшипниковых опор, включающую системы подачи масла и суфлирования, каналы смазки которых выполнены в ребрах опоры газотурбинного двигателя, содержащая бесконтактный датчик частоты вращения индукционного типа, закрепленный на деталях статора газотурбинного двигателя, содержащая индуктор, выполненный в виде зубчатого колеса, установленного на роторе газотурбинного двигателя под датчиком частоты вращения, с осью, совпадающей с осью вращения ротора газотурбинного двигателя, систему обработки сигнала, электрические линии, связывающие датчик частоты вращения с системой обработки сигнала, отличающаяся тем, что трубчатый корпус преобразователя частоты вращения по месту соединения с тройником разделен на две части и между тройником и трубчатым корпусом преобразователя частоты вращения установлен компенсатор, а в нижней части трубчатого корпуса преобразователя частоты вращения непосредственно перед входом в корпус маслополости на наружной поверхности выполнен цилиндрический опорный выступ, ограничивающий перемещения трубчатого корпуса в радиальном направлении в сторону оси ротора двигателя.

2. Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что под выступом предусмотрен набор регулировочных шайб различной толщины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к кабельной технике, а именно: к способам контроля электрических кабелей на соответствие техническим требованиям, отражающим эксплуатационные параметры.

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к стендам для исследования параметров улавливания оборвавшейся ленты наклонного конвейера с желобчатыми опорными роликоопорами на грузонесущей ветви конвейерной ленты при использовании подвесных канатных ловителей, которые отличаются от других типов ловителей простотой конструкции и надежностью срабатывания при обрыве конвейерной ленты.

Изобретение относится к устройству измерения показателей силового взаимодействия между тележкой и кузовом, применяемому при испытаниях железнодорожных подвижных транспортных средств.

Изобретение относится к индикаторам нагрузки и касается индикации жесткой посадки самолета и воздействующих на самолет буксировочных усилий, превышающих допустимые.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в гидромашиностроении при разработке оборудования нефтедобывающей промышленности, в частности многоступенчатых погружных центробежных насосов.

Изобретение относится к средствам объективного контроля индивидуальных физических данных спортсменов в легкой атлетике. .

Изобретение относится к способам определения работоспособности газонефтепроводных стальных труб магистральных трубопроводов и может быть использовано в нефтяной и газовой промышленности.

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения номинальной эффективной мощности двигателя транспортной машины, преимущественно трактора.

Изобретение относится к испытательным средствам для автомобильного транспорта. .

Изобретение относится к системе и способу контроля нагрузки опоры шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к средствам объективного контроля индивидуальных физических данных спортсмена, и может быть использовано в самых различных видах спорта. Способ заключается в том, что спортсменом делается два идентичных двигательных действия. С помощью спектранализатора измеряется ускорение руки, на которой закреплен пьезоакселерометр. На руку спортсмена, на которой закреплен пьезоакселерометр, дополнительно навешивается калиброванный груз. По двум полученным значениям ускорения руки и известной массе дополнительного груза находится искомая величина. Тренажер для измерения вовлекаемой массы спортсмена, например лыжника, представляет собой прямоугольную раму, на коротких сторонах которой параллельно друг другу установлены неподвижные валы, на концах которых при помощи подшипников качения насажены стальные бобины цилиндрической формы. На каждую пару бобин вдоль длинных сторон рамы натянуты армированные резиновые ленты. В центральной части конструкции, ближе к одному из валов, приварена площадка, на которой стоит лыжник и отталкивается палками от ленты, приводя ее в круговое движение. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерений. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям, связанным с дозированием энергии при импульсном брикетировании металлической стружки. Сущность: объему пластически деформируемой стружки предварительно к моменту брикетирующего удара придают жесткое боковое ограничение, обеспечивающее числовое равенство безразмерных величин - истинной относительной деформации по высоте получаемого брикета и степени его пористости α. Дозу энергии Е для импульсного брикетирования стружки вычисляют по уравнению Е=σтαV, где σт - динамическое напряжение в сплошном металле; αV - объемное количество металла в брикете. Технический результат: повышена точность дозирования энергии для получения брикетов с заранее назначенной плотностью и сформированы условия для создания оборудования, способного надежно работать в условиях удара.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемых электроприводах общепромышленных механизмов и транспортных средств. Технический результат - расширение функциональных возможностей, повышение надежности и точности работы. В устройстве для измерения электромагнитного момента в электроприводе с синхронным реактивным двигателем в цепь каждой фазной обмотки статора включен последовательно датчик тока, выходные клеммы которого подключены к первой группе входных клемм первого коммутатора сигналов и к первой группе входных клемм второго коммутатора сигналов. Датчик положения ротора механически соединен с валом электродвигателя, а его выходные клеммы соединены со второй группой входов первого и второго коммутаторов сигналов. Выходные клеммы коммутаторов соединены с входными клеммами сумматоров, выходные клеммы которых соединены с входными клеммами блока произведения, напряжение на выходе которого соответствует величине электромагнитного момента двигателя. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к способам опознавания воздействий на подъемно-транспортную машину. Осуществляя контроль эксплуатации транспортного средства, обнаруживают перегрузки при столкновении транспортного средства. Контролируют скорость транспортного средства на основе информации, полученной от датчика скорости. Рассчитывают изменения количества движения транспортного средства на основе контролируемой скорости транспортного средства. Определяют, произошли ли изменения количества движения и обнаружены ли перегрузки при столкновении транспортного средства в течение заданного периода времени между ними. Формируют сигнал воздействия, указывающий, что изменение количества движения и обнаруженные перегрузки при столкновении транспортного средства произошли в течение заданного периода времени. Достигается опознавание воздействий на подъемно-транспортные машины, определение перегрузки и изменения количества движения для обнаружения воздействий и определения, какие воздействия достаточно значимы, чтобы о них сообщить, занести их в журнал или иным образом довести их до сведения оператора машины и для управления оператором при помощи беспроводных решений 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к буровой технике и предназначено для измерения параметров силового воздействия на буровое долото режуще-скалывающего действия в процессе разрушения им породы. Лабораторная установка для определения нагрузки, действующей на буровое долото, содержит измерительную балку, жестко закрепленную на базовой плите, с установленным на ней долотом. На измерительной балке смонтированы тензометрические датчики, образующие шесть тензометрических мостов для измерения осевой нагрузки Rza на измерительную балку вдоль ее оси, Mza - момента, скручивающего измерительную балку относительно ее оси, Mxa, Mxb - моментов соответственно в поперечных сечениях измерительной балки, отстоящих друг от друга на расстоянии a, изгибающих измерительную балку в плоскости, проходящей через ее ось, и ось декартовой системы координат, Mya, Myb - моментов соответственно в поперечных сечениях измерительной балки, изгибающих измерительную балку в плоскости, проходящей через ее ось, и ось декартовой системы координат. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерений. 8 ил.
Наверх